Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

А. Жертвы преступлений



1. Под термином "жертвы" понимаются лица, которым индивидуаль-
но или коллективно был причинен вред, включая телесные повреждения
или моральный ущерб, эмоциональные страдания, материальный ущерб
или существенное ущемлениеих основных прав в результате действия
или бездействия, нарушающего действующие национальные уголовные
законы государств-членов, включая законы, запрещающие преступное зло-
употребление властью.

2. В соответствии с настоящей Декларацией то или иное лицо может
считаться "жертвой" независимо от того, был ли установлен, арестован,
предан суду или осужден правонарушитель, а также независимо от родст-
венных отношений между правонарушителем и жертвой. Термин "жер-
тва" в соответствующих случаях включает близких родственников или
иждивенцев непосредственной жертвы, а также лиц, которым был причи-
нен ущерб при попытке оказать помощь жертвам, находящимся в бедст-
венном положении, или предотвратить виктимизацию.

3. Положения, содержащиеся в настоящей Декларации, применимы
ко всем лицам без каких-либо различий, независимо от расы, цвета кожи,
пола, возраста, языка, вероисповедания, национальности, политических или
иных взглядов, культурных убеждений или практики, имущественного,
сословного или семейного положения, этнического или социального проис-
хождения и нетрудоспособности.

Доступ к правосудию и справедливое обращение

4. К жертвам следует относиться с состраданием и уважать их досто-
инство. Они имеют право на доступ к механизмам правосудия и скорей-
шую компенсацию за нанесенный им ущерб в соответствии с националь-
ным законодательством.

5. В тех случаях, когда это необходимо, следует создать и укрепить
судебные и административные механизмы, с тем чтобы обеспечить жер-
твам возможность получать компенсацию с помощью официальных или
неофициальных процедур, которые носили бы оперативный характер, яв-
лялись бы справедливыми, недорогостоящими и доступными. Жертв, стре-
мящихся получить компенсацию с помощью таких механизмов, следует

информировать об их правах.

6. Следует содействовать тому, чтобы судебные и административные
процедуры в большей степени отвечали потребностям жертв путем:

' См. также раздел 9 (9.2.,9.3.).
7*


166 ______Часть II. Международные документы универсального характера

a) предоставления жертвам информации об их роли и об объеме, сро-
ках проведения и ходе судебного разбирательства и о результатах рас-
смотрения их дел, особенно в случаях тяжких преступлений, а также в
случаях, когда ими запрошена такая информация;

b) обеспечения возможности изложения и рассмотрения мнений и
пожеланий жертв на соответствующих этапах судебного разбирательства
в тех случаях, когда затрагиваются их личные интересы, без ущерба для
обвиняемых и согласно соответствующей национальной системе уголовно-
го правосудия;

c) предоставления надлежащей помощи жертвам на протяжении все-
го судебного разбирательства;

d) принятия мер для сведения к минимуму неудобств для жертв,
охраны их личной жизни в тех случаях, когда это необходимо, и обеспече-
ния их безопасности, а также безопасности их семей и свидетелей сих
стороны иих защиты от запугивания и мести;

e) предотвращения неоправданных задержек при рассмотрении дел и
выполнения постановлений или решений о предоставлении компенсации
жертвам.

7. В тех случаях, когда это необходимо, следует использовать неофи-
циальные механизмы урегулирования споров, включая посредничество,
арбитраж и суды обычного права или местную практику, с тем чтобы со-
действовать примирению и предоставлению возмещения жертвам.

Реституция

8. При соответствующих обстоятельствах правонарушители или тре-
тьи стороны, несущие ответственность заих поведение, должны предо-
ставлять справедливую реституцию жертвам, их семьям или иждивенцам.
Такая реституция должна включать возврат собственности или выплату
за причиненный вред или ущерб, возмещение расходов, понесенных в ре-
зультате виктимизации, предоставление услуг и восстановление в правах.

9. Правительствам следует рассмотреть возможность включения рес-
титуции в свою практику, положения и законы в качестве одной из мер
наказания по уголовным делам в дополнение к другим уголовным санкциям.

10. В случаях причинения серьезного ущерба окружающей среде рес-
титуция, если будет вынесено соответствующее решение, должна вклю-
чать, насколько это возможно, восстановление окружающей среды и ин-
фраструктуры, замену имущества общины и возмещение расходов, свя-
занных с переселением в тех случаях, когда такой ущерб вызывает необ-
ходимость перемещения общины.

11. Когда государственные должностные лица или другие представи-
тели, действующие в официальном или полуофициальном качестве, нару-
шают национальные уголовные законы, жертвы должны получать рести-
туцию от государства, должностные лица или представители которого не-
сут ответственность за причиненный ущерб. В тех случаях, когда прави-
тельство, при котором имело место приведшее к виктимизации действие
или бездействие, уже не существует, реституция жертвам должна предо-
ставляться государством или правительством-преемником.

Компенсация

12. В тех случаях, когда компенсацию невозможно получить в полном
объеме от правонарушителя или из других источников, государствам сле-
дует принимать меры к предоставлению финансовой компенсации:



Декларация основных принципов правосудия


 


a) жертвам, которые в результате тяжких преступлений получили
значительные телесные повреждения или существенно подорвали свое
физическое или психическое здоровье;

b) семьям, в частности иждивенцам лиц, которые умерли или стали фи-
зически или психически недееспособными в результате такой виктимизации.

13. Следует содействовать созданию, укреплению и расширению на-
циональных фондов для предоставления компенсации жертвам. При необ-
ходимости в этих целях могут создаваться и другие фонды, в том числе в
тех случаях, когда государство, гражданином которого жертва является,
не в состоянии возместить жертве причиненный ей ущерб.

Социальная помощь

14. Жертвам следует оказывать необходимую материальную, меди-
цинскую, психологическую и социальную помощь по правительственным,
добровольным, общинным и местным каналам.

15. Следует информировать жертвы о наличии медицинских и соци-
альных услуг и другой соответствующей помощи и обеспечить им полную

возможность пользоваться ими.

16. Работникам полиции,системы правосудия,здравоохранения,соци-
альных служб и другому соответствующему персоналу следует проходить
подготовку, позволяющую обеспечить понимание ими потребности жертв и
руководящих принципов оказания надлежащей оперативной помощи.

17. При предоставлении услуг и помощи жертвам следует уделять
внимание тем, кто испытывает особые потребности, обусловленные харак-
тером причиненного ущерба или факторами, упомянутыми в пункте 3, выше.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.