Выходные данные
с указанием шифра библиотеки
(по усмотрению кафедры)
Краткая аннотация
1.
Специальная педагогика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений: в 3т. Т3: Педагогические системы специального образования /под ред. Назаровой Н.М.
М.: Академия, 2008. – 400 с.
2.
Дети со сложными нарушениями развития. Психофизиологические исследования/ Ин-т коррекционной педагогики РАО/под ред. Л.П. Григорьевой.
М.: Академия, 2008. – 400 с.
Комплексные сенсорные и интеллектуальные нарушения. История воспитания и обучения слепоглухих за рубежом и в России. Учебно-методическое электронное пособие./под ред. Павлецовой Э.М.
– Пермь, ПГГПУ, 2012.
8.2. Дополнительная литература
№ п/п
Автор и название литературного источника
Выходные данные
с указанием шифра библиотеки
(по усмотрению кафедры)
Краткая аннотация
Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста/ред. Шипицина Л.М.
СПб.: Речь, 2005. – 240 с.
Основы специальной педагогики и психологии: учеб. пособие для студентов вузов/Трофимова Н.М., Дуванова С.П., Пушкина Т.Ф.
СПб.: Питер, 2006. – 304 с.
Специальная педагогика: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений/под ред. Н.М. Назаровой. – 3-е изд., испр.
М.: Акдемия, 2004. – 400 с.
Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. педвузов/Борякова Н.Ю.
М., АСТ: Астрель, 2008. -222 с.
Как помочь ребенку? Опыт лечебной педагогики в Кэмпхилл-общинах/Вейс Т.Й.; пер с нем. С. Зубриловой.
М., Московский центр вальдорфской педагогики, 1992. -167 с.
Проблемы комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей: сб. ст./М-во образования и науки РФ, ПГПУ, каф спец. дош. пед. и псих./ отв. за вып. О.Р. Ворошнина, Е.В. Гаврилова
Пермь: Изд-во ПГПУ, 2010. – 111 с.
Проблемы комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в специальных (коррекционных) и инклюзивных образовательных учреждениях: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (заоч.), 16 мая 2011 г.
Пермь: Изд-во ПГПУ, 2011. – 116 с.
Актуальные проблемы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья: материалы Всерос. студ. науч.-практ. конф. (заоч.), 12 мая 2011 г.
Пермь: Изд-во ПГПУ, 2011. – 169 с.
9.
Апраушев А.В. Тифлосурдопедагогика.
М., 1983.
10.
Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети. Развитие психики в процессе формирования поведения.
М., 1974.
11.
Ярмоленко А.В. Очерки психологии слепоглухонемых.
Л., 1961.
12.
Басилова Т.А. Воспитание в семье ребенка раннего возраста со сложным сенсорным или множественным нарушением
1.
//Дефектология. – 1996 – №3.
13.
Басилова Т.А. Организация обучения слепоглухих детей за рубежом (70 – 80-е годы)
//Дефектология. – 1988. – №5.
14.
Бертынь Г.П. Близнецы и слепоглухота
//Дефектология. – 1987. – №3.
15.
Жигорева М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь.
М., 2006.
16.
Ильенков Э.В. Психика человека под лупой времени
//Природа. – 1970. – №1.
17.
Левитин К. Лучший путь к человеку
// Пути в незнаемое. Сб. Вып. 11. М., 1974.
18.
Малофеев Н.Н. Знаменитая петербурженка – Екатерина Константиновна Грачева (тетя Катя)
//Дефектология. – 2003. – №5.
19.
Мареева Р.А. Воспитание и обучение слепоглухонемого ребенка в условиях семьи
//Дефектология. – 1974. – №1.
20.
Саломатина И.В. Синдром Ушера и наши дети.
М., 2001.
21.
Скороходова О.И. Как я воспринимаю, понимаю и представляю окружающий мир.
М., 1972.
Учебно-методические материалы
№
п/п
Раздел/тема дисциплины
Автор
Наименование материалов
Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы (Интернет-ресурсы)
Содержание и порядок проведения входного и текущего контроля, промежуточной аттестации
Содержание входного контроля включает в себя владение следующими компетенциями (их составными частями):
- способен понимать сущность, специфику, характеристики разных вариантов психического дизонтогенеза в детском возрасте;
- способен к определению структуры нарушенного развития, выделению первичных и вторичных нарушений в структуре дефекта;
- способен к определению кратко- и долгосрочных перспектив развития детей с разными вариантами психического дизонтогенеза
Для изучения дисциплины студент должен:
знать: сущность, характеристику, виды психического дизонтогенеза в детском возрасте;структуру нарушенного развития;первичные и вторичные нарушения в структуре дефекта.
уметь: дифференцировать основные варианты психического дизонтогенеза, определять его причины; дифференцировать первичные и вторичные нарушения в структуре развития; определять направления необходимой коррекционно-развивающей работы в соответствии со структурой нарушенного.
владеть: способами сбора и анализа данных об особенностях проявления первичных и вторичных нарушений в развитии детей с ОВЗ, способами составления психолого-педагогического заключения по результатам изучения особенностей развития детей с разными видами психического дизонтогенеза.
Входной контроль проводится в форме теста.
Входной контроль проводится в течение первой недели шестого семестра.
Содержание и форма текущего контроля знаний
Раздел 1. История воспитания, обучения и изучения слепоглухих детей за рубежом и в России
Вопросы:
1. Значение знания истории становления и развития тифлосурдопедагогики.
2. Методологические основы зарубежной и отечественной систем воспитания и обучения детей с комплексными нарушениями.
3. Первые попытки обучения слепоглухих за рубежом.
4. Зарождение отечественной тифлосурдопедагогики. Деятельность Е.К. Грачевой
5. Деятельность И.А. Соколянского и А.И. Мещерякова.
6. Организация Загорского детского дома для слепоглухих.
7. Основные звенья современной помощи слепоглухим.
8. Международные организации помощи слепоглухим.
Раздел 2. Особенности этиопатогенеза и структуры дефекта при комплексных сенсорных и интеллектуальных нарушениях Вопросы:
1. Комплексное нарушение. Современное понимание.
2. Основные факторы возникновения комплексных нарушений.
3. Генетический фактор в возникновении комплексных нарушений.
4. Влияние вирусных инфекций на развитие ребенка.
5. Синдром Ушера. Характеристика. Особенности проявления.
6. Фетальная рубеолярная инфекция. Характеристика. Последствия.
7. Классификация детей с комплексными нарушениями в развитии.
8. Первичные и вторичные отклонения при различных вариантах комплексных нарушений.
Раздел 3. Клинико-психологическая характеристика детей при комплексных сенсорных и интеллектуальных нарушениях
Вопросы:
1. Общие закономерности развития детей. Особенности их проявления при комплексных нарушениях.
2. Модально-неспецифические закономерности развития детей. Их проявления при комплексных нарушениях.
3. Модально-специфические закономерности развития слепоглухих детей.
4. Особенности различных видов чувствительности у детей с комплексными нарушениями.
5. Особенности развития моторики у детей с комплексными нарушениями.
6. Значение остаточных анализаторов в развитии слепоглухих детей.
7. Особенности развития речи у детей с комплексными нарушениями.
8. Специфические формы речи детей с комплексными нарушениями.
9. Особенности мышления и внутренней речи у детей с комплексными нарушениями.
10. Стадии развития слепоглухих детей до специального обучения.
Раздел 4. Основные задачи и методы обучения детей с комплексными нарушениями
Вопросы:
1. Особенности применения общедидактических принципов воспитания и обучения детей с комплексными нарушениями.
2. Специальные принципы воспитания и обучения детей с комплексными нарушениями.
3. Совместно-разделенная дозированная деятельность взрослого с ребенком как основной принцип обучения детей с комплексными нарушениями.
4. Основные этапы обучения детей с комплексными нарушениями.
5. Условия овладения детьми с комплексными нарушениями первоначальными жестами.
6. Основные направления работы с детьми с комплексными нарушениями.
7. Специфика воспитания ребенка с комплексными нарушениями в семье.
9.2.1. Формы текущего контроля знаний
№ п/п
Наименование раздела дисциплины
Форма текущего контроля
Контрольная (проверочная)
работа
Компьютерное тестирование
Исследовательский проект (творческое задание)
Оценка работы на
СЗ / ПЗ
Лабораторная
работа
Педагогический диктант, устный опрос
1.
История воспитания, обучения и изучения слепоглухих детей за рубежом и в России
+
+
+
+
2.
Особенности этиопатогенеза и структуры дефекта при комплексных сенсорных и интеллектуальных нарушениях
+
+
+
+
3.
Клинико-психологическая характеристика детей при комплексных сенсорных и интеллектуальных нарушениях
+
+
+
+
+
4.
Основные задачи и методы обучения детей с комплексными нарушениями
+
+
+
+
9.3. Содержание и форма промежуточной аттестации
Раздел 1. История воспитания, обучения и изучения слепоглухих детей за рубежом и в России.
1. История воспитания, обучения и изучения слепоглухих детей в США
2. История воспитания, обучения и изучения слепоглухих детей в Великобритании
3. История воспитания, обучения и изучения слепоглухих детей в Голландии
4. История воспитания, обучения и изучения слепоглухих детей в России.
5. Загорский детский дом. История организации.
6. Современная система оказания помощи детям с комплексными нарушениями.
7. Сергиево-Посадский детский дом. Структура. Основные задачи.
8. Международная помощь по проблемам слепоглухоты.
Раздел 2. Особенности этиопатогенеза и структуры дефекта при комплексных сенсорных и интеллектуальных нарушениях.
1. Этиопатогенез комплексных нарушений.
2. Факторы возникновения комплексных нарушений.
3. Синдром Ушера.
4. Фетальная краснуха.
5. Структура дефекта при комплексных нарушениях
Раздел 3.Клинико-психологическая характеристика детей при комплексных сенсорных и интеллектуальных нарушениях.
1. Закономерности развития детей с комплексными нарушениями.
2. Клинико-психологическая характеристика детей при различных вариантах комплексных нарушений.
3. Особенности психического развития детей с комплексными нарушениями (восприятие, моторика, речь, мышление).
4. Методы работы по развитию речи детей.
5. Стадии развития детей при комплексных нарушениях.
Раздел 4. Основные задачи и методы обучения детей с комплексными нарушениями
1. Принципы коррекционно-компенсаторной работы с детьми с комплексными нарушениями.
2. Основные этапы и направления коррекционно-компенсаторной работы с детьми с комплексными нарушениями.
3. Программные материалы коррекционно-компенсаторной работы с детьми с комплексными нарушениями.
4. Особенности семейного воспитания детей с комплексными нарушениями.