Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Система органов исполнительной власти и административно-правовые основы государственного управления в области обеспечения безопасности



Законом от 5 марта 1992 г. № 2446-1, в ред. закона РФ от 25.12.1992 г. № 4235-1; указа Президента РФ от 24.12. 1993 г. № 2288 «О безопасности» безопасность определяется как состо­яние защищенности жизненно важных интересов личности — ее прав и свобод, общества — его материальных и духовных ценностей и государства — его конституционного строя, суве­ренитета и территориальной целостности от внутренних и вне­шних угроз1.

В «Концепции национальной безопасности РФ», утверж­денной указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г.2, выра­жены цели и государственная стратегия в области обеспече­ния безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз политического, экономического, социаль­ного, военного, техногенного, экологического, информацион­ного и иного характера.

Большое организационное значение имеют принятые указ Президента РФ от 15 ноября 1999 г. «Вопросы Совета Безопас­ности РФ»3 и постановление Правительства РФ от 15 сентября 1999 г. «О мерах по противодействия терроризму»4. Указом Президента РФ от 11 марта 2003 г. структуры и функции Фе­деральной пограничной службы РФ, а также часть функций и структуры, их обеспечивающие, расформированного ФАПСИ переданы в ФСБ России (РГ. 2003. 12 марта).

1 Ведомости РСФСР. 1992. № 15. Ст. 769.

2 СЗ РФ. 1997. № 52. Ст. 5909.

3 СЗ РФ. 1999. № 47. Ст. 5684.

4 СЗ РФ. 1999. № 38. Ст. 4550.

Обеспечение безопасности страны достигается проведением единой государственной политики в области экономического, политического, информационного, организационного и иного характера, адекватной угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства. То есть здесь требуется про­ведение комплексных мер политического, экономического, экологического, медицинского, военного и иного характера. Для достижения этих целей законодательством предусмотре­но, что в обеспечении безопасности участвуют органы законо­дательной, исполнительной и судебной властей, органы мест­ного самоуправление, государственные и негосударственные организации и граждане.

Структура и содержание сил обеспечения безопасности разнообразны.Они включат в себя: Вооруженные Силы, фе­деральные органы безопасности, органы внутренних дел, внеш­ней разведки, пограничные и внутренние войска; налоговой полиции, службы действий в чрезвычайных ситуациях, под­разделения гражданской обороны; органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве; службы обеспечения безо­пасности средств связи и информации; таможни; органы охра­ны здоровья населения и другие государственные органы обес­печения безопасности государства.

Президент РФв соответствии с законом от 5 марта 1992 г. «О безопасности» осуществляет общее руководство органами обеспечения безопасности. Он возглавляет совещательный орган — Совет безопасности, который рассматривает вопросы внутренней и внешней политики страны в области обеспече­ния безопасности, стратегические проблемы государственной, экономической, общественной, оборонной, информационной, экологической и иных видов безопасности, охраны здоровья населения, прогнозирования и предотвращения чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий, обеспечения стабиль­ности и правопорядка в стране. Президент контролирует и ко­ординирует деятельность государственных органов обеспече­ния безопасности, организует и контролирует деятельность рос­сийских спецслужб.

Правительство РФнепосредственно осуществляет руковод­ство и контролирует реализацию мероприятий по обеспечению безопасности государства федеральными органами исполнитель­ной власти.

Системы органов обеспечения безопасности и правовые основы регулирования их деятельностивключают: Федераль­ную службу безопасности РФ (ФСБ России), ее деятельность

регламентирована Законом от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «Об органах ФСБ», в ред. 07.11.2000 г. Ш35-Ф31, и указом Пре­зидента РФ от 07.07.1998 г. № 806, в ред. 11.06.2001 г. № 694 «Об утверждении Положения о ФСБ России, и ее структуре»2; Службу внешней разведки (СВР) России (деятельность служ­бы регламентирована Федеральным Законом от 10 января 1996 j г. в ред.07.11.2000 г. № 135-ФЗ « О внешней разведке»)3; Фе­деральную службу охраны РФ, положение о ней утверждено | указом Президента РФ от 02.08.1996 г.№1136 в ред. 21.11. 2001 г. №13434. Все эти федеральные органы исполнительной власти, непосредственно подчиненные Президенту РФ, подконтроль­ны ему, и им утверждается положения об этих органах.

Одним из центральных органов исполнительной власти в сфере безопасности является Федеральная служба безопас­ности РФ,деятельность которой регламентирована Федераль­ным законом от 3 апреля 1995 г. «Об органах федеральной службы безопасности в РФ»5 в ред.07.11.2000 г. № 135 - ФЗ и указом Президента РФ от 07.07.1998 г. № 806, в ред. 11.06.2001 г. № 694 «Об утверждении Положения о ФСБ России, и ее струк­туре». Переданные указом Президента РФ структуры, обеспе­чивающие пограничную службу и часть функций бывшего рас­формированного ФАПСИ при Президенте РФ, укрепили служ­бы ФСБ России, что по существу и было ранее. Практика по­казала неэффективность такой дифференциации функций и обеспечивающих их структур.

Общее руководстводеятельностью органов федеральной службы безопасности осуществляют Президент и Правитель­ство РФ.

Органы Федеральной службы безопасности РФ представляют собой единую централизованную систему, утвержденную указом Президента РФ от 22.05. 1997 г. № 5156, и от 07.07.1998 г. № 806, в ред. 11.06.2001 г. № 694 «Об утверждении Положе­ния о ФСБ России, и ее структуре».

Структура Федеральной службы безопасности России вклю­чает в себя:

1) департаменты контрразведки; по борьбе с терроризмом; экономической безопасности; анализа, прогноза и стра­тегического планирования;

1 СЗ РФ. 1995. № 15, ст.1269; 2000. № 46, ст. 4537.

2 СЗ РФ. 1998. № 28, ст. 3320; 2001. № 24, ст. 2422.

3 СЗ РФ. 1996. № 3, ст.143; 2000. № 46, ст. 4537.

4 СЗ РФ. 1996. № 32, ст. 3901; 2001. № 49, ст. 4498. 5СЗ. 1995. № 15, ст. 1269.

1 СЗ РФ. 1997. № 21, ст. 2468.

2) управления: военной контрразведки; конституционной безопасности; следственное; собственной безопасности;

3) управления (отделы) Федеральной службы безопасности России по отдельным регионам и субъектам федерации (территориальные органы безопасности);

4) управления (отделы) Федеральной службы безопасности России в Вооруженных Силах, войсках и иных воинс­ких формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках).

Органы федеральной службы безопасности в своем подчи­нении имеют предприятия, учебные заведения, научно-иссле­довательские, экспертные и военно-медицинские учреждения и подразделения, военно-строительные подразделения, цент­ры специальной подготовки, а также подразделения специаль­ного назначения.

Являясь федеральным органом исполнительной власти, Федеральная служба безопасности России создает свои терри­ториальные органы безопасности и органы безопасности в вой­сках, осуществляет руководство ими и организует их деятель­ность, издает в пределах своих полномочий нормативно-пра­вовые акты и непосредственно реализует основные направле­ния деятельности органов федеральной службы безопасности государством.

Организация деятельности органов федеральной службы безопасности осуществляется на основе принципов:

• уважения и соблюдения прав и свобод человека и граж­данина;

• законности;

• единства системы органов федеральной службы безопас­ности и централизации управления;

• сочетания гласных и негласных методов и средств в де­ятельности, включая методы конспирации.

Основные направления деятельности:

1) контрразведывательная деятельность;

2) борьба с преступностью;

3) разведывательная деятельность.

Организация контрразведывательной деятельностиза­ключена в выявлении, предупреждении, пресечении разведы­вательной и иной враждебной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба государственной бе­зопасности Российской Федерации.

Сущность организации борьбы с преступностьюсостав­ляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, пре-

дупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террорис­тической деятельности, организованной преступности, корруп­ции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание и предваритель­ное следствие по которым отнесены к их ведению. Закон от 12 августа 1995 г. № 144 «Об оперативно-розыскной деятель­ности»1, текущей ред. 05.01.1999 г. является основным в опе­ративно-розыскной деятельности спецслужб и правоохранитель­ных органов. Они осуществляют также мероприятия по выяв­лению, предупреждению, пресечению и раскрытию дея-^тельности незаконных вооруженных формирований, отдельных ниц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российс­кой Федерации, и решают другие задачи в сфере борьбы с пре­ступностью.

Разведывательная деятельность осуществляетсяоргана­ми федеральной службы безопасности во взаимодействии с орга­нами внешней разведки в целях получения информации об угрозах безопасности Российской Федерации.

В Федеральном законе подробно изложены обязанности и права органов федеральной службы безопасности. В частно­сти, они обязаны обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность объектов оборонного комплекса, атомной энерге­тики, транспорта и связи, жизнеобеспечения крупных городов и промышленных центров, других стратегических объектов, а также безопасность в сфере космических исследований, при­оритетных научных разработок. Они должны участвовать в реализации мер по защите сведений, составляющих государ­ственную тайну; проводить во взаимодействии со Службой внеш­ней разведки мероприятия по обеспечению безопасности уч­реждений и граждан России за ее пределами; во взаимодей­ствии с Пограничными войсками — меры по обеспечению ох­раны государственной границы; во взаимодействии с органа­ми внутренних дел — меры по обеспечению безопасности пред­ставительств иностранных государств на территории Российс­кой Федерации и др.

Служба внешней разведки РФ (СВР России)является фе­деральным органом исполнительной власти, обеспечивающим безопасность страны, защищающим безопасность личности, общества и государства от внешних угроз с использованием

СЗ РФ. 1995. М 33, ст. 3349; 1997, № 29, ст. 3502; 1998. № 30, ст. 3613.

специальных методов и средств, определенных законодатель­ством страны.

Федеральным Законом от 10 января 1996 г. «О внешней разведке»1 закреплены принципы организации деятельности органов внешней разведки, их правовое положение и соци­альная защита ее сотрудников и лиц, оказывающих им содей­ствие, а также осуществление контроля и надзора за ее дея­тельностью со стороны органов государственной власти.

Разведывательные органы и их подразделения добывают и обрабатывают информацию, затрагивающую жизненно важные интересы Российской Федерации, а также о реальных и потен­циальных возможностях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц в отношении со­стояния безопасности страны.

Для получения информации в интересах государства внеш­ней разведке предоставляются соответствующие полномочия:

• взаимодействие с контрразведывательными органами Рос­сийской Федерации и заключение с различными орга­низациями соглашений, необходимых для разведыватель­ной деятельности;

• установление на конфиденциальной основе отношений сотрудничества с лицами, добровольно давшими на это согласие, и осуществление мер по защите кадрового со­става;

• использование в целях конспирации документов, зашифровывающих личности сотрудников кадрового со­става, ведомственную принадлежность подразделений, организаций, помещений и транспортных средств внеш­ней разведки;

• обеспечение безопасности заграничных учреждений Рос­сийской Федерации и командированных за границу рос­сийских граждан, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну.

В систему органов, осуществляющих внешнюю разведку, входят подразделения органов внешней разведки Министерства обороны России и соответствующие подразделения ФСБ России осуществляющие функции пограничной службы и информаци­онное обслуживание государственных органов власти.

Основными правовыми актами, закрепляющими и регули­рующими отношения охраны границы, ее режима, погранич-

1 СЗ РФ. 1996. № 3, ст. 143; 200, № 46, ст. 4537

ного режима служат ФЗ от 1.04. 1993 г. «О государственной границе РФ» в текущей ред. 24.03.2001 г. и Положение о ФПС России, утв. указом Президента РФ от 19.07.1997 г.1

Органы управления пограничной службы включают:по­граничные войска Российской Федерации, органы погранич­ного и иных видов контроля, оперативные органы, органы обес­печения безопасности, учебные заведения, предприятия, уч­реждения и организации, находящиеся в подчинении ФСБ России согласно указу Президента РФ от 11 марта 2003 г. (РГ. 2003. 12 марта).

Государственная граница— это зона обеспечения безопас­ности государства, объединяющая усилия служб безопасности, разведки и контрразведки, министерств обороны, иностранных и внутренних дел, торговли, охраны природы, рыбного хозяй­ства, таможенной службы, санитарного надзора и многих дру­гих государственных органов и служб. Координирующую роль в организации этих структур уполномочена осуществлять Фе­деральная пограничная служба.

Основным правовым актом, закрепляющим и регулирую­щим вопросы охраны границы, ее режима, пограничного ре­жима и других вопросов является закон от 1.04.1993 г. «О государственной границе Российской Федерации»2 в текущей ред. 24.03.2001 г.

Охрана государственной границы осуществляется посред­ством обеспечения соответствующих административно-право­вых режимов:режима государственной границы, погранич­ного режима и пограничной полосы.

Режим государственной границывключает определенный ее порядок содержания, пересечения ее гражданами и транс­портными средствами; перемещение через нее товаров и жи­вотных; ведение на ней хозяйственной, промысловой и иной деятельности; разрешение инцидентов, связанных с наруше­нием режима границы.

Пограничный режим— это совокупность правил въезда (прохода), временного пребывания лиц и транспортных средств в пограничной полосе; осуществление в ней хозяйственной, промысловой и иной деятельности; проведения различных мас­совых мероприятий и т.п.

Пограничная полоса— это часть территории, прилегаю­щей к государственной границе на всем ее протяжении, шири­ной до 5 км.

1 СЗ РФ. 1997. № 30, ст. 3598.

2 СЗ РФ. 1995. № 17, ст. 1545.

«Порядок привлечения граждан к охране государственной границы РФ» утвержден постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1995 г.1

Пограничные войска в рамках ФПС России осуществляют самостоятельный вид правоохранительной деятельности.

Структура пограничных войск России состоит:из Глав­ного командования, шести пограничных округов (Северо-за­падный, Кавказский особый, Забайкальский, Дальневосточный, Тихоокеанский, Северо-восточный), четырех групп Погранич­ных войск (в городах Воронеже и Калининграде, в Таджикис­тане и Киргизии) и других частей, отрядов и учебных заведений. Все они действуют в соответствии с утвержденной Президентом РФ концепцией охраны Государственной границы.

Особую роль в обеспечении безопасности личности, обще­ства и государства играет МЧС России.

Указом Президента РФ утверждено положение от 02,08 1999 г. № 953 «Вопросы МЧС России», которое определяет его право­вой статус.

В указе отмечено, что в соответствии с Федеральным кон­ституционным законом «О Правительстве Российской Федера­ции», а также в целях реализации единой государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техно­генного характера постановлено:

«Утвердить прилагаемое Положение о Министерстве РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и лик­видации последствий стихийных бедствий».

Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвы­чайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бед­ствий (МЧС России) является федеральным органом исполни­тельной власти, специально уполномоченным на решение за­дач в области гражданской обороны, защиты населения и тер­риторий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенно­го характера (далее именуются - чрезвычайные ситуации), проводящим единую государственную политику и осуществ­ляющим государственное управление в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситу­аций, а также координацию деятельности федеральных орга­нов исполнительной власти по защите населения и террито­рий от чрезвычайных ситуаций.

1 СЗ РФ. 1995. № 17, ст. 1545.

Правовые основы деятельности.МЧС России в своей дея­тельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, ука­зами и распоряжениями Президента России, приказами и ди­рективами Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ, постановлениями и распоряжениями Правитель­ства РФ, международными договорами РФ, а также ее Поло­жением.

Основными задачами МЧС России являются:

1) реализация единой государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрез­вычайных ситуаций;

2) осуществление по решению Президента РФ и Правитель­ства РФ мер по организации и ведению гражданской обороны, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

3) осуществление нормативного регулирования, а также специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций в области гражданской обороны;

4) осуществление государственного управления и коорди­нация деятельности федеральных органов исполнительной вла­сти в области гражданской обороны, защиты населения и тер­риторий от чрезвычайных ситуаций;

5) осуществление в установленном порядке сбора и обработ­ки информации в области гражданской обороны, защиты насе­ления и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также обме­на ею.

МЧС России в соответствии с возложенными на него за­дачами осуществляет следующие основные функции:

1) разрабатывает предложения по формированию основ еди­ной государственной политики в области гражданской оборо­ны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе преодоления последствий радиационных аварий и катастроф;

2) организует разработку и вносит на рассмотрение Прези­дента РФ и Правительства РФ проекты законодательных и других нормативных правовых актов по вопросам граждан­ской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычай­ных ситуаций, в том числе преодоления последствий радиаци­онных аварий и катастроф;

3) принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по вопросам гражданской обороны и осуществ­ляет контроль за их исполнением;

4) осуществляет в соответствии с Основами (концепцией) государственной политики РФ по военному строительству ко­ординацию деятельности и взаимодействия компонентов воен­ной организации при решении задач обеспечения обороны стра­ны и безопасности государства в области гражданской оборо­ны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

5) участвует в подготовке предложений Президенту РФ о введении чрезвычайного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях в случае возникновения чрезвычай­ной ситуации;

6) разрабатывает и вносит в Правительство РФ для пред­ставления Президенту РФ предложения о введении в действие Плана гражданской обороны на территории РФ или в отдель­ных ее местностях в полном объеме или частично;

7) участвует в подготовке предложений Президенту РФ о привлечении к ликвидации чрезвычайных ситуаций Вооружен­ных Сил РФ, других войск и воинских формирований и иные функции.

МЧС России в пределах своей компетенции полномочно:

1) принимать решения, обязательные для исполнения орга­нами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями;

2) проводить в установленном порядке проверки федераль­ных органов исполнительной власти по вопросам гражданской обороны;

3) осуществлять по согласованию с органами исполнитель­ной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления проверки по вопросам гражданской обороны, защиты населе­ния и территорий от чрезвычайных ситуаций;

4) запрашивать и получать в установленном порядке от фе­деральных органов исполнительной власти и органов испол­нительной власти субъектов РФ информацию, необходимую для выполнения возложенных на МЧС России задач;

5) привлекать в установленном порядке специалистов и орга­низации для участия в проведении государственной эксперти­зы проектов, оценки и контроля потенциально опасных объек­тов и производств и решения других задач;

6) иметь специальные транспортные средства, оборудован­ные утвержденными в установленном порядке опознаватель­ными знаками, специальными сигналами и средствами связи.

Приказом МЧС РФ от 10.09.2001 № 396 утверждены Поло­жение о региональном центре по делам гражданской обороны,

чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихий­ных бедствий и Перечень этих региональных центров.




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.