Вертикальная разметка в виде полос белого и черного цвета на дорожных сооружениях и элементах оборудования дорог предназначена для зрительного ориентирования.
Вертикальная разметка — это чередующиеся, параллельные, наклонные, горизонтальные или вертикальные линии или полосы черного и белого цветов, наносимые непосредственно на поверхность дорожных сооружений, элементов оборудования дорог или на щиты, которые потом крепятся к этим поверхностям. Вертикальная разметка предназначена для информирования водителей о габаритах таких дорожных сооружений и элементов оборудования дорог. Кроме того, в случаях неправильного выбора безопасного интервала, она предупреждает их об опасности для движения, которую могут представлять такие сооружения и элементы оборудования дорог.
8.6. Дорожное оборудование применяется как вспомогательное средство регулирования дорожного движения.
Дорожное оборудование достаточно эффективно содействует безопасности дорожного движения на разных участках дорог, своевременно информирует водителей о характере опасности для движения, которая может возникнуть на пути следования участников дорожного движения. Дорожное оборудование должно устанавливаться на всех опасных участках дорог, независимо от категории дороги.
К нему относятся:
а) ограждения и световое сигнальное оборудование в местах строительства, реконструкции и ремонта дорог;
Правила применения дорожных и переносных ограждений определены ДСТУ 2735-94 «Ограждения дорожные и направляющие устройства. Правила применения. Требования безопасности дорожного движения».
б) предупреждающие световые круглые тумбы, устанавливаемые на разделительных полосах или островках безопасности;
Предупреждающие световые тумбы устанавливаются в местах разделения транспортных потоков. Подсветка может использоваться в режиме мигания. На этих тумбах могут устанавливаться и предписывающие знаки 4.1 — 4.8.
в) направляющие столбики, предназначенные для обеспечения видимо сти внешнего края обочин и опасных препятствии в условиях недостаточ ной видимости. Обозначаются вертикальной разметкой и должны быть оборудованы световозвращателями: справа — красного цвета, слева — белого;
Световозвращатели на направляющих столбиках устанавливаются по принципу: справа — красный, слева — белый, чем и обеспечивается видимость внешнего края проезжей части в темное время суток.
г) выпуклые зеркала для расширения обзорности водителям транспорт ных средств, проезжающим перекресток или другое опасное место с недо статочной обзорностью;
Выпуклые зеркала позволяют своевременно заметить транспортные средства, двигающиеся с других направлений в местах с ограниченной обзорностью.
Г) дорожные ограждения на мостах, путепроводах, эстакадах, насыпях и других опасных участках дорог;
Дорожные ограждения используются как препятствие для предупреждения выезда транспортного средства за пределы проезжей части дороги на опасных участках. Ограждения на мостах устанавливаются, как правило, в виде сплошной металлической ленты и размечаются дорожной разметкой. В других местах могут применяться дорожные ограждения тросового типа.
д) пешеходные ограждения в опасных для перехода проезжей части ме стах.
Пешеходные ограждения, предназначенные для создания безопасных условий движения пешеходам, устанавливаются, как правило, возле надземных или подземных пешеходных переходов (чтобы направить пешеходный поток именно на переход и не допустить движения пешеходов по проезжей части), возле остановок маршрутных транспортных средств и в других опасных местах с целью оградить пешеходов от возможного наезда транспортным средством.
8.7. Светофоры (приложение3) предназначены для регулирования движения транспортных средств и пешеходов, имеют световые сигналы зеленого, желтого, красного и бело-лунного цветов, расположенные вертикально либо горизонтально. Сигналы светофора могут быть с нанесенной сплошной или контурной стрелкой (стрелками), с силуэтом пешехода, Х-образные.
С целью обеспечения безопасности движения транспортных средств и пешеходов на пересекающихся направлениях, в местах пересечения интенсивных транспортных и пешеходных потоков регулирование дорожного движения осуществляется при помощи светофоров.
Необходимость такого регулирования дорожного движения подтверждена гл. 3 Конвенции о дорожных знаках и сигналах, где определены основные требования к светофорному регулированию.
В Украине порядок применения светофорной сигнализации и размещение светофоров на улицах и дорогах, а также требования, предъявляемые к светофорам, нормируются по ДСТУ 4092-2002 «Безопасность дорожного движения. Светофоры дорожные. Общие технические требования, правила применения и требования безопасности»».
В соответствии с Государственным стандартом светофоры для регулирования дорожного движения подразделяются на 8 типов (рис. 8.4):
1 — для регулирования движения транспортных средств на перекрест ках во всех направлениях, установленных дорожными знаками и (или) до рожной разметкой, с выполнением требований Правил дорожного движе ния;
2 — для регулирования движения в установленных направлениях в слу чае, когда транспортный поток, двигаясь на сигнал, разрешающий движе ние, не имеет пересечений (слияний) в пределах перекрестка с транспорт ными средствами других направлений движения, а также пересечений с пешеходными потоками (бесконфликтное регулирование);
3 — повторители сигналов светофора типа 1 в случае затруднитель ной их видимости для водителя транспортного средства, остановившего ся возле стоп-линий на крайней полосе проезжей части данного направле ния;
4 — для регулирования выезда на отдельные полосы проезжей части (при реверсивном движении);
5 — для бесконфликтного регулирования движения трамваев;
6 —- для регулирования дорожного движения через железнодорожные переезды, разводные мосты, пристани паромных переправ, в местах выез да на дорогу специальных транспортных средств;
7 — для обозначения нерегулируемых перекрестков или пешеходных переходов;
8 — для регулирования движения на внутренней территории предприя тий, организаций и т.п. и при сужении проезжей части, когда организуется переменное движение по одной полосе.
Тип 7 Тип 8
Рис. 8.4.Примеры типов светофоров.
8.7.1. В светофорах с вертикальным расположением сигналов сигнал красного цвета — сверху, зеленого — снизу, а с горизонтальным: красного — слева, зеленого — справа.
Расположение сигналов светофора принято в соответствии с требованиями Конвенции о дорожных знаках и сигналах. Именно однообразное расположение сигналов светофора позволяет всегда правильно воспринимать информацию о включении определенного сигнала и не дезориентирует участников дорожного движения. Следует отметить, что согласно требованиям медицинской комиссии, устанавливающей пригодность водителя к управлению транспортными средствами, запрещается допуск к управлению лиц, у которых отсутствует восприятие хотя бы одного цвета (кроме водителей транспортных средств категории А). Вместе с тем, строгое расположение сигналов светофора позволяет правильно ориентироваться таким участникам дорожного движения, которые не могут правильно определять цвет сигнала (пешеходам, лицам, управляющим гужевой повозкой, велосипедистам).
8.7.2. Светофоры с вертикальным расположением сигналов могут иметь одну или две дополнительные секции с сигналами в виде зеленой стрелки (стрелок), расположенными на уровне сигнала зеленого цвета.
Светофоры с нанесенными стрелками, в отличие от обычных с круглыми сигналами (без стрелок), относятся ко 2-му типу и называются светофорами направлений. Зеленая стрелка в дополнительной секции, расположенной рядом с основным сигналом, разрешает движение в указанном направлении. Однако если такая стрелка включается с основным красным сигналом, это означает, что движение разрешается в указанном направлении после пропуска транспортных средств, движущихся с других направлений на основной зеленый сигнал.
8.7.3. Сигналы светофора имеют следующие значения:
а) зеленый — разрешает движение;
Зеленый сигнал светофора разрешает движение всем транспортным средствам (в том числе трамваю при отсутствии светофора 5-го типа) во всех направлениях, если это не запрещено дорожными знаками и (или) дорожной разметкой. Пешеходам разрешается переходить проезжую часть улицы. Двигаясь на зеленый сигнал светофора, водитель транспортного средства должен руководствоваться требованиями правил проезда регулируемых перекрестков.
б) зеленый в виде стрелки (стрелок) на черном фоне разрешает движе ние в указанном направлении (направлениях). Такое же значение имеет сигнал в виде зеленой стрелки (стрелок) в дополнительной секции свето фора.
Сигнал в виде стрелки, разрешающий поворот налево, разрешает и разворот, если он не запрещен дорожными знаками.
Сигнал в виде зеленой стрелки (стрелок) в дополнительной (дополнительных) секции, включенный вместе с зеленым сигналом светофора, информирует водителя о том, что он имеет преимущество в указанном стрелкой (стрелками) направлении (направлениях) движения перед транспортными средствами, движущимися с других направлений;
Применение сигналов с нанесенной на черном фоне светящейся зеленой стрелкой (стрелками) в так называемых светофорах направлений, а равно со стрелкой в дополнительной секции основного светофора разрешает движение в указанном ею направлении. Такой сигнал в дополнительной секции разрешает, при условии выполнения определенных требований Правил, движение при любом основном сигнале светофора.
На зеленую стрелку в дополнительной секции светофора, включенную вместе с зеленым сигналом основного светофора, разрешено безостановочное движение, исходя из принципов организации дорожного движения, поскольку для других будет включен запрещающий сигнал светофора.
Порядок движения на зеленую стрелку в дополнительной секции светофора, включенную вместе с красным или желтым сигналом основного светофора, определяется п. 8.7.3 е.
в) зеленый мигающий разрешает движение, но информирует о том, что вскоре будет включен сигнал, запрещающий движение.
Для информирования водителей о времени (в секундах), оставшемся до конца горения сигнала зеленого цвета, могут применяться цифровые табло;
При зеленом мигающем сигнале светофора водитель должен рассчитать свои действия, исходя из конкретных условий: скорости движения, состояния проезжей части, сцепления колес с дорогой, интенсивности движения. Водитель может продолжать движение с прежней скоростью, увеличить ее (в пределах, разрешенных Правилами дорожного движения или дорожным знаком) или уменьшить. Время мигания зеленого сигнала составляет 3 — 4 сек. Таким образом, мигание зеленого сигнала вместе с желтым продлевает время предупреждения водителей (и пешеходов) о предстоящем включении красного сигнала.
Информационные табло, показывающие время в секундах, оставшееся до конца действия зеленого сигнала, ведут отсчет от «9» до «О». На цифре «О» включается желтый сигнал светофора. Табло может крепиться сбоку от зеленого сигнала светофора или под ним. Такое табло дает возможность водителю принять наиболее правильное решение — продолжать движение через перекресток или остановить транспортное средство согласно требованиям Правил дорожного движения.
г) черная контурная стрелка (стрелки), нанесенная на основной зеленый сигнал, информирует водителей о наличии дополнительной секции свето фора и указывает иные разрешенные направления движения, чем сигнал дополнительной секции;
Значение сигнала в виде контурной стрелки распространяется только на те направления, которые указаны стрелками.
г) желтый — запрещает движение и предупреждает о предстоящей смене сигналов;
Пояснения в отношении желтого сигнала изложены в комментарии к п. 8.11 Правил.
д) желтый мигающий сигнал либо два желтых мигающих сигнала разре шают движение и информируют о наличии опасного нерегулируемого пе рекрестка или пешеходного перехода;
Желтый мигающий сигнал чаще всего применяется в период снижения интенсивности движения транспортных потоков (приблизительно с 22 до 6 часов), когда светофор с трехцветной сигнализацией переводится в режим желтого мигания во всех направлениях движения. В данном случае водители должны руководствоваться дорожными знаками или пунктами Правил, регламентирующими проезд нерегулируемых перекрестков. Светофор с двумя желтыми мигающими сигналами устанавливается перед пешеходными переходами и информирует об опасности для движения, связанной с отсутствием возможности своевременно заметить пешеходов; светофор устанавливается, как правило, в местах, где интенсивность движения транспорта стабильная. Перед таким пешеходным переходом следует снизить скорость, чтобы предупредить наезд на пешеходов или возникновение аварийной ситуации.
е) красный сигнал, в том числе мигающий, или два красных мигающих сигнала запрещают движение.
Сигнал в виде зеленой стрелки (стрелок) в дополнительной (дополнительных) секции вместе с желтым или красным сигналом светофора информирует водителя о том, что движение разрешается в указанном направлении при условии беспрепятственного пропуска транспортных средств, движущихся с других направлений;
Красные мигающие сигналы (один или два) применяются для запрещения движения на железнодорожных переездах, перед разводными мостами, паромными переправами и в местах выезда специальных автомобилей.
Наличие сигнала в виде зеленой стрелки в дополнительной секции светофора, включенной с красным или желтым сигналом, на котором нанесены контурные стрелки, свидетельствует о том, что движение разрешается в направлении, указанном стрелкой, после пропуска транспортных средств, движущихся с других направлений на основной зеленый сигнал.
е) сочетание красного и желтого сигналов запрещает движение и инфор мирует о предстоящем включении зеленого сигнала;
Сочетание красного и желтого сигналов вместо одного желтого лучше ориентирует водителя о том, что следующим сигналом светофора ему следует ожидать зеленый. Движение транспортных средств и пешеходов при этом сочетании сигналов запрещено.
ж) черные контурные стрелки на красном и желтом сигналах не изменя ют значения этих сигналов и информируют о разрешенных направлениях движения при зеленом сигнале;
Применение светофоров с нанесенными на сигналах красного и желтого цветов черными контурными стрелками информирует водителей о разрешенных направлениях движения при включении зеленого сигнала.
з) выключенный сигнал дополнительной секции запрещает движение в направлении, указанном ее стрелкой (стрелками).
Требования этого пункта распространяются как на зеленый, так и на желтый и красный сигналы основного светофора. Движение транспортных средств в этом случае регулируется сигналами основного светофора.