Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 1.2. История изучения, воспитания и обучения



Слепоглухих детей в России

Цель: формирование понимания исторических и методологических основ системы обучения и воспитания детей с комплексными сенсорными и интеллектуальными нарушениями.

Понятия: тифлосурдопедагогика.

Вопросы для обсуждения:

1. Екатерина Константиновна Грачева. Организация обучения и воспитания слепоглухих детей в Петербурге, первые публикации.

2. И.А. Соколянский. Биография, открытие школы-клиники для индивидуального обучения слепоглухонемых.

3. Биография О.И. Скороходовой.

4. А.И. Мещеряков. История жизни и научно-педагогическая деятельность.

5. Организация и история Загорского детского дома слепоглухих детей.

6. Участие О.И. Скороходовой в организации и деятельности Загорского детского дома для слепоглухих детей.

7. Роль Института коррекционной педагогики Российской академии образования (ранее - Институт дефектологии АПН) в организации систематического обучения и воспитания слепоглухих.

8. Идеалистическая и материалистическая точка зрения на развитие слепоглухих детей.

 

Литература

Базовый учебник

Специальная педагогика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений: в 3т. Т3: Педагогические системы специального образования /под ред. Назаровой Н.М. - М.: Академия, 2008. – 400 с.

Комплексные сенсорные и интеллектуальные нарушения. История воспитания и обучения слепоглухих за рубежом и в России. Учебно-методическое электронное пособие./под ред. Павлецовой Э.М. – Пермь, ПГГПУ, 2012.

 

Дополнительная литература

1. Апраушев А.В. Тифлосурдопедагогика. – М., 1983.

2. Басилова Т.А. Как начиналось обучение слепоглухонемых в России//Дефектология. – 1999. – №2.

3. Диккенс Ч. Американские заметки//http://www.rulib.org/book.

4. Ильенков Э.В. Психика человека под лупой времени//Природа. – 1970. – №1. – С. 88 – 91.5. Левитин К. Лучший путь к человеку/ Пути в незнаемое. Сборник. Выпуск одиннадцатый. М., 1974.6. Мазурова Н.В. Первые работы по психологии слепых и глухих людей: письма Д.Дидро. Историко-психологическая версия возникновения//Дефектология. – 2004. – №1.7. Малиновский А. Некоторые возражения Э.В. Ильенкову и А.И. Мещерякову//Природа. – 1970. – №1.8. Мещеряков А. Познание мира без слуха и зрения//Природа. – 1970. – №19. Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети. Развитие психики в процессе формирования поведения. – М., 1974. – Ч. 1. Гл. 2.10. Малофеев Н.Н. Знаменитая петербурженка – Екатерина Константиновна Грачева (тетя Катя)//Дефектология. – 2003. – №5.

11. Марков А. Открытый мир.//www.eii.ru.

12. Марков А. Право на голос слепоглухих в России.//www.eii.ru.

13. Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети. Развитие психики в процессе формирования поведения. – М., 1974.14. Смирнов И. Эвальд Ильенков «Об идолах и идеалах»//http://www.rulib.org/book.15. Скороходова О.И. Как я воспринимаю, понимаю и представляю окружающий мир. – М., 1972.

 

Контрольные вопросы:

1. Почему отечественная система воспитания и обучения слепоглухих зародилась при приюте для глубоко умственно отсталых детей?

2. Почему первые попытки воспитания и обучения слепоглухихи в России не принесли столь значительных результатов как за рубежом?

3. В чем заключается разность отечественного и зарубежного подходов к развитию детей с комплексными нарушениями?

4. Каково значение изучения слепоглухих для функционирования других областей научного знания?

 

 

Тема 1.3. Современная отечественная система помощи слепоглухим

Цель:формирование представления о современной системе и путях помощи детям с комплексными нарушениями.

 

Понятия: система обучения и воспитания.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Современная отечественная система воспитания и обучения слепоглухих. Учреждения помощи детям с комплексными нарушениями при различных ведомствах (учреждения помощи в системе образования, в системе здравоохранения и социального развития).

2. Сергиево-Посадский детский дом в настоящее время: основные направления, структура цели и задачи работы.

3. Критерии отбора детей для обучения.

 

Литература

Базовый учебник

Гаврилова Е.В., Лужанская Э.М. Дом, где живут дети. – Пермь, 2008.

Специальная педагогика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений: в 3т. Т3: Педагогические системы специального образования /под ред. Назаровой Н.М. - М.: Академия, 2008. – 400 с.

Комплексные сенсорные и интеллектуальные нарушения. История воспитания и обучения слепоглухих за рубежом и в России. Учебно-методическое электронное пособие./под ред. Павлецовой Э.М. – Пермь, ПГГПУ, 2012.

 

Дополнительная литература

1. Апраушев А.В. Тифлосурдопедагогика. – М., 1983.

2. Басилова Т.А. А.И.Мещеряков //www.ikprao.ru/history/mescheryakov/ pbio.html.

3. Левитин К. Лучший путь к человеку/ Пути в незнаемое. Сб. Вып. 11. М., 1974.

Контрольные вопросы:

1. Какие возможности в настоящее время предусмотрены для получения детьми с комплексными нарушениями педагогический и медико-социальной помощи?

2. Почему наиболее оптимальным на современном этапе считается получение помощи детьми с комплексными нарушениями в рамках ведомства здравоохранения и социального развития?

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.