Особенность расположения остановок трамваев, пути которых не всегда находятся у края проезжей части для нерельсовых механических транспортных средств, требует регламентации поведения пешеходов в том случае, когда трамвайная линия расположена посредине проезжей части или вдоль бульвара, а выполнение посадки (высадки) связано с выходом на проезжую часть. Безопасность пешеходов может быть гарантирована лишь в том случае, когда они пребывают на тротуаре до полной остановки трамвая попутного направления. Кратчайшим путем для того, чтобы покинуть проезжую часть после выхода из трамвая, является движение перпендикулярно к ближайшему краю проезжей части.
4.13. При приближении транспортного средства с включенным проблес ковым маячком красного и (или) синего цвета и (или) специальным звуко вым сигналом пешеходы должны воздержаться от перехода проезжей час ти или немедленно покинуть ее.
Согласно Правилам пешеходы имеют приоритет в движении перед транспортными средствами, на нерегулируемых пешеходных переходах и на регулируемых при переходе проезжей части на разрешающий сигнал светофора, а также если транспортное средство выполняет поворот направо или налево. Но при приближении транспортного средства с включенным проблесковым маячком синего или красного цвета и специальным звуковым сигналом пешеходы должны немедленно покинуть проезжую часть, отойдя в сторону ближайшего тротуара, линии, разделяющей встречные транспортные потоки, или островка безопасности. При этом следует проявлять особую осторожность. Пешеходы, собирающиеся переходить проезжую часть, должны подождать на тротуаре или обочине, пока проедет это транспортное средство или сопровождаемая им колонна транспортных средств (рис. 4.11).
Рис. 4.11.Запрещение перехода при приближении транспортного средства с включенным проблесковым маячком.
4.14. Пешеходам запрещается:
а) выходить на проезжую часть, не убедившись в отсутствии опасности для себя и других участников движения;
Неожиданное появление пешехода на проезжей части перед приближающимся транспортным средством — наиболее распространенная при-
чина ДТП. Дорожно-транспортное происшествие в случае наезда на пешехода рассматривается с той позиции, имел ли водитель техническую возможность остановить транспортное средство в момент возникновения опасности для движения. Учитывая путь, который проходит транспортное средство за время реакции водителя, время срабатывания тормозной системы и собственно торможения, пешеходу следует помнить, что мгновенно остановить транспортное средство невозможно. Указывая на особую опасность пересечения проезжей части дороги в таких условиях, а также в условиях ограниченной обзорности для водителей транспортных средств, предписание данного пункта подчеркивает необходимость строгого выполнения пешеходами требований п. 4.11 Правил.
б) внезапно выходить, выбегать на проезжую часть, в том числе на пешеходный переход;
Несмотря на то, что на пешеходном переходе пешеходы имеют преимущество перед транспортными средствами, Правилами предусмотрено, что, прежде чем стать на проезжую часть, они должны убедиться, что это будет безопасно для их жизни и здоровья.
в) допускать самостоятельный, без присмотра взрослых, выход детей дошкольного возраста на проезжую часть;
Дети дошкольного возраста, участвуя в дорожном движении как пешеходы, самостоятельно не в состоянии правильно оценивать дорожную обстановку и правильно выполнять требования Правил, поэтому обеспечение их безопасности на дороге является обязанностью взрослых.
г) переходить проезжую часть вне пешеходного перехода, если имеется разделительная полоса или дорога имеет четыре и более полос для дви жения в обоих направлениях, а также в местах, где установлены огражде ния;
Пункт 4.8 Правил ограничивает возможность перехода проезжей части вне пешеходного перехода не только в зависимости от условий видимости приближающихся транспортных средств, но и от параметров дороги. На дорогах с высокой интенсивностью движения вероятность безопасного перехода проезжей части очень низкая. Наибольшей транспортной загрузкой отличаются магистральные улицы и внегородские автомагистрали. Именно эта категория дорог имеет средства разделения транспортных потоков и техническое оснащение, которые предотвращают выход пешеходов1 на проезжую часть. При наличии таких технических средств организации дорожного движения выход пешеходов на проезжую часть запрещается.
г) задерживаться и останавливаться на проезжей части, если это не связано с обеспечением безопасности дорожного движения;
Неоправданное замедление пешеходом скорости движения или тем более его остановка на проезжей части дороги недопустимы, так как это увеличивает время пребывания его на проезжей части и, соответственно, опасность быть вовлеченным в ДТП: быстро сокращающееся расстояние до движущегося транспортного средства уменьшает возможность принятия водителем правильного решения. Кроме того, нахождение на полосе движения транспортных средств представляет опасность как для пешеходов, так и для других участников движения, поскольку они вынуждены принимать меры к сохранению безопасности дорожного движения. На регулируемых пешеходных переходах пешеходы в случае задержки обяза-
ны переждать проезд транспортных средств на островках безопасности или на линии горизонтальной разметки, разделяющей транспортные потоки, а при ее отсутствии — на середине проезжей части.
д) двигаться по автомагистрали или дороге для автомобилей, за исключением пешеходных дорожек, мест стоянки и отдыха.
На автомагистралях пешеходам разрешается двигаться лишь по пешеходным дорожкам в местах стоянок и отдыха, расположенных вне полосы отвода дороги. Переходить такую дорогу разрешается лишь по подземным или надземным пешеходным переходам.
4.15. В случае причастности пешехода к дорожно-транспортному проис шествию он обязан оказать возможную помощь пострадавшим, записать фамилии и адреса очевидцев, сообщить в орган или подразделение мили ции о происшествии, необходимые данные о себе и находиться на месте до прибытия работников милиции.
На пешеходов, как и на других участников дорожного движения, причастных к дорожно-транспортному происшествию, возлагается гражданская обязанность оказания помощи пострадавшим. Причастным к ДТП пешеход может считать себя в случаях, когда вследствие нарушения им требований Правил водитель транспортного средства был вынужден снижать скорость, тормозить или маневрировать, однако не смог избежать ДТП. Примером таких действий может служить случай, когда водитель транспортного средства во избежание наезда на пешехода совершает столкновение с другим транспортным средством или наезжает на препятствие.
4.16. Пешеход имеет право:
Права пешеходов, как и права других участников дорожного движения, закреплены в Законе Украины «О дорожном движении». Их реализация становится возможной при соблюдении положений Правил всеми участниками дорожного движения и лицами, ответственными за организацию дорожного движения.
а) на преимущество при переходе проезжей части по обозначенным не регулируемым пешеходным переходам, а также по регулируемым пере ходам при наличии на то соответствующего сигнала регулировщика или светофора;
Данным положением еще раз подчеркивается преимущество пешеходов при переходе проезжей части, закрепленное Законом Украины «О дорожном движении».
б) требовать от органов исполнительной власти, владельцев авто мобильных дорог, улиц и железнодорожных переездов создания условий для обеспечения безопасности дорожного движения.
Пешеходы как активные участники дорожного движения могут требовать оборудования пешеходных переходов дорожными знаками, разметкой, строительства пешеходных дорожек (в том числе и на железнодорожных переездах), а при высокой интенсивности движения транспортных средств на некоторых участках дорог — надземных или подземных пешеходных переходов, что будет способствовать повышению безопасности дорожного движения.