5.1. Посадку (высадку) разрешается осуществлять пассажирам после остановки транспортного средства только с посадочной площадки, а в случае отсутствия такой площадки — с тротуара или обочины, а если это невозможно, то с крайней полосы проезжей части (но не со стороны смеж ной полосы для движения), при условии, что это будет безопасно и не со здаст препятствий другим участникам движения.
Попытка пассажира выйти из транспортного средства во время движения последнего или войти в него после начала движения может привести к несчастному случаю.
Безопасность пассажиров гарантируется только при условии высадки их из остановленного транспортного средства в сторону посадочной площадки, тротуара или обочины.
Особое внимание пассажирам следует проявлять во время посадки или высадки в условиях отсутствия посадочной площадки, тротуаров и обочин. В этом случае посадку или высадку следует осуществлять со стороны обочины, поскольку это наиболее безопасно, или на эту же полосу (в случае высадки пассажиров через задний борт или заднюю дверь грузового автомобиля).
а) сидеть или стоять (если это предусмотрено конструкцией транспорт ного средства) в предназначенных для этого местах, держась за поручень или другое приспособление;
Комфортные условия передвижения, являющиеся правом любого пассажира, зависят от выполнения каждым из них требований, касающихся их расположения на специально отведенных пассажирских местах. Чтобы избежать травм, которые могут иметь место из-за неустойчивого положения в случае маневрирования или внезапного торможения транспортного средства, пассажиры должны держаться за поручни.
б) во время передвижения на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми, а на мотоцикле — в застегну том мотошлеме.
Рис. 5.1.Использование ремней безопасности и мотошлемов.
Использование средств пассивной безопасности — ремней безопасности и мотошлемов — является формой обеспечения безопасности пассажиров, направленной на предупреждение их травмирования вследствие резкого торможения или маневрирования, а также при дорожно-транспортных происшествиях (рис. 5.1).
5.3. Пассажирам запрещается:
а) во время движения отвлекать внимание водителя от управления транс портным средством и мешать ему в этом;
Безопасное управление транспортным средством требует от водителя концентрации внимания на изменениях в дорожной обстановке, поэтому пассажиры во время движения не должны задавать ему вопросы, стучать в дверь его кабины, отвлекать иными действиями в салоне транспортного средства. Все вопросы должны решаться во время остановки транспортного средства. Это требование касается всех случаев перевозки пассажиров и на всех видах транспорта.
б) открывать двери транспортного средства, не убедившись, что оно остановилось у тротуара, посадочной площадки, края проезжей части или на обочине;
Самовольное открытие дверей пассажиром при отсутствии условий, при которых Правилами разрешено покидать транспортное средство (транспортное средство не остановилось у тротуара или остановилось не у края проезжей части и т.п.), является недопустимым, поскольку такое поведение пассажира опасно как для него самого, так и для других участников дорожного движения.
в) препятствовать закрытию дверей и использовать для езды подножки и выступы транспортных средств;
Препятствование закрытию дверей, равно как и использование различных выступов транспортного средства для передвижения, может привести к травмированию людей, задержке транспорта, так как в соответствии с п. 21.10 Правил водителю запрещено начинать движение с незакрытыми дверями.
г) во время движения стоять в кузове грузового автомобиля, сидеть на бортах или в не оборудованном для сидения месте.
Рис.5.2. Запрещенные способы перевозки пассажиров в кузове грузового автомобиля.
Несоблюдение этого требования в случаях, когда разрешена перевозка пассажиров грузовым автомобилем, может привести к падению пассажира и его травмированию; причиной тому может послужить сила инерции, возникающая при изменении скорости движения и при движении на поворотах (рис. 5.2).
5.4. В случае дорожно-транспортного происшествия пассажир причаст ного к происшествию транспортного средства должен оказать возмож ную помощь пострадавшим, сообщить о происшествии в орган или подразделение милиции и находиться на месте до прибытия работников милиции.
Гражданский долг по оказанию помощи пострадавшим в ДТП в полной мере касается и пассажира как участника дорожного движения, поскольку в некоторых случаях он может быть единственным, кто способен ее оказать. В его обязанность входит также и информирование о происшествии орган милиции, а при необходимости и медицинское учреждение. Кроме того, его информация при расследовании дорожно-транспортного происшествия поможет установить его причины.
5.5. Пассажир во время пользования транспортным средством имеет право на:
а) безопасную перевозку себя и багажа;
б) возмещение причиненного ущерба;
в) получение своевременной и точной информации об условиях и по рядке движения.
Реализация прав пассажиров, закрепленных в Законе Украины «О дорожном движении», становится возможной в полной мере при соблюдении требований этого пункта Правил как всеми участниками дорожного движения, так и лицами, ответственными за организацию дорожного движения на дорогах Украины. Кроме того, постановлением Кабинета Министров Украины от 18.02.97 г. № 176 приняты «Правила предоставления услуг пассажирского автомобильного транспорта», пункт 31 которых декларирует права пассажира на безопасную и своевременную доставку к месту назначения, качественную перевозку, получение своевременной и точной информации о транспортных услугах, а также возмещение причиненного ему вреда. В свою очередь, п. 35 указанного постановления обязывает перевозчика: создать пассажиру условия для безопасной, удобной поездки, а также сохранности и доставки багажа согласно договору перевозки и утвержденному расписанию движения; обеспечивать пассажиру проезд к конечной остановке маршрута без дополнительных затрат в случае прекращения поездки по вине технической неисправности автобуса; предлагать уровень комфорта на выбор самих пассажиров; предоставить пассажиру дополнительные услуги, предусмотренные договором перевозки; возмещать пассажиру причиненный ущерб, в том числе в результате утраты, недостачи, порчи и повреждения принятого к перевозке багажа.