Экзогенные и генетические факторы в этиологии сложных нарушений Классификация комплексных нарушений в зависимости от сочетания экзогенных и генетических этиологических факторов (Блюмина М.Г.). Этиологической классификация слепоглухоты Г.П. Бертынь. Врожденные и приобретенные нарушения. Факторы возникновения приобретенных комплексных нарушений.
Особенности детей, внутриутробно перенесших фетальную рубеолярную инфекцию. Влияние вируса краснухи на развитие плода. Зависимость частоты врожденных нарушений от срока поражения. Малый и большой краснушные синдромы. Триада Грегга. Клинические проявления врожденной краснухи у детей. Особенности поражения слуха и зрения. Отсроченные неврологические и интеллектуальные нарушения и другие проявления внутриутробно перенесенной рубеолярной инфекции.
Особенности детей с синдромом Ушера. Распространенность детей с синдромом Ушера среди популяции детей с комплексными нарушениями. Основные симптомы синдрома Ушера: нарушение пигментации сетчатки, нейросенсорная глухота и тугоухость, возможные нарушения равновесия. Наследование синдрома. Проблемы выявления синдрома Ушера. Особенности затруднений, возникающих при синдроме Ушера в повседневной жизни. Психологические аспекты и проблемы родителей детей с синдромом Ушера.
Тема 2.3. Структура дефекта при комплексных нарушениях
Иерархия нарушений при комплексных дефектах. Зависимость структуры дефекта от времени поражения, степени выраженности нарушения и социального окружения ребенка. Сопоставительного анализа комплексных нарушений у контингента детей специальных учреждений (М.В. Жигорева).
Структура дефекта при слепоглухоте. Определение слепоглухоты. Группы детей, выделяемые на основе структуры дефекта: тотально слепоглухие, практически слепоглухие, слабовидящие глухие, слабослышащие слепые дети.
Раздел 3. Клинико-психологическая характеристика детей при комплексных сенсорных и интеллектуальных нарушениях
Тема 3.1. Проблема общих и специфических закономерностей психического развития слепоглухого ребенка
Преломление общих закономерностей развития в развитии слепоглухих детей. Закономерности развития слепоглухих (Обухова Л.Ф.): резкое расхождение хронологического и психологического возрастов; возникновения представления о действии в качестве ориентировочной основы будущего действия ранее самого действия; единство последовательности стадий развития при нормальном развитии и развитии слепоглухого; возникновение условий для развития речи, мышления, воли и других высших психических функций в периоде формирования предметных действий; закономерности возникновения и развития слов у слепоглухих; закономерности развития игры у слепоглухих.
Тема 3.2. Чувственное познание и моторика слепоглухих
Остаточные анализаторы слепоглухих детей.
Особенности осязания слепоглухих. Значение осязания для слепоглухого. Виды осязательного восприятия: предметное и речевое.
Вибраторная чувствительность слепоглухих. Значение вибраторной чувствительности.
Обоняние слепоглухих.
Вкусовое чувство и осязание ртом у слепоглухих. Применение ротовой пробы слепоглухими детьми до и после специального обучения.
Особенности формирования моторной сферы у слепоглухих детей. Зависимость моторного развития от возраста наступления дефекта и от условий развития ребенка. Особенности овладения локомоцией ходьбы и предметными действиями. Развитие речевых движений при кинетической и словесной осязаемой речи.
Тема 3.3. Особенности и формы речи слепоглухих детей
Особенности развития второй сигнальной системы при слепоглухоте. Речевые звуки при слепоглухоте. Виды словесной речи при слепоглухоте: контактные (устная, алфавитная речь) и дистантные виды речи, письменная речь. Особенности и формы внутренней речи слепоглухих.