Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Бассейн рекрутирования региональной элиты



Элитные группы различаются не только в плане образования и квалификации, но и с точки зрения бассейна рекрутирования. Все три элитные группы обнаруживают сильную тенденцию к профессионализации и профессиональной закрытости того социального резервуара, из которого рекрутируются их члены. Однако в финансовой элите эта тенденция выражена существенно сильнее, чем у политиков и администраторов. Среди финансистов почти исключительно преобладают лица, предшествующей деятельностью которых была руководящая работа в финансовых или иных экономических структурах. Среди политиков и администраторов профессионализация выражена слабее: здесь больше доля лиц, предшествующая работа которых носила иной, нежели нынешний, то есть политико-административный, характер. Так, перед тем, как занять нынешнюю должность, 67% администраторов и 85% политиков занимались политико-административной работой; более ранняя, предпредшествующая работа имела политико-административный характер у 50% администраторов и 53% политиков. О большей узости, специфичности и закрытости бассейна рекрутирования финансовой элиты, в сравнении с политиками и администраторами, свидетельствуют и данные о профессиональной деятельности членов этих элитных групп в различные годы. Так, в 1993, 1995 и 2000 годах политической или административной деятельностью занимались, соответственно, 24%, 31% и 49% администраторов; 20%, 31% и 72% политиков, тогда как в эти же годы 36%, 49% и 90% финансистов руководили финансовыми или иными экономическими предприятиями.

Анализ профессионального пути членов региональной элиты позволяет сделать вывод о возрастающей устойчивости региональной административной элиты, что связано с ее профессионализацией и институционализацией.Так, для подавляющего большинства (67 %) предыдущая работа была связана с политико-административной активностью. У половины и предшествующая ей деятельность также была в этом русле. Если посмотреть на занятия чиновничества в историческом разрезе, то выявится следующая картина. В самом начале перестройки (1987 г.) 19 % региональных бюрократов (20% в СПб и 16% в ЛО) занимались или административной или политической деятельностью. Здесь имеется в виду любая активность в политико-административной сфере, включая и партийно-комсомольскую деятельность. Около 7% (9% в СПб и 3% в ЛО) служили в силовых ведомствах.

К концу перестройки (1990 г.) – 31% нынешних высших администраторов региона (30% СПб и 32% ЛО) занимались политико-административной деятельностью, доля же тех, кто был занят хозяйственно-экономической деятельностью изменилась незначительно и по-прежнему была невелика (около 6-8% в обоих субъектах РФ). Доля тех, кто служил в силовых ведомствах в 1990 г., в составе административной элиты СПб не изменилась, в числе администраторов ЛО таких нет ни одного человека.

В 1993 г. наблюдается некоторое снижение политико-административной активности (хождение в бизнес), но уже к 1995 г. положение восстанавливается. Доля тех, кто занимался хозяйственно-экономической деятельностью, в 1993 г. существенно возросла до 20% в административной элите региона в целом, достигнув 23% в СПб и 14% в ЛО. Одновременно несколько уменьшилась доля занимавшихся в 1993 г. политико-административной деятельностью (25% в целом по региону, 23% в СПб и 27% в ЛО). Также немного уменьшилась доля служивших в силовых ведомствах (до 4% по региону и 6% в СПб). Данные по 1995 г. говорят о возвращении ряда высших чиновников к политико-административной работе при сохранении или некотором снижении интереса к хозяйственно-экономической деятельности. Еще сильнее данная тенденция проявилась в 2000 г. В составе нынешней административной элиты региона 49% (45% в СПб и 57% в ЛО) составляют те, кто в 2000 г. занимался политико-административной деятельностью. Существенно меньшее число ныне действующих высших чиновников непосредственно занимались в 2000 г. хозяйственно-экономической деятельностью (18% по региону в целом, 28% в СПб и ни один в ЛО).

Итак, в 2000 г. около половины нынешних чиновников трудилось «по специальности». Эти данные свидетельствуют не только о персональной стабильности элиты, но и о групповой институционализации, а также о снижении неопределенности в деятельности административной сферы. Разумеется, говорить о кардинальном снижении социетальной неопределенности в России пока не приходится. Но важно, что данный социальный сегмент очевидно восстанавливается. Безусловно, административная реформа, проводимая в стране, может способствовать развитию этих позитивных тенденций.

Важным фактором для высших региональных чиновников является устойчивость и/или сменяемость высшего должностного лица и преемственность региональной политики. Показательно в этом плане, что 73 % городских администраторов занимают свою нынешнюю должность последние два года (время после губернаторских выборов 2003 г.). В области же две третьих высших бюрократов трудятся на своих местах восемь и более лет. И это при том, что выборы со сменой губернатора прошли там семь лет назад. Большая устойчивость областного чиновничества говорит не только о стабильности власти в Ленинградской области (и в определенной степени ее преемственности), но и о малой мобильности. Собственно, более высокий средний возраст «областников» по сравнению с «горожанами» говорит о том же.

Значимым бассейном рекрутирования высших региональных администраторов выступает хозяйственно-экономическая сфера деятельности: 26 % питерских чиновников и 11 % областных находились на высоких постах в экономических структурах непосредственно перед занятием своих должностей. Если взглянуть на их работу, предшествующую предыдущей деятельности, то пропорции окажутся еще более впечатляющими: 36% и 19% соответственно. Приход в городскую власть бизнесменов и руководителей государственных предприятий не является чем-то новым. Но следует сказать, что данная тенденция в Санкт-Петербурге очевидно усилилась после прихода к власти нынешнего губернатора – В.И.Матвиенко – в 2003 году. Сращивание экономической власти и административной особенно проявилось в назначении в правительство Санкт-Петербурга представителей банков, поддерживавших на выборах нового главу исполнительной власти.

Следует отметить, что плутократизация власти – общероссийская тенденция. Исследователями отмечается «массовое вхождение» в региональную политико-административную элиту представителей бизнеса именно в 2000-2003 гг. (10). Следствием этого обстоятельства является тенденция принятия решений, исходя прежде всего из экономической целесообразности в интересах крупных экономических структур. Социальная и экономическая активность рассматриваемых здесь региональных административных элит это подтверждает, особенно это проявляется в Санкт-Петербурге. Как известно, авторами административной реформы упор делается именно на ее экономическую эффективность. Сращивание бюрократии и крупных собственников – один из путей решения данной задачи. Но здесь остается в стороне вопрос о прозрачности и уравновешенности деятельности и принимаемых решений. А также возникает вопрос об открытости элиты и о том, что принято называть «представительностью бюрократии» (11).

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.