Глава 3 Христология учение об Иисусе Христе, Сыне Божьем
Глава 4 Пневматология учение о Духе
Глава 5 Антропология учение о человеке
Глава 6 Ангелология учение об ангелах
Глава 7 Сотериология учение о спасении
Глава 8 Екклесиология учение о церкви
Глава 9 Эсхатология учение о последнем времени
Приложение
Посвящение
Посвящается всем дорогим братьям и сестрам по вере в России и других Восточно Европейских странах, которые из темного и хаотичного прошлого смело идут в будущее и строят Царство Божье на своей родине.
Бог с вами!
Предисловие
Апостол Иуда пишет в своем послании: «Возлюбленные! имея все усердие писать вам об общем спасении, я почел за нужное написать вам увещание — подвизаться за веру, однажды преданную святым» (ст. 3).
Сегодня классическая христианская вера искажается, выхолащивается и извращается во многих отношениях. Поэтому важно не только делать новые смелые шаги веры в бесстрашном духе истинных первопроходцев, но и оберегать и защищать ту веру, которая во всех поколениях была верой рожденных свыше христиан.
Во все времена Бог действовал через Дух Святой и Слово во Христе Иисусе. Одно поколение за другим обнаруживало и переживало новые истины, но при этом они всегда основывались на Библии. Святой Дух поверял Церкви различные вещи, верующие переживали одни из них, при этом оставаясь слепыми к другим. Иногда Святой Дух возвращал верующим утерянный ими духовный капитал, а иногда самые очевидные истины забывались или просто игнорировались.
Телу Христа доверен бесценный клад основополагающих истин и духовного опыта. Богу угодно, чтобы перед пришествием Иисуса все было открыто и восстановлено, и в первую очередь основополагающие истины христианства. Эти истины — это балки, краеугольные камни и устойчивые опоры, которые поддерживают здание и дают возможность славе Божьей проявляться в духовном храме — Церкви.
Мне давно хотелось написать обзорный труд на тему христианской веры с кратким изложением важнейших вопросов. Я видел необходимость появления такого материала об основах учения Христа для наших молодых проповедников и, в не меньшей степени, для наших братьев по вере в России. Эту книгу ни в коем случае нельзя рассматривать как полный теологический курс. Скорее, это набросок, который со временем я предполагаю доработать и дополнить.
Мое огромное желание, чтобы каждая основополагающая доктрина зажгла сердца верующих и оживила для них Библию, чтобы они исполнились большей благодарностью к Богу, еще большим дерзновением и твердостью в вере. Тогда следующее поколение сможет унаследовать от нас основы веры и занять такую позицию в Боге, при которой огонь пробуждения непременно коснется и их тоже.
Да благословит вас Бог в Иисусе Христе.
Ульф Экман Уппсала, май 1995 г.
Глава 1
Откровение
Христианство основано на откровении. Когда Петр исповедал Иисуса Мессией, Господь сказал ему: «...блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» (Мф. 16:17). Это означает, что понимание того, что Иисус действительно Мессия, Которому надлежало прийти и о Котором говорили пророки, было дано Петру и другим ученикам через откровение.
Иисус пришел на землю через откровение от Бога и как откровение. В Первом послании Иоанна (1:1-2) говорится: «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали, и что осязали руки наши, о Слове жизни, — ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам...»
Откровение Бога и Его воли, Его советов и планов пришло из Его сердца к нам на землю. Оно было передано Святым Духом через пророков и запечатлено словами в Библии. В Послании к Евреям (1:1-2) сказано: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне...» Что же такое откровение? Откровение можно определить как передачу знаний людям божественным или сверхъестественным путем. Павел так описывает откровение в Первом послании к Коринфянам: «...не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его. А нам Бог открыл это Духом Своим...» (2:9-10).
Таким образом, откровение — это действие Бога, посредством которого Он сообщает человеку истины, до сих пор ему неизвестные. Это откровение может передаваться как в устной, так и в письменной форме.
Обращаясь к людям, Бог всегда преследует определенную цель, а именно — показать им, Кто Он есть, что Он может и чего Он хочет, а также дать им знание, спасение и общение. Знание дается не для удовлетворения общего любопытства, а для того, чтобы вернуть человеку общение с Богом.
Таким образом, откровение необходимо, потому что человек находится вдали от Бога. Грех человека разлучает его с Творцом (Ис. 59:2), не позволяет ему приблизиться к Нему. Чтобы спасти человека, Бог открывает ему Себя. До грехопадения Он говорил с человеком открыто, но после грехопадения Он говорит через откровение.
Общее откровение
Откровения можно разделить на две группы — общие и особенные.
К общим откровениям относятся откровения, данные Богом, в первую очередь через творение, через окружающий нас мир.
Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им; ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны.
Римлянам 1:19-20
Мир сотворен таким образом, чтобы любому человеку было очевидно существование Бога. Само творение непрестанно свидетельствует о Творце. Псалом (52:2) говорит истину: «Сказал безумец в сердце своем: "нет Бога"». Только безумец, «подавляющий истину неправдою» (Рим. 1:18), отрицает то, о чем постоянно говорит творение: «Бог существует».
Другой путь, которым Бог передал общие откровения, это совесть. В Послании к Римлянам говорится:
Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую...
Римлянам 2:14-15
Бог вложил Свой закон в совесть человека. Она способна интуитивно распознавать, что правильно и что неправильно. Совесть можно заглушить и ожесточить. Она может уснуть, стать помраченной или «прожженной», но она есть и продолжает постоянно свидетельствовать о том, что Бог существует.
Особенное откровение
Даже если творение и совесть свидетельствуют о существовании Бога, этого знания недостаточно, чтобы человеку достичь Бога, спастись и восстановить общение с Ним. Поэтому мы говорим об особенном откровении. Это путь, которым Бог обращается к человеку, так что тот понимает, кто он такой и в какой ситуации он находится, и приходит к Нему, чтобы принять спасение.
Особенное откровение может быть дано в видениях, снах, через посещение ангелов или как прямое обращение Самого Бога, а также при помощи чудес и знамений. Тут возможности Бога неисчерпаемы. Как сказано, «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле...» (Евр. 1:1). Когда Бог открыл Себя Аврааму (Быт. 12:1-3), Его целью было благословение всего человечества. Все сказанное Богом Авраам сохранил и передал потом Исааку, а тот в свою очередь Иакову. Позднее Моисей записал все важные откровения и дела Бога в книгах, чтобы люди знали Божью цель — искупить их от власти греха. Затем были пророки. Сказанное ими тоже было записано, и так со временем появилась Библия. Весть Библии, каким бы образом она ни пришла, имеет одну цель — открыть человечеству Божий план спасения, потому что воля Бога заключается в том, чтобы «все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:4).
Без Евангелия нет спасения
Шаг за шагом Бог открывал людям Свои мысли и планы. Павел пишет в Послании к Ефесянам:
Как вы слышали о домостроительстве благодати Божией, данной мне для вас, потому что мне через откровение возвещена тайна (о чем я и выше писал кратко), то вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой, которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым, чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования, которого служителем сделался я по дару благодати Божией, данной мне действием силы Его.
Ефесянам 3:2-7
Через благую весть об Иисусе Христе люди могут получить спасение, восстановление и общение с Богом. Таким образом, Евангелие — это откровение о том, что Бог сделал во Христе ради спасения человека. Без благой вести человек не может быть спасен. Через общее откровение можно получить определенное представление о существовании Бога и смысле жизни, но для того, чтобы восстановить связь с Богом, необходимо услышать и принять весть Евангелия.
Послание к Римлянам говорит, что Евангелие «есть сила Божия ко спасению всякому верующему» (1:16). Евангелие сначала было дано как откровение, а затем записано в Библии. Поэтому Павел беспокоился о том, чтобы оно не изменялось и не извращалось. Если это случится, люди не смогут спастись. Не удивительно, что на Евангелие и Библию в целом обрушивается столько нападок. Без Писания человечество оставалось бы потерянным. В Послании к Галатам Павел пишет:
Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатию Христовою так скоро переходите к иному благовествованию, которое впрочем не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие извратить благовествование Христово. Но если бы далее мы или Ангел с неба стал благовествоватъ вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема.
Галатам 1:6-9
Причина, по которой Павел настроен так серьезно, заключается в том, что он знает, что поставлено на карту. В стихе 12 той же главы он отмечает: «Ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа». Как Павел, так и другие люди на протяжении всей истории Церкви сражались за чистоту Евангелия, чтобы оно могло оставаться силой Божьей ко спасению всякому верующему.
Дьявол ненавидит Евангелие, ненавидит откровение, ненавидит Библию и ненавидит Иисуса. Важно понять, что он постоянно направляет свои стрелы в адрес сказанного Богом. Поэтому тем более не удивительно, что первое, что Библия говорит о нем, это то, что он заставляет человека сомневаться в достоверности слов Бога. «Истинно ли сказал Бог?..» (Быт. 3:1). И он продолжает делать это по сей день. Именно поэтому для нас важно принимать свидетельство Библии и то, что она говорит о себе. Если бы у нас не было откровения Божьего Слова в Писании, человечество не имело бы спасения, и дьяволу это известно.
Авторитет Писания
Когда мы говорим об откровении, важно сформулировать четкие определения и пояснить некоторые термины.
Откровение — это действие, посредством которого Бог дает знать о Себе Своему творению.
Вдохновение — это средство коммуникации, используемое Святым Духом для передачи откровения.
Просвещение — это такое влияние Святого Духа на верующего, в результате которого он способен принять и понять откровение и быть послушным ему.
В Первом послании к Коринфянам (2:14) сказано, что о полученном от Святого Духа «надобно судить духовно», сопоставляя «духовное с духовным» (ст. 13). Каждый человек тем или иным образом связан с авторитетом и нуждается в авторитете. Для верующего наивысшим авторитетом является Бог. Божий образ бытия и речи — это образец для жизни христианина и его веры. Поскольку Бог дал нам откровения о Себе через Писание и через Своего Сына Иисуса Христа, то они и являются наивысшим авторитетом для христианина.
Это утверждение может казаться очевидным, но именно из-за него чаще всего возникали споры. Через всю историю Церкви авторитет Писаний подвергался критике и нападкам, несмотря на то, что он был неоспоримым для Иисуса, Петра, Павла и Первой церкви. Вероотступничество, мирское мировоззрение и бунт всегда пытались ниспровергнуть Бога и Его Слово, чтобы воздвигнуть свои собственные престолы. Люди отвергали авторитет Бога и Его Слова и делали самих себя авторитетом, что впоследствии вредило им самим.
Традиции и опыт
Право управлять жизнью человека оспаривают три авторитета. Первый из них — Иисус Христос как Господь и Библия как Слово Божье. Второй — традиции и опыт. Они могут выражаться в человеческих религиозных традициях, идеях и взглядах, в религиозных делах и своеволии религиозных лидеров. Иисус очень ясно выразил это в разговоре с фарисеями.
Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исайя, как написано: «люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня, но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим». Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь, предания человеческого, омовения кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное. И сказал им: хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание?.. Устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили; и делаете многое, сему подобное.
Евангелие от Марка 7:6-9,13
Подобные тенденции существовали во все времена. Люди искажают Евангелие и подрывают авторитет Библии не только из-за светского скептицизма, но и из-за множества мифов, небылиц и традиций, источники которых далеки от Писания. Эти традиции пользуются авторитетом наравне с Библией, что часто приводит к следующему заявлению: «Только священники, Церковь и традиция могут понимать и толковать Библию». Таким путем человеческие заповеди подменяют собой заповеди Божьи.
Другими словами, устами исповедуется Библия, но на практике авторитетом признается нечто совершенно иное. Превозносятся мнения, религиозные дела и религиозные лидеры. Они обретают тот же авторитет, что и Божье Слово, и все это навязывается затем людям, так что им не остается ничего иного, как подчиниться. Это очень опасная форма давления. Человеческие традиции подменяют собой силу Божьего Слова, препятствуя людям пользоваться ею и тем самым преграждая им путь к спасению. Таким образом, мертвая религия и человеческие традиции заменяют собой Евангелие и ввергают человека в рабство вместо того, чтобы нести ему освобождение.