Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины



8.1. Основная литература

№ п/п Автор и название литературного источника Выходные данные с указанием шифра библиотеки (по усмотрению кафедры) Краткая аннотация
1. Специальная педагогика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений: в 3т. Т3: Педагогические системы специального образования /под ред. Назаровой Н.М. М.: Академия, 2008. – 400 с.  
2. Дети со сложными нарушениями развития. Психофизиологические исследования/ Ин-т коррекционной педагогики РАО/под ред. Л.П. Григорьевой. М.: Академия, 2008. – 400 с.  
  Комплексные сенсорные и интеллектуальные нарушения. История воспитания и обучения слепоглухих за рубежом и в России. Учебно-методическое электронное пособие./под ред. Павлецовой Э.М.   – Пермь, ПГГПУ, 2012.  

 

8.2. Дополнительная литература

№ п/п Автор и название литературного источника Выходные данные с указанием шифра библиотеки (по усмотрению кафедры) Краткая аннотация
Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста/ред. Шипицина Л.М. СПб.: Речь, 2005. – 240 с.  
Основы специальной педагогики и психологии: учеб. пособие для студентов вузов/Трофимова Н.М., Дуванова С.П., Пушкина Т.Ф. СПб.: Питер, 2006. – 304 с.  
Специальная педагогика: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений/под ред. Н.М. Назаровой. – 3-е изд., испр. М.: Акдемия, 2004. – 400 с.  
Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. педвузов/Борякова Н.Ю. М., АСТ: Астрель, 2008. -222 с.  
Как помочь ребенку? Опыт лечебной педагогики в Кэмпхилл-общинах/Вейс Т.Й.; пер с нем. С. Зубриловой. М., Московский центр вальдорфской педагогики, 1992. -167 с.  
Проблемы комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей: сб. ст./М-во образования и науки РФ, ПГПУ, каф спец. дош. пед. и псих./ отв. за вып. О.Р. Ворошнина, Е.В. Гаврилова Пермь: Изд-во ПГПУ, 2010. – 111 с.  
Проблемы комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в специальных (коррекционных) и инклюзивных образовательных учреждениях: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (заоч.), 16 мая 2011 г. Пермь: Изд-во ПГПУ, 2011. – 116 с.  
Актуальные проблемы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья: материалы Всерос. студ. науч.-практ. конф. (заоч.), 12 мая 2011 г. Пермь: Изд-во ПГПУ, 2011. – 169 с.  
9. Апраушев А.В. Тифлосурдопедагогика. М., 1983.  
10. Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети. Развитие психики в процессе формирования поведения. М., 1974.  
11. Ярмоленко А.В. Очерки психологии слепоглухонемых. Л., 1961.  
12. Басилова Т.А. Воспитание в семье ребенка раннего возраста со сложным сенсорным или множественным нарушением 1. //Дефектология. – 1996 – №3.  
13. Басилова Т.А. Организация обучения слепоглухих детей за рубежом (70 – 80-е годы) //Дефектология. – 1988. – №5.  
14. Бертынь Г.П. Близнецы и слепоглухота   //Дефектология. – 1987. – №3.  
15. Жигорева М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь. М., 2006.  
16. Ильенков Э.В. Психика человека под лупой времени //Природа. – 1970. – №1.  
17. Левитин К. Лучший путь к человеку // Пути в незнаемое. Сб. Вып. 11. М., 1974.  
18. Малофеев Н.Н. Знаменитая петербурженка – Екатерина Константиновна Грачева (тетя Катя) //Дефектология. – 2003. – №5.  
19. Мареева Р.А. Воспитание и обучение слепоглухонемого ребенка в условиях семьи //Дефектология. – 1974. – №1.  
20. Саломатина И.В. Синдром Ушера и наши дети.   М., 2001.  
21. Скороходова О.И. Как я воспринимаю, понимаю и представляю окружающий мир. М., 1972.  

Учебно-методические материалы

№ п/п Раздел/тема дисциплины Автор Наименование материалов
     
     
     

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы (Интернет-ресурсы)

http://pedlib.ru/

ise.edu.mhost.ru,

www.rulib.org/book,

www.ikprao.ru/history/mescheryakov/pbio.html, sovietpsyhology.narod.ru/,

www.eii.ru

 

Материально-техническое обеспечение

· компьютерное и мультимедийное оборудование,

· приборы и оборудование учебного назначения,

· пакет прикладных обучающих программ,

· видео-, аудиовизуальные средства обучения и пр.

Содержание и порядок проведения входного и текущего контроля, промежуточной аттестации

Содержание входного контроля включает в себя владение следующими компетенциями (их составными частями):

- способен понимать сущность, специфику, характеристики разных вариантов психического дизонтогенеза в детском возрасте;

- способен к определению структуры нарушенного развития, выделению первичных и вторичных нарушений в структуре дефекта;

- способен к определению кратко- и долгосрочных перспектив развития детей с разными вариантами психического дизонтогенеза

 

Для изучения дисциплины студент должен:

знать: сущность, характеристику, виды психического дизонтогенеза в детском возрасте;структуру нарушенного развития;первичные и вторичные нарушения в структуре дефекта.

уметь: дифференцировать основные варианты психического дизонтогенеза, определять его причины; дифференцировать первичные и вторичные нарушения в структуре развития; определять направления необходимой коррекционно-развивающей работы в соответствии со структурой нарушенного.

владеть: способами сбора и анализа данных об особенностях проявления первичных и вторичных нарушений в развитии детей с ОВЗ, способами составления психолого-педагогического заключения по результатам изучения особенностей развития детей с разными видами психического дизонтогенеза.

Входной контроль проводится в форме теста.

Входной контроль проводится в течение первой недели шестого семестра.

 

Содержание и форма текущего контроля знаний

Раздел 1. История воспитания, обучения и изучения слепоглухих детей за рубежом и в России

Вопросы:

1. Значение знания истории становления и развития тифлосурдопедагогики.

2. Методологические основы зарубежной и отечественной систем воспитания и обучения детей с комплексными нарушениями.

3. Первые попытки обучения слепоглухих за рубежом.

4. Зарождение отечественной тифлосурдопедагогики. Деятельность Е.К. Грачевой

5. Деятельность И.А. Соколянского и А.И. Мещерякова.

6. Организация Загорского детского дома для слепоглухих.

7. Основные звенья современной помощи слепоглухим.

8. Международные организации помощи слепоглухим.

Раздел 2. Особенности этиопатогенеза и структуры дефекта при комплексных сенсорных и интеллектуальных нарушениях Вопросы:

1. Комплексное нарушение. Современное понимание.

2. Основные факторы возникновения комплексных нарушений.

3. Генетический фактор в возникновении комплексных нарушений.

4. Влияние вирусных инфекций на развитие ребенка.

5. Синдром Ушера. Характеристика. Особенности проявления.

6. Фетальная рубеолярная инфекция. Характеристика. Последствия.

7. Классификация детей с комплексными нарушениями в развитии.

8. Первичные и вторичные отклонения при различных вариантах комплексных нарушений.

Раздел 3. Клинико-психологическая характеристика детей при комплексных сенсорных и интеллектуальных нарушениях

Вопросы:

1. Общие закономерности развития детей. Особенности их проявления при комплексных нарушениях.

2. Модально-неспецифические закономерности развития детей. Их проявления при комплексных нарушениях.

3. Модально-специфические закономерности развития слепоглухих детей.

4. Особенности различных видов чувствительности у детей с комплексными нарушениями.

5. Особенности развития моторики у детей с комплексными нарушениями.

6. Значение остаточных анализаторов в развитии слепоглухих детей.

7. Особенности развития речи у детей с комплексными нарушениями.

8. Специфические формы речи детей с комплексными нарушениями.

9. Особенности мышления и внутренней речи у детей с комплексными нарушениями.

10. Стадии развития слепоглухих детей до специального обучения.

Раздел 4. Основные задачи и методы обучения детей с комплексными нарушениями

Вопросы:

1. Особенности применения общедидактических принципов воспитания и обучения детей с комплексными нарушениями.

2. Специальные принципы воспитания и обучения детей с комплексными нарушениями.

3. Совместно-разделенная дозированная деятельность взрослого с ребенком как основной принцип обучения детей с комплексными нарушениями.

4. Основные этапы обучения детей с комплексными нарушениями.

5. Условия овладения детьми с комплексными нарушениями первоначальными жестами.

6. Основные направления работы с детьми с комплексными нарушениями.

7. Специфика воспитания ребенка с комплексными нарушениями в семье.

9.2.1. Формы текущего контроля знаний

№ п/п Наименование раздела дисциплины Форма текущего контроля
Контрольная (проверочная) работа Компьютерное тестирование Исследовательский проект (творческое задание) Оценка работы на СЗ / ПЗ Лабораторная работа Педагогический диктант, устный опрос
1. История воспитания, обучения и изучения слепоглухих детей за рубежом и в России + +   + +  
2. Особенности этиопатогенеза и структуры дефекта при комплексных сенсорных и интеллектуальных нарушениях + +   +   +
3. Клинико-психологическая характеристика детей при комплексных сенсорных и интеллектуальных нарушениях + +   + + +
4. Основные задачи и методы обучения детей с комплексными нарушениями + + + +    

 

9.3. Содержание и форма промежуточной аттестации

Раздел 1. История воспитания, обучения и изучения слепоглухих детей за рубежом и в России.

1. История воспитания, обучения и изучения слепоглухих детей в США

2. История воспитания, обучения и изучения слепоглухих детей в Великобритании

3. История воспитания, обучения и изучения слепоглухих детей в Голландии

4. История воспитания, обучения и изучения слепоглухих детей в России.

5. Загорский детский дом. История организации.

6. Современная система оказания помощи детям с комплексными нарушениями.

7. Сергиево-Посадский детский дом. Структура. Основные задачи.

8. Международная помощь по проблемам слепоглухоты.

Раздел 2. Особенности этиопатогенеза и структуры дефекта при комплексных сенсорных и интеллектуальных нарушениях.

1. Этиопатогенез комплексных нарушений.

2. Факторы возникновения комплексных нарушений.

3. Синдром Ушера.

4. Фетальная краснуха.

5. Структура дефекта при комплексных нарушениях

 

Раздел 3.Клинико-психологическая характеристика детей при комплексных сенсорных и интеллектуальных нарушениях.

1. Закономерности развития детей с комплексными нарушениями.

2. Клинико-психологическая характеристика детей при различных вариантах комплексных нарушений.

3. Особенности психического развития детей с комплексными нарушениями (восприятие, моторика, речь, мышление).

4. Методы работы по развитию речи детей.

5. Стадии развития детей при комплексных нарушениях.

 

Раздел 4. Основные задачи и методы обучения детей с комплексными нарушениями

1. Принципы коррекционно-компенсаторной работы с детьми с комплексными нарушениями.

2. Основные этапы и направления коррекционно-компенсаторной работы с детьми с комплексными нарушениями.

3. Программные материалы коррекционно-компенсаторной работы с детьми с комплексными нарушениями.

4. Особенности семейного воспитания детей с комплексными нарушениями.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.