Если вы хотите быть верными Библии и ее основной цели, то не станете читать и толковать ее по своему усмотрению. В самой Библии заложены принципы толкования, и если их понимать и соблюдать, то написанное в ней станет ясным и понятным. Павел дает нам пример такого отношения, когда говорит: «И мы пишем вам не иное, как то, что вы читаете или разумеете...» (2 Кор. 1:13). В Библии нет тайного смысла. Все, что мы в ней читаем, «означает именно это и будет именно тем, что мы читаем». Поэтому необходимо придерживаться того, что написано. Павел говорит:
Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один перед другим.
Коринфянам 4:6
Библия проста и доступна и может пояснить сама себя. Вот несколько принципов того, как следует читать и понимать ее:
1. Прежде всего, чтобы понять написанное в Библии, необходимо руководствоваться тем,
что она истинна и имеет власть. Другими словами, мы должны принять мысли самой Библии, чтобы полностью понять ее послание.
2. Одно место Писания поясняет другое, одно слово в Библии объясняет другое: «Основание слова Твоего истинно...» (Пс. 118:160).
3. Каждое библейское слово имеет одно значение, но может иметь несколько применений.
4. Буквальное значение — самое верное. Оно обозначает именно то, что написано, и в нем нет никакого скрытого смысла.
5. Личный опыт и переживания должны толковаться в свете Слова, а не Слово в свете переживаний.
6. Первостепенная задача Библии заключается не в том, чтобы приумножить наши знания или удовлетворить наше любопытство, а в том, чтобы изменить нашу жизнь. Таким образом, Святой Дух открывает истину тем, кто с безропотным сердцем стремится к послушанию Богу и хочет измениться.
7. Каждому читающему необходима помощь Святого Духа в понимании Писания.
8. Каждый человек имеет полное право исследовать Слово, на нем лежит ответственность следовать ему в соответствии со своей совестью, просвещенной Святым Духом.
9. История Церкви и традиции могут только направлять, но ни в коем случае не могут быть решающим авторитетом в понимании Слова.
10. Обетования Бога, содержащиеся в Библии, при просвещении Святого Духа доступны верующему любого поколения.
11. Ясные места объясняют труднодоступные. Ключевые слова в Библии объясняют второстепенные.
12. Иисус Христос — центр Библии. Он — «ядро (центр) и звезда (свет и ясность)».
13. Каждое место Писания можно читать отдельно от контекста (иначе пришлось бы перечитывать всю Библию бесконечно), но его нельзя понимать вне контекста. Нам необходимо знать его соотношение с тем, что стоит до и после него. Мы должны придерживаться контекста и признавать его.
14. Ни одно учение нельзя принимать за истинно библейское, если оно не охватывает все го, что говорит Библия по данному вопросу.
Глава 2
Теология
Учение о Боге
После того как мы разобрали, что такое откровение, перейдем к тому, что оно нам открывает, а именно — к Богу. Мы уже говорили о том, что можно видеть Бога, изучая и рассматривая Его творение — природу вокруг нас. Но этого недостаточно, чтобы узнать Его. Он явил Себя более доступным человеку образом: частично через Писание, частично через Иисуса Христа.
Откровение, данное Богом через Писание, многозначно. Бог показывает Себя с различных сторон, чтобы нам стала понятнее высота, глубина, широта и долгота Его сущности и планов.
Предпосылкой откровения о Боге является Его существование. Нигде в Библии не подвергается сомнению тот факт, что Бог существует. Это абсолютно очевидно. Более того, Писание говорит: «Сказал безумец в сердце своем: "нет Бога"» (Не. 52:2). В Первом послании к Тимофею (6:16) сказано о Боге, что Он «Единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная! Аминь».
Бог недоступен человеческому взору, но Он реален и конкретен. Иисус обращался к Нему: «Отче наш, сущий на небесах!» (Мф. 6:9).
Открываясь Моисею в пустыне, Бог назвал ему Свое имя: «Я есмь». «Бог сказал Моисею: Я есмъ Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам» (Исх. 3:14).
Через откровение Бог зримо выступает из невидимого мира. Он являет Себя вечным, единственным и живым Богом, полной противоположностью идолам, пустым, мертвым и лишенным силы.