Куда пойду от Духа Твоего и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо — Ты там, сойду ли в преисподнюю — и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, — и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя.
Псалом 138:7-10
Хотя Он и недалеко от каждого из нас, ибо мы Им живем и движемся и существуем...
Деяния 17:27-28
Бог всезнающ.
Бог знает все, чувствует все и понимает все.
Господи! Ты испытал меня и знаешь. Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю. Ты разумеешь помышления мои издали. Иду ли я, отдыхаю ли — Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе. Еще нет слова на языке моем, — Ты, Господи, уже знаешь его совершенно.
Псалом 138:1-4
И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто пред очами Его: Ему дадим отчет.
Евреям 4:13
Бог свят.
Ибо Я — Господь, Бог ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят; и не оскверняйте душ ваших каким-либо животным, ползающим по земле. Ибо Я — Господь, выведший вас из земли Египетской, чтобы быть вашим Богом. Итак, будьте святы, потому что Я свят.
Левит 11:44-45
И взывали они друг к другу, и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!
Исайя 6:3
Бог свят. Это значит, что Он чист, ослепительно чист, совершенно чист. Это значит также, что Он отделен. Никто не может приблизиться и прикоснуться к Нему. Это значит также, что Он высоконравственный и безупречный, не запятнан ничем низким и нечистым.
Святость в форме отделенности означает посвящение, преданность благородной цели, освобождение от нечистого и всего, что могло бы осквернить, помешать и испортить. Богу присуще все это, и когда Его святость дается людям, то они тоже освобождаются от всего нечистого. В Первом послании Петра (1:14-16) говорится: «Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: "будьте святы, потому что Я свят"».
Бог праведен.
Он твердыня, совершенны дела Его, и все пути Его праведны; Бог верен, и нет неправды в Нем, Он праведен и истинен.
Второзаконие 32:4
Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом.
Коринфянам 5:21
Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих...
Римлянам 3:21-22
То, что Бог праведен, означает, что Он абсолютно справедлив. Он никогда не ошибается, никогда не судит и не обращается с кем-либо неправильно. Из этого следует, что существует суд, в котором Он — Судья. Он судит человеческие поступки, мысли и сердца. Он, вечный и Творец Вселенной, имеет право судить Свое творение, и все Его суды справедливы. «Знаю, Господи, что суды Твои праведны и по справедливости Ты наказал меня... Праведен Ты, Господи, и справедливы суды Твои. Откровения Твои, которые Ты заповедал, — правда и совершенная истина» (Пс. 118:75,137-138).
Когда люди видят беды и проблемы мира, у них возникает желание обвинить Бога в несправедливости и равнодушии. Но при этом они забывают о существовании дьявола, греха и зла. Они забывают также о том, что сам человек взбунтовался против Бога, что у каждого из нас есть свобода выбора и моральная ответственность за это.
Бог справедлив, и когда все Его цели будут достигнуты и намерения исполнены, то совершится и Его суд, совершенный, праведный и справедливый.
Бог есть истина.
Бог не лжец. Он не предает ни словами, ни делами. Нет неверности ни в Его натуре, ни в Его делах. Все, что бы Он ни сделал и ни открыл, истинно и достойно доверия. Поскольку Библия — это Его Слово, мы можем верить Писанию. На Его откровения мы можем положиться. Поскольку Он истинен, Он также и верен. Он исполняет то, что обещал, и делает то, что сказал. «Сокрытое принадлежит Господу, Богу нашему, а открытое — нам...» (Втор. 29:29). В характере Бога нет ничего другого, кроме того, что Он открыл нам.
Иногда теологи говорят о таинственном Боге, подразумевая, что Он привязал к Своему Слову нас, но не Самого Себя. Имеется в виду, что Он на самом деле есть нечто другое, чем то, что Он открыл нам. Это нелогично! Бог не двуличен, но Он больше того, что открыто нам в Писании, так же, как человек гораздо больше, чем передает его фотография. Тот, кто понимает, что Бог — это Бог завета (об этом мы поговорим позднее), понимает также, что Он на самом деле связал Себя Своим Словом и Своими обещаниями. Он именно такой, каким открыл Себя.
В Книге Чисел (23:19) сказано: «Бог не человек, чтобы Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает? будет говорить и не исполнит?»
Некоторые считают, что утверждение о том, что Бог не может лгать, ограничивает Его всемогущество. Но такое утверждение неправильно, и оно возникает исключительно из-за незнания Бога.
Когда Слово Божье утверждает, что Бог не может лгать, имеется в виду не Его сила и возможности, а Его мораль, характер и качества Его личности. Ложь совершенно чужда Его сущности и характеру. Недаром Иисус заявляет: «..Я есмъ путь и истина и жизнь...» (Ин. 14:6). Он говорит, что Он не просто знает истину, а Он Сам и есть истина: «...и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32).
Бог есть любовь.
В Первом послании Иоанна (4:8) говорится, что Бог не только полон любви, но что Он Сам есть любовь: «Бог есть любовь». Любовь — это качество, мотивирующий фактор, духовная субстанция и ядро Божьего существа. Это значит также, что Бог открывает, дает определение и показывает нам, что такое любовь на самом деле. Греческое слово agape, используемое в Библии в значении Божьей любви, означает дающую, жертвенную любовь, в противовес eras, которое означает человеческую, чаще всего эгоистичную и потребительскую любовь.
Понятие любовь является в мире выражением набожным, но часто оно превратно понимается и вовсе не соответствует библейскому понятию. Говорить, что Бог любит всех, и при этом не объяснять, что Божья любовь включает в себя, — значит иметь в виду что угодно. Это может означать, что Он сквозь пальцы смотрит на грех, бунт, самоправедность, жалость к себе, плотский характер и гордость. Но ничего из перечисленного Бог не любит и ни с чем не может мириться.
Во-первых, любовь Бога связана с праведностью. Она не нарушает законов, которые Он Сам установил.
Во-вторых, Божья любовь идет рука об руку со святостью. Она не может быть эгоистичной или нечистой.
В-третьих, любовь Бога связана с истиной. Она не обходит истину стороной, не скрывает ее и не пренебрегает ею. Божья любовь — это поток, который несет в себе истину, какой бы досадной она ни казалась в данный момент.
Еще одним предрассудком о Божьей любви является утверждение, что Бог Ветхого Завета — грозный Судья, а Бог Нового Завета милосерден и любвеобилен. Это совершенно неправильно!
Не потому, чтобы вы были многочисленнее всех народов, принял вас Господь и избрал вас, ибо вы малочисленнее всех народов, но потому, что любит вас Господь, и для того, чтобы сохранить клятву, которою Он клялся отцам вашим...