Противоположное, применяются реверсивные светофоры с красным Х-об-разным сигналом и зеленым сигналом в виде стрелки, направленной вниз. Эти сигналы запрещают или разрешают движение по полосе, над которой они расположены.
Основные сигналы реверсивного светофора могут быть дополнены желтым сигналом в виде стрелки, наклоненной по диагонали вниз вправо, включение которого запрещает движение по полосе, обозначенной с обеих сторон дорожной разметкой 1.9, и информирует о смене сигнала реверсивного светофора и необходимости перестроения на полосу движения правее.
При выключенных сигналах реверсивного светофора, расположенного над полосой, обозначенной с обеих сторон дорожной разметкой 1.9, въезд на эту полосу запрещен.
Применение специальных светофоров для организации переменного движения транспортных средств по одной или нескольким полосам дороги (реверсивное движение) может вводиться на городских или загородных дорогах, где интенсивность транспортного потока значительно изменяется по направлениям в отдельные дни недели или часы суток. При этом обязательно наличие особой разметки полос движения линиями 1.9 (см. Приложение 2).
Реверсивные светофоры устанавливаются в начале полосы проезжей части над ней и повторяются таким образом, чтобы водители транспортных средств могли видеть не менее двух последовательно установленных светофоров.
Рис. 8.5. Порядок движения на участке дороги с полосой для реверсивного движения.
Въезд при зеленом сигнале реверсивного светофора на полосу, предназначенную для реверсивного движения, непосредственно под светофор не запрещен. Водителям транспортных средств, выезжающим с других дорог на дорогу с полосой для реверсивного движения, разрешается перестраиваться на полосу реверсивного движения только после проезда реверсивного светофора с включенным сигналом, разрешающим движение.
8.7.5. Для регулирования движения трамваев могут применяться светофоры с четырьмя сигналами бело-лунного цвета, расположенными в виде буквы «Т».
Движение разрешается только при включении одновременно нижнего сигнала и одного или нескольких верхних, из которых левый разрешает движение налево, средний — прямо, правый — направо. Если включены лишь три верхних сигнала — движение запрещено.
В случае выключения или неисправности трамвайных светофоров водители трамваев должны руководствоваться требованиями светофоров со световыми сигналами красного, желтого и зеленого цветов.
Рис. 8.6.Значение сигналов светофоров для регулирования движения трамваев и разрешенные направления движения.
В местах, где пути движения трамваев пересекаются с проезжими частями, предназначенными для движения нерельсовых транспортных средств, может быть установлен специальный светофор для трамваев, который на данном перекрестке позволяет водителям трамваев лучше ориентироваться в сигналах, разрешающих им движение, и беспрепятственно разъезжаться с другими транспортными средствами.
На пересечениях дорог, где специальные светофоры для регулирования движения трамваев отсутствуют, водители этих транспортных средств должны выполнять сигналы обычных транспортных светофоров с учетом определенных Правилами преимуществ трамвая на движение перед нерельсовыми транспортными средствами. В местах, где установлены светофоры для регулирования движения трамваев, вместе с ними устанавливаются также дорожные трехсекционные светофоры для водителей нерельсовых транспортных средств, при этом они должны работать в синхронном режиме.
8.7.6. Для регулирования движения на железнодорожных переездах применяются светофоры с двумя красными сигналами или одним бело-лунным и двумя красными, имеющими следующие значения:
а) мигающие красные сигналы запрещают движение транспортных средств через переезд;
б) мигающий бело-лунный сигнал показывает, что сигнализация ис правна и не запрещает движение транспортных средств.
На железнодорожных переездах одновременно с запрещающим сигналом светофора может быть включен звуковой сигнал, дополнительно информирующий участников дорожного движения о запрещении движения через переезд.
Эта светофорная сигнализация предусмотрена Конвенцией о дорожных знаках и сигналах. Применение такой сигнализации, состоящей из двух попеременно мигающих красных сигналов или одного бело-лунного и двух красных, обеспечивает более надежное информирование участников дорожного движения о разрешении или запрещении движения через железнодорожный переезд. Поэтому регулируемые железнодорожные переезды оборудуются такой световой и звуковой сигнализацией.
На железнодорожных переездах со шлагбаумом порядок движения транспортных средств и работу сигнализации (звуковой, световой, шлагбаума) контролирует дежурный по переезду.
Проезд переезда в местах, где сигнализация не работает, обязывает водителя убедиться в том, что данный маневр будет безопасен (раздел 20 Правил). Вместе с тем, требования этого раздела обращают внимание водителей на то, что во всех других случаях при проезде железнодорожного переезда нельзя пренебрегать мерами предосторожности и следует обязательно убедиться в отсутствии поезда.
8.7.7. Если сигнал светофора имеет вид силуэта пешехода, его действие распространяется только на пешеходов, при этом зеленый сигнал разрешает движение, красный — запрещает.