6.1. Двигаться по дороге на мопедах разрешается лицам, достигшим 16-летнего, на велосипедах — 14-летнего возраста.
Для водителей мопедов и велосипедов местными органами исполнительной власти может быть установлена карточка, в которую заносится информация о водителе и которую водители мопедов или велосипедов в таком случае должны иметь при себе.
Данное положение Правил распространяется только на случаи движения по дорогам (см. термин «автомобильная дорога» п. 1.9). На другие места, например, жилые зоны, дворовые территории, огороженные дачные участки, на которых может происходить движение велосипедов и мопедов, требования п. 6.1 не распространяются. Введение нижней границы возраста для водителей мопедов и велосипедов обусловлено необходимостью достижения ими определенного уровня физического и психофизиологического развития, который позволяет усвоить и соблюдать условия безопасного движения по дороге, а также правильно и своевременно реагировать в случае возникновения опасности.
В случае принятия местными органами исполнительной власти решения об установлении карточки для водителей мопедов и велосипедов, она должна содержать информацию о водителе мопеда или велосипеда (фамилия, имя и отчество, год рождения, группа крови, место жительства). Эта информация необходима для своевременного оказания помощи в случае дорожно-транспортного происшествия и сообщения родственникам об этом лице.
6.2. Мопеды и велосипеды должны быть оборудованы звуковым сигна лом и световозвращателями: спереди — белого цвета, по сторонам — оран жевого, сзади — красного.
Для своевременного обнаружения и определения направления движения велосипеда (мопеда), а значит, и принятия правильного решения другими водителями, наличие световозвращателей указанного цвета и в определенных Правилами местах на транспортном средстве обязательно.
6.3. Для движения в темное время суток и в условиях недостаточной видимости на мопеде необходимо включить освещение, на велосипеде — фонарь (фару).
При отсутствии освещения на велосипеде (мопеде) двигаться по проезжей части в темное время суток и в условиях недостаточной видимости запрещается. Даже при включении освещения для обеспечения своей безопасности водители велосипеда (мопеда) должны двигаться как можно ближе к правому краю проезжей части.
6.4. Водители мопедов и велосипедов, двигаясь группами, должны ехать Друг за другом, чтобы не мешать другим участникам дорожного движения.
Колонна велосипедистов, движущаяся по проезжей части, должна быть разделена на группы (до 10 велосипедистов в группе) с дистанцией движения между группами 80 — 100 м.
Требование о порядке движения групп велосипедистов и разделении их колонн связано с необходимостью обеспечить возможность их обгона и опережения более быстроходными транспортными средствами (рис. 6.1).
з ;-|5« 65
Рис. 6.1.Порядок движения колонны велосипедистов.
6.5. Водители мопедов и велосипедов могут перевозить только такие грузы, которые не мешают управлять транспортным средством и не со здают препятствий другим участникам дорожного движения.
Груз или предметы, которые выступают на расстояние более чем на 1 м по длине или более 0,4 м по ширине за габариты велосипеда или мопеда, представляют серьезную угрозу безопасности движения, в первую очередь для самих водителей этих транспортных средств, а также других участников дорожного движения.
Запрещается перевозить и другие грузы, не выступающие за вышеупомянутые габариты, но реально мешающие управлению мопедом или велосипедом из-за нарушения устойчивости.
6.6. Если велосипедная дорожка пересекает дорогу вне перекрестка, водители мопедов и велосипедов обязаны уступить дорогу другим транс портным средствам, движущимся по дороге.
Организация дорожного движения всех его участников основана на приоритетах, устанавливаемых положениями этих Правил. Для водителей мопедов и велосипедистов Правила предусматривают, что при выезде на дорогу они должны уступить дорогу движущимся по ней транспортным средствам (рис. 6.2).
Рис. 6.2.Пересечение велосипедной дорожки с дорогой вне перекрестка.
6.7. Водителям мопедов и велосипедов запрещается: а) управлять мопедом или велосипедом с неисправным тормозом, звуковым сигналом, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости — с невключенной фарой и задним фонарем на мопеде или без световозвращателей на велосипеде;
Наличие исправных тормозов и звукового сигнала обязательно, независимо от места и условий движения велосипеда или мопеда. Правила не предусматривают каких-либо требований, которым должны отвечать тормоза. Их конструкция и состояние должны определяться инструкцией завода-изготовителя. Наличие работающих фонарей освещения и отражателей при движении по дорогам в темное время суток и в условиях недостаточной видимости обязательно. Если же на мопеде не работают приборы освещения либо он ими не оборудован, а на велосипеде отсутствуют светоотража-тели, то их эксплуатация в пределах проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости запрещена.
б) двигаться по автомагистралям и дорогам для автомобилей, а также по проезжей части, если рядом имеется велосипедная дорожка;
Поскольку Правилами движение транспортных средств на автомагистралях предусмотрено с большими скоростями, чем на других дорогах, движение на мопедах и велосипедах там запрещено. Знак 4.12 «Дорожка для велосипедистов» указывает дорожку, предназначенную исключительно для движения на велосипедах, поэтому при ее наличии рядом с основной проезжей частью двигаться за пределами такой дорожки запрещено.
в) двигаться по тротуарам и пешеходным дорожкам (кроме детей до 7 лет на детских велосипедах под присмотром взрослых);
Тротуары и пешеходные дорожки предназначены только для пешеходов; по ним запрещается движение на велосипедах и мопедах.
г) во время движения держаться за другое транспортное средство;
Мопеды и велосипеды рассчитаны на движение со значительно меньшей скоростью, чем другие механические транспортные средства, кроме того, их конструкция не обеспечивает достаточную устойчивость в случае, если водитель одной рукой будет держаться за другое транспортное средство. При таком движении очень велика опасность для жизни и здоровья самого велосипедиста и водителя мопеда. Именно поэтому такое движение категорически запрещается (рис. 6.3).
Рис. 6.3.Запрещенный способ движения на велосипеде (держась за другое транспортное средство).
г) ездить не держась за руль и снимать ноги с педалей (подножек);
Педали велосипеда и некоторых мопедов конструктивно выполняют и функцию тормоза, а руль является активным средством управления и обеспечения устойчивости и безопасности движения, поэтому движение со снятыми с руля руками и с педалей ногами порождает опасность потери контроля над управлением указанными транспортными средствами, что может
привести к падению и травмированию водителя или к дорожно-транспортному происшествию.
д) перевозить пассажиров на велосипеде, за исключением детей до 7 лет на дополнительном сиденье, оборудованном надежно закрепленными под ножками;
Мопед и велосипед являются транспортными средствами индивидуального пользования, они не приспособлены для перевозки пассажиров, так как вследствие дополнительной нагрузки значительно нарушается их устойчивость во время движения и затрудняется управление ими. Как исключение разрешается перевозить детей до 7-летнего возраста на дополнительном сиденье, оборудованном на раме велосипеда, с надежно закрепленными подножками.
е) буксировка мопедов и велосипедов;
Запрещение буксировки мопедов и велосипедов обусловлено их низкой устойчивостью, особенно во время движения с малой скоростью, что может повлечь падение и травмирование водителя.
Учитывая то, что все большую популярность получают современные мопеды, конструкция которых позволяет перевозить пассажиров, Правила не запрещают это делать. Однако, перевозка пассажиров должна осуществляться с учетом требований п. 21.1 этих Правил.