Анализ карьерных путей представителей различных групп элит региона позволяет понять, насколько она (элита) укоренена во властных группах советского общества, а также, в какой мере имела место конвертация номенклатурной власти в финансово-экономическую и политико-административную.
Таблица 6. Наличие номенклатурного опыта (работа в партийных советских, комсомольских и профсоюзных органах) у различных элитных групп
Элитная группа
Число лиц
В % от всей группы
Финансисты
Администраторы
Политики
Таблица 7. Занятие членов элитных групп политико-административной деятельностью в советский период (в % от всей группы)
Элитная группа
1987 год
1990 год
Финансисты
Администраторы
Политики
Треть высших администраторов региона (31%) имеют номенклатурный опыт. В СПб таких 36%, в ЛО несколько меньше – 22%. Они приобретали его в рамках партийных, комсомольских и профсоюзных организаций предприятий. Остальные занимали номенклатурные должности на уровне района, города и выше.Политики очень разняться между собой. Наиболее «ономенклатуренными» оказываются городские депутаты – 14 % , в области этот показатель ниже (9%).
После периода «стихийного развития» в 90-е годы XX века тенденция институционализации административного сегмента региональной элиты может рассматриваться как позитивная. Однако у нее имеется оборотная сторона, связанная с реноменклатуризацией элитных кадров. Как естественная реакция на «революционное забегание вперед» данный процесс предсказывался достаточно давно (12). Приход в 2003 г. в петербургскую администрацию бывших соратников нового губернатора по комсомольской и партийной оказался долгосрочной кадровой политикой. Со временем число чиновников, имеющих номенклатурный опыт, увеличилось. Сейчас 36 % городских бюрократов являются выходцами из номенклатурных структур. В Ленинградской области пропорция несколько ниже – только каждый пятый чиновник ранее трудился в партийно-комсомольско-советских органах.
Карьеры чиновников, начавших свою административную деятельность в различные периоды недавней российской истории, имеют некоторую специфику. Так, карьеры тех, кто начал административную деятельность в советский период, имеют более спокойное, неторопливое течение, с более длительными периодами – ступенями карьерной лестницы. Более короткие промежутки – в тех случаях, когда происходит движение в рамках одной структуры (предприятия, организации). В переходное время данная группа, видимо, испытала определенные трудности. Отмечается уход в другие сферы деятельности, иногда движение замирает. С середины 90-х г.г. - возвращение в административно-управленческую сферу и сокращение карьерных перемещений на рубеже 90-2000-х годов. В этой группе более успешными оказались те, кто а) довольно рано начали номенклатурную карьеру (с работы в комсомоле); б) не выходили из сферы партийно-государственного, а затем государственного управления, т.е. в их карьере нет ступеней хозяйственно-экономической деятельности («карьерные управленцы», пример – губернатор СПб В.И. Матвиенко, А.Д. Беглов, ныне глава Контрольного управления Администрации президента РФ,); в) либо сумели адаптироваться к новым требованиям ситуации, в их карьерах административно-управленческая деятельность перемежается в 90-е годы хозяйственно-экономической активностью, в т.ч. в частном секторе (пример – губернатор ЛО В.П. Сердюков).
В карьерах тех, кто начинал административную деятельность в переходный период, обязательно была смена сфер деятельности, административно-политическая перемежается хозяйственно-экономической. В целом для карьер этой группы характерно более быстрое движение по ступеням карьерной лестницы. Со 2-ой половины 90-х годов, скорее даже ближе к рубежу 90-х – 2000-х годов, удлиняется период времени между перемещениями – определенная стабилизация.
Для профессионального пути более молодой группы администраторов, начавших карьеру в постсоветский период, характерно более быстрое продвижение, иногда взлеты карьеры. Но и здесь отмечается некоторая стабилизация на рубеже 90-х – 2000-х годов.
Само по себе присутствие в региональной элите выходцев из номенклатуры не несет какой-либо особой опасности. Более того, оно может быть и функционально позитивно, что связано с преемственностью государственной власти и предохранением ее от институционального разрушения. По большому счету нынешние административные структуры во многом являются восприемниками советской власти. Тревожить может воспроизводство чиновниками из номенклатуры в новых условиях «иерархической культуры», свойственной авторитарным режимам. Микропрактики власти и властных персон в значительной степени задают содержание и направленность деятельности властных институтов, а также то, что Ф.Фюре назвал «политической социабельностью» ‑ отношение различных групп населения к власти и их отношения между собой по поводу политической власти (13). В частности, для авторитарной иерархической культуры лояльность перед вершиной «вертикали власти», но не ответственность перед населением региона является приоритетной. В качестве примера можно привести исполнение закона о монетизации льгот, а также другие социальные новшества. В этом отношении направленность административной реформы непосредственно связана с «человеческим материалом» и перспективы ее при усилении влияния «старой гвардии» достаточно пессимистичны.
Выводы
Можно утверждать, что региональная административная элита Санкт-Петербурга и Ленинградской области социально неоткрытая. Наиболее закрытым является ее сегмент, в котором первичная социализация ее членов проходила не в городских условиях.
Наряду с профессиональным рекрутированием в региональный административный корпус широко практикуется плутократическое рекрутирование, что создает «сверхвозможности» для экономически доминирующих социальных слоев «представлять» свои интересы в административно-политической сфере и максимально их реализовывать. Данное положение снижает возможности иных социальных групп влиять на формирование региональной политики и приводит к социальной несбалансированности в деятельности региональной администрации.
Стабилизация бюрократического корпуса и институционализация новых групп во власти происходит одновременно с частичным сохранением и возвращением в административные структуры на командные должности активистов старого режима. Этот процесс может привести к социально-политической инволюции и усилению авторитарных тенденций.В этом же направлении действуют и описанные выше факторы. Таким образом, рассмотренные качественные характеристики региональной административной элиты скорее способствуют реализации недемократичекого варианта реформ.
Важным фактором, действующим в позитивном направлении (способствующем эффективности, успешности реформ, приводящих к оптимизации управления) является довольно высокий человеческий капитал. Однако доминирование технического и военного образования в бюрократической среде способствует реализации авторитарного сценария.
Профессионализация и институционализация депутатского корпуса достаточно большая. Лидирует здесь Санкт-Петербург, что обусловлено, скорее всего, спецификой нормативной базы.
Региональные депутаты обладают значительным человеческим капиталом, что может способствовать позитивному восприятию социальных инноваций и принятия ими соответствующих решений. Однако значительный удельный вес технического и военного образования может действовать как фактор, снижающий социально-гуманистическое направление этих решений и предрасположенность к простым иерархическим отношениям. Разница в номенклатурном опыте городских и областных депутатов, дающая некоторый приоритет в «инновационном потенциале» Ленинградской области, скорее, будет нивелирована таким важным социализационным фактором, как место рождения членов элиты.
Процесс институционализации региональной элиты еще не завершился. Поэтому ее социальные и структурные характеристики достаточно неустойчивы.
2. Региональные элиты Северо-Запада России: Политические и экономические ориентации / Под ред. Дуки А.В. - СПб.: Алетейя, 2001. – 352 р.
3. См.: Крыштановская О. Анатомия российской элиты. - М.: Захаров, 2005. - С.269.
4. Welzel C. Effective democracy, mass culture, and the quality of elites: The human development perspective // Intern. J. of comparative sociology. - Thousand Oaks, 2002. -Vol.43, N3. - P.317-349.
5. См.: Региональные элиты Северо-Запада России: политические и экономические ориентации / Под ред. Дуки А. В. - СПб.: Алетейя, 2001.
6. См.: Мохов В.П. Эволюция региональной политической элиты России (1950-1990 гг.). - Пермь: Перм. гос. техн. ун-т, 1998. - С.166; Понеделков А.В. Политическая элита: генезис и проблемы ее становления в России. Ростов н/ Д.: СКНЦ ВШ, 1995. - С.130-131. См. также специальную работу: Николаев А.Н. Становление технократической элиты в России: Историко-социологические аспекты. - Саратов: Сарат. гос. экон. акад., 1995. - 166 с.
7. Прошедших иные формы повышения квалификации обнаружилось всего пять человек в Санкт-Петербурге и один в Ленобласти. Скорее всего, это не отражает истинное положение вещей, так как далеко не все представители элиты помещают в свои официальные анкеты (биографии) эти сведения.
8. Насколько «когнитивная» проблема характерна и для других регионов. См.: Старостин А.М. Эффективность деятельности административно-политических элит: критерии оценки и анализ состояния в современной России. – Ростов н/ Д.: СКАГС, 2003. - С.254.
9. Сведения имеются по 45 персонам, имеющим второе высшее образование.
10. Гаман-Голутвина О.В. Региональные элиты России: Персональный состав и тенденции эволюции // Самые влиятельные люди России, 2003 / Науч. ред. Гаман-Голутвина О.В. - М.: Ин-т ситуац. анализа и новых технологий, 2004. - С.49.
11. См.: Krislov S. Representative bureaucracy. - Englewood Cliffs; N.Y.: Prentice-Hall. - 1974. - 149 p.
12. Один из наиболее ранних прогнозов: Wasilewski J. Dilemmas and Controversies Concerning Leadership Recruitment in Eastern Europe // Democracy and Civil Society in Eastern Europe: Selected Papers from the Fourth World Congress for Soviet and Eastern European Studies, Harrogate, 1990 / Ed. by Lewis P. G. - N.Y.: St. Martin’s press, 1992. - P.113-127. Также см.: Трансформация старой номенклатуры в новую российскую элиту / Крыштановская О.В., Куколев И.В., Владыцкая В.А., Свищенкова Н.А. // Трансформация социальной структуры и стратификация российского общества / Отв. ред. Голенкова З.Т. - М.: Ин-т социологии РАН, 1996. - С.291; Магомедов А. Политический ритуал и мифы региональных элит // Свободная мысль. – М., 1994. - № 11. - С.112; Podgorecki A. The communist and post-communist nomenklatura // Polish Sociol. Rev. – Warshawa, 1994. - N2. – Р. 123.
13. Фюре Ф. Постижение Французской революции. - СПб.: ИНАПРЕСС, 1998. - С.46.