Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Великая Хартия вольностей



ББК 67.91

М 43

Составители и авторы вступительной статьи:

В. А. Карташкин — председатель Комиссии по правам человека
при Президенте Российской Федерации, доктор юридических наук,
профессор

Е. А. Лукашева — заведующая сектором прав человека Института
государства и права Российской академии наук, доктор юридичес-
ких наук, профессор, член-корреспондент Российской академии наук

Международные акты о правах человека. Сборник докумен-
М43 тов. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа
НОРМА—ИНФРА • М), 2000. — 784 с.

ISBN 5-89123-155-7 (НОРМА)
ISBN 5-86225-597-4 (ИНФРА • М)

Цель сборника — ознакомить читателя с наиболее полным сводом
международных актов о защите прав человека, принятых на универсаль-
ном и региональном уровнях.

Сборник состоит из трех частей. Часть I содержит национальные
законы отдельных стран, показывающие становление принципа прав чело-
века: Билль о правах, Декларацию прав и свобод человека и гражданина
Франции и др Наиболее объемная Часть II состоит из международных
документов универсального характера, регулирующих трудовые, социаль-
ные культурные и иные права человека (Международные пакты о правах
человека 1966 г., Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации, кон-
венции о правах женщин и детей, трудящихся-мигрантов, национальных
меньшинств, беженцев и др.). Часть III Сборника представлена междуна-
родными документами регионального характера, принятыми в рамках Сове-
та Европы, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Со-
дружества Независимых Государств.

Для специалистов, студентов, аспирантов и преподавателей юри-
дических вузов и факультетов, работников государственных учреждений.
правоохранительных органов и широкого круга читателей, интересующихся

вопросами международного права и деятельности международных учреж-
дений. •' г j r


ISBN5-89123-155-7 (НОРМА)
ISBN5-86225-597-4 (ИНФРА •М)


 

© В. А. Карташкин,

Е. А. Лукашева, 1997
© Издательство НОРМА, 1997


Вступительная статья

Права человека — их генезис, социальные корни, назначение — одна
из вечных проблем исторического, социально-культурного развития чело-
вечества, прошедшая через тысячелетия и неизменно находящаяся в центре
внимания политической, правовой, этической, религиозной, философской
мысли. В различные эпохи проблема прав человека, по существу оставаясь
политико-правовой, в зависимости от расстановки социальных сил, куль-
туры и традиций, приобретала либо религиозное, либо этическое, либо
философское звучание.

Каталог прав человека, за4зиксированный в международно-правовых
документах, явился результатом длительного исторического формирова-
ния эталонов и стандартов, которые стали нормой для современного демо-
кратического общества. Тысячелетия шел поиск способов взаимоотноше-
ний индивида и власти; по мере общественного прогресса и развития чело-
вечества по пути свободы все более четко проявлялось стремление ограни-
чить всевластие государства, оградить человека от произвольных дейст-
вий государственных органов и должностных лиц, предоставить личность
как можно более широкое поле самоопределения. "Всемирная история, —
писал Гегель, — это прогресс в сознании свободы, прогресс как в смысле
познания объективной истины, так и внешней объективации достигнутых
ступеней познания свободы в государственно-правовых формах'".

Права человека — это наиболее зримая государственно-правовая
форма объективация конкретно-исторических ступеней свободы. Каждый
человек имеет прирожденное неотъемлемое право на определенный объем
благ (материальных и духовных), обеспечению которых должны содейст-
вовать общество и государство. Объем этих благ всегда определялся поло-
жением индивида в классовой структуре общества, в системе материаль-
ного производства. Резкая поляризация общества на различных этапах его
развития (рабовладение, феодализм), своеобразие цивилизаций (европей-
ской, азиатской и др.) не давали возможности правам человека обрести
признак универсальности, основанный на принципе формального равенст-
ва, получить современное звучание.

Однако само зарождение концепции прав человека в V—VI вв. до
н. э. в древних полисах (Афины, Рим), где впервые возникли идеи демо-
кратии, и появление принципа гражданства были значительными вехами
движения к прогрессу и свободе. В древних полисах с гражданством были
связаны прежде всего политические права: свобода, право на решение госу-
дарственных дел, участие в отправлении правосудия и т. д. При этом такими
правами наделялись лишь те, кто не занимался физическим трудом.

При всей замкнутости и ограниченности гражданства древних поли-
сов такой институт мог быть порожден лишь высоким уровнем культуры,
выступая в то же время как средство функционирования этой культуры,
ее дальнейшего развития и обогащения. Не случайно в ту эпоху идея и
институт гражданства были характерны лишь для такой уникальной фор-
мы государственного устройства, как полития.

' Гегель. Сочинения. Т. 8. М.—Л., 1934. С. 98, 99.


VI Вступительная статья

Первоначальные представления о гражданстве и правах человека,
заботе каждого гражданина о благополучии полиса формировались в об-
щем русле теорий, подчеркивавших высокую ценность закона и законнос-
ти (Платон, Сократ, Аристотель, Перикл, Демосфен и др.). Последующее
развитие подтвердило неразрывность взаимодействия прав человека и гос-
подства закона в обществе, что свидетельствовало о великом историческом
прозрении древних мыслителей относительно прогрессивных направлений
и форм развития государственности на пути свободы и гуманизма. Каждая
новая ступень исторического развития добавляла новые качества правам
человека, распространяла их на более широкий круг субъектов. Происхо-
дило это в результате борьбы классов и сословий за свои права, за свободу,
ее расширение и обогащение.

Процесс исторического творчества человека в значительной мере за-
висит от объема прав и свобод, определяющего его социальные возможнос-
ти и блага, обеспечивающие характер жизнедеятельности, систему связей,
взаимодействий, отношений людей в обществе. Поэтому проблема прав
человека всегда была предметом острых классовых битв, которые велись
за обладание правами, расширение прав, фиксировавших положение че-
ловека в обществе. И каждая ступень развития общества была шагом на
пути обретения и расширения свободы. История показывает, что каждому
поколению нужно вновь и вновь защищать права человека, что человече-
ству еще не знакома ситуация, при которой не требуются усилия для под-
держания и защиты прав и свобод человека. Каждое поколение отвечает
на вечный вызов истории, связанный с отстаиванием такой великой цен-
ности, как свобода и права человека.

Ознакомление с историей формирования институтов прав человека,
ставших неотъемлемым признаком цивилизованного общества — свободы
и неприкосновенности личности, права на судебную защиту, признание
лица виновным лишь по приговору суда, право на участие в решении госу-
дарственных дел, свободу слова и совести и другими показывает постепен-
ный, неизбежный процесс расширения прав человека и их гарантий.

В первом разделе настоящего сборника собраны правовые акты, явив-
шиеся важнейшими вехами на пути развития свободы и прав человека,
признания их естественной, неотъемлемой природы.

"Первопроходцем" на этом пути можно считать Англию. Еще в усло-
виях феодализма на этапе становления монархии с сословным представи-
тельством, проходившем в условиях политического конфликта между ко-
ролевской властью и господствующими сословиями, требовавшими огра-
ничения произвола властей, в 1215 году была принятаВеликая Хартия
вольностей.
Этот акт признается "краеугольным камнем английской сво-
боды". И хотя это был правовой документ периода феодализма, он зало-
жил основы, создавшие предпосылки для дальнейшего утверждения сво-
боды и господства закона в жизни общества. В Хартии говорится о пожа-
ловании всем свободным людям Королевства "ниженаписанных вольнос-
тей", чтобы "имели и владели ими они", прослеживается идея ограждения
человека от произвола чиновников, от любых поборов и штрафов, не осно-
ванных на законе, неприкосновенности его основного имущества. "Свобод-
ный человек будет подвергаться штрафу за малый поступок только сооб-
разно роду поступка и за крупный поступок не иначе, как соразмерно
важности поступка; при нем должно оставаться неприкосновенным его ос-
новное имущество; таким же образом (будет штрафоваться) купец, и его


Вступительная статья VII

товар остается неприкосновенным, и виллан' таким же образом будет штра-
фоваться, и у него останется неприкосновенным его инвентарь, если они
подвергнутся штрафу с нашей стороны, и никакой из названных выше
штрафов не будет наложен иначе, как на основании клятвенных показаний
честных людей из соседей" (статья 20).

Статья 39 Великой Хартии вольностей содержит положение, имею-
щее непреходящее значение для защиты прав человека — признание его
виновным не иначе как по приговору суда и по закону страны: "Ни один
свободный человек не может быть арестован, или заключен в тюрьму, или
лишен владения, или объявлен вне закона, или каким-либо иным образом
обездолен, и мы не пойдем на него и не пошлем на него иначе как по
законному приговору равных ему и по закону страны".

Хартия предусматривает право каждого выезжать из Королевства и
возвращаться в полной безопасности (изъятие в интересах общей пользы
Королевства делается только для "краткого срока в военное время" (ста-
тья 42). В ней предусматривается назначение на должности судей, кон-
стеблей, шерифов и бейли4эов лишь тех, которые "знают закон Королевст-
ва и имеют желание его исполнять"; обязанность всех (как мирян, так и
духовных) соблюдать перечисленные в Хартии обычаи и вольности в отно-
шениях с вассалами. Если же Король "упорствует в нарушении мира и
вольностей, дарованных и утвержденных настоящей Хартией", то возможно
право восстания "с общиной всей земли" (статья 61).

Великую Хартию вольностей подчас критикуют за феодально-сослов-
ный характер выраженных в ней прав, забывая об историческом контексте
ее возникновения. Даже учитывая вынужденный характер уступок, содер-
жащихся в этом документе, его сословную направленность, нельзя не при-
знать высокую ценность провозглашенных в этом документе принципов:

соответствие действий должностных лиц закону, соразмерность деяния и
наказания, признание виновным по суду, сохранность основного имущест-
ва, свободу покидать страну и возвращаться в нее, и, наконец, право вос-
стания с "общиной всей земли" в случае нарушения вольностей и свобод.
Хартия завершается "наказом", "чтобы люди в королевстве нашем имели
и держали все вышеозначенные вольности, права, уступки и пожалования
в добром порядке и мире, свободно и спокойно, полно и ненарушимо, для
себя и наследников своих, от нас и наследников наших, при всех обстоя-
тельствах и во всех местах, на вечные времена..." (статья 63).

Опережающие время идеи, заложенные в этом правовом акте, кото-
' рые, естественно, не могли быть полностью реализованы в тот период и
нарушались впоследствии самими королями, показывает, почему отсчет
развития законодательства о правах человека начинается с Великой Хар-
тии вольностей. Это отправной документ, вынудивший монарха дать обе-
щание соблюдать законы и вольности.

Дальнейшим шагом в области усиления гарантий прав человека и
ограничения произвола властей явилось принятие Акта о лучшем обеспе-
чении свободы, подданного и о предупреждении заточений за морями 1679
года.
(Habeas Corpus Amendment Act). Этот документ закрепил одну из
наиболее значимых процессуальных гарантий неприкосновенности личности,
которая затем прочно вошла в практику не только Англии, но и многих
зарубежных государств. Habeas corpus — это судебный приказ, который

"Виллан" — крестьянин (прим. авт.).


VIII Вступительная статья

направляется должностному лицу, ответственному за содержание аресто-
ванного под стражей. Он призван был пресекать длительное задержание.
лиц в тюрьме, когда по закону они могли быть взяты на поруки. Шериф,
тюремщик или любое другое лицо, под охраной которого находится арес-
тованный, обязаны в течение трех дней по предъявлении приказа выпол-
нить его и доставить арестованного или задержанного к лорду-канцлеру,
или лорду-хранителю печати, или к судьям или баронам суда, от которых
исходил приказ. В течение двух дней должностное лицо, к которому до-
ставлен задержанный или арестованный, должно освободить его из заклю-
чения, взяв с него обязательство с одним или более поручительствами и
внесении определенной суммы предстать перед судом в указанные в зако-
не сроки. Выдача на поруки исключалась при совершении тяжких уголов-
ных преступлений или государственной измены. Невыполнение должност-
ным лицом приказа habeus corpus каралось штрафом в пользу заключен-
ного или потерпевшего лица, и это лицо признавалось неспособным выпол-
нять свою должность.

Акт предоставляет "всякому заключенному или заключенным делать
заявления и получать свой или их habeas corpus, и если должностные
лица, получившие копии предписаний об аресте или задержании, а также
при принесении присяги лица, что в такой копии ему было отказано (хотя
бы и в вакационное время), то "они будут каждый в отдельности подле-
жать штрафу в сумме пятисот фунтов в пользу заключенного или потер-
певшего лица" (IX).

Habeas Corpus Act вводил правило о недопустимости повторных за-
держаний, арестов, заключений за одно и то же преступление (V).

Процедура habeas corpus явилась неоценимым средством ограниче-
ния произвола и беззакония властей, призванным исключить тайные рас-
правы королевской власти прежде всего с оппозиций, которая была пред-
ставлена сформировавшимся классом буржуазии. Не случайно и в совре-
менном мире она сохраняет свое значение в качестве одной из важнейших
гарантий неприкосновенности личности.

Билль о правах 1689 года (The Bill of Rights) был направлен на воз-
растание роли парламента, без ведома которого нельзя приостанавливать
законы, взимать налоги и сборы "в пользу или распоряжение короны",
набирать и содержать постоянную армию в мирное время. Обращение с
петициями к королю есть право подданных и потому "всякое задержание и
преследование за такие петиции незаконно". Билль содержал ряд гаран-
тий против чрезмерных судебных налогов, чрезмерных штрафов, жесто-
ких или необычных наказаний, конфискаций, налагаемых на отдельных
лиц до осуждения.

В нем провозглашаются свобода слова, суждений и актов в парламен-
те, которая "не должна быть стесняема или подвергаема рассмотрению в
каком-либо суде или месте, кроме самого парламента".

Собравшиеся в качестве полного и свободного представительства наро-
да лица восстановили и утвердили в этом акте свои древние права и воль-
ности, и "они ищут, требуют и настаивают по всем этим пунктам вместе и по
каждому в отдельности, как на своих несомненных правах и вольностях; и
утверждают, что никакие заявления, приговоры, факты или действия в ущерб
народу по какому-либо из означенных выше пунктам не могут на будущее
время иметь каких-либо последствий или служить примером".

В Акте о дальнейшем ограничении короны и лучшем обеспечении
прав и вольностей подданного
1701 года (Act of Settlement) впервые содер-


Вступительная статьяIX

жатся положения, признающие естественный характер законов Англии,
которые "являются прирожденными правами ее народа, и все короли и ко-
ролевы, которые будут занимать престол этого королевства, должны управ-
лять королевством сообразно сказанному законами, и все служащие и долж-
ностные лица обязаны служить соответственно этим же законам".

Перечень актов, провозглашающих верховенство законов и гарантии
прав личности, может быть дополнен упоминаниямиПетиции о праве 1628 года
и Акта об устроении 1701 года. Оставляя в стороне сословно-классовый
характер этих правовых актов и невозможность их реализации в тех исто-
рических условиях, хотелось бы привлечь внимание к тому богатству идей
и принципов в области прав человека, которые вошли в современный ката-
лог и концепции прав человека. Корни их — в течениях политической и
правовой мысли, которые возникли в ходе буржуазной революции в Анг-
лии в XVII в. В трудах выдающихся мыслителей этой эпохи — Дж. Миль-
тона, Т. Гоббса, Дж. Локка — были выдвинуты идеи свободы, естественных
прав человека, возникновения государства из свободного соглашения людей
и опирающегося на естественные законы. Эти концепции оказали огромное
влияние не только на развитие законодательства о правах человека в Анг-
лии, но на законодательную практику в этой области других государств.

Речь идет прежде всего о Соединенных Штатах Америки, которые до
провозглашения независимости в 1776 году находились под колониальным
господством Англии. Американская буржуазная революция XVII в. носила
не только социальный, но и национально-освободительный характер, пере-
росший в войну за независимость от колониального господства.

Следует отметить, что свой вклад в развитие свободы и прав челове-
ка внесли некоторые колонии Северной Америки, находившиеся под гос-
подством Англии. Первая колониальная Хартия, принятая в Виргинии в
1601 году, предоставляла жителям колонии "все права, привилегии и им-
мунитеты...., как если бы они соблюдали требования законов и родились в
пределах Англии". Массачусетский свод свобод 1641 года детально зафик-
сировал круг основных прав, многие из которых были впоследствии вклю-
чены в американский Билль о правах. Другие хартии, в частности, Хартия
Пенсильвании, оказали определенное воздействие на способы защиты прав
личности'. Во всех этих документах явственно прослеживается влияние
Великой Хартии вольностей, а также более поздних актов и прецедентов,
принятых в Англии.

В политических идеях Т. Джефферсона, Б. Франклина, Т. Пейна,
Дж. Мэдисона и других развиваются принцип естественно-правовой док-
трины, общественного договора, свободы и прав человека. Концепция есте-
ственных прирожденных прав человека занимала все более прочное место
в политических доктринах Америки, в аргументации против колониально-
го господства, в законодательных актах. В Декларации прав Виргинии, одоб-
ренной конвентом Виргинии 12 июня 1976 г., автором которой явился Джордж
Мейсон, провозглашалось, что все люди по природе своей в равной степени
свободны, независимы и обладают неотчуждаемыми правами, от которых
они не могут отречься, вступая в общество, и которых они не могут лишить
свое потомство. К неотъемлемым правам человека относились "наслажде-
ние жизнью и свободой посредством приобретения и владения собствен-
ностью, а равно стремление и обретение счастья и безопасности" (статья 1).
Идеи и комплекс прав Декларации прав Виргинии были повторены и раз-

' Права человека накануне XXI века. М., 1994. С. 273.


х

Вступительная статья


 


виты впоследствии в Декларации независимости и Биллео правах (первых
десяти поправках к Конституции США).

Выдающийся исторический документ, развивающий идеи свободы и
неотчуждаемых прав человека и народа, —Декларация независимости',
принятая единогласно тринадцатью Соединенными Штатами и утверж-
денная Третьим Континентальным конгрессом 4 июля 1976 г. Она воплоти-
ла начала свободы личности, ее автономии и установила, что они подлежат
защите от любых посягательств государства. Идея свободы, прав человека
в единстве с принципами разделения властей и федерализма составляют
основные постулаты американского конституционализма.

В Декларации выражена идея самоопределения народа, "когда ход
событий приводит к тому, что один из народов вынужден расторгнуть по-
литические узы, связывающие его с другим народом и занять самостоя-
тельное и равное место среди держав мира, на которое он имеет право по
законам природы и ее творца..." Она обосновывает право народа изменить
или упразднить такую форму правительства, которая становится губи-
тельной для обеспечения прав человека, и учредить новое правительство,
основанное на таких принципах и формах организации власти, которые
"наилучшим образом обеспечат людям безопасность и счастье. "....Когда
длинный ряд злоупотреблений и насилий, неизменно подчиненных одной и
той же цели, свидетельствует о коварном замысле вынудить народ сми-
риться с неограниченным деспотизмом, свержение такого правительства и
создание новых гарантий безопасности на будущее становится правом и
обязанностью народа". В Декларации подробно изложены как "набор бес-
численных несправедливостей и насилий" те факты и обстоятельства, ко-
торые привели к разрыву с британской короной и провозглашению соеди-
ненных колоний свободными и независимыми штатами. В числе этих фак-
тов и обстоятельств — отказ короля Великобритании давать свое согласие
на принятие законов, полезных и необходимых для общего блага, приоста-
новление действия важных законов, роспуски палат представителей, от-
каз в выборе других депутатов, препятствия в осуществлении правосудия,
отказ в принятии законов об организации судебной власти, притеснение
народа присланными чиновниками, обложения налогами без согласия на-
рода и др. "Государь, характеру которого присущи все черты, свойствен-
ные тирану, не может быть правителем свободного народа".

Весь набор несправедливостей и насилий Декларация связывает с
ущемлением прав законодательных органов, навязыванием несправедли-
вых законов, препятствованием принятию законов, отвечающих "общему
благу". Поэтому необходимо учреждение правительства, черпающего свои
полномочия из согласия управляемых, основная цель которого — обеспе-
чение неотъемлемых прав человека. "Мы исходим из той самоочевидной
истины, что все люди созданы равными и наделены их Творцом опреде-
ленными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь,
свобода, стремление к счастью".

Как видно из текста, все высокие свободолюбивые духовные помыслы
отцов американской революции опирались на естественно-правовую док-
трину. Под естественными правами Т. Пейн понимал "все интеллектуальные
и духовные права, а равно и право человека добиваться своего благосостоя-
ния и счастья, если это не ущемляет естественных прав других".

Декларация написанаТ. Джефферсоном.


Вступительная статья XI

Конституция США 1787 года не содержит ни упоминания о естест-
венных правах человека, ни их перечня. Однако преамбула Конституции
закрепляет важнейшие ценностные принципы, без которых невозможно
обеспечение прав человека. "Мы, народ Соединенных Штатов, с целью об-
разовать более совершенный Союз, установить правосудие, гарантировать
внутреннее спокойствие, обеспечить совместную оборону, содействовать
всеобщему благоденствию и закрепить блага свободы за нами и потомст-
вом нашим провозглашаем и устанавливаем настоящую Конституцию для
Соединенных Штатов Америки".

Отсутствие перечня прав человека в Конституции в значительной
мере связано сих естественно-правовой трактовкой в американских док-
тринах. Некоторые из основателей Конституции (например, А. Гамильтон)
полагали, что естественные права человека не должны закрепляться в по-
зитивном законе, и что их перечень мог быть использован как исчерпы-
вающий и даже представлять опасность. Однако такой подход вызвал кри-
тику и недовольство и едва не приостановил принятие Конституции. Одоб-
рение Конституции было отложено до принятия твердого обязательства
внести в нее соответствующие поправки. Д. Мэдисон и Т. Джефферсон
составили серию поправок к Конституции, и 15 декабря 1791 г. вступил в
силу американский Билль о правах, — "великая американская хартия
личной свободы и человеческого достоинства", содержащая десять первых
поправок к Конституции.

Билль о правах зафиксировал важнейшие основные права человека.
Характерно, что некоторые из этих прав сформулированы как запреты
федеральным властям издавать законы, ограничивающие естественные права
человека. Так, поправка I гласит: "Конгресс не должен издавать ни одного
закона, относящегося к установлению религии либо запрещающего свобод-
ное ее использование, либо ограничивающего свободу слова или печати, или
право народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями
об удовлетворении жалоб". Такая форма была в значительной мере опреде-
лена недоверием американцев к государственной власти, стремлением огра-
ничить произвол властей по отношению к человеку. Поэтому права человека
формулируются не как правило поведения индивида, не как право на опре-
деленные действия (это право присуще ему от рождения), а как ограниче-
ния полномочий власти, которая не должна преступать границы свободы
индивида, очерченные его правами. Поправка II отмечает, что не должно
ограничиваться право народа хранить и носить оружие. Поправка VIII преду-
сматривает, что чрезмерные налоги не должны требоваться, чрезмерные
штрафы не должны налагаться, и жестокие и необычные наказания не долж-
ны назначаться. В поправках IV, V встречаются такие же формулировки:

так, "не должно нарушаться" право народа на неприкосновенность личнос-
ти, бумаг и имущества от необоснованных обысков и арестов; "ни одно лицо
не может привлекаться к уголовной ответственности... иначе как по пред-
ставлению или обвинительному заключению большого жюри".

Только в поправке VI применяется формула "обвиняемый имеет право".

Такие формулировки характерны для законодательного признания
"первого поколения" прав человека, т. е. либерально-демократических прав
(гражданских и политических), вызванных к жизни буржуазными рево-
люциями и выражавших так называемую "негативную" свободу индивида,
то есть свободу от любого, в том числе и государственного, вмешательства
в сферу его самоопределения и автономии (свободы совести, слова, печати,


XII Вступительная статья

собраний, петиций и т. д.). В таком же ключе выдержаны и ряд последую-
щих поправок к Конституции.

Развивая конституционные нормы и принципы, федеральные законы,
законы штатов, многочисленные судебные решения значительно расширили
сферу действия Билля о правах. В Конституциях штатов, независимо от
времениих принятия, воспроизводились в различных модификациях поло-
жения Декларации независимости и Билля о правах. Так, в преамбуле Кон-
ституции штата Массачусетс (1780 г.) подчеркивается естественный харак-
тер прав человека; в качестве первого ее раздела Декларация прав жителей
республики Массачусетс провозглашает в статье I равенство и естествен-
ные права всех людей, дает перечень этих прав. Принятая уже в 1970 году
Конституция штата Иллинойс также включает в себя Билль о правах, в
котором провозглашается неотъемлемость и неотчуждаемость прав, свобо-
да вероисповедания, надлежащая правовая процедура и равная защита
перед законом, свобода слова, право на собрания и петиции, система гаран-
тий неприкосновенности личности и др.

Это свидетельствует о том, что Декларация независимости, Консти-
туция США, Билль о правах заложили основы долгосрочной традиции,
имеющей непреходящее вневременное значение. Тем более значимы были
эти исторические документы в конце XVIII века, когда шло становление
буржуазного строя, осуществлялся поиск защиты человека от самовлас-
тия и произвола.

В этот же период в Европе произошла Великая французская револю-
ция, значение которой вышло далеко за пределы одногэ государства и ока-
зало, огромное воздействие на изменение общественной ситуации во мно-
гих странах, на борьбу с феодально-абсолютистскими порядками, основан-
ными на привилегиях правящих сословий, произволе и беззаконии чинов-
ников, отсутствии гарантий неприкосновенности личности и имущества.
Революция выдвинула принципы равенства, братства, справедливости, на
которых должно формироваться новое общество, утвердившееся после
победы революции.

Французская революция была не только триумфом, но и трагедией
народа, испытавшего все ужасы якобинской диктатуры. Однако она оста-
вила великий правовой документ —Декларацию прав человека и граж-
данина
1789 года. Содержание Декларации отразило гуманистические идеи
эпохи Просвещения — свободу, равенство, народный суверенитет, общест-
венный договор, авторитет закона, права человека. Политико-правовые и
нравственные воззрения Вольтера, Монтескье, Руссо явились тем фунда-
ментом, на котором развивались свободомыслие, непримиримость к произ-
волу и абсолютизму, преклонение перед законом и неотъемлемыми неот-
чуждаемыми правами человека, стремление к "общему благу".

В преамбуле Декларации отмечается, что "невежество, забвение прав
человека или пренебрежение ими являются единственной причиной обще-
ственных бедствий и испорченности правительств". Иными словами, толь-
ко соблюдение прав человека может предотвратить общественные бедст-
вия и обеспечить нормальную жизнь общества. Поэтому представители
французского народа, образовав Национальное собрание, "приняли реше-
ние изложить в торжественной Декларации естественные, неотчуждаемые
и священные права человека", чтобы действия законодательной и испол-
нительной власти соответствовали цели политического института, чтобы
требования граждан, основанные отныне на простых и неоспоримых прин-
ципах, устремлялись к соблюдению конституции и всеобщему благу.


Вступительная статьяXIII

Статья 1 провозглашает: что "люди рождаются и остаются свободны-
ми и равными в правах", статья 2 — что "цель всякого политического
доюза — обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека. Тако-
вые — свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению".

Декларация излагает права человека в формулировках, являющихся
непревзойденными по ясности и четкости и до настоящего времени: "Сво-
бодное выражение мыслей и мнений есть одно из драгоценнейших прав
человека, каждый гражданин поэтому может свободно высказываться,
писать, печатать, отвечая лишь за злоупотребление этой свободой в случа-
ях, предусмотренных законом" (статья 11); "Закон должен устанавливать
наказания лишь строго и бесспорно необходимые; никто не может быть
наказан иначе, как в силу закона, принятого и обнародованного до совер-
шения правонарушения и надлежаще примененного (статья 8); "поскольку
каждый считается невиновным, пока его вина не установлена, то в случа-
ях, когда признается нужным арест лица, любые излишне суровые меры,
не являющиеся необходимыми, должны строжайше пресекаться законом"
(статья 9) и др.

Статья 4 Декларации впервые формулирует принцип, вошедший в
современные Конституции многих стран мира и международно-правовые
акты о правах человека: "свобода состоит в возможности делать все, что не
наносит вред другому; таким образом, осуществление естественных прав
каждого человека ограничено лишь теми пределами, которые обеспечива-
ют другим членам общества пользование теми же правами. Пределы эти
могут быть определены только законом". Пределы свободы выражены и в
статье 5: "Закон имеет право запрещать лишь действия, вредные для об-
щества. Все, что не запрещено законом, то дозволено, и никто не может
быть принуждаем делать то, что не предписано законом".

Четко и лаконично закреплены гарантии неприкосновенности лич-
ности и ее имущества (статьи 7, 8, 9, 10, 12, 17).

Характерно, что Декларация, исходя из идей естественно-правовой
доктрины, признает и подчеркивает роль государства в обеспечении га-
рантий прав человека: "Для гарантий прав человека и гражданина необхо-
дима государственная сила; она создается в интересах всех, а не для лич-
ной пользы тех, кому она вверена" (статья 12). Соответственно "общество
имеет право требовать у любого должностного лица отчета о его деятель-
ности" (статья 15).

Статья 16 выражает по сути важнейшие принципы правового госу-
дарства: обеспечение гарантий прав и разделение властей: "Общество, где
не обеспечена гарантия прав и нет разделения властей, не имеет Консти-
туции", то есть правовой организации.

Мы остановились на подробной характеристике юридических актов
по правам человека, созданных в различные эпохи и в разных странах,
чтобы показать исторические корни тех норм, институтов и принципов,
которые были восприняты международным правом для защиты прав чело-
века. Признание виновным лица лишь по приговору суда, соразмерность
, правонарушения и наказания, "надлежащая правовая процедура", пре-
зумпция невиновности и другие гарантии неприкосновенности личности,
свобода прений, слова, печати, религии, право покидать свою страну и
возвращаться в нее, право на петиции, ответственность должностных лиц
за нарушение прав человека — эти и другие права, вошедшие в золотой
фонд гуманистических ценностей, впервые были изложены в Великой Хар-
тии вольностей, развиты в английском Билле о правах. Habeas Corpus Act,


XIV Вступительная статья

Декларации независимости, американском Билле о правах, Декларации
прав человека и гражданина. Прослеживая генезис этих ценностей, нельзя
не вспомнить и древнегреческую философию, давшую импульс развитию
учения о естественных правах человека, а также постулаты периода Ре-
формации и Просвещения, которые выдвинули идеи социальной справед-
ливости и равенства.

Следует обратить внимание на определяющую роль естественно-пра-
вового учения для развития прав и свобод человека, признания их приори-
тета, ограждения от произвола государства и его должностных лиц. В пре-
амбулеВсеобщей Декларации прав человека, принятой ООН в 1948 году,
отмечается, что "признание достоинства, присущего всем членам челове-
ческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свобо-
ды, справедливости и всеобщего мира". Статья 1 провозглашает ведущую
идею естественной доктрины. "Все люди рождаются свободными и равны-
ми в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и
должны поступать в отношении друг друга в духе братства".

В преамбуле Всеобщей Декларации прав человека воспроизводится
положение, впервые сформулированное Великой Хартией вольностей, про-
возглашенное впоследствии Декларацией независимости — если закон, права
и вольности не соблюдаются, народ имеет право на восстание; свержение
правительства, попирающего права человека — не только право, но и обя-
занность народа. Выражен этот тезис следующим образом: "...Необходимо,
чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения
того, чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего
средства, к восстанию против тирании и угнетения".

Когда после второй мировой войны была создана Организация Объ-
единенных Наций, в качестве одной из ее целей и принципов, записанных
в Уставе, указывалась необходимость осуществлять международное со-
трудничество в разрешении проблем экономического, социального, куль-
турного и гуманитарного характера и поощрения и развития уважения к
правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола,
языка, религии. Выдвижение этой цели было реакцией на массовые, гру-
бые нарушения прав человека накануне и в период второй мировой войны.
Идея создания Международного Билля о правах человека возникла не на
пустом месте; она опиралась на демократические культурные традиции
прошлого, на необходимость провозглашения универсальных общечелове-
ческих ценностей, сформировавшихся в правовом мышлении и законода-
тельстве передовых государств. Поэтому первый документ Международ-
ного Билля о правах — Всеобщая декларация прав человека — был создан
в короткие сроки; при этом в нем не были забыты ни один принцип, ни
одна норма в области прав и свобод человека, которые составляют золотой
фонд гуманитарного развития.

Однако в тот период демократические права и свободы не стали до-
стоянием всех государств мира. Поэтому содержащая демократические
принципы и нормы Всеобщая декларация, имеющая рекомендательный
характер, предлагала всем государствам мира каталог прав и свобод чело-
века в качестве образца, стандарта для развития внутригосударственного
законодательства в этой области: "Генеральная Ассамблея провозглашает
настоящую Всеобщую декларацию прав человека в качестве задачи, к
выполнению которой должны стремиться все народы и государства с тем,
чтобы каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду
настоящую Декларацию, стремились путем просвещения и образования


Вступительная статья XV

содействовать уважению этих прав и свобод и обеспечению, путем нацио-
нальных и международных прогрессивных мероприятий, всеобщего и эф-
фективного признания и осуществления их как среди народов государств—
членов Организации, так и среди народов территорий, находящихся под
их юрисдикцией".

Всеобщая декларация содержала обогащенный перечень прав и сво-
бод, включающий уже не только гражданские и политические, но и соци-
альные, экономические и культурные права, сформировавшиеся в конце
XIX века и развитые в XX веке. Однако основные принципы и нормы
"первого поколения" прав человека — гражданских и политических —
уже подтвердили свою жизненность и эффективность в практике демо-
кратических правовых государств. Поэтому их влияние на развитие меж-
дународного права в области прав человека бесспорно.

Естественным был и обратный процесс — воздействие демократичес-
ких правовых идей и норм международного права на развитие националь-
ного законодательства. Свидетельство тому — тот факт, что в послевоен-
ных конституциях Италии, Японии, ФРГ права человека были в широком
объеме представлены в специальных разделах о правах и обязанностях
граждан. Во Франции основные политические и гражданские права были
закреплены в преамбуле к Конституции 1946 года со ссылкой на Деклара-
цию прав человека и гражданина. Буржуазные конституции ''второй вол-
ны", принятые в 70-е годы в Греции, Португалии, Испании, закрепили еще
более развернутую систему прав и свобод человека. В одном из исследова-
ний показано, что "не менее чем 90 национальных конституций, принятых
после 1948 г., содержат перечень фундаментальных прав, которые или вос-
производят положения Декларации, или включены в них под ее влиянием"'.

И Всеобщая декларация, и все последующие международно-право-
вые документы в области прав и свобод оказывали и продолжают оказы-
вать огромное влияние на развитие национального законодательства. Это
особенно важно, поскольку для государств-участников тех или иных меж-
дународных документов после выполнения соответствующих процедур
содержащиеся в них предписания становятся обязательными. Не случайно
многие статьи международно-правовых актов начинаются словами: "Каж-
дое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется...; "государст-
ва-участники обеспечивают каждому человеку..."; "государства-участники
несут ответственность..."; "государства-участники принимают все соответ-
ствующие меры..." и т. д.

Это позволяет сделать вывод, что для процесса развития внутригосу-
дарственного и международного права в области прав и свобод человека
характерны взаимодополняемость и взаимодействие.

Конституция Российской Федерации 1993 года — первый в отече-
ственной практике правовой документ, воплотивший широкий перечень
прав и свобод человека, который сформировался как под воздействием
законодательства демократических зарубежных государств, так и между-
народных стандартов в сфере прав и свобод. В России не было демократи-
ческих традиций признания приоритета и значимости прав и свобод. Либе-
рально-демократические ценности были чужды общественному сознанию
народов дореволюционной России. После революции 1917 года права и сво-
боды, провозглашенные Декларацией прав трудящегося и эксплуатируе-

' Yagawick W. Hong Kong and the International Politik of Human Rights // Human
Rights in Hong Kong. 1992. P. 160.


XVI Вступительная статья

мого народа, а затем Конституцией РСФСР 1918 г., носили сугубо классо-
вый характер, лишая целые классы и слои общества не только политичес-
ких, но и основных неотъемлемых гражданских прав — права на жизнь, на
личную неприкосновенность, собственность. Были отброшены все гарантии
неприкосновенности личности, "надлежащие правовые процедуры", прин-
ципы презумпции невиновности, признание лица виновным лишь по реше-
нию суда и многие другие. Следствием стало попрание общечеловеческих
правовых ценностей: универсальности прав человека, всеобщего равенст-
ва, достоинства личности, справедливости, права на свободу, личный вы-
бор и самоопределение, защиту от произвольных действий властей.

Конституции СССР 1936 и 1977 годов провозглашали права и свобо-
ды человека, однако в условиях тоталитарного режима эти права — преж-
де всего гражданские и политические — носили формальный характер, не
гарантируя человеку ни реальной свободы мнений, убеждений, совести, ни
личной свободы и защиты от произвола самого государства. Господствова-
ла патерналистская идеология взаимоотношений государства и граждани-
на, согласно которой государство "даровало" права и свободы гражданину
и определяло его жизненные стандарты. Естественно-правовая доктрина
решительно отвергалась.

Значимым достоинством Конституции Российской Федерации 1993 года
является признание естественной природы прав и свобод человека. Часть
вторая статьи 17 провозглашает: "Основные права и свободы человека не-
отчуждаемы и принадлежат каждому от рождения". Первая часть этой
статьи подчеркивает неотделимость прав и свобод, вошедших в Конститу-
цию из международного права. "В Российской Федерации признаются и
гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепри-
знанным принципам и нормам международного права и в соответствии с
настоящей Конституцией".

В соответствии с частью четвертой статьи 15 Конституции общепри-
знанные принципы и нормы международного права и международные до-
говоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой
системы. Если международным договором Российской Федерации установ-
лены иные правила, чем предусмотрено законом, то применяются правила
международного договора.

В Главе. 2 "Права и свободы человека и гражданина" содержится
широкий комплекс прав, необходимых для нормальной жизнедеятельнос-
ти человека. Их огромное влияние на общественное развитие, на призна-
ние свободы личности и ее достоинства показывает, почему важно знать
истоки и корни тех ценностей, которые были рождены в борьбе и муках и
для утверждения которых было принесено столько жертв Это и определи-
ло необходимость включения в первую часть настоящего сборника осново-
полагающих юридических актов, впервые в истории сформулировавших
основные принципы, ценности и нормы в сфере прав человека.

Вторая часть сборника, озаглавленная "Международные докумен-
ты универсального характера", начинается с изложения положений Уста-
ва Организации Объединенных Наций (ООН), относящихся к правам чело-
века, и Международного Билла о правах человека И это вполне законо-
мерно Устав ООН явился первым в истории международных отношений
многосторонним договором, который заложил основы широкого развития
сотрудничества государств по правам человека. Более того, он возложил
на государства юридическое обязательство соблюдать основные права и
свободы человека, не допуская какой-либо дискриминации.


Вступительная статья XVII

При обсуждении проекта Устава ООН вносились предложения вклю-
чить в этот международный договор перечень основных прав и свобод че-
ловека, подлежащих всеобщему уважению и соблюдению. Однако боль-
шинство государств, участвовавших в разработке Устава ООН, ввиду слож-
ности этого вопроса и различных точек зрения, зачастую исключающих
друг друга, решили передать его на обсуждение компетентных органов
ООН для подготовки международного Билля о правах человека. На первом
этапе ООН приняла решение, что Международный Билль о правах чело-
века должен состоять из трех документов: 1. Декларации прав человека;

2. Пакта о правах человека и 3. Мер по комплектации Пакта.

10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея ООН в торжественной
обстановке принялаВсеобщую декларацию прав человека "в качестве
задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все госу-
дарства". [Резолюция 217А (Ш)]. С тех пор эта дата ежегодно отмечается
во всем мире как День прав человека

Принятие Всеобщей декларации — документа, впервые закрепивше-
го перечень как гражданских и политических, так и экономических, соци-
альных и культурных прав и свобод личности, стало важным этапом в
развитии международных отношений. Всеобщая декларация была приня-
та в виде резолюции Генеральной Ассамблеей ООН, и поэтому согласно
Уставу ООН она носит лишь рекомендательный характер. Однако при оценке
юридической силы ее положений нужно учитывать, что в международном
праве наряду с договором в нормотворческом процессе значительную роль
играет обычай, который формируется в результате международной прак-
тики государств и постепенно признается ими в качестве обязательной
правовой нормы Подобным образом в настоящее время права и свободы,
провозглашенные во Всеобщей декларации, рассматриваются в качестве
юридически обязательных обычных или договорных норм.

Вскоре после принятия Всеобщей декларации Генеральная Ассам-
блея изменила свое первоначальное решение и рекомендовала подготовить
вместо одного два Пакта о правах человека. Это было вызвано различным
подходом государств к юридической обязательности различного комплек-
са прав. США и некоторые другие члены ООН исходили из того, что граж-
данские и политические права должны незамедлительно претворяться всеми
государствами в обязательном порядке, а социально-экономические и куль-
турные права являются стандартами, к достижению которых они должны
стремиться постоянно, исходя из уровня своего экономического развития.
Такая точка зрения в то время была преобладающей, вследствие чего Ге-
неральная Ассамблея в 1966 году приняла два договора — Пакт о граж-
данских и политических правах и Пакт об экономических, социальных и
культурных правах Несмотря на различное толкование согласованного в
Пактах комплекса прав, в преамбулах этих международных договоров за-
писано, что гражданские и политические и социально-экономические пра-
ва тесно связаны между собой и что "идеал свободной человеческой лич-
ности..., свободной от страха и нужды, может быть осуществлен только,
если будут созданы такие условия, при которых каждый сможет пользо-
ваться" всеми этими правами.

Значительные разногласия возникли и при обсуждении вопроса об
инилементации пактов. Многие страны, включая СССР, абсолютизировали
принцип государственного суверенитета, выступили против предоставле-
ния отдельным лицам права направлять жалобы на нарушение их граж-
данских и политических прав в международный орган. Поэтому этот во-


XVIII Вступительная статья

прос получил регламентацию в отдельном договоре — в Факультативном
протоколе к Пакту о гражданских и политических правах. Комитет по пра-
вам человека, созданный в соответствии с Пактом о гражданских и поли-
тических правах, рассматривает как жалобы отдельных лиц, так и межго-
сударственные жалобы и доклады государств о принятых ими мерах по
претворению в жизнь прав, признаваемых в Пакте.

15 декабря 1989 года Ассамблея приняла второй Факультативный
Протокол к Международному Пакту о гражданских и политических пра-
вах, направленный на отмену смертной казни. Все эти пять документов и
образуют Международный Билль о правах человека.

Согласно Пакту об экономических, социальных и культурных правах
государства-участники обязались предоставлять Генеральному Секрета-
рю ООН доклады о принимаемых ими мерах и о прогрессе на пути к дости-
жению прав, признаваемых в Пакте. В 1985 году был создан Комитет по
экономическим, социальными и культурным правам, который рассматри-
вает такие доклады государств В настоящее время разработан, но еще не
принят Дополнительный Протокол к Пакту, в соответствии с которым Ко-
митету будет предоставлено полномочие рассматривать не только докла-
ды, но и индивидуальные и межгосударственные жалобы.

Через 20 лет после принятия Всеобщей декларации по инициативе
Организаций Объединенных Наций в 1968 году в Тегеране проходила Меж-
дународная конференция по правам человека, созванная в честь этой зна-
менательной даты и для обзора работы, проделанной с тех пор. Тегеран-
ская конференция принялаВоззвание, в котором содержится программа
действий, направленная на ликвидацию массовых и грубых нарушений
основных прав и свобод человека.

Вторая Международная (всемирная) конференция по правам челове-
ка, решение о созыве которой было принято организацией Объединенных
Наций, проходила в Вене в 1993 году. Судьба Конференции складывалась
непросто: четыре раза собирался ее подготовительный Комитет для согла-
сования повестки дня Конференции и принятия итогового документа Вы-
работка этих документов проходила в очень сложной борьбе. Как в ходе
подготовки конференции, так и во время дискуссии при ее проведении
обозначались два разных подхода. Один подход состоял в признании уни-
версального характера прав человека, что нашло отражение во Всеобщей
декларации прав человека и в Пактах о правах человека, и необходимости
серьезного усиления существующих в рамках ООН механизмов контроля
за их соблюдением. Такой подход отстаивали США, Россия, Канада, евро-
пейские страны.

Иную позицию занимали многие развивающиеся страны, особенно те
из них, которые представляли азиатский регион. Их концепция подвергала
сомнению универсальный характер прав человека и отдавала приоритет
региональной специфике, национальным, историческим и культурным осо-
бенностям каждого государства в отдельности. Тем не менее на конферен-
ции удалось согласовать и принятьВенскую декларацию и Программу
действий,
которая отразила общий подход государств к вопросам, относя-
щимся к правам человека. В этом документе отмечается, что "все права
человека универсальны, неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны. Меж-
дународное сообщество должно относиться к правам человека глобально,
на справедливой и равной основе, с одинаковым подходом и вниманием.
Хотя значение национальной и региональной специфики и различных ис-
торических, культурных и религиозных особенностей необходимо иметь в


Вступительная статья XIX

виду, государства, независимо от политических, экономических и куль-
турных систем, несут обязанность поощрять и защищать все права чело-
века и основные свободы".

Всемирная Конференция по правам человека приняла ряд важных
решений, включая рекомендацию Генеральной Ассамблеи учредить пост
Верховного комиссара по правам человека в целях поощрения и защиты
всех прав человека. Такая должность была учреждена Резолюцией 48/141
Генеральной Ассамблеи ООН, озаглавленной"Верховный комиссар по по-
ощрению и защите всех прав человека",
которая была принята 20 декабря
1993 года. Все эти документы приводятся в настоящем Сборнике в разделе 3
Части II "Права человека в решениях международных конференций".

Сборник (раздел 4) содержит также документы, относящиеся к праву
на самоопределение и правам народов.

В современном праве принято в зависимости от времени провозгла-
шения подразделять права человека на три поколения. К первому поколе-
нию относят гражданские и политические права, которые, как отмечалось
выше, являются выражением "негативной" свободы индивида и призваны
ограждать человека от любых незаконных вмешательств (в том числе и
самого государства). Ко второму поколению относят социально-экономи-
ческие права, которые называют "позитивными", так как дляих обеспече-
ния обычно требуются конкретные действия государств.

Наконец, к третьему поколению относятся так называемые "коллек-
тивные" права, или права народов. К ним обычно относят право на разви-
тие, право на мир, на здоровую окружающую среду, на общее наследие
человечества и другие. Права народов не являются исключительно права-
ми индивидов, а принадлежат коллективу людей, образующих народ или
нацию, и не могут быть реализованы отдельной личностью. В процессе
реализации прав народов каждое отдельное лицо, входящее в состав того
или иного народа, используя свои права и свободы (свободу слова, печати,
собраний, право участвовать в выборах и т. д.) выражает свое отношение к
тому или иному вопросу. Мнение большинства, выраженное таким обра-
зом, и составляет волю всего народа.

Одним из важнейших прав народов является право на самоопределе-
ние. Как подчеркивается в статье 1 обоих Пактов о правах человека, "все
народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно
устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое
экономическое, социальное и культурное развитие". Самоопределение одного
народа не может и не должно наносить ущерб правам других народов.
Осуществлять это право следует при соблюдении других общепризнанных
принципов и норм международного права, включая уважение территори-
альной целостности и суверенитета государства. Поэтому нельзя тракто-
вать право на самоопределение только как право народа на создание свое-
го собственного государства. Формы самоопределения могут быть самыми
разнообразными — от национально-культурной автономии до различных
форм федерализма.

Основные права и свободы человека должны соблюдаться без всякой
дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии,
политических или иных убеждений, национального или социального про-
исхождения, имущественного положения, рождения или каких-либо дру-
гих обстоятельств.

Наиболее тяжкой формой дискриминации является расизм, атакже
апартеид, который современное международное право относит к преступле-


XX Вступительная статья

ниям против человечности. В разделе 5 этой части сборника приводятся
основные международные документы, запрещающие дискриминацию.

В разделах б и 7 приводятся международные документы относитель-
но прав человека в области отправления правосудия и в особенности защи-
ты лиц, подвергающихся задержанию или тюремному заключению. По этим
вопросам Организаций Объединенных Наций принят целый ряд деклара-
ций, руководящих и основных принципов, минимальных стандартных пра-
вил и других документов. Они устанавливают, в частности, условия содер-
жания заключенных (питание, одежда, личная гигиена, медицинское об-
служивание и т. д.), требования к персоналу исправительных учреждений.
В них формулируются также принципы независимости судебных органов.
Все эти положения имеют особо важное значение для России, где условия
содержания заключенных все еще значительно отличаются от междуна-
родных стандартов.

Среди указанных документов особо следует выделитьКонвенцию ООН
1984 года против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижа-
ющих достоинство видов обращения и наказания.
В Конвенции дается
определение понятия "пытка", а государства обязуются предпринимать
эффективные законодательные, административные, судебные и другие меры
для предупреждения пыток (ст. 1 и 2 Конвенции).

Созданный в соответствии с Конвенцией Комитет против пыток пра-
вомочен рассматривать доклады государств, межгосударственные и инди-
видуальные жалобы. Если Комитет получает достоверную информацию о
систематическом применении пыток на территории какого-либо государ-
ства-участника, то он может провести расследование, а его члены в этих
целях — посетить территорию данного государства.

В следующем разделе сборника содержатся конвенции и декларации,
касающиеся прав женщин, брака и семьи. Среди этих документов наибо-
лее развернутым международным соглашением являетсяКонвенция о лик-
видации всех форм расовой дискриминации в отношении женщин,
ко-
торая устанавливает равноправие женщин и мужчин в политической, со-
циальной, экономической, культурной и иных областях, а государства обя-
зуются принять соответствующие меры для ликвидации любой дискрими-
нации в отношении женщин.

Ряд документов, содержащихся в этом разделе, регулирует вопросы
брака (вступление в брак, брачный возраст, регистрация браков), а также
вопросы семьи и семейных отношений.

Конвенция о правах ребенка, которой открывается 9-й раздел, была
принята ООН сравнительно недавно. Она вступила в силу в 1990 году. Го-
сударства-участники взяли на себя обязательства обеспечить всем лицам,
не достигшим 18 лет, все права, указанные в Конвенции, без какой-либо
дискриминации и принять в этих целях законодательные, административ-
ные и иные меры.

Вопросы занятости, социального благосостояния и прогресса урегули-
рованы в целом ряде международных документов, принятых Организацией
Объединенных Наций, Международной организацией труда и Всемирной
продовольственной конференцией. Они находятся в разделе 10 II части на-
стоящего сборника. Отметим среди этих документовКонвенцию о защите
всех трудящихся-мигрантов и членов их семей.
Государства—участники
Конвенции обязуются в соответствии с общепризнанными принципами и
нормами международного права уважать предусмотренные Конвенцией права
всех трудящихся-мигрантов и членов их семей, которые находятся на их


Вступительная статья XXI

территории или под их юрисдикцией, без дискриминации и каких-либо раз-
личий. Для цели наблюдения за применением Конвенции учреждается Ко-
митет по защите прав всех трудящихся мигрантов и членов их семей. Этот
Комитет рассматривает доклады государств-участников, а также при их
согласии межгосударственные и индивидуальные жалобы.

Одним из важнейших направлений сотрудничества государств явля-
ется разработка и заключение международных документов в области сво-
боды ассоциации и информации, а также в с4:>ере культурного сотрудниче-
ства. Основные документы, относящиеся к этим вопросам, читатель может
найти в разделе 11 второй части сборника.

За последние годы особое значение приобрели проблемы гражданст-
ва и защиты прав беженцев, а также вопросы, относящиеся к предостав-
лению убежища. Они особенно обострились после распада Советского Сою-
за и образования в результате этого новых независимых государств. Поэ-
тому всем тем, кто интересуется вопросами межгосударственных отноше-
ний, будет полезно ознакомиться с международными документами, отно-
сящимися к гражданству и безгражданству, беженцам и праву убежища.
Эти документы находятся в разделе 12.

Права человека как отрасль международного права состоят из сово-
купности принципов и норм, определяющих обязанность государств по
обеспечению и соблюдению основных прав и свобод человека без всякой
дискриминации не только в мирное время, но и в период вооруженных
конфликтов. Государствами заключен целый ряд международных конвен-
ций о защите прав человека во время вооруженных столкновений. Среди
этих документов особо следует выделить Женевские Конвенции 1949 года о
защите жертв войны и Дополнительные Протоколы к ним. В настоящем
сборнике даются извлечения из Женевской Конвенции 1949 года о защи-
те гражданского населения во время войны и двух Дополнительных Про-
токолов 1977 года, касающихся защиты жертв международных воору-
женных кон4эликтов и вооруженных конфликтов немеждународного ха-
рактера (раздел 13).

В современном международном праве принято различать междуна-
родные правонарушения и международные преступления. Правонаруше-
ние как противоправное поведение выражается в нарушении принципов и
норм международного права. Если такие нарушения носят особо опасный
характер, то они рассматриваются как международные преступления.

Признание некоторых противоправных деяний в качестве междуна-
родных преступлений нашло закрепление в ряде международных согла-
шений. Согласно этим договоренностям в понятие "международное пре-
ступление" включаются "преступления против мира и человечества и "пре-
ступления против международного права". Они выражаются в нарушении
принципов и норм международного права, имеющих основополагающее
значение для обеспечения мира, защиты прав человека и жизненно важ-
ных интересов международного общества в целом. Статья 6 Устава Меж-
дународного военного трибунала, созданного для суда над военными пре-
ступниками, включает в категорию международных преступлений три вида
преступлений против человечества: преступления против мира, военные
преступления и преступления против человечности. Все эти преступления
влекут за собой отрицание основополагающих принципов и норм, относя-
щихся к правам индивида, и являются посягательством нажизнь и свобо-
ду человека.


XXII Вступительная статья

Конвенция ООН 1948 г. о предупреждении преступлений геноцида и
наказании за него отно

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.