Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Карьера региональной элиты



Анализ карьерных путей представителей различных групп элит региона позволяет понять, насколько она (элита) укоренена во властных группах советского общества, а также, в какой мере имела место конвертация номенклатурной власти в финансово-экономическую и политико-административную.

 

Таблица 6. Наличие номенклатурного опыта (работа в партийных советских, комсомольских и профсоюзных органах) у различных элитных групп

Элитная группа Число лиц В % от всей группы
Финансисты
Администраторы
Политики

 

Таблица 7. Занятие членов элитных групп политико-административной деятельностью в советский период (в % от всей группы)

Элитная группа 1987 год 1990 год
Финансисты
Администраторы
Политики

 

Треть высших администраторов региона (31%) имеют номенклатурный опыт. В СПб таких 36%, в ЛО несколько меньше – 22%. Они приобретали его в рамках партийных, комсомольских и профсоюзных организаций предприятий. Остальные занимали номенклатурные должности на уровне района, города и выше.Политики очень разняться между собой. Наиболее «ономенклатуренными» оказываются городские депутаты – 14 % , в области этот показатель ниже (9%).

После периода «стихийного развития» в 90-е годы XX века тенденция институционализации административного сегмента региональной элиты может рассматриваться как позитивная. Однако у нее имеется оборотная сторона, связанная с реноменклатуризацией элитных кадров. Как естественная реакция на «революционное забегание вперед» данный процесс предсказывался достаточно давно (12). Приход в 2003 г. в петербургскую администрацию бывших соратников нового губернатора по комсомольской и партийной оказался долгосрочной кадровой политикой. Со временем число чиновников, имеющих номенклатурный опыт, увеличилось. Сейчас 36 % городских бюрократов являются выходцами из номенклатурных структур. В Ленинградской области пропорция несколько ниже – только каждый пятый чиновник ранее трудился в партийно-комсомольско-советских органах.

Карьеры чиновников, начавших свою административную деятельность в различные периоды недавней российской истории, имеют некоторую специфику. Так, карьеры тех, кто начал административную деятельность в советский период, имеют более спокойное, неторопливое течение, с более длительными периодами – ступенями карьерной лестницы. Более короткие промежутки – в тех случаях, когда происходит движение в рамках одной структуры (предприятия, организации). В переходное время данная группа, видимо, испытала определенные трудности. Отмечается уход в другие сферы деятельности, иногда движение замирает. С середины 90-х г.г. - возвращение в административно-управленческую сферу и сокращение карьерных перемещений на рубеже 90-2000-х годов. В этой группе более успешными оказались те, кто а) довольно рано начали номенклатурную карьеру (с работы в комсомоле); б) не выходили из сферы партийно-государственного, а затем государственного управления, т.е. в их карьере нет ступеней хозяйственно-экономической деятельности («карьерные управленцы», пример – губернатор СПб В.И. Матвиенко, А.Д. Беглов, ныне глава Контрольного управления Администрации президента РФ,); в) либо сумели адаптироваться к новым требованиям ситуации, в их карьерах административно-управленческая деятельность перемежается в 90-е годы хозяйственно-экономической активностью, в т.ч. в частном секторе (пример – губернатор ЛО В.П. Сердюков).

В карьерах тех, кто начинал административную деятельность в переходный период, обязательно была смена сфер деятельности, административно-политическая перемежается хозяйственно-экономической. В целом для карьер этой группы характерно более быстрое движение по ступеням карьерной лестницы. Со 2-ой половины 90-х годов, скорее даже ближе к рубежу 90-х – 2000-х годов, удлиняется период времени между перемещениями – определенная стабилизация.

Для профессионального пути более молодой группы администраторов, начавших карьеру в постсоветский период, характерно более быстрое продвижение, иногда взлеты карьеры. Но и здесь отмечается некоторая стабилизация на рубеже 90-х – 2000-х годов.

Само по себе присутствие в региональной элите выходцев из номенклатуры не несет какой-либо особой опасности. Более того, оно может быть и функционально позитивно, что связано с преемственностью государственной власти и предохранением ее от институционального разрушения. По большому счету нынешние административные структуры во многом являются восприемниками советской власти. Тревожить может воспроизводство чиновниками из номенклатуры в новых условиях «иерархической культуры», свойственной авторитарным режимам. Микропрактики власти и властных персон в значительной степени задают содержание и направленность деятельности властных институтов, а также то, что Ф.Фюре назвал «политической социабельностью» ‑ отношение различных групп населения к власти и их отношения между собой по поводу политической власти (13). В частности, для авторитарной иерархической культуры лояльность перед вершиной «вертикали власти», но не ответственность перед населением региона является приоритетной. В качестве примера можно привести исполнение закона о монетизации льгот, а также другие социальные новшества. В этом отношении направленность административной реформы непосредственно связана с «человеческим материалом» и перспективы ее при усилении влияния «старой гвардии» достаточно пессимистичны.

Выводы

Можно утверждать, что региональная административная элита Санкт-Петербурга и Ленинградской области социально неоткрытая. Наиболее закрытым является ее сегмент, в котором первичная социализация ее членов проходила не в городских условиях.

Наряду с профессиональным рекрутированием в региональный административный корпус широко практикуется плутократическое рекрутирование, что создает «сверхвозможности» для экономически доминирующих социальных слоев «представлять» свои интересы в административно-политической сфере и максимально их реализовывать. Данное положение снижает возможности иных социальных групп влиять на формирование региональной политики и приводит к социальной несбалансированности в деятельности региональной администрации.

Стабилизация бюрократического корпуса и институционализация новых групп во власти происходит одновременно с частичным сохранением и возвращением в административные структуры на командные должности активистов старого режима. Этот процесс может привести к социально-политической инволюции и усилению авторитарных тенденций.В этом же направлении действуют и описанные выше факторы. Таким образом, рассмотренные качественные характеристики региональной административной элиты скорее способствуют реализации недемократичекого варианта реформ.

Важным фактором, действующим в позитивном направлении (способствующем эффективности, успешности реформ, приводящих к оптимизации управления) является довольно высокий человеческий капитал. Однако доминирование технического и военного образования в бюрократической среде способствует реализации авторитарного сценария.

Профессионализация и институционализация депутатского корпуса достаточно большая. Лидирует здесь Санкт-Петербург, что обусловлено, скорее всего, спецификой нормативной базы.

Региональные депутаты обладают значительным человеческим капиталом, что может способствовать позитивному восприятию социальных инноваций и принятия ими соответствующих решений. Однако значительный удельный вес технического и военного образования может действовать как фактор, снижающий социально-гуманистическое направление этих решений и предрасположенность к простым иерархическим отношениям. Разница в номенклатурном опыте городских и областных депутатов, дающая некоторый приоритет в «инновационном потенциале» Ленинградской области, скорее, будет нивелирована таким важным социализационным фактором, как место рождения членов элиты.

Процесс институционализации региональной элиты еще не завершился. Поэтому ее социальные и структурные характеристики достаточно неустойчивы.

 

Список литературы

 

1. Региональные элиты России: проблемы, подходы, гипотезы: (Программа исследования) / Дука А.В. (рук. авт. колл.), Быстрова А.С., Горьковенко В.В. и др. - СПб.: СПбФ ИС РАН, 1999. - С.70.

2. Региональные элиты Северо-Запада России: Политические и экономические ориентации / Под ред. Дуки А.В. - СПб.: Алетейя, 2001. – 352 р.

3. См.: Крыштановская О. Анатомия российской элиты. - М.: Захаров, 2005. - С.269.

4. Welzel C. Effective democracy, mass culture, and the quality of elites: The human development perspective // Intern. J. of comparative sociology. - Thousand Oaks, 2002. -Vol.43, N3. - P.317-349.

5. См.: Региональные элиты Северо-Запада России: политические и экономические ориентации / Под ред. Дуки А. В. - СПб.: Алетейя, 2001.

6. См.: Мохов В.П. Эволюция региональной политической элиты России (1950-1990 гг.). - Пермь: Перм. гос. техн. ун-т, 1998. - С.166; Понеделков А.В. Политическая элита: генезис и проблемы ее становления в России. Ростов н/ Д.: СКНЦ ВШ, 1995. - С.130-131. См. также специальную работу: Николаев А.Н. Становление технократической элиты в России: Историко-социологические аспекты. - Саратов: Сарат. гос. экон. акад., 1995. - 166 с.

7. Прошедших иные формы повышения квалификации обнаружилось всего пять человек в Санкт-Петербурге и один в Ленобласти. Скорее всего, это не отражает истинное положение вещей, так как далеко не все представители элиты помещают в свои официальные анкеты (биографии) эти сведения.

8. Насколько «когнитивная» проблема характерна и для других регионов. См.: Старостин А.М. Эффективность деятельности административно-политических элит: критерии оценки и анализ состояния в современной России. – Ростов н/ Д.: СКАГС, 2003. - С.254.

9. Сведения имеются по 45 персонам, имеющим второе высшее образование.

10. Гаман-Голутвина О.В. Региональные элиты России: Персональный состав и тенденции эволюции // Самые влиятельные люди России, 2003 / Науч. ред. Гаман-Голутвина О.В. - М.: Ин-т ситуац. анализа и новых технологий, 2004. - С.49.

11. См.: Krislov S. Representative bureaucracy. - Englewood Cliffs; N.Y.: Prentice-Hall. - 1974. - 149 p.

12. Один из наиболее ранних прогнозов: Wasilewski J. Dilemmas and Controversies Concerning Leadership Recruitment in Eastern Europe // Democracy and Civil Society in Eastern Europe: Selected Papers from the Fourth World Congress for Soviet and Eastern European Studies, Harrogate, 1990 / Ed. by Lewis P. G. - N.Y.: St. Martin’s press, 1992. - P.113-127. Также см.: Трансформация старой номенклатуры в новую российскую элиту / Крыштановская О.В., Куколев И.В., Владыцкая В.А., Свищенкова Н.А. // Трансформация социальной структуры и стратификация российского общества / Отв. ред. Голенкова З.Т. - М.: Ин-т социологии РАН, 1996. - С.291; Магомедов А. Политический ритуал и мифы региональных элит // Свободная мысль. – М., 1994. - № 11. - С.112; Podgorecki A. The communist and post-communist nomenklatura // Polish Sociol. Rev. – Warshawa, 1994. - N2. – Р. 123.

13. Фюре Ф. Постижение Французской революции. - СПб.: ИНАПРЕСС, 1998. - С.46.


Трахтенберг А.Д.

 

«Славься, Югра нефтяная!»:

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.