Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Интеллектуальная собственность.



Понятие.

Стокгольмская конвенция, учреждающая всемирную организацию интеллектуальной собственности 1967г (ВОИС).

Интеллектуальная собственность – права, относящиеся к: литературным, художественным и научным произведениям, исполнительской деятельности артистов, звукозаписям, радио- и телепередачам, изобретениям во всех областях человеческой деятельности, научным открытиям, промышленным образцам, товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям, коммерческим обозначениям, защите от недобросовестной конкуренции, иные права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в литературной, художественной, научной и производственной областях[3]. Ст.1225 ГК, кот также содержит формулировку интеллектуальной собственности и перечень объектов.

По ст.1225 ГК интеллектуальная собственность – результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации товаров, работ, услуг, юр лиц и предприятий.

Различие в том, что ст.1225 – объекты интеллектуальных прав, а конвенция – сами права. Но конвенция содержит не исчерпывающий перечень прав, ГК – содержит помимо перечисленных в конвенции такие объекты, как компьютерные программы, базы данных, топологии интегральных микросхем, селекционные достижения, ноу-хау. Т.е. внесение законодателем новых объектов конвенции не противоречит.

ГК – исчерпывающий перечень. Есть объекты, кот забыты законодателем – научные открытия и защита от недобросовестной конкуренции.

Интеллектуальная собственность делится на промышленную собственность, авторское право и смежные права.

Объекты промышленной собственности:

- изобретения;

- товарные знаки

- фирменные наименования

- коммерческие обозначения

- селекционные достижения

- топологии интегральных микросхем

- промышленные образцы.

Авторское:

Художественные, научные, литературные произведения. Бернская конвенция об охране литературных и худ произведений 1886г. Есть перечисления, что есть произведения. Лекции, обращения, проповеди, книги, брошюры, статьи, драматические, музыкальные произведения, произведения хореографии и пантомимы, карты, планы, эскизы, рисунки, архитектурные произведения, фотографические произведения, кинематографические произведения, произведения прикладного искусства, скульптуры.

Смежные права: исполнения, фонограммы, радио- и телепередачи.

 

Авторское право.

Международная охрана авторского права.

Срочные, охрана носит территориальный характер. Т.е., если произведение опубликовано в одном государстве, оно не будет охраняться в другом государстве. Имущественные права, в т.ч. право на вознаграждение. Неимущественные – охраняются во всех государствах мира без специальных отношений.

В XIX веке копировали-воровали рукописи.

Территориальный характер авторского права преодолевается международными договорами, направленными на взаимную охрану авторских прав. Международные договоры влекут взаимное признание авторских прав на территории разных государств. Исторически первой была Бернская конвенция об охране литературных или художественных произведений 1886г. Бернский союз. Конвенция применялась и применяется сейчас. Распространяется на произведения авторов, являющимися гражданами государств бернского союза вне зависимости от места опубликования. Распространяется на произведения авторов, не явл гражданами государств-членов союза, впервые опубликованные на территории государства-члена бернского союза (любого из государств), либо опубликовано одновременно в гос-ве не входящем и входящем в бернский союз. Одновременное опубликование – когда между 1 и 2 публикацией прошло не более 30 дней. Суд исследует не только факт публикации, а факт доведения до всеобщего сведения. Т.е., когда доступно читателям, а не когда подписано в печать. Бернская конвенция признала как неимущественные, так и имущественные права автора. Неимущественные: авторства, на имя, на защиту произведения от искажений. Имущественные: ввоз, распространение, переработка, публичное чтение, публичное исполнение, передачу в эфир (телевидение и радио), кинематографическую переделку.

Особенности бернской конвенции:

1) использование национального режима. Т.е. во всех государствах-участниках автору предоставляется национальный режим, но этот режим имеет исключение. Права, предоставляемые конвенцией, предоставляются в силу конвенционных положений.

2) не связывает возникновение авторского права с формальностями (регистрация, прочее), оно возникает в силу факта создания произведения.

Широкий круг правомочий автора.

Не присоединились развивающиеся государства. И США до 90-х не были участником.

1952г, принята всемирная конвенция об авторском праве. Она исходит из того же правила защиты авторских прав. Защищаются авторские права граждан-участников конвенции, и те, кто публиковался в государствах-участниках конвенции. Но всемирная конвенция больше внимания уделила национальному режиму. Все ? авторского права решаются по национальному законодательству государств. Конвенция установила только 3 основных правила: 1) право на перевод – если автор в течении 7 лет не переводит свое произведение и не дает лицензию на перевод, любое лицо может получить такую лицензию у уполномоченного государственного органа, при этом автору выплачивается вознаграждение, т.е. – право на перевод в течение 7 лет; 2) срок охраны – 25 лет после смерти автора; 3) знак конвенционной охраны - ©. В копирайте указывается актуальный правообладатель и год первой публикации произведения, при чем не в РФ, а в государстве-участнике всемирной конвенции. Охраняются те, кот художественная ценность, бла-бла[4].

Договор ВОИС об авторском праве 1996г. РФ с 2009. Интернет-договор ВОИС. Ввел новое правомочие автора. Автор любого произведения имеет парво на всеобщий доступ. Т.е. делать доступным произведение для публики таким образом, чтобы отдельные пользователи получали к нему доступ в удобном месте и в удобное время. Т.е., если выкладывают на торренты – нарушение отдельного правомочия автора. Даже если бесплатно.

Компьютерные программы охраняются как литературные произведения. К ним применяется ряд положений бернской конвенции. Базы данных охраняются как сборники. При чем авторское право на базы данных не зависит от качеств произведения, помещенных в базу данных. Государствам было вменено в обязанность принять в своем законодательстве нормы против обхода технологических мер, применяемых автором для защиты произведения. Т.е. против взлома кода.

Компенсация за обход технологчиеских мер от 10 тыс до 5 млн рублей.

Защита электронной информации. Информация об авторе, о произведение, о доступе к произведению – конфиденциальна. Если доступ к этой информации получен без согласия автора, запрещается в дальнейшем распространять и как бы то ни было использовать эту информацию.

В рамках СНГ заключено соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав 1993г.

Основное назначение – вновь образованные государства подтвердили де1ствие всемирной конвенции об авторском праве на их территориях. С 27 мая 1973г. они считают себя связанными положениями этой конвенции и применяют ее ко всем произведениям, сроки охраны на которые не истекли в соответствии с нормами всемирной конвенции.

Двусторонние договоры об охране авторских прав заключены с Австрией, Арменией, Болгарией, Венгрией, Мадагаскаром, Польшей, Швецией. РФ заключала только с Арменией, остальные – еще СССР. Речь о взаимном признании авторских прав. Авторские права граждан одного государства будут охраняться на территории другого государства, также как права граждан этого другого государства. Авторские права граждан третьих государств – на территории обоих договаривающихся государств, если они опубликованы на территории этого государства. Охрана идет в соответствии с национальным законодательством государства, кот предоставляет охрану. В договорах с Мадагаскаром и Швецией говорится о том, что охрана будет осуществляться в соответствии со всемирной конвенцией об авторском праве.

 

Международная охрана смежных прав.

Смежные права – права исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций. Считается, что это права, смежные с авторскими. Они также имеют территориальный характер и территориальная охрана преодолевается при помощи международных договоров.

В ГК круг прав расширен.

По российскому праву исполнители, изготовители фонограмм, вещательные организации пользуются правами, сходными с авторскими. Т.е. фактически такие же правомочия у автора и такие же правомочия в отношении исполнения у исполнителей. Российское законодательство признает смежные права за 2 особыми субъектами – публикатором и изготовителем базы данных. Публикатор – тот, который нашел ранее неопубликованное произведение по истечении срока его охраны и публикует. У него на 15 лет возникают права, аналогичные авторам. Изготовитель базы данных – тот, кот вносит финансовый и иной вклад в изготовление базы данных.

 

22.09.2011.

Римская конвенция об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций 1961г. Регулирует вопросы предоставления нац режима и ? минимума охраны прав. Причины необходимости нац режима: территориальный характер прав. Они признаются только на основании международных договоров, т.е. предоставление национального режима означает взаимное признание смежных прав в разных государствах.

Исполнители – актеры, певцы, музыканты, танцоры, другие исполнители, которые поют, читаюти, декламируют, иным образом исполняют литературные или художественные произведения.

Условия предоставления нац режима (альтернативные):

- исполнитель является гражданином государства-участника конвенции, достаточно гражданства 1 из государств;

- исполнение включено в фонограмму, охраняемую в соответствии с конвенцией;

- исполнение распространяется путем передачи в эфир, охраняемый в соответствии с конвенцией.

Конвенция не продвинулась в предоставлении исполнителям достаточного объема прав. Есть формулировка, что исполнители могут предотвращать запись своих исполнение и воспроизведение записей без их согласия.

Уже, чем правомочие авторов.

Изготовители фонограмм.

Фонограмма – любая звуковая запись

Изготовители пользуются нац режимом при наличии условий (альтернативные):

- изготовитель явл гражданином государства-участника конвенции (критерий гражданства);

- изготовитель впервые записал фонограмму в государстве-участнике (критерий места первой записи);

- фонограмма впервые опубликована в государстве-участнике (критерий публикации).

Критерий места первой записи РФ не применяет. Пока не опубликована – не охраняется в РФ, ибо а кто знает, записана она или нет.

Правомочия изготовителей фонограмм:

- разрешать или запрещать прямое или косвенное воспроизведение их фонограмм (запрет копирования без согласия изготовителя фонограммы);

 

Вещательные организации – организации радио- и телевещания.

Им предоставляется национальный режим в 2 случаях:

- если штаб-квартира организации находится на территории государства-участника конвенции;

- если передатчик, в которого осуществляется трансляция, находится на территории государства-участника.

Не учитывает спутниковое и кабельное, не рассчитано на эти случаи, ибо технологии появились позднее.

Права:

- разрешать или запрещать запись своих передач;

- и ретрансляцию своих передач.

 

+ конвенция устанавливает случаи свободного использования смежных прав.

Допускается в виде кратких отрывков из исполнение, фонограмм и передач, т.е., аналогия с цитированием в авторском праве.

Разрешается свободное использование в образовательных и научных целях.

Государство в своем законодательстве может установить случаи свободного использования, аналогичные для авторских прав.

 

Женевская конвенция об охране прав изготовителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм 1971г.

Запрещает копирование фонограмм, ввоз незаконных копий фонограмм, их распространение среди публики.

РФ присоединилась к Римской конвенции в 2006. Поэтому приняли Женевскую.

Конвенция только содержит формулировку, что государство в своем законодательстве предусмотрят г-п, у-п, адм-п и таможенные меры.

Исключение – соглашение Трипс. Раздел про г-п и таможенные меры в случае нарушения прав интеллектуальной собственности.

Когда подается иск о защите прав интеллектуальной собственности, суд вправе принять обеспечительные меры, ограничив ответчику возможность совершения противоправных действий (наложение ареста на контракт). Трипс подробно регулирует таможенные меры. Они применяются по заявлению правообладателя и представляют собой приостановку выпуска товара в свободное обращение.

 

Договор ВОИС об исполнения и фонограммах 1996г. РФ присоединилась в 2009г. Этот договор регулирует только права исполнителей и изготовителей фонограмм.

Римская конвенция не признавала моральные права исполнителей. Этот договор признал право на исполнение (право считаться исполнителем исполнения), право на имя, право на защиту от искажений.

Были признаны имущественные права исполнителей, гораздо больший спектр, чем в Римской конвенции. Исполнители теперь имеют право запрещать или разрешать запись своих исполнений, воспроизведение записи своих исполнений, коммерческий прокат фонограмм, отчуждение фонограмм с записями. Право на всеобщий доступ – речь о том, что они вправе разрешать или запрещать доступ к фонограмме пользователям в индивидуально избранном ими месте и в индивидуальное время – право на размещение в интернете.

Хранить на компьютере контрафакт – можно, а выкладывать – нельзя.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.