Характеристика слепоглухих детей в доконтактный период развития. Особенности развития слепоглухих детей в период предметно-действенного общения. Период возникновения естественных жестов. Условия перехода слепоглухого ребенка с низшей на более высокие стадии развития.
Раздел 4. Основные задачи и методы обучения
Детей с комплексными нарушениями
Тема 4.1. Принципы и особенности организации работы
С детьми с комплексными нарушениями
Принцип гуманизма. Принцип социализирующей направленности направленность коррекционно-педагогической помощи (принцип социальной мотивации). Принципы целостности, комплексного воздействия, индивидуализации, вариативности и структурированности образовательной концепции. Принцип единства обучения и воспитания. Принципы деятельностного и дифференцированного подхода. Принцип коммуникативной направленности.
Особенности применения методов, приемов в работе с детьми с комплексными отклонениями в развитии. Индивидуальные коррекционно-развивающие программы. Специфика оснащения учебного процесса. Своеобразие форм коррекционно-развивающей работы. Требования к педагогу, проводящему коррекционно-развивающую работу с детьми с комплексными отклонениями в развитии.
Тема 4.2. Этапы обучения и воспитания слепоглухих
В отечественной практике
Марксистская теория как методологическая основа обучения слепоглухих.
Задачи этап «первоначального очеловечивания»: формирование системы навыков самообслуживания в процессе образования человеческого бытового поведения, формирование потребности и простейших средств общения, развитие образно-действенного мышления.
Этап формирования словесной речи. Этап усвоения системы знаний.
Тема 4.3. Основные направления работы со слепоглухими детьми
Роль режима в развитии слепоглухих детей. Календарный метод. Особенности развития пространственной ориентировки и предметного восприятия. Организация трудового воспитания и его значение для развития психики слепоглухих. Специфика сенсорного воспитания и развития моторики. Методики формирования игровой деятельности слепоглухих.
Тема 4.4. Семейное воспитание детей с комплексными нарушениями
Обследование ребенка у специалистов: офтальмолога, сурдолога, сурдопедагога.
Роль телесного контакта с матерью. Задачи, методы и приемы семейного воспитания слепоглухих детей. Развитие двигательной деятельности. Развитие остаточного зрения и слуха. Развитие эмоционального контакта с родителями. Основные умения и поведение слепоглухого ребенка в семье.
Содержание семинарских и практических занятий
Раздел 1. История обучения слепоглухих детей за рубежом и в России
Тема 1.1. История обучения, воспитания и изучения слепоглухих детей
За рубежом
Цель:формирование понимания исторических и методологических основ системы обучения и воспитания детей с комплексными сенсорными и интеллектуальными нарушениями.
Понятия: тифлосурдопедагогика.
Вопросы к обсуждению
1. Первые спорадические попытки обучения слепоглухих (Октавия Мориссо, Джулия Брэс, Мари Эртен, Джеймс Митчелл, воспитание слепоглухих при монастырях).
2. История систематического обучения и воспитания слепоглухих детей (Лора Бриджмен, Елена Келлер, Оливер Кэсуелл). Зарождение тифлосурдопедагогики.
3. Дальнейшие попытки обучения и воспитания слепоглухих детей в странах Западной Европы (Анна Теммерманн, открытие школ во Франции, Швеции, Германии).
4. Система обучения и воспитания слепоглухих в Голландии.
Литература
Базовый учебник
Специальная педагогика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений: в 3т. Т3: Педагогические системы специального образования /под ред. Назаровой Н.М. - М.: Академия, 2008. – 400 с.
Комплексные сенсорные и интеллектуальные нарушения. История воспитания и обучения слепоглухих за рубежом и в России. Учебно-методическое электронное пособие./под ред. Павлецовой Э.М. – Пермь, ПГГПУ, 2012.
Дополнительная литература
1. Басилова Т.А. Организация обучения слепоглухих детей за рубежом (70-80-е годы)//Дефектология. – 1988. – №5.
2. Бертынь Г.П. Елена Келлер//Дефектологя. – 1984. – №4.
3. Ван Дайк Ян. Обучение и воспитание слепоглухих как особой категории аномальных детей//Дефектология. – 1999. – № 4.
4. Диккенс Ч. Американские заметки//http://www.rulib.org/book
5. Мазурова Н.В. Первые работы по психологии слепых и глухих людей: письма Д.Дидро. историко-психологическая версия возникновения//Дефектология. – 2004. –№1.6. Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети. Развитие психики в процессе формирования поведения. – М., 1974. – Ч. 1. Гл. 2.
Контрольные вопросы.
1. Почему первые попытки воспитания и обучения слепоглухих возникли при монастырях?
2. Почему Окатавия Мориссо, Джулия Брэс и другие слепоглухие, воспитанные при монастырях, не достигли значительного уровня развития?
3. Какая отрасль специальной педагогики лежит в основе зарубежной системы воспитания и обучения слепоглухих?