18. Под термином "жертвы" понимаются лица, которым индивиду- ально или коллективно был причинен вред, включая телесные поврежде- ния или моральный ущерб, эмоциональные страдания, материальный ущерб или существенное ущемлениеих основных прав в результате действия или бездействия, еще не представляющего собой нарушения националь- ных уголовных законов, но являющегося нарушением международно при- знанных норм, касающихся прав человека.
19. Государствам следует рассмотреть вопрос о включении в нацио- нальные законы норм, запрещающих злоупотребление властью и предус- матривающих средства защиты для жертв таких злоупотреблений. В число таких средств следует, в частности, включить право на реституцию и/или компенсацию и необходимую материальную, медицинскую, психологичес- кую и социальную помощь и поддержку.
20. Государствам следует рассмотреть возможность заключения много- сторонних международных договоров, касающихся жертв, определение
которых приводится в пункте 18.
21. Государствам следует периодически пересматривать существую- щие законы и практику для обеспеченияих способности реагировать на изменяющиеся условия, в случае необходимости принимать и вводить в действие законодательные положения, запрещающие деяния, представ- ляющие собой серьезные виды злоупотребления политической или эконо- мической властью, и содействующие мерам и механизмам предотвраще- ния таких деяний, а также развивать и широко обеспечивать соответст- вующие права и средства правовой защиты для жертв таких деяний.
2. Основные принципы независимости судебных органов
Одобрены резолюциями Генеральной Ассамблеи 40/32 от 29 ноября 1985 г. и 40/146 от 13 декабря 1985 г.
Учитывая, что в Уставе Организации Объединенных Наций народы мира заявляют, в частности, о своей решимости создать условия, при кото- рых может соблюдаться справедливость, с тем чтобы обеспечить между- народное сотрудничество в поощрении и развитии уважения к правам че- ловека и основным свободам без каких-либо различий,
учитывая, что в Всеобщей декларации прав человека воплощены, в частности, принципы равенства перед законом, презумпции невиновности и права на справедливое и гласное судебное разбирательство компетент- ным, независимым и беспристрастным судом, учрежденным в соответст- вии с законом,
учитывая, что Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политичес- ких правах гарантируют осуществление этих прав и что, кроме того, Пакт о гражданских и политических правах гарантирует также право быть су- димым без неоправданной задержки,
учитывая, что все еще часто имеет место несоответствие между пред- ставлением об этих принципах и фактическим положением,
учитывая, что при организации и отправлении правосудия в каждой стране следует руководствоваться этими принципами и что следует пред- принимать усилия для их полного претворения в жизнь,
учитывая, что нормы, касающиеся осуществления функций судьи должны быть нацелены на то, чтобы обеспечивать судьям возможность действовать в соответствии с этими принципами,
учитывая, что на судей возлагается обязанность принимать оконча- тельное решение по вопросам жизни и смерти, свободы, прав, обязаннос- ,тей и собственности граждан,
учитывая, что шестой Конгресс Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в своей резолюции 16 просил Комитет по предупреждению преступности и борьбе с ней включить в число первоочередных задач разработку руково- дящих принципов, касающихся независимости судей и отбора, профессио- нальной подготовки и статуса судей и прокуроров,
учитывая в этой связи, что надлежит в первую очередь рассмотреть вопрос о роли судей в системе правосудия и важностиих отбора, подготов- ки и поведения,
правительствам следовало бы принимать во внимание и уважать в рамках своего национального законодательства и практики, доводить до сведения судей, адвокатов, работников исполнительных и законодатель- ных органов и широкой общественности следующие основные принципы, сформулированные с тем, чтобы помочь государствам-членам в решении задач обеспечения и укрепления независимости судебных органов. Прин- ципы сформулированы главным образом для профессиональных судей, однако при необходимости они в равной степени применимы и к непрофес- сиональным судьям, если таковые имеются в наличии.