Тема 4.3. Основные направления работы со слепоглухими детьми
Тема 4.4. Семейное воспитание детей с комплексными нарушениями
Цель:формирование представлений об основных Особенностях обучения детей с комплексными нарушениями.
Понятия: обучение, метод, принцип, деятельность, предметная деятельность, совместно-разделенная деятельность.
Вопросы для обсуждения:
1. Основные этапы и задачи первоначального обучения слепоглухих детей.
2. Роль режима в развитии слепоглухих детей. Календарный метод.
3. Развитие пространственной ориентировки и предметного восприятия.
4. Роль трудового воспитания в развитии психики слепоглухих. Особенности работы по формированию трудовых навыков воспитанников.
5. Специфика работы по сенсорному воспитанию и развитию моторики.
6. Методики формирования игровой деятельности слепоглухих.
4. Особенности и возможности семейного воспитания детей с комплексными нарушениями в развитии.
Литература
Базовый учебник
Специальная педагогика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений: в 3т. Т3: Педагогические системы специального образования /под ред. Назаровой Н.М. - М.: Академия, 2008. – 400 с.
Дополнительная литература
1. Апраушев А.В. Тифлосурдопедагогика. – М., 1983.
2. Басилова Т.А. Воспитание в семье ребенка раннего возраста со сложным сенсорным или множественным нарушением//Дефектология. – 1996. – №3.
3. Гаврилова Е.В., Лужанская Э.М. Дом, где живут дети. – Пермь, 2007.
4. Жигорева М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь. – М., 2006.
5. Копыл О.А. Первые шаги навстречу миру у слепоглухого младенца (Из опыта психологического сопровождения семей, воспитываюзих детей со сложными множественными нарушениями)/Альманах ИКП РАО, 2004, №8// ise.edu.mhost.ru.
6. Мареева Р.А. Воспитание и обучение слепоглухонемого ребенка в условиях семьи//Дефектология. – 1974. – №1.
7. Мещеряков А.И. . Слепоглухонемые дети. Развитие психики в процессе формирования поведения. – 1974. – С. 125 – 156, 164 – 199.
Контрольные вопросы:
1. Какой из этапов первоначального обучения слепоглухих наиболее важен?
2. Почему режим приобретает первостепенное значение при обучении и воспитании слепоглухих?
3. Возможно ли формирование игровой деятельности у слепоглухих и каков основной путь?
Содержание лабораторных работ (лабораторный практикум)
№ и название разделов и тем
Цель и содержание лабораторной работы
Результаты лабораторной работы
Лабораторная работа №1:
Тема 1.3. Современная отечественная система помощи слепоглухим
Цель: Уточнение представлений у студентов относительно целей, задач и структуры Сергиево-Посадского детского дома как основного учреждения в системе обучения и воспитания лиц с комплексными нарушениями в России.
1. Просмотр видеофильма «Дом, где живут дети»
2. Заполнение аналитической карты к фильму (см. Дом, где живут дети… Учебно-методическое мультимедийное пособие к курсу «Комплексные сенсорные и интеллектуальные нарушения»/ Сост. Гаврилова Е.В., Лужанская Э.М.. – Пермь, 2008).
Аналитическая карта «Дом, где живут дети…»
Лабораторная работа №2
Тема 3.1. Проблема общих и специфических закономерностей психического развития слепоглухого ребенка
Тема 3.2. Чувственное познание и моторика детей с комплексными нарушениями
Тема 3.3. Особенности и формы речи детей с комплексными нарушениями
Тема 3.4. Стадии развития детей с комплексными нарушениями до специального обучения
Цель: уточнение представлений об особенностях психического развития детей с комплексными нарушениями.
1. Просмотр видеофильма «Я не вижу и не слышу».
2. Заполнение таблицы:
Показатели психического развития
Предполагаемый фактор в этиологии слепоглухоты
Преимущественно используемый анализатор для познания окружающего мира
Особенности моторики и ориентировки в пространстве
Особенности самообслуживания
Стадия развития (для детей)
Используемые формы речи
Выводы
Марк
Адам
Грэм
Гейла
Таблица «Я не вижу и не слышу»
Технологии обучения
6.1. Технологии аудиторной работы:
Традиционные технологии:
· академические лекции,
· установочные и обобщающие лекции,
· семинарские занятия,
· практические занятия,
· лабораторные занятия.
Технологии проблемного обучения:
· лекция с заранее запланированными ошибками
· разбор конкретных ситуаций.
· рецензирование студентами работ друг друга;
· экспертные оценки проектов группами студентов.
Технологии формирования научно-исследовательской деятельности:
· практические занятия,
· лабораторные работы,
Интерактивные и активные технологии:
· ролевая игра,
· разбор педагогических ситуаций.
6.2. Технологии внеаудиторной работы:
Традиционные технологии:
· конспектирование литературы.
· подготовка к коллоквиуму, собеседованию по теме,
· реферирование
· подготовка реферата и доклада.
Технологии формирования научно-исследовательской деятельности:
· написание эссе и иные творческие работы.
· подготовка презентаций проектов или научно-исследовательских проблем.
· поиск и создание базы данных материалов, размещенных в сети Интернет.
Занятия лекционного типа составляют 40 % от аудиторных занятий. Занятия, проводимые в интерактивных формах, составляют 20 % аудиторных занятий
7. Структура и содержание самостоятельной работы студентов