В. А. Карташкин — председатель Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор
Е. А. Лукашева — заведующая сектором прав человека Института государства и права Российской академии наук, доктор юридичес- ких наук, профессор, член-корреспондент Российской академии наук
Международные акты о правах человека. Сборник докумен- М43 тов. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2000. — 784 с.
ISBN 5-89123-155-7 (НОРМА) ISBN 5-86225-597-4 (ИНФРА • М)
Цель сборника — ознакомить читателя с наиболее полным сводом международных актов о защите прав человека, принятых на универсаль- ном и региональном уровнях.
Сборник состоит из трех частей. Часть I содержит национальные законы отдельных стран, показывающие становление принципа прав чело- века: Билль о правах, Декларацию прав и свобод человека и гражданина Франции и др Наиболее объемная Часть II состоит из международных документов универсального характера, регулирующих трудовые, социаль- ные культурные и иные права человека (Международные пакты о правах человека 1966 г., Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации, кон- венции о правах женщин и детей, трудящихся-мигрантов, национальных меньшинств, беженцев и др.). Часть III Сборника представлена междуна- родными документами регионального характера, принятыми в рамках Сове- та Европы, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Со- дружества Независимых Государств.
Для специалистов, студентов, аспирантов и преподавателей юри- дических вузов и факультетов, работников государственных учреждений. правоохранительных органов и широкого круга читателей, интересующихся
вопросами международного права и деятельности международных учреж- дений. •' г j r
Права человека — их генезис, социальные корни, назначение — одна из вечных проблем исторического, социально-культурного развития чело- вечества, прошедшая через тысячелетия и неизменно находящаяся в центре внимания политической, правовой, этической, религиозной, философской мысли. В различные эпохи проблема прав человека, по существу оставаясь политико-правовой, в зависимости от расстановки социальных сил, куль- туры и традиций, приобретала либо религиозное, либо этическое, либо философское звучание.
Каталог прав человека, за4зиксированный в международно-правовых документах, явился результатом длительного исторического формирова- ния эталонов и стандартов, которые стали нормой для современного демо- кратического общества. Тысячелетия шел поиск способов взаимоотноше- ний индивида и власти; по мере общественного прогресса и развития чело- вечества по пути свободы все более четко проявлялось стремление ограни- чить всевластие государства, оградить человека от произвольных дейст- вий государственных органов и должностных лиц, предоставить личность как можно более широкое поле самоопределения. "Всемирная история, — писал Гегель, — это прогресс в сознании свободы, прогресс как в смысле познания объективной истины, так и внешней объективации достигнутых ступеней познания свободы в государственно-правовых формах'".
Права человека — это наиболее зримая государственно-правовая форма объективация конкретно-исторических ступеней свободы. Каждый человек имеет прирожденное неотъемлемое право на определенный объем благ (материальных и духовных), обеспечению которых должны содейст- вовать общество и государство. Объем этих благ всегда определялся поло- жением индивида в классовой структуре общества, в системе материаль- ного производства. Резкая поляризация общества на различных этапах его развития (рабовладение, феодализм), своеобразие цивилизаций (европей- ской, азиатской и др.) не давали возможности правам человека обрести признак универсальности, основанный на принципе формального равенст- ва, получить современное звучание.
Однако само зарождение концепции прав человека в V—VI вв. до н. э. в древних полисах (Афины, Рим), где впервые возникли идеи демо- кратии, и появление принципа гражданства были значительными вехами движения к прогрессу и свободе. В древних полисах с гражданством были связаны прежде всего политические права: свобода, право на решение госу- дарственных дел, участие в отправлении правосудия и т. д. При этом такими правами наделялись лишь те, кто не занимался физическим трудом.
При всей замкнутости и ограниченности гражданства древних поли- сов такой институт мог быть порожден лишь высоким уровнем культуры, выступая в то же время как средство функционирования этой культуры, ее дальнейшего развития и обогащения. Не случайно в ту эпоху идея и институт гражданства были характерны лишь для такой уникальной фор- мы государственного устройства, как полития.
' Гегель. Сочинения. Т. 8. М.—Л., 1934. С. 98, 99.
VI Вступительная статья
Первоначальные представления о гражданстве и правах человека, заботе каждого гражданина о благополучии полиса формировались в об- щем русле теорий, подчеркивавших высокую ценность закона и законнос- ти (Платон, Сократ, Аристотель, Перикл, Демосфен и др.). Последующее развитие подтвердило неразрывность взаимодействия прав человека и гос- подства закона в обществе, что свидетельствовало о великом историческом прозрении древних мыслителей относительно прогрессивных направлений и форм развития государственности на пути свободы и гуманизма. Каждая новая ступень исторического развития добавляла новые качества правам человека, распространяла их на более широкий круг субъектов. Происхо- дило это в результате борьбы классов и сословий за свои права, за свободу, ее расширение и обогащение.
Процесс исторического творчества человека в значительной мере за- висит от объема прав и свобод, определяющего его социальные возможнос- ти и блага, обеспечивающие характер жизнедеятельности, систему связей, взаимодействий, отношений людей в обществе. Поэтому проблема прав человека всегда была предметом острых классовых битв, которые велись за обладание правами, расширение прав, фиксировавших положение че- ловека в обществе. И каждая ступень развития общества была шагом на пути обретения и расширения свободы. История показывает, что каждому поколению нужно вновь и вновь защищать права человека, что человече- ству еще не знакома ситуация, при которой не требуются усилия для под- держания и защиты прав и свобод человека. Каждое поколение отвечает на вечный вызов истории, связанный с отстаиванием такой великой цен- ности, как свобода и права человека.
Ознакомление с историей формирования институтов прав человека, ставших неотъемлемым признаком цивилизованного общества — свободы и неприкосновенности личности, права на судебную защиту, признание лица виновным лишь по приговору суда, право на участие в решении госу- дарственных дел, свободу слова и совести и другими показывает постепен- ный, неизбежный процесс расширения прав человека и их гарантий.
В первом разделе настоящего сборника собраны правовые акты, явив- шиеся важнейшими вехами на пути развития свободы и прав человека, признания их естественной, неотъемлемой природы.
"Первопроходцем" на этом пути можно считать Англию. Еще в усло- виях феодализма на этапе становления монархии с сословным представи- тельством, проходившем в условиях политического конфликта между ко- ролевской властью и господствующими сословиями, требовавшими огра- ничения произвола властей, в 1215 году была принятаВеликая Хартия вольностей. Этот акт признается "краеугольным камнем английской сво- боды". И хотя это был правовой документ периода феодализма, он зало- жил основы, создавшие предпосылки для дальнейшего утверждения сво- боды и господства закона в жизни общества. В Хартии говорится о пожа- ловании всем свободным людям Королевства "ниженаписанных вольнос- тей", чтобы "имели и владели ими они", прослеживается идея ограждения человека от произвола чиновников, от любых поборов и штрафов, не осно- ванных на законе, неприкосновенности его основного имущества. "Свобод- ный человек будет подвергаться штрафу за малый поступок только сооб- разно роду поступка и за крупный поступок не иначе, как соразмерно важности поступка; при нем должно оставаться неприкосновенным его ос- новное имущество; таким же образом (будет штрафоваться) купец, и его
Вступительная статья VII
товар остается неприкосновенным, и виллан' таким же образом будет штра- фоваться, и у него останется неприкосновенным его инвентарь, если они подвергнутся штрафу с нашей стороны, и никакой из названных выше штрафов не будет наложен иначе, как на основании клятвенных показаний честных людей из соседей" (статья 20).
Статья 39 Великой Хартии вольностей содержит положение, имею- щее непреходящее значение для защиты прав человека — признание его виновным не иначе как по приговору суда и по закону страны: "Ни один свободный человек не может быть арестован, или заключен в тюрьму, или лишен владения, или объявлен вне закона, или каким-либо иным образом обездолен, и мы не пойдем на него и не пошлем на него иначе как по законному приговору равных ему и по закону страны".
Хартия предусматривает право каждого выезжать из Королевства и возвращаться в полной безопасности (изъятие в интересах общей пользы Королевства делается только для "краткого срока в военное время" (ста- тья 42). В ней предусматривается назначение на должности судей, кон- стеблей, шерифов и бейли4эов лишь тех, которые "знают закон Королевст- ва и имеют желание его исполнять"; обязанность всех (как мирян, так и духовных) соблюдать перечисленные в Хартии обычаи и вольности в отно- шениях с вассалами. Если же Король "упорствует в нарушении мира и вольностей, дарованных и утвержденных настоящей Хартией", то возможно право восстания "с общиной всей земли" (статья 61).
Великую Хартию вольностей подчас критикуют за феодально-сослов- ный характер выраженных в ней прав, забывая об историческом контексте ее возникновения. Даже учитывая вынужденный характер уступок, содер- жащихся в этом документе, его сословную направленность, нельзя не при- знать высокую ценность провозглашенных в этом документе принципов:
соответствие действий должностных лиц закону, соразмерность деяния и наказания, признание виновным по суду, сохранность основного имущест- ва, свободу покидать страну и возвращаться в нее, и, наконец, право вос- стания с "общиной всей земли" в случае нарушения вольностей и свобод. Хартия завершается "наказом", "чтобы люди в королевстве нашем имели и держали все вышеозначенные вольности, права, уступки и пожалования в добром порядке и мире, свободно и спокойно, полно и ненарушимо, для себя и наследников своих, от нас и наследников наших, при всех обстоя- тельствах и во всех местах, на вечные времена..." (статья 63).
Опережающие время идеи, заложенные в этом правовом акте, кото- ' рые, естественно, не могли быть полностью реализованы в тот период и нарушались впоследствии самими королями, показывает, почему отсчет развития законодательства о правах человека начинается с Великой Хар- тии вольностей. Это отправной документ, вынудивший монарха дать обе- щание соблюдать законы и вольности.
Дальнейшим шагом в области усиления гарантий прав человека и ограничения произвола властей явилось принятие Акта о лучшем обеспе- чении свободы, подданного и о предупреждении заточений за морями 1679 года. (Habeas Corpus Amendment Act). Этот документ закрепил одну из наиболее значимых процессуальных гарантий неприкосновенности личности, которая затем прочно вошла в практику не только Англии, но и многих зарубежных государств. Habeas corpus — это судебный приказ, который
"Виллан" — крестьянин (прим. авт.).
VIII Вступительная статья
направляется должностному лицу, ответственному за содержание аресто- ванного под стражей. Он призван был пресекать длительное задержание. лиц в тюрьме, когда по закону они могли быть взяты на поруки. Шериф, тюремщик или любое другое лицо, под охраной которого находится арес- тованный, обязаны в течение трех дней по предъявлении приказа выпол- нить его и доставить арестованного или задержанного к лорду-канцлеру, или лорду-хранителю печати, или к судьям или баронам суда, от которых исходил приказ. В течение двух дней должностное лицо, к которому до- ставлен задержанный или арестованный, должно освободить его из заклю- чения, взяв с него обязательство с одним или более поручительствами и внесении определенной суммы предстать перед судом в указанные в зако- не сроки. Выдача на поруки исключалась при совершении тяжких уголов- ных преступлений или государственной измены. Невыполнение должност- ным лицом приказа habeus corpus каралось штрафом в пользу заключен- ного или потерпевшего лица, и это лицо признавалось неспособным выпол- нять свою должность.
Акт предоставляет "всякому заключенному или заключенным делать заявления и получать свой или их habeas corpus, и если должностные лица, получившие копии предписаний об аресте или задержании, а также при принесении присяги лица, что в такой копии ему было отказано (хотя бы и в вакационное время), то "они будут каждый в отдельности подле- жать штрафу в сумме пятисот фунтов в пользу заключенного или потер- певшего лица" (IX).
Habeas Corpus Act вводил правило о недопустимости повторных за- держаний, арестов, заключений за одно и то же преступление (V).
Процедура habeas corpus явилась неоценимым средством ограниче- ния произвола и беззакония властей, призванным исключить тайные рас- правы королевской власти прежде всего с оппозиций, которая была пред- ставлена сформировавшимся классом буржуазии. Не случайно и в совре- менном мире она сохраняет свое значение в качестве одной из важнейших гарантий неприкосновенности личности.
Билль о правах 1689 года (The Bill of Rights) был направлен на воз- растание роли парламента, без ведома которого нельзя приостанавливать законы, взимать налоги и сборы "в пользу или распоряжение короны", набирать и содержать постоянную армию в мирное время. Обращение с петициями к королю есть право подданных и потому "всякое задержание и преследование за такие петиции незаконно". Билль содержал ряд гаран- тий против чрезмерных судебных налогов, чрезмерных штрафов, жесто- ких или необычных наказаний, конфискаций, налагаемых на отдельных лиц до осуждения.
В нем провозглашаются свобода слова, суждений и актов в парламен- те, которая "не должна быть стесняема или подвергаема рассмотрению в каком-либо суде или месте, кроме самого парламента".
Собравшиеся в качестве полного и свободного представительства наро- да лица восстановили и утвердили в этом акте свои древние права и воль- ности, и "они ищут, требуют и настаивают по всем этим пунктам вместе и по каждому в отдельности, как на своих несомненных правах и вольностях; и утверждают, что никакие заявления, приговоры, факты или действия в ущерб народу по какому-либо из означенных выше пунктам не могут на будущее время иметь каких-либо последствий или служить примером".
В Акте о дальнейшем ограничении короны и лучшем обеспечении прав и вольностей подданного 1701 года (Act of Settlement) впервые содер-
Вступительная статьяIX
жатся положения, признающие естественный характер законов Англии, которые "являются прирожденными правами ее народа, и все короли и ко- ролевы, которые будут занимать престол этого королевства, должны управ- лять королевством сообразно сказанному законами, и все служащие и долж- ностные лица обязаны служить соответственно этим же законам".
Перечень актов, провозглашающих верховенство законов и гарантии прав личности, может быть дополнен упоминаниямиПетиции о праве 1628 года и Акта об устроении 1701 года. Оставляя в стороне сословно-классовый характер этих правовых актов и невозможность их реализации в тех исто- рических условиях, хотелось бы привлечь внимание к тому богатству идей и принципов в области прав человека, которые вошли в современный ката- лог и концепции прав человека. Корни их — в течениях политической и правовой мысли, которые возникли в ходе буржуазной революции в Анг- лии в XVII в. В трудах выдающихся мыслителей этой эпохи — Дж. Миль- тона, Т. Гоббса, Дж. Локка — были выдвинуты идеи свободы, естественных прав человека, возникновения государства из свободного соглашения людей и опирающегося на естественные законы. Эти концепции оказали огромное влияние не только на развитие законодательства о правах человека в Анг- лии, но на законодательную практику в этой области других государств.
Речь идет прежде всего о Соединенных Штатах Америки, которые до провозглашения независимости в 1776 году находились под колониальным господством Англии. Американская буржуазная революция XVII в. носила не только социальный, но и национально-освободительный характер, пере- росший в войну за независимость от колониального господства.
Следует отметить, что свой вклад в развитие свободы и прав челове- ка внесли некоторые колонии Северной Америки, находившиеся под гос- подством Англии. Первая колониальная Хартия, принятая в Виргинии в 1601 году, предоставляла жителям колонии "все права, привилегии и им- мунитеты...., как если бы они соблюдали требования законов и родились в пределах Англии". Массачусетский свод свобод 1641 года детально зафик- сировал круг основных прав, многие из которых были впоследствии вклю- чены в американский Билль о правах. Другие хартии, в частности, Хартия Пенсильвании, оказали определенное воздействие на способы защиты прав личности'. Во всех этих документах явственно прослеживается влияние Великой Хартии вольностей, а также более поздних актов и прецедентов, принятых в Англии.
В политических идеях Т. Джефферсона, Б. Франклина, Т. Пейна, Дж. Мэдисона и других развиваются принцип естественно-правовой док- трины, общественного договора, свободы и прав человека. Концепция есте- ственных прирожденных прав человека занимала все более прочное место в политических доктринах Америки, в аргументации против колониально- го господства, в законодательных актах. В Декларации прав Виргинии, одоб- ренной конвентом Виргинии 12 июня 1976 г., автором которой явился Джордж Мейсон, провозглашалось, что все люди по природе своей в равной степени свободны, независимы и обладают неотчуждаемыми правами, от которых они не могут отречься, вступая в общество, и которых они не могут лишить свое потомство. К неотъемлемым правам человека относились "наслажде- ние жизнью и свободой посредством приобретения и владения собствен- ностью, а равно стремление и обретение счастья и безопасности" (статья 1). Идеи и комплекс прав Декларации прав Виргинии были повторены и раз-
' Права человека накануне XXI века. М., 1994. С. 273.
х
Вступительная статья
виты впоследствии в Декларации независимости и Биллео правах (первых десяти поправках к Конституции США).
Выдающийся исторический документ, развивающий идеи свободы и неотчуждаемых прав человека и народа, —Декларация независимости', принятая единогласно тринадцатью Соединенными Штатами и утверж- денная Третьим Континентальным конгрессом 4 июля 1976 г. Она воплоти- ла начала свободы личности, ее автономии и установила, что они подлежат защите от любых посягательств государства. Идея свободы, прав человека в единстве с принципами разделения властей и федерализма составляют основные постулаты американского конституционализма.
В Декларации выражена идея самоопределения народа, "когда ход событий приводит к тому, что один из народов вынужден расторгнуть по- литические узы, связывающие его с другим народом и занять самостоя- тельное и равное место среди держав мира, на которое он имеет право по законам природы и ее творца..." Она обосновывает право народа изменить или упразднить такую форму правительства, которая становится губи- тельной для обеспечения прав человека, и учредить новое правительство, основанное на таких принципах и формах организации власти, которые "наилучшим образом обеспечат людям безопасность и счастье. "....Когда длинный ряд злоупотреблений и насилий, неизменно подчиненных одной и той же цели, свидетельствует о коварном замысле вынудить народ сми- риться с неограниченным деспотизмом, свержение такого правительства и создание новых гарантий безопасности на будущее становится правом и обязанностью народа". В Декларации подробно изложены как "набор бес- численных несправедливостей и насилий" те факты и обстоятельства, ко- торые привели к разрыву с британской короной и провозглашению соеди- ненных колоний свободными и независимыми штатами. В числе этих фак- тов и обстоятельств — отказ короля Великобритании давать свое согласие на принятие законов, полезных и необходимых для общего блага, приоста- новление действия важных законов, роспуски палат представителей, от- каз в выборе других депутатов, препятствия в осуществлении правосудия, отказ в принятии законов об организации судебной власти, притеснение народа присланными чиновниками, обложения налогами без согласия на- рода и др. "Государь, характеру которого присущи все черты, свойствен- ные тирану, не может быть правителем свободного народа".
Весь набор несправедливостей и насилий Декларация связывает с ущемлением прав законодательных органов, навязыванием несправедли- вых законов, препятствованием принятию законов, отвечающих "общему благу". Поэтому необходимо учреждение правительства, черпающего свои полномочия из согласия управляемых, основная цель которого — обеспе- чение неотъемлемых прав человека. "Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными и наделены их Творцом опреде- ленными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода, стремление к счастью".
Как видно из текста, все высокие свободолюбивые духовные помыслы отцов американской революции опирались на естественно-правовую док- трину. Под естественными правами Т. Пейн понимал "все интеллектуальные и духовные права, а равно и право человека добиваться своего благосостоя- ния и счастья, если это не ущемляет естественных прав других".
Декларация написанаТ. Джефферсоном.
Вступительная статья XI
Конституция США 1787 года не содержит ни упоминания о естест- венных правах человека, ни их перечня. Однако преамбула Конституции закрепляет важнейшие ценностные принципы, без которых невозможно обеспечение прав человека. "Мы, народ Соединенных Штатов, с целью об- разовать более совершенный Союз, установить правосудие, гарантировать внутреннее спокойствие, обеспечить совместную оборону, содействовать всеобщему благоденствию и закрепить блага свободы за нами и потомст- вом нашим провозглашаем и устанавливаем настоящую Конституцию для Соединенных Штатов Америки".
Отсутствие перечня прав человека в Конституции в значительной мере связано сих естественно-правовой трактовкой в американских док- тринах. Некоторые из основателей Конституции (например, А. Гамильтон) полагали, что естественные права человека не должны закрепляться в по- зитивном законе, и что их перечень мог быть использован как исчерпы- вающий и даже представлять опасность. Однако такой подход вызвал кри- тику и недовольство и едва не приостановил принятие Конституции. Одоб- рение Конституции было отложено до принятия твердого обязательства внести в нее соответствующие поправки. Д. Мэдисон и Т. Джефферсон составили серию поправок к Конституции, и 15 декабря 1791 г. вступил в силу американский Билль о правах, — "великая американская хартия личной свободы и человеческого достоинства", содержащая десять первых поправок к Конституции.
Билль о правах зафиксировал важнейшие основные права человека. Характерно, что некоторые из этих прав сформулированы как запреты федеральным властям издавать законы, ограничивающие естественные права человека. Так, поправка I гласит: "Конгресс не должен издавать ни одного закона, относящегося к установлению религии либо запрещающего свобод- ное ее использование, либо ограничивающего свободу слова или печати, или право народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями об удовлетворении жалоб". Такая форма была в значительной мере опреде- лена недоверием американцев к государственной власти, стремлением огра- ничить произвол властей по отношению к человеку. Поэтому права человека формулируются не как правило поведения индивида, не как право на опре- деленные действия (это право присуще ему от рождения), а как ограниче- ния полномочий власти, которая не должна преступать границы свободы индивида, очерченные его правами. Поправка II отмечает, что не должно ограничиваться право народа хранить и носить оружие. Поправка VIII преду- сматривает, что чрезмерные налоги не должны требоваться, чрезмерные штрафы не должны налагаться, и жестокие и необычные наказания не долж- ны назначаться. В поправках IV, V встречаются такие же формулировки:
так, "не должно нарушаться" право народа на неприкосновенность личнос- ти, бумаг и имущества от необоснованных обысков и арестов; "ни одно лицо не может привлекаться к уголовной ответственности... иначе как по пред- ставлению или обвинительному заключению большого жюри".
Только в поправке VI применяется формула "обвиняемый имеет право".
Такие формулировки характерны для законодательного признания "первого поколения" прав человека, т. е. либерально-демократических прав (гражданских и политических), вызванных к жизни буржуазными рево- люциями и выражавших так называемую "негативную" свободу индивида, то есть свободу от любого, в том числе и государственного, вмешательства в сферу его самоопределения и автономии (свободы совести, слова, печати,
XII Вступительная статья
собраний, петиций и т. д.). В таком же ключе выдержаны и ряд последую- щих поправок к Конституции.
Развивая конституционные нормы и принципы, федеральные законы, законы штатов, многочисленные судебные решения значительно расширили сферу действия Билля о правах. В Конституциях штатов, независимо от времениих принятия, воспроизводились в различных модификациях поло- жения Декларации независимости и Билля о правах. Так, в преамбуле Кон- ституции штата Массачусетс (1780 г.) подчеркивается естественный харак- тер прав человека; в качестве первого ее раздела Декларация прав жителей республики Массачусетс провозглашает в статье I равенство и естествен- ные права всех людей, дает перечень этих прав. Принятая уже в 1970 году Конституция штата Иллинойс также включает в себя Билль о правах, в котором провозглашается неотъемлемость и неотчуждаемость прав, свобо- да вероисповедания, надлежащая правовая процедура и равная защита перед законом, свобода слова, право на собрания и петиции, система гаран- тий неприкосновенности личности и др.
Это свидетельствует о том, что Декларация независимости, Консти- туция США, Билль о правах заложили основы долгосрочной традиции, имеющей непреходящее вневременное значение. Тем более значимы были эти исторические документы в конце XVIII века, когда шло становление буржуазного строя, осуществлялся поиск защиты человека от самовлас- тия и произвола.
В этот же период в Европе произошла Великая французская револю- ция, значение которой вышло далеко за пределы одногэ государства и ока- зало, огромное воздействие на изменение общественной ситуации во мно- гих странах, на борьбу с феодально-абсолютистскими порядками, основан- ными на привилегиях правящих сословий, произволе и беззаконии чинов- ников, отсутствии гарантий неприкосновенности личности и имущества. Революция выдвинула принципы равенства, братства, справедливости, на которых должно формироваться новое общество, утвердившееся после победы революции.
Французская революция была не только триумфом, но и трагедией народа, испытавшего все ужасы якобинской диктатуры. Однако она оста- вила великий правовой документ —Декларацию прав человека и граж- данина 1789 года. Содержание Декларации отразило гуманистические идеи эпохи Просвещения — свободу, равенство, народный суверенитет, общест- венный договор, авторитет закона, права человека. Политико-правовые и нравственные воззрения Вольтера, Монтескье, Руссо явились тем фунда- ментом, на котором развивались свободомыслие, непримиримость к произ- волу и абсолютизму, преклонение перед законом и неотъемлемыми неот- чуждаемыми правами человека, стремление к "общему благу".
В преамбуле Декларации отмечается, что "невежество, забвение прав человека или пренебрежение ими являются единственной причиной обще- ственных бедствий и испорченности правительств". Иными словами, толь- ко соблюдение прав человека может предотвратить общественные бедст- вия и обеспечить нормальную жизнь общества. Поэтому представители французского народа, образовав Национальное собрание, "приняли реше- ние изложить в торжественной Декларации естественные, неотчуждаемые и священные права человека", чтобы действия законодательной и испол- нительной власти соответствовали цели политического института, чтобы требования граждан, основанные отныне на простых и неоспоримых прин- ципах, устремлялись к соблюдению конституции и всеобщему благу.
Вступительная статьяXIII
Статья 1 провозглашает: что "люди рождаются и остаются свободны- ми и равными в правах", статья 2 — что "цель всякого политического доюза — обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека. Тако- вые — свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению".
Декларация излагает права человека в формулировках, являющихся непревзойденными по ясности и четкости и до настоящего времени: "Сво- бодное выражение мыслей и мнений есть одно из драгоценнейших прав человека, каждый гражданин поэтому может свободно высказываться, писать, печатать, отвечая лишь за злоупотребление этой свободой в случа- ях, предусмотренных законом" (статья 11); "Закон должен устанавливать наказания лишь строго и бесспорно необходимые; никто не может быть наказан иначе, как в силу закона, принятого и обнародованного до совер- шения правонарушения и надлежаще примененного (статья 8); "поскольку каждый считается невиновным, пока его вина не установлена, то в случа- ях, когда признается нужным арест лица, любые излишне суровые меры, не являющиеся необходимыми, должны строжайше пресекаться законом" (статья 9) и др.
Статья 4 Декларации впервые формулирует принцип, вошедший в современные Конституции многих стран мира и международно-правовые акты о правах человека: "свобода состоит в возможности делать все, что не наносит вред другому; таким образом, осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми пределами, которые обеспечива- ют другим членам общества пользование теми же правами. Пределы эти могут быть определены только законом". Пределы свободы выражены и в статье 5: "Закон имеет право запрещать лишь действия, вредные для об- щества. Все, что не запрещено законом, то дозволено, и никто не может быть принуждаем делать то, что не предписано законом".
Четко и лаконично закреплены гарантии неприкосновенности лич- ности и ее имущества (статьи 7, 8, 9, 10, 12, 17).
Характерно, что Декларация, исходя из идей естественно-правовой доктрины, признает и подчеркивает роль государства в обеспечении га- рантий прав человека: "Для гарантий прав человека и гражданина необхо- дима государственная сила; она создается в интересах всех, а не для лич- ной пользы тех, кому она вверена" (статья 12). Соответственно "общество имеет право требовать у любого должностного лица отчета о его деятель- ности" (статья 15).
Статья 16 выражает по сути важнейшие принципы правового госу- дарства: обеспечение гарантий прав и разделение властей: "Общество, где не обеспечена гарантия прав и нет разделения властей, не имеет Консти- туции", то есть правовой организации.
Мы остановились на подробной характеристике юридических актов по правам человека, созданных в различные эпохи и в разных странах, чтобы показать исторические корни тех норм, институтов и принципов, которые были восприняты международным правом для защиты прав чело- века. Признание виновным лица лишь по приговору суда, соразмерность , правонарушения и наказания, "надлежащая правовая процедура", пре- зумпция невиновности и другие гарантии неприкосновенности личности, свобода прений, слова, печати, религии, право покидать свою страну и возвращаться в нее, право на петиции, ответственность должностных лиц за нарушение прав человека — эти и другие права, вошедшие в золотой фонд гуманистических ценностей, впервые были изложены в Великой Хар- тии вольностей, развиты в английском Билле о правах. Habeas Corpus Act,
XIV Вступительная статья
Декларации независимости, американском Билле о правах, Декларации прав человека и гражданина. Прослеживая генезис этих ценностей, нельзя не вспомнить и древнегреческую философию, давшую импульс развитию учения о естественных правах человека, а также постулаты периода Ре- формации и Просвещения, которые выдвинули идеи социальной справед- ливости и равенства.
Следует обратить внимание на определяющую роль естественно-пра- вового учения для развития прав и свобод человека, признания их приори- тета, ограждения от произвола государства и его должностных лиц. В пре- амбулеВсеобщей Декларации прав человека, принятой ООН в 1948 году, отмечается, что "признание достоинства, присущего всем членам челове- ческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свобо- ды, справедливости и всеобщего мира". Статья 1 провозглашает ведущую идею естественной доктрины. "Все люди рождаются свободными и равны- ми в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства".
В преамбуле Всеобщей Декларации прав человека воспроизводится положение, впервые сформулированное Великой Хартией вольностей, про- возглашенное впоследствии Декларацией независимости — если закон, права и вольности не соблюдаются, народ имеет право на восстание; свержение правительства, попирающего права человека — не только право, но и обя- занность народа. Выражен этот тезис следующим образом: "...Необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения".
Когда после второй мировой войны была создана Организация Объ- единенных Наций, в качестве одной из ее целей и принципов, записанных в Уставе, указывалась необходимость осуществлять международное со- трудничество в разрешении проблем экономического, социального, куль- турного и гуманитарного характера и поощрения и развития уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка, религии. Выдвижение этой цели было реакцией на массовые, гру- бые нарушения прав человека накануне и в период второй мировой войны. Идея создания Международного Билля о правах человека возникла не на пустом месте; она опиралась на демократические культурные традиции прошлого, на необходимость провозглашения универсальных общечелове- ческих ценностей, сформировавшихся в правовом мышлении и законода- тельстве передовых государств. Поэтому первый документ Международ- ного Билля о правах — Всеобщая декларация прав человека — был создан в короткие сроки; при этом в нем не были забыты ни один принцип, ни одна норма в области прав и свобод человека, которые составляют золотой фонд гуманитарного развития.
Однако в тот период демократические права и свободы не стали до- стоянием всех государств мира. Поэтому содержащая демократические принципы и нормы Всеобщая декларация, имеющая рекомендательный характер, предлагала всем государствам мира каталог прав и свобод чело- века в качестве образца, стандарта для развития внутригосударственного законодательства в этой области: "Генеральная Ассамблея провозглашает настоящую Всеобщую декларацию прав человека в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и государства с тем, чтобы каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду настоящую Декларацию, стремились путем просвещения и образования
Вступительная статья XV
содействовать уважению этих прав и свобод и обеспечению, путем нацио- нальных и международных прогрессивных мероприятий, всеобщего и эф- фективного признания и осуществления их как среди народов государств— членов Организации, так и среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией".
Всеобщая декларация содержала обогащенный перечень прав и сво- бод, включающий уже не только гражданские и политические, но и соци- альные, экономические и культурные права, сформировавшиеся в конце XIX века и развитые в XX веке. Однако основные принципы и нормы "первого поколения" прав человека — гражданских и политических — уже подтвердили свою жизненность и эффективность в практике демо- кратических правовых государств. Поэтому их влияние на развитие меж- дународного права в области прав человека бесспорно.
Естественным был и обратный процесс — воздействие демократичес- ких правовых идей и норм международного права на развитие националь- ного законодательства. Свидетельство тому — тот факт, что в послевоен- ных конституциях Италии, Японии, ФРГ права человека были в широком объеме представлены в специальных разделах о правах и обязанностях граждан. Во Франции основные политические и гражданские права были закреплены в преамбуле к Конституции 1946 года со ссылкой на Деклара- цию прав человека и гражданина. Буржуазные конституции ''второй вол- ны", принятые в 70-е годы в Греции, Португалии, Испании, закрепили еще более развернутую систему прав и свобод человека. В одном из исследова- ний показано, что "не менее чем 90 национальных конституций, принятых после 1948 г., содержат перечень фундаментальных прав, которые или вос- производят положения Декларации, или включены в них под ее влиянием"'.
И Всеобщая декларация, и все последующие международно-право- вые документы в области прав и свобод оказывали и продолжают оказы- вать огромное влияние на развитие национального законодательства. Это особенно важно, поскольку для государств-участников тех или иных меж- дународных документов после выполнения соответствующих процедур содержащиеся в них предписания становятся обязательными. Не случайно многие статьи международно-правовых актов начинаются словами: "Каж- дое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется...; "государст- ва-участники обеспечивают каждому человеку..."; "государства-участники несут ответственность..."; "государства-участники принимают все соответ- ствующие меры..." и т. д.
Это позволяет сделать вывод, что для процесса развития внутригосу- дарственного и международного права в области прав и свобод человека характерны взаимодополняемость и взаимодействие.
Конституция Российской Федерации 1993 года — первый в отече- ственной практике правовой документ, воплотивший широкий перечень прав и свобод человека, который сформировался как под воздействием законодательства демократических зарубежных государств, так и между- народных стандартов в сфере прав и свобод. В России не было демократи- ческих традиций признания приоритета и значимости прав и свобод. Либе- рально-демократические ценности были чужды общественному сознанию народов дореволюционной России. После революции 1917 года права и сво- боды, провозглашенные Декларацией прав трудящегося и эксплуатируе-
' Yagawick W. Hong Kong and the International Politik of Human Rights // Human Rights in Hong Kong. 1992. P. 160.
XVI Вступительная статья
мого народа, а затем Конституцией РСФСР 1918 г., носили сугубо классо- вый характер, лишая целые классы и слои общества не только политичес- ких, но и основных неотъемлемых гражданских прав — права на жизнь, на личную неприкосновенность, собственность. Были отброшены все гарантии неприкосновенности личности, "надлежащие правовые процедуры", прин- ципы презумпции невиновности, признание лица виновным лишь по реше- нию суда и многие другие. Следствием стало попрание общечеловеческих правовых ценностей: универсальности прав человека, всеобщего равенст- ва, достоинства личности, справедливости, права на свободу, личный вы- бор и самоопределение, защиту от произвольных действий властей.
Конституции СССР 1936 и 1977 годов провозглашали права и свобо- ды человека, однако в условиях тоталитарного режима эти права — преж- де всего гражданские и политические — носили формальный характер, не гарантируя человеку ни реальной свободы мнений, убеждений, совести, ни личной свободы и защиты от произвола самого государства. Господствова- ла патерналистская идеология взаимоотношений государства и граждани- на, согласно которой государство "даровало" права и свободы гражданину и определяло его жизненные стандарты. Естественно-правовая доктрина решительно отвергалась.
Значимым достоинством Конституции Российской Федерации 1993 года является признание естественной природы прав и свобод человека. Часть вторая статьи 17 провозглашает: "Основные права и свободы человека не- отчуждаемы и принадлежат каждому от рождения". Первая часть этой статьи подчеркивает неотделимость прав и свобод, вошедших в Конститу- цию из международного права. "В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепри- знанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией".
В соответствии с частью четвертой статьи 15 Конституции общепри- знанные принципы и нормы международного права и международные до- говоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установ- лены иные правила, чем предусмотрено законом, то применяются правила международного договора.
В Главе. 2 "Права и свободы человека и гражданина" содержится широкий комплекс прав, необходимых для нормальной жизнедеятельнос- ти человека. Их огромное влияние на общественное развитие, на призна- ние свободы личности и ее достоинства показывает, почему важно знать истоки и корни тех ценностей, которые были рождены в борьбе и муках и для утверждения которых было принесено столько жертв Это и определи- ло необходимость включения в первую часть настоящего сборника осново- полагающих юридических актов, впервые в истории сформулировавших основные принципы, ценности и нормы в сфере прав человека.
Вторая часть сборника, озаглавленная "Международные докумен- ты универсального характера", начинается с изложения положений Уста- ва Организации Объединенных Наций (ООН), относящихся к правам чело- века, и Международного Билла о правах человека И это вполне законо- мерно Устав ООН явился первым в истории международных отношений многосторонним договором, который заложил основы широкого развития сотрудничества государств по правам человека. Более того, он возложил на государства юридическое обязательство соблюдать основные права и свободы человека, не допуская какой-либо дискриминации.
Вступительная статья XVII
При обсуждении проекта Устава ООН вносились предложения вклю- чить в этот международный договор перечень основных прав и свобод че- ловека, подлежащих всеобщему уважению и соблюдению. Однако боль- шинство государств, участвовавших в разработке Устава ООН, ввиду слож- ности этого вопроса и различных точек зрения, зачастую исключающих друг друга, решили передать его на обсуждение компетентных органов ООН для подготовки международного Билля о правах человека. На первом этапе ООН приняла решение, что Международный Билль о правах чело- века должен состоять из трех документов: 1. Декларации прав человека;
2. Пакта о правах человека и 3. Мер по комплектации Пакта.
10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея ООН в торжественной обстановке принялаВсеобщую декларацию прав человека "в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все госу- дарства". [Резолюция 217А (Ш)]. С тех пор эта дата ежегодно отмечается во всем мире как День прав человека
Принятие Всеобщей декларации — документа, впервые закрепивше- го перечень как гражданских и политических, так и экономических, соци- альных и культурных прав и свобод личности, стало важным этапом в развитии международных отношений. Всеобщая декларация была приня- та в виде резолюции Генеральной Ассамблеей ООН, и поэтому согласно Уставу ООН она носит лишь рекомендательный характер. Однако при оценке юридической силы ее положений нужно учитывать, что в международном праве наряду с договором в нормотворческом процессе значительную роль играет обычай, который формируется в результате международной прак- тики государств и постепенно признается ими в качестве обязательной правовой нормы Подобным образом в настоящее время права и свободы, провозглашенные во Всеобщей декларации, рассматриваются в качестве юридически обязательных обычных или договорных норм.
Вскоре после принятия Всеобщей декларации Генеральная Ассам- блея изменила свое первоначальное решение и рекомендовала подготовить вместо одного два Пакта о правах человека. Это было вызвано различным подходом государств к юридической обязательности различного комплек- са прав. США и некоторые другие члены ООН исходили из того, что граж- данские и политические права должны незамедлительно претворяться всеми государствами в обязательном порядке, а социально-экономические и куль- турные права являются стандартами, к достижению которых они должны стремиться постоянно, исходя из уровня своего экономического развития. Такая точка зрения в то время была преобладающей, вследствие чего Ге- неральная Ассамблея в 1966 году приняла два договора — Пакт о граж- данских и политических правах и Пакт об экономических, социальных и культурных правах Несмотря на различное толкование согласованного в Пактах комплекса прав, в преамбулах этих международных договоров за- писано, что гражданские и политические и социально-экономические пра- ва тесно связаны между собой и что "идеал свободной человеческой лич- ности..., свободной от страха и нужды, может быть осуществлен только, если будут созданы такие условия, при которых каждый сможет пользо- ваться" всеми этими правами.
Значительные разногласия возникли и при обсуждении вопроса об инилементации пактов. Многие страны, включая СССР, абсолютизировали принцип государственного суверенитета, выступили против предоставле- ния отдельным лицам права направлять жалобы на нарушение их граж- данских и политических прав в международный орган. Поэтому этот во-
XVIII Вступительная статья
прос получил регламентацию в отдельном договоре — в Факультативном протоколе к Пакту о гражданских и политических правах. Комитет по пра- вам человека, созданный в соответствии с Пактом о гражданских и поли- тических правах, рассматривает как жалобы отдельных лиц, так и межго- сударственные жалобы и доклады государств о принятых ими мерах по претворению в жизнь прав, признаваемых в Пакте.
15 декабря 1989 года Ассамблея приняла второй Факультативный Протокол к Международному Пакту о гражданских и политических пра- вах, направленный на отмену смертной казни. Все эти пять документов и образуют Международный Билль о правах человека.
Согласно Пакту об экономических, социальных и культурных правах государства-участники обязались предоставлять Генеральному Секрета- рю ООН доклады о принимаемых ими мерах и о прогрессе на пути к дости- жению прав, признаваемых в Пакте. В 1985 году был создан Комитет по экономическим, социальными и культурным правам, который рассматри- вает такие доклады государств В настоящее время разработан, но еще не принят Дополнительный Протокол к Пакту, в соответствии с которым Ко- митету будет предоставлено полномочие рассматривать не только докла- ды, но и индивидуальные и межгосударственные жалобы.
Через 20 лет после принятия Всеобщей декларации по инициативе Организаций Объединенных Наций в 1968 году в Тегеране проходила Меж- дународная конференция по правам человека, созванная в честь этой зна- менательной даты и для обзора работы, проделанной с тех пор. Тегеран- ская конференция принялаВоззвание, в котором содержится программа действий, направленная на ликвидацию массовых и грубых нарушений основных прав и свобод человека.
Вторая Международная (всемирная) конференция по правам челове- ка, решение о созыве которой было принято организацией Объединенных Наций, проходила в Вене в 1993 году. Судьба Конференции складывалась непросто: четыре раза собирался ее подготовительный Комитет для согла- сования повестки дня Конференции и принятия итогового документа Вы- работка этих документов проходила в очень сложной борьбе. Как в ходе подготовки конференции, так и во время дискуссии при ее проведении обозначались два разных подхода. Один подход состоял в признании уни- версального характера прав человека, что нашло отражение во Всеобщей декларации прав человека и в Пактах о правах человека, и необходимости серьезного усиления существующих в рамках ООН механизмов контроля за их соблюдением. Такой подход отстаивали США, Россия, Канада, евро- пейские страны.
Иную позицию занимали многие развивающиеся страны, особенно те из них, которые представляли азиатский регион. Их концепция подвергала сомнению универсальный характер прав человека и отдавала приоритет региональной специфике, национальным, историческим и культурным осо- бенностям каждого государства в отдельности. Тем не менее на конферен- ции удалось согласовать и принятьВенскую декларацию и Программу действий, которая отразила общий подход государств к вопросам, относя- щимся к правам человека. В этом документе отмечается, что "все права человека универсальны, неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны. Меж- дународное сообщество должно относиться к правам человека глобально, на справедливой и равной основе, с одинаковым подходом и вниманием. Хотя значение национальной и региональной специфики и различных ис- торических, культурных и религиозных особенностей необходимо иметь в
Вступительная статья XIX
виду, государства, независимо от политических, экономических и куль- турных систем, несут обязанность поощрять и защищать все права чело- века и основные свободы".
Всемирная Конференция по правам человека приняла ряд важных решений, включая рекомендацию Генеральной Ассамблеи учредить пост Верховного комиссара по правам человека в целях поощрения и защиты всех прав человека. Такая должность была учреждена Резолюцией 48/141 Генеральной Ассамблеи ООН, озаглавленной"Верховный комиссар по по- ощрению и защите всех прав человека", которая была принята 20 декабря 1993 года. Все эти документы приводятся в настоящем Сборнике в разделе 3 Части II "Права человека в решениях международных конференций".
Сборник (раздел 4) содержит также документы, относящиеся к праву на самоопределение и правам народов.
В современном праве принято в зависимости от времени провозгла- шения подразделять права человека на три поколения. К первому поколе- нию относят гражданские и политические права, которые, как отмечалось выше, являются выражением "негативной" свободы индивида и призваны ограждать человека от любых незаконных вмешательств (в том числе и самого государства). Ко второму поколению относят социально-экономи- ческие права, которые называют "позитивными", так как дляих обеспече- ния обычно требуются конкретные действия государств.
Наконец, к третьему поколению относятся так называемые "коллек- тивные" права, или права народов. К ним обычно относят право на разви- тие, право на мир, на здоровую окружающую среду, на общее наследие человечества и другие. Права народов не являются исключительно права- ми индивидов, а принадлежат коллективу людей, образующих народ или нацию, и не могут быть реализованы отдельной личностью. В процессе реализации прав народов каждое отдельное лицо, входящее в состав того или иного народа, используя свои права и свободы (свободу слова, печати, собраний, право участвовать в выборах и т. д.) выражает свое отношение к тому или иному вопросу. Мнение большинства, выраженное таким обра- зом, и составляет волю всего народа.
Одним из важнейших прав народов является право на самоопределе- ние. Как подчеркивается в статье 1 обоих Пактов о правах человека, "все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие". Самоопределение одного народа не может и не должно наносить ущерб правам других народов. Осуществлять это право следует при соблюдении других общепризнанных принципов и норм международного права, включая уважение территори- альной целостности и суверенитета государства. Поэтому нельзя тракто- вать право на самоопределение только как право народа на создание свое- го собственного государства. Формы самоопределения могут быть самыми разнообразными — от национально-культурной автономии до различных форм федерализма.
Основные права и свободы человека должны соблюдаться без всякой дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального про- исхождения, имущественного положения, рождения или каких-либо дру- гих обстоятельств.
Наиболее тяжкой формой дискриминации является расизм, атакже апартеид, который современное международное право относит к преступле-
XX Вступительная статья
ниям против человечности. В разделе 5 этой части сборника приводятся основные международные документы, запрещающие дискриминацию.
В разделах б и 7 приводятся международные документы относитель- но прав человека в области отправления правосудия и в особенности защи- ты лиц, подвергающихся задержанию или тюремному заключению. По этим вопросам Организаций Объединенных Наций принят целый ряд деклара- ций, руководящих и основных принципов, минимальных стандартных пра- вил и других документов. Они устанавливают, в частности, условия содер- жания заключенных (питание, одежда, личная гигиена, медицинское об- служивание и т. д.), требования к персоналу исправительных учреждений. В них формулируются также принципы независимости судебных органов. Все эти положения имеют особо важное значение для России, где условия содержания заключенных все еще значительно отличаются от междуна- родных стандартов.
Среди указанных документов особо следует выделитьКонвенцию ООН 1984 года против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижа- ющих достоинство видов обращения и наказания. В Конвенции дается определение понятия "пытка", а государства обязуются предпринимать эффективные законодательные, административные, судебные и другие меры для предупреждения пыток (ст. 1 и 2 Конвенции).
Созданный в соответствии с Конвенцией Комитет против пыток пра- вомочен рассматривать доклады государств, межгосударственные и инди- видуальные жалобы. Если Комитет получает достоверную информацию о систематическом применении пыток на территории какого-либо государ- ства-участника, то он может провести расследование, а его члены в этих целях — посетить территорию данного государства.
В следующем разделе сборника содержатся конвенции и декларации, касающиеся прав женщин, брака и семьи. Среди этих документов наибо- лее развернутым международным соглашением являетсяКонвенция о лик- видации всех форм расовой дискриминации в отношении женщин, ко- торая устанавливает равноправие женщин и мужчин в политической, со- циальной, экономической, культурной и иных областях, а государства обя- зуются принять соответствующие меры для ликвидации любой дискрими- нации в отношении женщин.
Ряд документов, содержащихся в этом разделе, регулирует вопросы брака (вступление в брак, брачный возраст, регистрация браков), а также вопросы семьи и семейных отношений.
Конвенция о правах ребенка, которой открывается 9-й раздел, была принята ООН сравнительно недавно. Она вступила в силу в 1990 году. Го- сударства-участники взяли на себя обязательства обеспечить всем лицам, не достигшим 18 лет, все права, указанные в Конвенции, без какой-либо дискриминации и принять в этих целях законодательные, административ- ные и иные меры.
Вопросы занятости, социального благосостояния и прогресса урегули- рованы в целом ряде международных документов, принятых Организацией Объединенных Наций, Международной организацией труда и Всемирной продовольственной конференцией. Они находятся в разделе 10 II части на- стоящего сборника. Отметим среди этих документовКонвенцию о защите всех трудящихся-мигрантов и членов их семей. Государства—участники Конвенции обязуются в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права уважать предусмотренные Конвенцией права всех трудящихся-мигрантов и членов их семей, которые находятся на их
Вступительная статья XXI
территории или под их юрисдикцией, без дискриминации и каких-либо раз- личий. Для цели наблюдения за применением Конвенции учреждается Ко- митет по защите прав всех трудящихся мигрантов и членов их семей. Этот Комитет рассматривает доклады государств-участников, а также при их согласии межгосударственные и индивидуальные жалобы.
Одним из важнейших направлений сотрудничества государств явля- ется разработка и заключение международных документов в области сво- боды ассоциации и информации, а также в с4:>ере культурного сотрудниче- ства. Основные документы, относящиеся к этим вопросам, читатель может найти в разделе 11 второй части сборника.
За последние годы особое значение приобрели проблемы гражданст- ва и защиты прав беженцев, а также вопросы, относящиеся к предостав- лению убежища. Они особенно обострились после распада Советского Сою- за и образования в результате этого новых независимых государств. Поэ- тому всем тем, кто интересуется вопросами межгосударственных отноше- ний, будет полезно ознакомиться с международными документами, отно- сящимися к гражданству и безгражданству, беженцам и праву убежища. Эти документы находятся в разделе 12.
Права человека как отрасль международного права состоят из сово- купности принципов и норм, определяющих обязанность государств по обеспечению и соблюдению основных прав и свобод человека без всякой дискриминации не только в мирное время, но и в период вооруженных конфликтов. Государствами заключен целый ряд международных конвен- ций о защите прав человека во время вооруженных столкновений. Среди этих документов особо следует выделить Женевские Конвенции 1949 года о защите жертв войны и Дополнительные Протоколы к ним. В настоящем сборнике даются извлечения из Женевской Конвенции 1949 года о защи- те гражданского населения во время войны и двух Дополнительных Про- токолов 1977 года, касающихся защиты жертв международных воору- женных кон4эликтов и вооруженных конфликтов немеждународного ха- рактера (раздел 13).
В современном международном праве принято различать междуна- родные правонарушения и международные преступления. Правонаруше- ние как противоправное поведение выражается в нарушении принципов и норм международного права. Если такие нарушения носят особо опасный характер, то они рассматриваются как международные преступления.
Признание некоторых противоправных деяний в качестве междуна- родных преступлений нашло закрепление в ряде международных согла- шений. Согласно этим договоренностям в понятие "международное пре- ступление" включаются "преступления против мира и человечества и "пре- ступления против международного права". Они выражаются в нарушении принципов и норм международного права, имеющих основополагающее значение для обеспечения мира, защиты прав человека и жизненно важ- ных интересов международного общества в целом. Статья 6 Устава Меж- дународного военного трибунала, созданного для суда над военными пре- ступниками, включает в категорию международных преступлений три вида преступлений против человечества: преступления против мира, военные преступления и преступления против человечности. Все эти преступления влекут за собой отрицание основополагающих принципов и норм, относя- щихся к правам индивида, и являются посягательством нажизнь и свобо- ду человека.
XXII Вступительная статья
Конвенция ООН 1948 г. о предупреждении преступлений геноцида и наказании за него отно