Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В МЧП.



Под иностранными инвестициями понимаются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые иностранными лицами в объекты предпринимательской и других видов деятельности с целью получения прибыли. Иными словами, это иностранный капитал в различных видах и формах, вывезенный из одного государства и вложенный на территории другого государства.

Важно определить круг лиц, которые могут рассматриваться субъектами инвестиции. Поскольку, во-первых, статус инвестора предполагает пользование соответствующими правами и льготами, во-вторых, статус инвестора появляется лишь в процессе допуска к осуществлению к хозяйственной деятельности в качестве иностранного инвестора, в-третьих, на иностранного инвестора распространяется дипломатическая защита со стороны государства-инвестора.

Национальные правила. В основном, совпадают при определении круга инвесторов. К ним относятся: иностранные физические и юридические лица. Отечественные граждане, проживающие за рубежом, иностранные государства и международные организации.

Формы иностранных неограниченны. Вместе с этим, выделяются наиболее распространенные из них:

1. Создание коммерческих организаций со стопроцентным иностранным участием. При этом, в большинстве государств, ограничения такой формы установлены для ограничение стратегического развития. В иных отраслях, также имеющих важное значение, реализация указанной формы, может быть связана с лицензированием.

2. Предоставление иностранным инвесторам прав на разработку и освоение природных ресурсов и проведение хозяйственной деятельности, связанной с использованием объектов, находящихся в государственной собственности, но не закрепленных за унитарными предприятиями, т.е, осуществление так называемой концессионной деятельности. Концессионер, т.е. иностранный инвестор, при этом владеет и распоряжается продукцией только после исполнения обязанностей по ее поставке на местный национальный рынок в установленном объеме.

3. Соглашения о разделе продукции – во многом схожи с концессионными соглашениями, но различие состоит в том, что иностранный инвестор расплачивается с принимающей стороной частью продукции. В этой связи применяются особые налоговый, таможенный режимы и режимы в иных сферах фискальной политики.

4. Создание так называемых «контрактных предприятий», в рамках которых взаимодействуют иностранные и национальные партнеры без создания юридического лица, т.е. по модели договора о совместной деятельности.

5. Предоставление целевых долгосрочных займов, а также заключение соглашений о передаче технологий, ноу-хау, лицензионных и тому подобное.

Общей целью механизма правового регулирования иностранных инвестиций является оценка вклада иностранным инвесторами с точки зрения его возможного влияния на состояние экономике и на этой основе, установка системы допуска иностранного капитала. В рамках этой системы устанавливается порядок регистрации инвестиций (не инвестора, а самого капитала). А также юридических фактов, свидетельствующих о поступлении из-за рубежа материальных и нематериальных активов, способных приносить прибыль.

В связи с системой допуска иностранного капитала дискуссионным является вопрос отнесения к формам инвестиционной деятельности открытия филиалов и представительств иностранных организаций. Преимущественно такие факты не рассматриваются в качестве форм инвестиционной деятельности, поскольку само по себе открытие обособленного подразделения не означает обязательного его наделения активами, способными приносить прибыль. В связи с практикой создания обособленных подразделений иностранных компаний преимущественно осуществляется процедура их аккредитации. Ее целью является установление факта признания иностранной фирмы заслуживающей доверия и рекомендуемой государством в лице уполномоченных органов в качестве надежного делового партнера.

Особое значение при регулировании иностранных инвестиций придается вопросу их защиты от политических рисков.В этой связи важно учитывать специфику складывающихся в связи с иностранными инвестициями отношений: с одной стороны, отношения по природе являются частными, хозяйственными, но с другой стороны, частный иностранный инвестор параллельно находится в отношениях с государством-реципиентом (государством, на территории которого вкладывается иностранный капитал) по поводу установления режима инвестиций. И природа этих отношений свидетельствует об их публичном характере, где государство имеет преимущества властного субъекта.

В связи с указанной двойственной природой инвестиционных отношений, в мировой практике применяется несколько способов защиты прав инвесторов:

1. Государство в национальном законодательстве или в двусторонних международных договорах принимает на себя обязательство не предпринимать по отношению к инвесторам мер, ущемляющих их права, а в случае вынужденного принятия таких мер, обязательство по выплате справедливой и адекватной компенсации.

2. Государство признает компетенцию и подчиняется юрисдикции специально созданного международного арбитража, отказываясь при этом от своего иммунитета по данной категории споров (этот вариант реализован в рамках Вашингтонской Конвенции 1965 года).

3. Государство-реципиент участвует в страховании иностранных инвестиций от некоммерческих рисков в форме участия в межгосударственной организации. Этот вариант реализован в рамках Сеульской Конвенции 1975 года.

 

Основное содержание механизма, предусмотренного Вашингтонской Конвенцией.

Конвенция насчитывает свыше ста участников, но среди них нет на данный момент РФ. В силу Конвенции споры, возникающие между иностранными инвесторами (частными лицами) с одной стороны, и государством-реципиентом с другой стороны, рассматриваются как частноправовые, но сложность состоит в том, что стороны этих споров занимают неравное положение в силу суверенности государства. Целью Вашингтонской Конвенции было изъятие инвестиционных споров из компетенции внутригосударственных национальных судов и передача их на рассмотрение в специально созданный для этих целей арбитраж – Международный Центр по урегулированию международных споров (МЦУИС), который функционирует как структурное подразделение международного банка реконструкции и развития.

Решения МЦУИС является обязательным для сторон и не подлежит обжалованию за исключением случаев, оговоренных в самой конвенции. Каждое государство-участник конвенции признает решения МЦУИС и обеспечивает его надлежащее исполнение в соответствии с собственным процессуальных законодательством. Т.е., решение МЦУИС должно быть исполнено таким же образом, как если бы это было окончательное решение суда государства-участника, из чего следует два важных вывода:

1. Контроль за обоснованностью арбитражного решения осуществляется в рамках самого МЦУИС.

2. Отказ в признании и принудительном исполнении решения МЦУИС не возможен, включая и такое основание, как противоречие публичному порядку.

 

Основное содержание механизма, предусмотренного Сеульской Конвенцией.

Этой Конвенцией утверждено Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МИГА).

Возникая в качестве частных, инвестиционные отношения в силу предоставления МИГА гарантий иностранному инвестору после наступления страхового случая и выплаты компенсации инвестору из фонда МИГА превращаются в публичные, т.е. отношения между государством-реципиентом, которому право требование перешло в порядке суброгации, и МИГА остаются.

Для получения гарантий со стороны МИГА важно соблюдение ряда условий:

1. ФЛ или ЮЛ не являются принадлежащими государству-реципиенту, но относятся к одному из государств – участников.

2. ЮЛ-инвестор вне зависимости от того, является ли оно частным или нет, действует на коммерческой основе.

Кроме того, необходимым условием для предоставления гарантий агентством является экономическая обоснованность капиталовложений, их соответствие законодательству государства-реципиента, наличие справедливого подхода к капиталовложениям и наличие мер их правовой защиты в государстве-реципиенте.

Конвенция устанавливает те риски, от которых возможно страхование:

1. Перевод валюты, т.е. любое введение государством-реципиентом ограничений на перевод за его пределами валюты данного государства в иную свободно используемую валюту, приемлемую для владельцев гарантий.

2. Экспроприация и аналогичные меры – любое законодательное или административное действие или бездействие государства-реципиента, в результате которого государство лишается права собственности на свой капитал, право контроля над ним, или существенного дохода от него.

3. Нарушение договора, т.е. любой отказ государства-реципиента от договора с инвестором или нарушение такого договора в случаях, когда:

a. Владелец гарантии не может обратиться к судебному или арбитражному органу для вынесения решения по иску об отказе или нарушении договора.

b. Указанный судебный орган не принимает решения в течение разумного времени.

c. Такое решение не может быть осуществлено.

4. Война и гражданские беспорядки, т.е. любые военные действия и гражданские беспорядки на любой территории государства-реципиента, к которой применима Конвенция.

 

РФ ратифицировала Сеульскую Конвенция в 1992 году.

 


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.