1. Какие этапы выделяются различными авторами в процессе специального обучения детей с комплексными нарушениями?
2. В чем заключается разность подходов И.А. Соколянского и М.В. Жигоревой в определении этапов специального обучения?
3. Чем обусловлена разность взглядов указанных авторов?
B. Дополнительная самостоятельная работа
Пороговый уровень
Заполнение аналитической карты «Этапы обучения и воспитания детей с комплексными нарушениями»
Автор
Этап
Основные задачи
Условия
Повышенный уровень
Чтение источника Басилова Т.А. Условия формирования первоначальных жестов у слепоглухих. Занесение данных в таблицу, предусмотренную на пороговом уровне.
Тема 4.3. Основные направления работы со слепоглухими детьми
A. Обязательная самостоятельная работа
1) Подготовка к семинарскому занятию
2) Подготовка к проверочной работе по теме
Примерные вопросы:
1. Какие отечественные и зарубежные программы созданы для детей с комплексными сенсорными и интеллектуальными нарушениями?
2. В чем заключается разность отечественного и зарубежного подходов к созданию программ специального обучения детей с комплексными нарушениями?
B. Дополнительная самостоятельная работа
Пороговый уровень
Анализ программ обучения и воспитания детей с комплексными нарушениями.
1. Программа сенсорного развития для детей с грубыми множественными нарушениями (Фло Лофорн)
2. Американская программа обучения навыкам повседневной жизни детей со сложным сенсорным дефектом (Институт слепых детей Перкинса, Г. Стенквист и Н. Роббинс)
3. Программа воспитания и обучения слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями. – М., 2003
Занесение данных по одной из программ (на выбор студента) в таблицы:
1. Программа сенсорного развития для детей
с грубыми множественными нарушениями
(Фло Лофорн)
1. Цель и задачи программы
2. Специфика организации обучения и развития
3. Характеристика основных разделов программы
Раздел про-
граммы
Параметр
анализа
Разработка
программы зрительной стимуляции и создание банка зрительных предпочтений
Разработка
программы по развитию вкусовых ощущений и создание банка вкусов
Разработка
программы по развитию обоняния и создание банка запахов
Разработка
программы оп развитию слухового восприятия и создание банка звуков
Разработка
программы тактильного восприятия и создание тактильного
банка
Чувство собственного тела
Цель и
Основные
задачи
Направления и методы
диагностики
Методическая база и особенности организации работы
2. Американская программа обучения навыкам повседневной жизни детей
со сложным сенсорным дефектом
(Институт слепых детей Перкинса, Г. Стенквист и Н. Роббинс)
Контингент.
Содержание обучения по основным разделам:
Раздел
Подраздел
Задачи обучения и воспитания
Навыки самообслуживания
1. Режим питания
2. Навыки, связанные с приемом пищи
3. Навыки одевания
4. Навыки личной гигиены
5. Туалет
Культура
поведения
1. Правила поведения за столом
2. Уход за одеждой
3. Правила поведения в других ситуациях
Домоводство
1. Приготовление нищи
2. Домашний труд
3. Покупки для себя
Досуг и отдых
1. Индивидуальный досуг
2. Групповые игры и развлечения
Передвижение в окружающем
пространстве
1. Ориентировка в интернате
2. Основные движения в пространстве
3. Программа воспитания и обучения слабослышащих дошкольников
со сложными (комплексными) нарушениями. – М., 2003
Контингент
Срок обучения
Цель программы
Особенности режима дня
Распределение занятий между специалистами
Основные разделы программы
Динамика тематики по основным разделам
Повышенный уровень
Вариант1.
Разработка модели программы для ребенка с одним из вариантов комплексного нарушения (на основе приведенных выше программ или алгоритма, представленного в источнике Жигорева М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь. – М., 2006.
Вариант 2. Заполнение всех представленных для порогового уровня таблиц.
Тема 4.4. Семейное воспитание детей с комплексными нарушениями