Способы приобретения собственности были или производными, или первоначальными. Первое приобретение состояло в том, что одно лицо непосредственно вступало в права собственности другого и, таким образом, производило свое право от прежнего собственника: по воле сторон («традиции»), по судебному решению или по постановлению закона об отнятии собственности в виде наказания. Второе приобретение являлось способом, который не зависел от ранее существовавшего права собственности другого лица, когда вещи не были в чьей-то собственности (например, намыв реки, который поступает в собственность берегового хозяина; «завладение» заброшенной вещью или ничейной землей).
Первоначальные способы приобретения собственности
Оккупация (завладение)
Посредством оккупации становился собственником вещи тот, кто завладевал бесхозной вещью. По видам бесхозных вещей в римском праве существовали особенные виды захвата:
1) захват посредством охоты, суть которого состояла в том, что каждый поймавший или убивший дикое животное приобретал над ним право собственности. Но если что ускользнет из-под охраны и вернется на свободу, то перестает быть твоим и опять поступает в собственность к впервые овладевшему;
2) неприятельские вещи, добытые и завоеванные на войне. Частная римская собственность, отнятая неприятелем, превращалась в бесхозную вещь, и если кто-то из других римлян завладел ею на войне, то это считалось его собственностью;
3) заброшенные –вещи, от которых отказался хозяин. Выморочное имущество также считалось бесхозным имуществом.
Клад (тезаурус)
Под таким способом приобретения понималось нахождение клада, т.е. ценных вещей, спрятанных так давно, что никто уже не может установить их собственника. Клад есть движимое имущество, имеющее денежную стоимость; бесценное имущество не есть клад. Первоначально клад считался принадлежавшим собственнику земли, на которой он был найден. Император Адриан постановил, что кладоискатель получал половину клада, а хозяин участка – другую его половину. В случае же если кладоискатель без разрешения хозяина участка производил розыск клада, то он поступал в пользу хозяина. Находка на священной земле или месте погребения по-прежнему принадлежала находчику, но позднее половину стали отдавать фиску. В пользу последнего клад поступал целиком тогда, когда поиск его осуществлялся при помощи колдовства.
Приращение
В широком смысле приращение означало простое приращение одной вещи к другой, рассматриваемое как увеличение последней (например, береговой нанос увеличивает берега). В узком же понимании это слово означало присоединение новой вещи, слияние с другой вещью, когда обе вещи представляли собой одно целое.
Приращение имело специальное и широкое значение. Приращение в специальном значении охватывает случаи неразрывного соединения нескольких вещей: 1) присоединение недвижимой вещи к недвижимой; 2) присоединение движимой вещи к недвижимой; 3) присоединение движимой вещи к движимой. Первый случай относился к так называемому «береговому праву»:намыв – незаметное и постепенное приращение к берегу земли, намытой течением реки. Высохшее русло – это правило действовало в отношении публичной реки и касалось случая, когда река меняла русло. Высохшее дно поступало в собственность владельцев прибрежных участков согласно размеру береговой линии. Остров обмелевшей реки (или выросший посреди реки) принадлежал прибрежным хозяевам как придаток главной вещи – берега и делился между хозяевами по срединной линии между берегами.
Второй случай – присоединение движимой вещи к недвижимой – можно проследить на примере постройки и посева на чужой земле. При посадке растений одного хозяина на земле другого право собственности оставалось за собственником дерева, пока оно не пускало корни в землю, а потом оно становилось собственностью хозяина земли. При посадке семян одного хозяина на земле другого право собственности на произрастания признавалось за хозяином земли, с обязательством вознаграждения добросовестного сеятеля.
Третий случай – присоединение движимой вещи к движимой – рассматривался как природный придаток вещи, хозяин которой присуждался к даче вознаграждения собственнику присоединенного предмета (драгоценный камень в чужом кольце есть придаток кольца). Но для этого необходимо было, чтобы новообразованная вещь хотя бы по внешности представляла одно нераздельное целое. Иначе приращения как такового не было и право собственности на присоединенную вещь оставалось за прежним хозяином (например, припаянная медная рука к серебряному изваянию – собственность на ту и другую вещи оставалась раздельной).