Цель: формирование понимания исторических и методологических основ системы обучения и воспитания детей с комплексными сенсорными и интеллектуальными нарушениями.
Понятия: тифлосурдопедагогика.
Вопросы для обсуждения:
1. Екатерина Константиновна Грачева. Организация обучения и воспитания слепоглухих детей в Петербурге, первые публикации.
2. И.А. Соколянский. Биография, открытие школы-клиники для индивидуального обучения слепоглухонемых.
3. Биография О.И. Скороходовой.
4. А.И. Мещеряков. История жизни и научно-педагогическая деятельность.
5. Организация и история Загорского детского дома слепоглухих детей.
6. Участие О.И. Скороходовой в организации и деятельности Загорского детского дома для слепоглухих детей.
7. Роль Института коррекционной педагогики Российской академии образования (ранее - Институт дефектологии АПН) в организации систематического обучения и воспитания слепоглухих.
8. Идеалистическая и материалистическая точка зрения на развитие слепоглухих детей.
Литература
Базовый учебник
Специальная педагогика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений: в 3т. Т3: Педагогические системы специального образования /под ред. Назаровой Н.М. - М.: Академия, 2008. – 400 с.
Комплексные сенсорные и интеллектуальные нарушения. История воспитания и обучения слепоглухих за рубежом и в России. Учебно-методическое электронное пособие./под ред. Павлецовой Э.М. – Пермь, ПГГПУ, 2012.
Дополнительная литература
1. Апраушев А.В. Тифлосурдопедагогика. – М., 1983.
2. Басилова Т.А. Как начиналось обучение слепоглухонемых в России//Дефектология. – 1999. – №2.
3. Диккенс Ч. Американские заметки//http://www.rulib.org/book.
4. Ильенков Э.В. Психика человека под лупой времени//Природа. – 1970. – №1. – С. 88 – 91.5. Левитин К. Лучший путь к человеку/ Пути в незнаемое. Сборник. Выпуск одиннадцатый. М., 1974.6. Мазурова Н.В. Первые работы по психологии слепых и глухих людей: письма Д.Дидро. Историко-психологическая версия возникновения//Дефектология. – 2004. – №1.7. Малиновский А. Некоторые возражения Э.В. Ильенкову и А.И. Мещерякову//Природа. – 1970. – №1.8. Мещеряков А. Познание мира без слуха и зрения//Природа. – 1970. – №19. Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети. Развитие психики в процессе формирования поведения. – М., 1974. – Ч. 1. Гл. 2.10. Малофеев Н.Н. Знаменитая петербурженка – Екатерина Константиновна Грачева (тетя Катя)//Дефектология. – 2003. – №5.
11. Марков А. Открытый мир.//www.eii.ru.
12. Марков А. Право на голос слепоглухих в России.//www.eii.ru.
13. Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети. Развитие психики в процессе формирования поведения. – М., 1974.14. Смирнов И. Эвальд Ильенков «Об идолах и идеалах»//http://www.rulib.org/book.15. Скороходова О.И. Как я воспринимаю, понимаю и представляю окружающий мир. – М., 1972.
Контрольные вопросы:
1. Почему отечественная система воспитания и обучения слепоглухих зародилась при приюте для глубоко умственно отсталых детей?
2. Почему первые попытки воспитания и обучения слепоглухихи в России не принесли столь значительных результатов как за рубежом?
3. В чем заключается разность отечественного и зарубежного подходов к развитию детей с комплексными нарушениями?
4. Каково значение изучения слепоглухих для функционирования других областей научного знания?
Тема 1.3. Современная отечественная система помощи слепоглухим
Цель:формирование представления о современной системе и путях помощи детям с комплексными нарушениями.
Понятия: система обучения и воспитания.
Вопросы для обсуждения:
1. Современная отечественная система воспитания и обучения слепоглухих. Учреждения помощи детям с комплексными нарушениями при различных ведомствах (учреждения помощи в системе образования, в системе здравоохранения и социального развития).
2. Сергиево-Посадский детский дом в настоящее время: основные направления, структура цели и задачи работы.
3. Критерии отбора детей для обучения.
Литература
Базовый учебник
Гаврилова Е.В., Лужанская Э.М. Дом, где живут дети. – Пермь, 2008.
Специальная педагогика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений: в 3т. Т3: Педагогические системы специального образования /под ред. Назаровой Н.М. - М.: Академия, 2008. – 400 с.
Комплексные сенсорные и интеллектуальные нарушения. История воспитания и обучения слепоглухих за рубежом и в России. Учебно-методическое электронное пособие./под ред. Павлецовой Э.М. – Пермь, ПГГПУ, 2012.
Дополнительная литература
1. Апраушев А.В. Тифлосурдопедагогика. – М., 1983.
3. Левитин К. Лучший путь к человеку/ Пути в незнаемое. Сб. Вып. 11. М., 1974.
Контрольные вопросы:
1. Какие возможности в настоящее время предусмотрены для получения детьми с комплексными нарушениями педагогический и медико-социальной помощи?
2. Почему наиболее оптимальным на современном этапе считается получение помощи детьми с комплексными нарушениями в рамках ведомства здравоохранения и социального развития?