Эмоциональный интеллект. специальная подготовка для реализации этих программ
специальная подготовка для реализации этих программ. Да и
некоторые дети тоже окажут сопротивление этим нововведени
ям, особенно в тех пределах, в которых эти занятия расходятся с
их насущными интересами, или из-за того, что воспримут их как
назойливые посягательства на их частную жизнь. Вдобавок ко
всему возникает дилемма: как сохранить высокое качество та
ких программ и помешать ловким дельцам на рынке образова
ния проталкивать непрофессионально составленные програм
мы по эмоциональной компетентности, которые повторяют ка
тастрофические ошибки, например, непродуманной политики
в отношении наркотиков или беременности подростков.
Так зачем же нам, с учетом всего этого, пытаться что-то из
менить?
Меняет ли дело эмоциональная грамотность?
С некоторых пор всех учителей мучает один и тот же кош
мар: однажды утром Тим Шрайвер развернул местную газету и
прочел о том, что на одной изулицНью-ХейвенавЛамона, его
любимца среди бывших учеников, было произведено девять
выстрелов и что он доставлен в больницу в критическом состо
янии. «Ламон был одним из школьных лидеров: огромного ро
ста — шесть футов и два дюйма, страшно популярный полуза
щитник и всегда улыбался, — говорит о нем Шрайвер. — В то
время Ламон с удовольствием ходил в «клуб лидеров», которым
я тогда заведовал, и мы там, помню, обменивались разными
идеями по известной модели решения проблем».
Эта модель представляет собой четырехэтапный метод «Си
туация, варианты, следствия, решение»: скажи, что за ситуа
ция сложилась и какие чувства она у тебя вызывает, обдумай
свои варианты решения этой проблемы и их возможные послед
ствия, выбери решение и реализуй его — версия метода «свето
фора» для взрослых. Ламон, добавил Шрайвер, любил прово
дить «мозговые атаки» на воображаемые, но потенциально дей
ственные способы справляться с неотложными дилеммами,
которые ставит жизнь средней школы, такими как проблемы с
подружками и способы избежать драки.
Лэниел Гоулман
Но после окончания средней школы этих немногочислен
ных уроков для него, по-видимому, оказалось недостаточно.
Бродя по улицам средь моря нищеты, наркотиков и огнестрель
ного оружия, Ламон в свои двадцать шесть лет оказался на боль
ничной койке с изрешеченным пулями телом, весь в бинтах.
Примчавшись в госпиталь, Шрайвер обнаружил, что Ламон с
трудом может говорить, а над ним склонились его мать и де
вушка. Увидев бывшего учителя, Ламон жестом пригласил его
подойти к постели, и когда Шрайвер нагнулся, чтобы расслы
шать его, прошептал: «Шрайв, когда я выберусь отсюда, я не
пременно воспользуюсь тем методом».
Ламон окончил среднюю школу «Хиллхауз» до того, как там
начали преподавать курс социального развития. Может, его
жизнь сложилась бы иначе, если бы к его услугам было такое
образование на протяжении всех лет учебы в школе, какое по
лучают в нынешнее время дети в бесплатных средних школах
Нью-Хейвена? Все признаки указывают на возможность утвер
дительного ответа, хотя сказать наверняка никто не может.
А вот как высказался по этому поводу Тим Шрайвер: «Ясно
одно: испытательным полигоном для решения социальных про
блем должна служить не только классная комната, но и кафе
терий, улицы и домашний круг». Обратимся к свидетельствам
учителей, занятых реализацией нью-хейвенской программы.
Одна из них рассказала, что ее посетила бывшая ученица, пока
незамужняя, и призналась, что к нынешнему моменту почти
наверняка уже была бы матерью-одиночкой, «если бы не на
училась отстаивать свои права на наших занятиях по социаль
ному развитию». Другая учительница вспоминала, что у одной
из ее учениц отношения с матерью были настолько плохими,
что их разговоры вечно заканчивались состязаниями^ кто кого
перекричит; после того как девочка научилась успокаиваться и
думать прежде, чем реагировать, мать сообщила ей, что теперь
они могут разговаривать, не «выходя из себя». В школе Трауп
шестиклассница передала записку своей преподавательнице
курса социального развития. В записке говорилось, что ее луч
шая подруга беременна, ей не с кем поговорить о том, что ей
делать, и она собирается покончить с собой, но девочка была
уверена, что преподавательница позаботится о ее подруге.
Поиск по сайту:
|