Римское право долгое время проводило различие между цивильным и преторским наследованиями. По цивильному праву некоторые лица считались неизбежными наследниками (хередес нецессарии): они не имели права отказаться от наследства, – неотделенные дети (суи) и рабы наследодателя. Последние после получения наследства становились свободными. Особых обязательных актов приобретения цивильное право не знало. При преторском же наследовании требовалась просьба ближайших (в течение года), дальнейших (в течение 100 дней) родственников о вводе во владение (бонорум посессио) со стороны претора.
Вступление в наследство сопровождалось различными действиями: предварительными действиями, актом принятия, неприятием наследства, поворотом принятого наследства.
Предварительные действия совершались в том случае, если по каким-либо причинам не могло в надлежащее время состояться вступление в наследство (наследник душевно болен, находится в утробе матери). Принятие наследства. В этом случае римское право различало необходимых и добровольных наследников: к первым относились подвластные дети и рабы; ко вторым – все остальные. От первых не требовалось какого-либо акта приобретения (с момента смерти наследодателя они автоматически считались принявшими наследство): хотят или не хотят, они должны наследовать.
Относительно вступления добровольных наследников важно было учитывать их волеизъявление и срок их вступления в наследство: 1) способ волеизъявления имел значение в том смысле, что принятие должно совершаться, как правило, лично наследником. Представительство допускалось при наследовании юридических лиц, или за малолетнего, или безумного. Воля наследника могла выражаться в различных неформальных действиях, в письме, в словах; 2) обязательного законного срока вступления в наследство не существовало, не было и давности принятия наследства. Но в некоторых случаях наследник должен был принимать в расчет два промежутка времени: срок принятия, назначенный завещателем, и срок, установленный в интересах кредиторов наследника (обыкновенно – 100 дней и выразить свое решение формальным образом о принятии наследства). Если этот срок нарушался наследником, то он отстранялся от наследства. В V в. этот формализм принятия наследства был отменен. Второй промежуток времени – срок, установленный в интересах кредиторов наследодателя, – наступал в тех случаях, когда кредиторы намеревались просить об открытии конкурса над наследством (наследник мог испросить срок для обдумывания, стоит ли ему самому вступить в наследство). Длительность срока – от 100 дней до 1 года.
Непринятие наследства могло иметь различные последствия: а) если один из нескольких равноправных наследников отказывался, то его доля поступала по праву приращения неотказавшимся наследникам; б) если отказывались все равноправные наследники, то призывались последующие; в) если не было и последующих наследников, то имущество становилось выморочным.
При наследовании по закону доля непринимающего наследство присоединялась соразмерно к другим долям, поступавшим в пользу принимавших наследников. Размер же отдельных приращений определялся способом раздела наследства: поголовно или поколенно.
Приобретение наследства было сопряжено со многими юридическими последствиями. На практике важнейшие последствия касались отношений наследника к кредиторам по наследству, к контрагентам и взаимных отношений сонаследников.
Отношение к кредиторам разрешалось просто: происходило полное слияние актива и пассива наследодателя с собственным активом и пассивом наследника. Но в интересах наследника и кредитора существовали две юридические льготы: инвентарная льгота и льгота кредиторов по наследству.
Первая (бенефициум инвентарии) состояла в том, что наследник, составлявший опись наследственного акта, не мог отвечать перед кредиторами наследодателя сверх этой описи. На составление описи инвентаря полагалось 60 дней, и проходила она перед нотариусом, заинтересованными кредиторами и легатариями (если последних не было, приглашали трех свидетелей).
Вторая (берефициум сепарационис) – льгота кредиторов по наследству, дававшая им право требовать обособления наследственной массы от имущества наследника для того, чтобы раньше кредиторов наследника получить удовлетворение из наследства. Кредиторы могли просить о выделении наследства в течение пяти лет с момента вступления в наследство. С такой просьбой они обращались в суд.
Отчуждение наследства могло совершаться наследником по принятии его. Обыкновенно это осуществлялось в виде продажи наследства.
Наследнику принадлежали несколько средств защиты его прав. Иск о признании права наследовать за истцом против того, кто не признавал этого права. Истцом являлся наследник или занимавший его место. Ответчиком был тот, кто владел той или другой вещью из наследства на каком-либо основании: если ответчик полагал, что и он имеет наследственное право; если он не опирался на титул наследника; тот, кто до начала тяжбы перестает владеть, или тот, кто выдавал себя владельцем.
Сумма ответственности при данном иске видоизменялась в зависимости от квалификации ответчика (недобросовестный владелец платил больше, добросовестный владелец отвечал не более размеров наличного обогащения, а не в размере убытков истца).
Другие средства защиты наследства были либо временного характера, либо имели силу при исключительных обстоятельствах, либо это были обыкновенные способы защиты наследника, как, например, собственника или кредитора.
Легаты и фидеикомиссы
В завещании наследодатель мог указать, чтобы отдельные предметы из наследства достались другому лицу. Такое завещательное распоряжение именовалось легатум(отказом по завещанию). В юридическом отношении в отказе из наследства участвовали три лица: наследодатель, установивший отказ; тот, кто должен исполнить отказ (наследник или фискал); одаренный отказом.
До императора Августа отказы назывались легатами, и они имели четыре формы, из которых две считались существенными: отказ, получаемый легатарием непосредственно из наследственной массы; отказ, получаемый через наследника. Последняя форма была типичной: она предполагалась всегда, если явно не было отказа в другой форме.
Со времени Августа постепенно образовался второй вид отказа – фидеикомиссы – доверенное поручение, возложенное на наследника или легатария совершить определенное действие в пользу третьего – фидеикомиссара.
Долгое время различие между легатами и фидеикомиссами выражалось в следующем: легаты указывались в завещании, назначались формально, возлагались на наследника, назначались только римским гражданином, легатом могло быть вещное и личное право; фидеикомиссы назначались и в одной кодицилле (к завещанию прилагались таблички, содержащие просьбу завещателя к наследнику сделать что-либо в пользу другого лица, – кодекс, отсюда и название), и в устной речи; составлялись неформально; могли возлагаться и на легатария, и на латина и на перегрина; были действительными и в случае, если одаренный переживет; устанавливали только личное отношение.
Что касается формы установления, то отказы устанавливались в завещании, в кодицилле или устно наследодателем в адрес того, на кого возлагалась выдача отказа.
Предметами отказов служило все, что входило в наследственную массу (за вычетом долговых требований). Все ли наследство могло передаваться в виде отказов? В виду коллизии интересов наследника и легатария законом Фальцидия, четверть наследства объявлялась не подлежащей раздаче в виде легатов (Фальцидиева четверть). Но наследник мог и не воспользоваться своим правом на четверть. Расчет Фальцидиевой четверти производился путем сравнения ценности наследственного актива с ценностью всех отказов. Для этого определялась та и другая ценность. Ценность актива и отказа бралась на момент смерти, за вычетом долгов.
Легатарий, не пожелавший приобрести легат, имел право отказаться от него или один отказ принять, а от другого отказаться (но не имел права отречься от одной части отказа, а другую принять). При отречении от легата он поступал в пользу наследника, за исключением двух случаев: 1) если легатарий имел субститута, то отказ открывался в пользу последнего; 2) если на тот же отказ назначено двое или более легатариев, то часть первого легатария, от которой он отказывается, может открыться второму.
Универсалльный фидеикомисс – это доверенное поручение наследодателя на счет того, чтобы наследник выдал все наследство или часть его определенному лицу. До Юстиниана универсальный фидеикомисс пережил три фазы своего развития: 1) на первых порах фидеикомиссар считался таким же преемником, как и легатарий (между ним и наследником заключалось формальное соглашение); 2) при Нероне издается эдикт, который уравнял фидеикомиссара с наследником; 3) эдикт, изданный при императоре Веспасиане, осложнил данные отношения двумя нововведениями: во-первых, было предоставлено право фидуциарию удерживать Фальцидиеву четверть; во-вторых, фидеикомиссар получил право принуждать судебным порядком фидуциария к вступлению в наследство (иначе и фидеикомиссару, получавшему наследство от фидуциария, ничего бы не досталось). Юстиниан объединил эти два эдикта. Передача фидеикомисса стала оформляться в неформальном заявлении фидуциария (если он передавал наследство добровольно) или по судебному акту (в случае отказа от добровольной реституции).
Литература
1. Бартошек, М. Римское право: понятия, термины, определения / М. Бар-тошек. – М., Высшая школа, 1989. - 234с.
2. Блохина, О.Ю. Основы римского частного права. Учебно-научное пособие / О.Ю. Блохина, Х.С. Гуцериев. – СПб., 1996. - 349с.