Водители и пешеходы должны выполнять дополнительные требования регулировщика, даже если они противоречат сигналам светофоров, требованиям дорожных знаков и разметки.
Регулирование дорожного движения регулировщиками, как правило, применяется лишь в качестве временной меры при неисправности светофорных объектов, в местах, где кратковременно образуются интенсивные
потоки транспортных средств или пешеходов или при проведении специальных мероприятий.
Примером выполнения водителем требования регулировщика может служить случай, когда последний останавливает водителя в зоне действия знака 3.34 «Остановка запрещена». Наличие такого права одновременно возлагает на регулировщика ответственность за то, чтобы его требования и действия не нарушали безопасность дорожного движения. В то же время водитель, выполняя указание регулировщика об остановке, должен выполнить требования пунктов Правил о подаче предупреждающих сигналов, маневрировании (перестроении), выполнении остановки (п. 9.2 «а», 10.1, 15.1 — 15.3).
8.4. Дорожные знаки (приложение 1) делятся на группы:
а) предупреждающие знаки. Информируют водителей о приближении к опасному участку дороги и характере опасности. Во время движения по этому участку необходимо принять меры для безопасного проезда;
б) знаки приоритета. Устанавливают очередность проезда перекрест ков, пересечений проезжих частей или узких участков дороги;
в) запрещающие знаки. Вводят или отменяют определенные ограниче ния в движении;
г) предписывающие знаки. Показывают обязательные направления движения или разрешают некоторым категориям участников движение по проезжей части или отдельным ее участкам, а также вводят или отменяют некоторые ограничения;
г) информационно-указательные знаки. Вводят или отменяют опреде ленный режим движения, а также информируют участников дорожного движения о расположении населенных пунктов, различных объектов, тер риторий, где действуют специальные правила;
д) знаки сервиса. Информируют участников дорожного движения о рас положении объектов обслуживания;
е) таблички к дорожным знакам. Уточняют или ограничивают действие знаков, вместе с которыми они установлены.
Такое группирование дорожных знаков проведено согласно требованиям Конвенции о дорожных знаках и сигналах.
ДСТУ 4100-2002 «Знаки дорожные. Общие технические условия. Правила применения» предусматривает деление дорожных знаков на 7 групп, которые перечислены в подпунктах данного пункта Правил.
Кроме того, стандарт установил и упорядочил классификацию дорожных знаков, их основные параметры, символику, требования к знакам по их типоразмерам: (I — малого, II — среднего, III — большого, IV — очень большого), а также условия и порядок их применения.
В случае запрещения движения транспортных средств и пешеходов знаками 3.5 — 3.11 последние могут применяться комбинированно, т.е. на одном знаке может быть изображено до трех символов этих знаков, разделенных между собой (рис. 8.2).
Рис. 8.2. Комбинированное исполнение запрещающих знаков с нанесением нескольких символов.
Для обеспечения оптимальных условий восприятия дорожных знаков они должны размещаться в строго определенных местах относительно проезжей части с учетом их наилучшей видимости участниками дорожного движения. Согласно ДСТУ 3587-97 «Безопасность дорожного движения. Автомобильные дороги, улицы и железнодорожные переезды. Требования к эксплуатационному состоянию», расстояние видимости знака должно составлять не менее 100 м как в светлое время суток, так и в темное, должны обеспечиваться удобства эксплуатации и обслуживания, а также исключаться их неумышленные повреждения. При этом они не должны закрываться от участников дорожного движения никакими препятствиями (зелеными насаждениями, опорами внешнего освещения, рекламными афишами, стендами и т.п.).
ДСТУ 4100-2002 «Знаки дорожные. Общие технические условия. Правила применения» предусмотрено, что с разрешения ГУГАИ МВД Украины или Научно-исследовательского центра безопасности дорожного движения МВД Украины в экспериментальном порядке могут использоваться дорожные знаки, не предусмотренные действующими стандартами и техническими условиями, в том числе управляемые дорожные знаки и электронные табло с переменной информацией. При этом в необходимых случаях для своевременного информирования участников движения на экспериментальном участке дороги должны быть установлены транспаранты, объясняющие содержание и значение проводимого эксперимента.
8.5. Дорожная разметка (приложение 2) делится на горизонтальную и вертикальную и используется отдельно либо совместно с дорожными знаками, требования которых она подчеркивает или уточняет.
Разметка является одним из важнейших средств регулирования дорожного движения и в значительной мере влияет на безопасность движения. Высокая эффективность разметки объясняется, в первую очередь, тем, что она постоянно находится в поле зрения водителя, помогает ему правильно выбирать положение транспортного средства на проезжей части многополосных дорог, способствует лучшему ориентированию в направлении дороги, ограничивает в необходимых местах возможность маневрирования транспортных средств, способствуя тем самым повышению безопасности дорожного движения.
Разметка наносится на проезжую часть или элементы дорожных сооружений в соответствии с ДСТУ 2587-94 «Разметка дорожная. Нормы видимости. Методы контроля. Правила применения». Этот стандарт определяет требования к разметке, ее видимости в различное время года и суток, а также содержит условия и правила применения.
Дорожная разметка выполняется специальными разметочными материалами и может быть белого, желтого или черного цветов.
К разметке относятся линии, надписи и другие обозначения, наносимые на проезжую часть, бордюрные камни, другие элементы дорог и дорожных сооружений, которые устанавливают порядок дорожного движения, показывают габариты дорожных сооружений или указывают направление дороги. Разметка, нанесенная на проезжей части, используется как дополнение к дорожным знакам и светофорной сигнализации. Однако в ряде случаев, когда регулирование движения транспортных средств и пешеходов сложно осуществлять при помощи других технических средств организации дорожного движения, используется только разметка.
В соответствии с указанным выше ДСТУ различают две группы разметки: горизонтальную и вертикальную. Каждой линии присвоен индекс
(номер), состоящий из двух (трех) цифр. Первая цифра обозначает группу, к которой относится данная линия, вторая — порядковый номер линии этой группы, третья — разновидность линии.
Горизонтальная дорожная разметка устанавливает определенный режим и порядок движения. Наносится на проезжей части или по верху бордюра в виде линий, стрелок, надписей, символов и т. п. краской либо иными материалами соответствующего цвета согласно пункту 1 раздела 34 настоящих Правил.
Основное назначение горизонтальной разметки — упорядочение движения транспортных потоков с их распределением по всей ширине проезжей части (распределение встречных транспортных потоков, обозначение полос движения, края проезжей части и т.п.).
Линии, надписи и другие обозначения, которые относятся к горизонтальной разметке, наносятся только на проезжую часть дорог с усовершенствованным покрытием.
При помощи линий горизонтальной разметки могут быть введены отдельные ограничения в движении (запрет обгона, остановки, стоянки и т.п.) или даваться дополнительная информация водителям об условиях и направлении движения транспортных средств. Линии горизонтальной разметки имеют белый цвет. Желтый цвет имеют линии 1.4 (обозначает места, где запрещена остановка — рис. 8.3 а), 1.10 (места, где запрещена стоянка — рис. 8.3 б), 1.17 (места остановок маршрутных транспортных средств и автомобилей-такси — рис. 8.3 в), а также 1.2, если ею обозначаются границы полосы для движения маршрутных транспортных средств (рис. 8.3 г).
Рис. 8.3. Использование желтых линий горизонтальной разметки: а) для
запрещения остановки и стоянки; б) для запрещения стоянки; в) для обозначения
мест остановки маршрутных транспортных средств или такси; г) для отделения
полосы для движения маршрутных транспортных средств.
Линии горизонтальной разметки наносятся вдоль проезжей части дорог (они могут быть сплошными и прерывистыми, одинарными и двойными) и поперек (сплошные линии, набор широких линий, треугольников и т.п.). Кроме того, применяются различные сочетания элементов продольных и поперечных линий, а также надписи, обозначающие маршруты движения, характеризующие его условия и т.п. При помощи этих линий ограничивается движение на отдельных участках дорог и их пересечениях (разделительные, направляющие островки, посадочные площадки и т.п.), запрещаются или разрешаются остановка и стоянка транспортных средств, указываются разрешенные направления движения и обеспечивается другая необходимая информация об условиях, режимах, характере и особенностях движения на данном участке дороги.
Согласно ДСТУ 2587-94, горизонтальная разметка применяется на дорогах с усовершенствованным покрытием и имеющих проезжую часть шириной 6 м и более при интенсивности движения 500 и более транспортных средств в сутки. Однако горизонтальная разметка может быть нанесена и на дорогах с параметрами ниже приведенных, когда это необходимо для создания безопасных условий дорожного движения. Прежде всего разметка наносится в местах закруглений малых радиусов, на нерегулируемых пешеходных переходах, участках дорог, где фактическая видимость меньше минимально допустимой, перед перекрестками, железнодорожными переездами, сужениями проезжей части и другими опасными для движения транспортных средств участками дорог.