относящиеся к роли работников здравоохранения, в особенности врачей, в защите заключенных или задержанных лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания
Приняты резолюцией 37/194 Генеральной Ассамблеи от 18 декабря 1982 г.
Принцип 1
Работники здравоохранения, в особенности врачи, обеспечивающие медицинское обслуживание заключенных или задержанных лиц, обязаны охранятьих физическое и психическое здоровье и обеспечивать лечение заболеваний такого же качества и уровня, какое обеспечивается лицам, не являющимся заключенными или задержанными.
Принцип 2
Работники здравоохранения, в особенности врачи, совершают грубое нарушение медицинской этики, а также преступление, в соответствии с действующими международными документами, если они занимаются ак- тивно или пассивно действиями, которые представляют собой участие или соучастие в пытках или других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видах обращения и наказания, или подстрекательство ких совершению, или попытки совершить их.
Принцип 3
Работники здравоохранения, в особенности врачи, совершают нару- шение медицинской этики, если они вовлечены в любые другие професси- ональные отношения с заключенными или задержанными лицами, целью которых не является исключительно обследование, охрана или улучшение их физического или психического здоровья.
Принцип 4
Работники здравоохранения, в особенности врачи, совершают нару- шение медицинской этики, если они:
a) применяют свои знания и опыт для содействия проведению допро- са заключенных и задержанных лиц таким образом, что это может отрица- тельно повлиять на физическое или психическое здоровье или состояние таких заключенных или задержанных лиц и не согласуется с соответству- ющими международными документами;
b) удостоверяют или участвуют в удостоверении того, что состояние здоровья заключенных или задержанных лиц позволяет подвергатьих любой форме обращения или наказания, которое может оказать отрица- тельное воздействие на их физическое или психическое здоровье и кото-
182 Часть II. Международные документы универсального характера
рое не согласуется с соответствующими международными документами, или в любой другой форме участвуют в применении любого такого обраще- ния или наказания, которые не согласуются с соответствующими между- народными документами.
Принцип 5
Участие работников здравоохранения, в особенности врачей, в любой процедуре смирительного характера в отношении заключенного или за- держанного лица является нарушением медицинской этики, если только оно не продиктовано сугубо медицинскими критериями как необходимое для охраны физического или психического здоровья или безопасности самого заключенного или задержанного лица, других заключенных или задержан- ных лиц или персонала охраны и не создает угрозы его физическому или психическому здоровью.
Принцип 6
Не может быть никаких отклонений от вышеизложенных принципов ни накаких основаниях, включая чрезвычайное положение.
Раздел 7. Права лиц, подвергающихся задержанию или тюремному заключению
1. Декларация о защите всех лиц от насильственных исчезновений
Генеральная Ассамблея,
принимая во внимание, что в соответствии с принципами, провозгла- шенными в Уставе Организации Объединенных Наций и других междуна- родных документах, признание достоинства, присущего всем членам чело- веческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой сво- боды, справедливости и всеобщего мира,
учитывая обязательство государств, взятое ими в соответствии с Уставом, в частности со статьей 55, содействовать всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод,
будучи глубоко обеспокоена тем, что во многих странах имеют место случаи насильственных исчезновений, нередко носящие непрекращающийся характер, в том смысле, что лица подвергаются аресту, задерживаются или похищаются против их воли или каким-либо иным образом лишаются свободы должностными лицами различных звеньев или уровней прави- тельства, организованными группами или частными лицами, действующи- ми от имени правительства, при его прямой или косвенной поддержке, с его разрешения или согласия, при последующем отказе сообщить о судьбе или местонахождении таких лиц или признать лишение их свободы, что ставит данных лиц вне защиты закона,
принимая во внимание, что насильственные исчезновения подрыва- ют фундаментальные ценности любого общества, приверженного уваже- нию законности, прав человека и основных свобод, и что систематическое совершение таких актов по своему характеру является преступлением против человечности,
ссылаясь на свою резолюцию 33/173 от 20 декабря 1978 года, в кото- рой она выразила обеспокоенность сообщениями из различных частей мира, касающимися насильственного или недобровольного исчезновения лиц, и страданиями и горем, причиняемыми такими исчезновениями, и призвала правительства обеспечить, чтобы органы по поддержанию правопорядка и органы безопасности несли юридическую ответственность за злоупотреб- ление властью, которое может привести к насильственным или недобро- вольным исчезновениям лиц,
напоминая & защите, предоставляемой жертвам вооруженных кон- фликтов в соответствии с Женевскими конвенциями от 12 августа 1949 года и Дополнительными протоколами к ним 1977 года,
учитывая, в частности, соответствующие статьи Всеобщей деклара- ции прав человека и Международного пакта о гражданских и политичес- ких правах, которые защищают право на жизнь, право на свободу и безо- пасность личности, право не подвергаться пыткам и право на признание правосубъектности личности,
184 Часть II. Международные документы универсального характера
учитывая также Конвенцию против пыток и других жестоких, бесче- ловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, в кото- рой предусматривается, что государства-участники будут принимать эффек- тивные меры по предупреждению пыток и наказанию за их применение,
принимая во внимание Кодекс поведения должностных лиц по под- держанию правопорядка, Основные принципы применения силы и огне- стрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопоряд- ка, Декларацию основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью и Минимальные стандартные правила обра- щения с заключенными,
заявляя, что в целях предотвращения насильственных исчезновений, необходимо обеспечивать строгое соблюдение Свода принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, содержащегося в приложении к ее резолюции 43/173 от 9 декабря 1988 года, и Принципов эффективного предупреждения и расследования внезаконных, произвольных и суммарных казней, изложенных Экономи- ческим и Социальным Советом в приложении к его резолюции 1989/65 от 24 мая 1989 года и одобренных Генеральной Ассамблеей в ее резолюции 44/162 от 15 декабря 1989 года,
учитывая, что, хотя действия, заключающиеся в насильственном исчезновении, представляют собой нарушение запрещений, содержащих- ся в вышеупомянутых международных документах, все же важно разра- ботать документ, в котором любые акты насильственного исчезновения квалифицировались бы как особо тяжкие правонарушения и устанавлива- лись нормы, направленные на обеспечение наказания заих совершение, а также на их предупреждение,
1. провозглашает настоящую Декларацию о защите всех лиц от на- сильственных исчезновений как свод принципов для всех государств и настоятельно призывает приложить все усилия к тому, чтобы Декларация приобрела общеизвестный и общепризнанный характер:
Статья 1
1. Любой акт насильственного исчезновения является оскорблением человеческого достоинства. Он осуждается как отрицание целей Устава Организации Объединенных Наций и как серьезное и вопиющее наруше- ние прав человека и основных свобод, провозглашенных во Всеобщей дек- ларации прав человека и подтвержденных и развитых в относящихся к этой области международных документах.
2. Любой акт насильственного исчезновения ставит лиц, подвергших- ся такому акту, вне защиты закона, а также причиняет тяжкие страдания им иих семьям. Он является нарушением норм международного права, гарантирующих, в частности, право на признание правосубъектности лич- ности, право на свободу и безопасность личности и право не подвергаться пыткам и другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания. Он является также нарушением права на жизнь или представляет собой серьезную угрозу этому праву.
Статья 2
1. Ни одно государство не должно практиковать, позволять или до- пускать насильственные исчезновения.
2. Государства действуют на национальном и региональном уровнях и в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций для того, чтобы
Декларация о защите всех лиц от насильственных исчезновений
всеми средствами содействовать предотвращению и искоренению практи- ки насильственных исчезновений.
Статья 3
Каждое государство принимает эффективные законодательные, ад- министративные, судебные и другие меры для предотвращения и искоре- нения актов насильственного исчезновения на любой территории, находя- щейся под его юрисдикцией.
Статья 4
1. Всякие акты насильственного исчезновения являются преступле- нием по уголовному праву, предусматривающему соответствующие меры наказания с учетом его крайне тяжкого характера.
2. Национальное законодательство может предусматривать смягчаю- щие обстоятельства в отношении лиц, которые, приняв участие в соверше- нии актов насильственного исчезновения, содействуют возвращению жертв живыми или добровольно предоставляют сведения, содействующие прояс- нению обстоятельств насильственного исчезновения.
Статья 5
Помимо применяемых уголовных санкций насильственные исчезнове- ния влекут за собой гражданскую ответственность лиц, виновных вих совер- шении, гражданскую ответственность государства или государственных орга- нов, которые организовали такие исчезновения, дали на них согласие или попустительствовали им, без ущерба для международной ответственности этого государства в соответствии с принципами международного права.
Статья 6
1. Никакой приказ или распоряжение какого-либо государственного, гражданского, военного или другого органа не могут служить оправданием насильственного исчезновения. Любое лицо, получающее такой приказ или такое распоряжение, имеет право и обязано не подчиняться им.
2. Каждое государство обеспечивает, чтобы приказы или распоряже- ния, предписывающие, уполномочивающие или поощряющие насильствен- ное исчезновение, были запрещены.
3. При профессиональной подготовке сотрудников правоохранитель- ных органов следует уделять должное внимание положениям пунктов 1 и 2 настоящей статьи.
Статья 7
Никакие обстоятельства, каковы бы онини были, будь то угроза вой- ны, состояние войны, внутренняя политическая нестабильность или любая Другая чрезвычайная ситуация, не могут служить оправданием насильст- венных исчезновений.
Статья 8
1. Ни одно государство не должно высылать, возвращать или выда- вать какое-либо лицо другому государству, если существуют серьезные основания полагать, что этому лицу угрожает опасность стать жертвой насильственного исчезновения.
186 Часть II Международные документы универсального характера
2. В целях определения наличия таких оснований компетентные органы принимают во внимание все относящиеся к делу обстоятельства, включая, в соответствующих случаях, существование в данном государстве постоянной практики грубых, вопиющих и массовых нарушений прав человека.
Статья 9
1. В целях предупреждения насильственных исчезновений при лю- бых обстоятельствах, включая обстоятельства, упомянутые в статье 7 выше, необходимо наличие права использования быстрого и эффективного сред- ства судебной защиты как средства установления местонахождения или состояния здоровья лиц, лишенных свободы, и/или определения органа, отдавшего приказ о лишении свободы или совершившего такой акт.
2. В ходе таких разбирательств национальные компетентные органы имеют доступ ко всем местам, в которых содержатся лица, лишенные сво- боды, и к любой части этих мест, а также к любому месту, в котором, есть основания полагать, могут находиться такие лица
3. Доступ к таким местам может иметь также любой другой компе- тентный орган, имеющий на то право по закону данного государства или на основании какого-либо международно-правового документа, участником которого является это государство.
Статья 10
1. Любое лицо, лишенное свободы, содержится в официально признан- ных местах для задержанных и в соответствии с национальным законода- тельством предстает перед судебным органом вскоре после задержания
2. Точная информация о задержании таких лиц и месте или местах содержания их под стражей, включая места перевода, незамедлительно предоставляется членам их семей, их адвокату или любому другому лицу, имеющему законный интерес к данной информации, если лица, находя- щиеся в задержании, не высказывают иного.
3. В каждом месте содержания под стражей имеется регулярно обнов- ляемый официальный список всех лиц, лишенных свободы. Кроме того, каждое государство принимает меры по составлению аналогичных централизован- ных списков Информация, содержащаяся в этих списках, предоставляется лицам, упомянутым в предыдущем пункте, любому судебному или другому компетентному и независимому национальному органу, а также любому дру- гому компетентному органу, имеющему на то право по закону этого государ- ства или на основании какого-либо международно-правового документа, участ- ником которого является соответствующее государство, которые стремятся установить место нахождения задержанного лица.
Статья 11
Любое лицо, лишенное свободы, должно освобождаться таким обра- зом, чтобы можно было удостовериться в том, что оно было действительно освобождено и, кроме того, что оно было освобождено в условиях, гаранти- рующих его физическую неприкосновенность и способность в полной мере осуществлять свои права.
Статья 12
1. Каждое государство предусматривает в своем национальном зако- нодательстве нормы, в которых определяются должностные лица, уполно- моченные отдавать приказы о лишении свободы, оговариваются условия,
Декларация о защитевсех лиц от насильственных исчезновении
при которых отдаются такие приказы и предусматриваются наказания в отношении должностных лиц, которые, не имея законных оснований, отка- зываются предоставлять информацию о задержании того или иного лица.
2 Каждое государство обеспечивает также строгий контроль, вклю- чая, в частности, четкое определение подчиненности, в отношении всех должностных лиц правоохранительных органов, ответственных за задер- жания, аресты, лишение свободы, содержание под стражей, перевод в другие места и тюремное заключение, а также в отношении всех других долж- ностных лиц, которым по закону разрешено применение силы и огнестрель- ного оружия.
Статья 13
1. Каждое государство обеспечивает, чтобы любое лицо, располагаю- щее ин4эормацией или имеющее законный интерес и заявляющее о на- сильственном исчезновении какого-либо лица, имело право подавать жа- лобу в компетентный и независимый государственный орган, который без- отлагательно и беспристрастно проводит тщательное расследование. Вся- кий раз, когда имеются разумные основания полагать, что произошло на- сильственное исчезновение какого-либо лица, государство безотлагательно передает это дело указанному органу для проведения такого расследова- ния, даже при отсутствии официальной жалобы. Не должны приниматься никакие меры по ограничению или затруднению такого расследования.
2. Каждое государство обеспечивает, чтобы такой компетентный ор- ган обладал необходимыми полномочиями и ресурсами для эффективного проведения расследования, включая полномочия, связанные с вызовом сви- детелей и подготовкой соответствующих материалов, а также с немедлен- ным выездом на места.
3. Принимаются меры для обеспечения защиты всех участников рас- следования, включая истца, адвоката, свидетелей и лиц, проводящих рас- следование, от любых видов плохого обращения, запугивания или мести.
4. Результаты такого расследования предоставляются по запросу всем заинтересованным лицам, если только это не наносит ущерба ведущемуся уголовному расследованию.
5. Принимаются меры для обеспечения того, чтобы соответствующим образом наказывались любые случаи плохого обращения, запугивания или мести, а также любые формы вмешательства в связи с предоставлением жалобы или в ходе расследования.
6. Возможность проведения расследования в соответствии с указан- ными выше условиями должны обеспечиваться до тех пор, пока не будет выяснена судьба жертвы насильственного исчезновения.
Статья 14
Любое лицо, которое, по утверждениям, совершило акт, выражающий- ся в насильственном исчезновении в каком-либо конкретном государстве, и когда это подтверждается фактами, вскрытыми в результате официального расследования, должно передаваться компетентным гражданским властям этого государства для привлечения к ответственности и суда, если только оно не было выдано какому-либо другому государству, которое желает осу- ществить свою юрисдикцию согласно соответствующим действующим меж- дународным соглашениям. Все государства должны принимать любые имею- щиеся в их распоряжении законные и надлежащие меры для привлечения к ^ДУ всех лиц, предположительно ответственных за совершение акта на-
188 Часть II Международные документы универсального характера
сильственного исчезновения, которые подпадают под юрисдикцию и кон- троль этих государств.
Статья 15
Факт наличия серьезных оснований полагать, что какое-либо лицо участвовало в совершении деяний особо тяжкого характера, например, упомянутых в пункте 1 статьи 4, выше, независимо от мотивов, должен учитываться при принятии компетентными государственными органами решения о предоставлении или непредоставлении убежища.
Статья 16
1 Лица, предположительно совершившие какое-либо из деяний, ука- занных в пункте 1 статьи 4, выше, отстраняются от исполнения любых служебных обязанностей на время проведения расследования, предусмот- ренного в статье 13, выше.
2. Их дела рассматриваются только в компетентных обычных судах каждого государства, а не в каких-либо других специальных трибуналах, в частности военных судах.
3. Без ущерба для положений, содержащихся в Венской конвенции о дипломатических сношениях, в ходе таких разбирательств не допускается применение каких-либо привилегий, иммунитетов или особых льгот.
4. Лицам, предположительно ответственным за совершение таких деяний, гарантируется справедливое обращение согласно соответствую- щим положениям Всеобщей декларации прав человека и других действу- ющих международных соглашений на всех этапах расследования, а также возможного преследования и суда.
Статья 17
1. Любой акт насильственного исчезновения рассматривается в каче- стве длящегося преступления до тех пор, пока лица, совершившие его, скрывают сведения о судьбе и месте нахождения исчезнувшего лица и пока не будут выяснены соответствующие факты.
2 Когда средства правовой защиты, предусмотренные в статье 2 Меж- дународного пакта о гражданских и политических правах, перестают дей- ствовать, действие срока давности в отношении актов насильственного ис- чезновения приостанавливается до возобновления действия этих средств правовой защиты.
3. Срок давности, в тех случаях, когда он предусмотрен, в отношении актов насильственного исчезновения должен быть длительным и сораз- мерным с особо тяжким характером этого преступления.
Статья 18
1. На лиц, совершивших или предположительно совершивших деяния, упомянутые в пункте 1 статьи 4, выше, не распространяются какие-либо особые законы об амнистии, а также другие аналогичные меры, которые могли бы освободитьих от любого уголовного преследования или наказания.
2. При осуществлении права на помилование должен приниматьсяво внимание особо тяжкий характер актов насильственного исчезновения.
Статья 19
Жертвы актов насильственного исчезновенияи их семьи получают возмещение и имеют право на соответствующую компенсацию, включая
Декларация о защите всех лиц от насильственных исчезновений
средства, обеспечивающие им максимально возможную реабилитацию. В случае смерти жертвы в результате акта насильственного исчезновения лица, находящиеся на его иждивении, также имеют право на компенсацию.
Статья 20
1. Государства предупреждают и пресекают практику похищения детей, родители которых подверглись насильственному исчезновению, а также детей, родившихся в период насильственного исчезновения их ма- тери, и стремятся отыскать, установить личность и вернуть этих детей в семьи их происхождения.
2 Учитывая необходимость защиты высших интересов детей, упомя- нутых в предыдущем пункте, в государствах, признающих систему усы- новления или удочерения, обеспечивается возможность для пересмотра вопроса об усыновлении или удочерении таких детей и, в частности, при- знания недействительным любого усыновления или удочерения, связанно- го с насильственным исчезновением. Однако такое усыновление или удоче- рение остается действительным, если в момент пересмотра ближайшие родственники ребенка дают на то свое согласие
3. Похищение детей, родители которых подверглись насильственному исчезновению, или детей, родившихся в период насильственного исчезно- вения их матери, а также подделка или уничтожение документов, удосто- веряющих их подлинную личность, являются преступлением особо тяжко- го характера, которое подлежит наказанию как таковое.
4. С этой целью государства, при необходимости, заключают двусто- ронние или многосторонние соглашения
Статья 21
Положения настоящей Декларации не наносят ущерба положениям, содержащимся во Всеобщей декларации прав человека или в любом дру- гом международном документе, и не могут толковаться как ограничиваю- щие или допускающие отход от какого-либо из этих положений.
2. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными
Одобрены Экономическим и Социальным Советом в его резолюциях 663 С (XXIV) от 31 июля 1957 г. и 2076 (LXII) от 13 мая 1977 г.