Ошибочно считать, что в Ветхом Завете есть только суд, а в Новом Завете — только благодать. В Послании к Евреям, например, сказано; «Ибо Господь, кого любит, того наказывает, бьет же всякого сына, которого принимает», «Страшно впасть в руки Бога живого!» (Евр. 12:6; 10:31). Благодать Нового Завета не является слабой, в нем имеют место также и Божьи суды.
Благодать — решение Божьего суда
Любовь, о которой говорит Библия, это не мирская гуманистическая любовь, которую проповедует Нью-Эйдж. Она не молчит и не уклоняется от конфронтации. Нет, божественная любовь тесно связана со святостью, истиной и праведностью.
Любовь Бога характеризуется благодатью, милосердием, добротой и верностью. Эти качества — прямое следствие Его деятельной любви, рожденной в Его большом и нежном сердце. Бог — это благой Бог, милосердный, полный благодати, всепрощающий и восстанавливающий. Все это воплотилось в Иисусе Христе и сияет нам через века с Его креста!
В Книге Плач Иеремии (3:22-23) сказано: «По милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось, оно обновляется каждое утро, велика верность Твоя!» Поскольку Бог полон благодати и милосердия, Он всегда готов общаться с нами и помогать нам, Он заботится даже о тех, кто этого не заслуживает. Это те, кто действует против Его воли, ушел от Него и бунтует против Него. Благодать Бога — это и черта Его характера, и приговор Его суда.
Богом движет любовь. Он готов бескорыстно жертвовать Собой ради того, чтобы спасать и восстанавливать тех, кто не только не заслуживает этого, но и не хочет восстановления. Все это проистекает из Его сущности и характера.
Благодать Бога — это также следствие Его суда, вынесшего решение миловать, прощать и очищать. Основанием такого решения является Его жертвенная любовь, пославшая Сына на смерть вместо виновных. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). «Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим. 5:8).
Бог есть Бог завета.
Чтобы понять откровения Бога, Его решения и Его действия, необходимо понять, что Бог есть Бог завета. Какие бы события ни происходили в Библии, они совершались на основании завета. Когда Бог открыл Себя Аврааму, то Он сделал это с целью заключить с ним завет. Через этот и все последующие заветы Он хотел благословлять, спасать и восстанавливать человечество.
Существует несколько причин для заключения завета. Прежде всего, завет был необходим для того, чтобы святой Бог вообще мог иметь возможность общаться с грешным человеком. Завет поднял человека к Богу, и он смог иметь общение с Ним.
Во-вторых, завет стал для человека гарантией того, что Бог исполнит обещания, данные ему. Все библейские заветы являются заветами благодати. Это значит, что они начинаются d Бога. Он их инициатор, и Он же гарантирует их исполнение.
В-третьих, в завете Бог открывает нам Свой характер, Свою волю, силу и заботу о нас. С кем бы ни заключался завет, будь то Адам, Ной, Авраам, Моисей, Давид или Иисус, с каждым разом Бог все больше и больше открывал Себя. И, прежде всего, это открывается через то, Он Себя называет, через Его имена. Они раскрывают Его характер с разных сторон. Как Бог называет Себя, таким Он и является. Каким Он является, так Он и поступает.
Тот, Кто больше чем достаточно
В Библии Бог шаг за шагом раскрывает Себя через разные имена, пока наконец мы не получаем полного откровения в имени, «которое превыше всех имен» (Флп. 2:9), в имени Иисус, по-еврейски Yeshua.
Библия дает три основных имени Бога:
Бог — Эль, Элах, Элохим. Эль значит «сильный» (Быт. 1:1,11,26).
Господь — Яхве или Иегова (Быт. 2:4).
Господь — Адонай (Быт. 15:2).
Когда в Книге Бытие говорится о Боге Творце, Его называют Эль; когда говорится о Боге завета, Его называют Иегова, что означает приблизительно следующее: «существующий сам по себе, который сам себя открывает».
Три составных имени с Эль:
Эль Шаддай.
В Книге Бытие (17:1) это слово переводится как Всемогущий. Буквально — «Бог — материнская грудь», то есть Бог, Который питает все. Другой перевод звучит так: «достаточный, тот, которого достаточно, тот, кто больше чем достаточно».
Эль Элион.
В Книге Бытие (14:17-24) это слово переводится как Всевышний, «Бог Всевышний, Владыка неба и земли» (ст. 19).
Элъ Олам.
В Книге Бытие (21:33) это слово переводится как Вечный: «...имя Господа, Бога вечного». Есть три имени, в состав которых входит имя Иегова:
1. Иегова Элохим — «Господь Бог» (Быт. 2:4). Здесь Бог предстает перед нами как Творец, Господин, Владыка.
2. Адонай Иегова — «Суверенный Господь» (Быт. 15:2). Это второе слово, означающее «Владыка».
3. Иегова Саваоф — «Господь Всемогущий» (1 Цар. 1:3). Это имя переводится как «Бог — Господь сил».