Сервитуты могли характеризоваться таким свойством, как служебность к вещи. В позднейшем римском праве образовались два института – эмфитевзис и суперфиций, которые по своей служебной квалификации выделились из сервитутов. Оба представляют наследственное и отчуждаемое пользование чужой землей или зданием на ней. По объекту правомочий эти институты близки к узуфрукту.
Эмфитевзис. Это выражение происходит от греческого слова насаждать. Эмфитевзис появился в III в. н.э. В классический период сначала императоры, а затем города и просто богатые землевладельцы стали отдавать провинциальные земли в наследственную аренду. С принятием конституции византийского императора Зенона (474–491 гг.) создается новый институт права – эмфитевзис.
Эмфитевзис есть отчуждаемое и наследуемое право пользования землею и плодами от нее за арендную плату с обязанностью не ухудшать имения. Признаки эмфитевзиса:
1) полное вещное право (этим он приближался к собственности и подобно ей защищалось всеми исками). Эмфитевт нес все повинности, лежащие на его вещи (налоги и подати);
2) отчуждаемое право, которое можно возмездно и безвозмездно отчуждать с обязательным уведомлением хозяина за 2 месяца и, в случае если хозяин сам не выкупал эмфитевзис, с обязательной передачей ему 2 % от стоимости сделки. Эмфитевт мог не только передавать право, но и закладывать его, устанавливать сервитуты, но не имел права «забрасывать» землю;
3) право пользования эмфитевта было гораздо шире сервитутных. Он мог приспособить вещь к любому пользованию (из пахотного поля устроить виноградник);
4) на плоды и приращения эмфитевт имел такие же права, что и собственник. Относительно приращения его права были шире узуфруктария, т.к. они обнимали все приращения (за исключением клада, поступавшего хозяину);
5) право за арендную плату, устанавливаемую в виде оброка, пенсио(арендной платы), канона(ренты) и вносимую ежегодно. При неисправном платеже три года подряд (на церковных землях в течение двух лет) эмфитевзис отнимался;
6) право не ухудшать вещи, являвшееся единственным ограничением пользования вещью.
Эмфитевзис устанавливался посредством особого словесного договора, (для церковных земель – письменного), завещания в виде легата, при разделе общего имения возможно образование эмфитевзиса в пользу одного из бывших сохозяев, и по давности. Эмфитевзис прекращался общими способами прекращения вещных прав: полным уничтожением вещи, соединением собственности и эмфитевзиса в одном лице, в виде наказания за ухудшение участка, невзнос в течение трех лет рентной платы или государственных податей – отчуждение эмфитевзиса происходило без соблюдения установленных правил.
Суперфиций.С греческого языка это слово переводится как «то, что накрепко связано с поверхностью земли». Суперфицием называется наследственное и отчуждаемое право пользования зданием, возведенным на чужой земле и получившим вещную защиту. Этот институт сложился еще в республиканский период. Государство стало отдавать участки «общественного поля» в долгосрочную и наследственную аренду для постройки здания. Затем это новшество восприняли городские общины и частные хозяева неплодоносящих земельных участков.
Предметом эмфитевзиса сначала выступали строения, потом простые надстройки и даже совокупность сооружений с хозяйственной целью. Суперфиций устанавливался по договору, завещанию и узукапио. Передавался по традиции. Владелец суперфиция наделялся правом передачи его по наследству, а также правом отчуждать, закладывать, обременять сервитутами (без ущерба для собственника земли).
По сравнению с эмфитевтом суперфицарий был менее ограничен в своих правах: 1) при отчуждении суперфиция хозяин не имел права предпочтительного выкупа; 2) хозяину не отчислялись 2 % от суммы продажи постройки; 3) хозяин не мог лишить суперфицария права в случае неплатежа податей или арендной платы. Все недоимки взыскивались с него общим фискальным порядком, а арендная плата – лишь по личному иску хозяина.
Суперфиций прекращался аналогично эмфитевзису, за исключением потери права по наказанию (например, если постройка разрушалась, суперфицарий мог возвести новую). Защищался суперфиций вещными исками, наподобие собственника. Он получал иск на вещь, предоставляемый претором в случае потери владения постройкой. Кроме того, ему давался интердикт для защиты пользования от третьих лиц.
Залоговое право
Гражданский оборот не обходится без кредита, а последний редко бывает без гарантий или обеспечения. С древних времен существовали два способа обеспечения кредита: личный, в виде поручительства (относилось к обязательственному праву), и имущественный – залог (как правило, рассматривалось в учении о вещном праве).
В своем развитии залоговое право прошло три формы, исторически сменяемые друг другом: фидуцию, пигнус, ипотеку. Фидуция – самая древнейшая форма залога, когда господствовала личная ответственность за долги, не существовало имущественной формы кредита.Должник заключал заем (нексум) с кредитором посредством манципации или ин юре цессио, перенося на него право собственности на имущество, отдаваемое кредитору в обеспечение долга. Тем самым кредитор становился собственником предмета залога. При этом должник принимал от кредитора нравственное обещание возвратить вещь после исполнения им обязательства. Ручательство кредитора о выдаче вещи в случае выплаты долга основывалось лишь на добросовестности – фидесе (отсюда и название данной формы залога, а сам договор именовался фидуциарным, т. е. доверительным).
Фидуция была выгодна для кредитора и тяжела для должника. Кредитору принадлежало право вместо оплаты удержать залоговый предмет у себя. Должнику это было невыгодно в том случае, когда предмет залога имел большую стоимостную или фамильную ценность. В данном случае должник не обладал правовой защитой. Впоследствии вводится фидуциарный иск. Судебное решение по этому иску приводило кредитора к бесчестию.
Однако такой иск кредитору не давался, если он просрочил исполнение обязательств. Тогда предмет залога, несмотря на его ценность, оставался в собственности кредитора.
Пигнус как вид залога появился в первое десятилетие II в. до н.э.Словопроизводство двоякое: от пугнус – «кулак» и от пагно – «скреплять». Первоначально он применялся в качестве обеспечения уплаты за аренду недвижимости, когда арендаторы размещали «введенное и внесенное» – предметы орудия труда и животных. По залогу пигнуса кредитор и должник заключали реальный договор с передачей залога во владение. Однако это было не полным владением со всеми юридическими последствиями (узукапио и др.), а лишь производным владением, защищаемым интердиктами. Залого- приниматель обладал правом охранять интердиктом принятую вещь от посягательства третьего лица. Если же он после исполнения обязательства должником задерживал заложенную вещь у себя, то должник имел право требовать свою вещь посредством особого иска.
Первоначально, если не выполнялось должником обязательство, кредитор не имел права продажи заложенной вещи. Но с III в. н.э. окончательно утвердилось положение, когда при заключении залогового договора к нему прилагалось дополнительное соглашение, по которому кредитор выговаривал себе право продажи предмета залога. Из вырученной от продажи суммы кредитор удерживал сумму долга, а оставшуюся сумму передавал должнику. Если же нельзя было выгодно продать заложенную вещь, то кредитору позволялось обращаться к властям об оставлении ее в своей собственности.
Ипотека – третья форма залога в римском праве. Она была заимствована из Греции, где под ней понимали неформальный залог недвижимостей. Первоначально ипотека касалась лишь сельскохозяйственного инвентаря арендатора. По ипотеке вещь не переходила во владение кредитора, а оставалась у должника до неуплаты им долга. Ипотека устанавливалась неформально,т.е. без письменного договора. Это приводило на практике к тому, что залогоприниматель не мог знать, сколько ипотек было установлено раньше на известную вещь, и, конечно же, подвергался риску. С целью его защиты император Лев издал рескрипт, по которому письменная ипотека, составленная в присутственном месте или перед тремя свидетелями, пользовалась преимуществом в удовлетворении перед непублично установленной ипотекой, даже если она и была составлена раньше.
Установление залога. Для этого требовалось три условия: наличность обеспечиваемого обязательства, предмет залога и способ установления залога. Без обеспечиваемого обязательства не может быть залога. Залогопринимате-лем являлся тот, кто имел долговое требование в этом обязательстве. Зало-годателем мог быть одинаково обеспечивающий как свой, так и чужой долг.
Предметом залогового права могла быть всякая ценная вещь, т.к. само право залога есть право на ценность чужой вещи. Вещь должна быть индивидуально-определенной. Допускался залог будущих вещей (ожидаемого урожая, ребенка рабыни). В этом случае установление залога откладывалось до момента появления новых вещей.
Способы установления залогабыли разнообразными: добровольный залог, судебный залог, законная ипотека. Добровольный залог мог быть двух видов: завещательным и договорным. Завещательный залог назначался по завещанию, а договорный – когда залогодатель имел право устанавливать залог в данной вещи или когда собственник изъявлял согласие на залог, установленный его представителем. Последний залог являлся вещным договором, т. е. договором, устанавливающим вещное право залога. Судебный залог устанавливался по определению суда и представлял собою или ввод в обладание претором, или арест имущества при исполнении судебного решения. Законная ипотека заключалась в том, что по постановлению закона вещи известных лиц оказывались в залоге в интересах других лиц. (Например, сельскохозяйствен-ный инвентарь арендатора считался, по закону, заложенным хозяину имения в обеспечение арендной платы.)
Права залогопринимателя.Его правомочия состояли из трех элементов:
1) производное владение обладало лишь одним юридическим последствием – защищалось интердиктами. Залогоприниматель имел право удержать вещь, когда ее требовал залогодатель, не исполнивший по отношению к нему своих обязательств. Залогоприниматель мог пользоваться заложенной вещью только с разрешения должника, в случае нарушения обязательств он считался совершившим преступление;
2) охрана правомочия залогопринимателя подразделялась на специальную, как принадлежащую именно ему, и общую, свойственную ему как обладателю вещных прав;
3) продажа залога возникла в III в. Должник не имел права быть покупателем, потому что покупка собственной вещи считалась ничтожной. Кредитору также не разрешалось приобретать в собственность заложенную вещь, даже через представителей. Если не находился покупатель, то кредитор мог просить императора присудить заложенную вещь в его собственность. В течение двух лет должник, однако, имел право выкупить ее с уплатой процентов и возмещением убытков.
Если одна вещь была заложена нескольким кредиторам, то между ними устанавливался определенный порядок (старшинство) удовлетворения претензий. Положение ближайших кредиторов, которые удовлетворялись ранее других, определялось в зависимости от следующих элементов:
1) наличия владения в момент удовлетворения;
2) первенства по времени установления залога;
3) особых привилегий некоторых кредиторов.
Прекращение залогового права. Способы прекращения залогового права можно свести к двум группам: способы, свойственные исключительно залоговому праву; все остальные способы. К первой группе способов прекращения залогового права относятся: продажа залога и уничтожение обеспеченного залогом требования. Продажа залога влекла уничтожение всех залоговых отношений к вещи и тогда, когда была совершена одним из многих ближайших кредиторов, и последующие кредиторы теряют имущественное обеспечение. Уничтожение требования, обеспеченного залогом, влекло прекращение залогового права. При этом требовалось полное уничтожение долгового требования: полным удовлетворением залогопринимателя, сложением долга со стороны последнего. Неполное прекращение обязательства не уничтожало долга. Ко второй группе способов прекращения залогового права относились: отказ залогопринимателя, разрушение залога, конфузио, давность. Отказ залогопринимателя от своего права мог выражаться в любой форме (например, возврат кредитором залогового акта должнику). Разрушение заложенной вещи прекращало залоговое отношение к ней. Неполное разрушение, как и разные изменения в ней (например, возведение здания), не влекло владения на правомочие залогопринимателя. Конфузио – слияние в лице залогопринимателя права залога и права собственности (например, в случае приобретения залогопринимателем залога в собственность). Давность могла быть двоякого рода:
1) исковая давность. Если залогоприниматель не вчинил (40 лет – против самого должника, 3 года – против других лиц) ипотечный иск, он терял право на этот иск;
2) приобретательная давность. Если постороннее лицо, с соблюдением всех условий приобретательной давности, владело вещью (не зная о том, что она составляет предмет залога) 10 лет (в той же местности, где жил залогодержатель) или 20 лет (в другой местности), то залоговое право прекращалось.