Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Система органов исполнительной власти и административно-правовые основы регулирования отношений в области науки и научной деятельности



Федеральным органом исполнительной власти в соответствии с указом Президента РФ от 17 мая 2000 г. № 867 в текущей ред. от 01.11. 2001 г. № 1263 в области науки является Мини­стерство промышленности, науки и технологий РФ.Поста­новлением Правительства РФ 26.10.2000 г. № 812 в ред. 16.12.2002 г. принят правовой акт «Об утверждении положе­ния о Министерстве промышленности, науке и технологий РФ», в котором определено его правовое положение как федераль­ного органа исполнительной власти по предметам ведения и в сфере своей компетенции.

Министерство промышленности, науки и технологий РФ (Минпромнауки России) является федеральным органом ис­полнительной власти, обеспечивающим формирование и прак­тическую реализацию государственной промышленной и на­учно-технической политики, осуществление мер развития про­мышленности, конкурентности товаров и услуг, сохранения и развитие научно-технического потенциала страны. Оно функ­ционирует во взаимодействии с Российской академией наук, отраслевыми академиями, другими научными сообществами, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, пред­приятиями и организациями, независимо от форм собственно­сти, сотрудничает с научной и инженерно-технической обще­ственностью страны в решении стоящих перед Министерством задач.

Основными задачами Минпромнауки России являются:

1) разработка и реализация единой государственной про­мышленной, научно-технической и инновационной политики и совершенствование механизмов и форм ее реализации в це­лях обеспечения устойчивого развития и повышения конку­рентоспособности предприятий промышленности;

2) государственное регулирование и проведение структур­ных преобразований в металлургической, химической, нефте-

химической, биотехнологической, текстильной, легкой, меди­цинской, машиностроительной промышленности и в других областях;

3) анализ финансово-экономического состояния промышлен­ности и науки, разработка соответствующих материалов к ком­плексному прогнозу социально-экономического развития РФ по отраслям и регионам;

4) разработка совместно с заинтересованными федеральны­ми органами исполнительной власти предложений по форми­рованию государственной политики в сфере промышленного, военно-технического, научно-технического и инновационного сотрудничества РФ с иностранными государствами;

5) определение совместно с заинтересованными федераль­ными органами исполнительной власти, Российской академи­ей наук и отраслевыми академиями наук, имеющими государ­ственный статус, приоритетных направлений развития науки и техники и другие задачи.

Министерство промышленности, науки и технологий РФ в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции:

1) осуществляет межотраслевую и межрегиональную коор­динацию деятельности по формированию государственной про­мышленной, научно-технической и инновационной политики;

2) осуществляет разработку предложений по институцио­нальным преобразованиям в установленной сфере деятельнос­ти;

3) разрабатывает совместно с Министерством экономичес­кого развития и торговли РФ и реализует федеральные целе­вые программы, включая государственные научно-техничес­кие программы;

4) разрабатывает предложения по проектам планов действий Правительства РФ и ежегодному посланию Президента РФ, а также обеспечивает выполнение решений Президента РФ и Правительства РФ по своей части;

5) формирует и обеспечивает совместно с заинтересованны­ми федеральными органами исполнительной власти реализа­цию единой государственной промышленной, научно-техничес­кой и инновационной политики и осуществляет иные функ­ции.

Министерству промышленности, науки и технологий РФ в целях осуществления своих функций правомочно:

1) запрашивать в установленном порядке у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной вла-

сти субъектов РФ и организаций материалы, необходимые для решения вопросов, входящих в его компетенцию;

2) издавать в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством РФ нормативные правовые акты;

3) разрабатывать методические материалы и рекомендации по вопросам, входящим в его компетенцию;

4) представлять по поручению Правительства РФ интересы России на международном уровне по вопросам, входящим в его компетенцию;

5) определять в пределах средств, выделяемых Министер­ству на научные исследования, перечень важнейших научных работ в области промышленности, ее инфраструктуры, науки и технологий, участвовать в распределении финансовых ре­сурсов, направляемых на эти цели;

6) формировать в установленном порядке российский фонд технологического развития, а также другие внебюджетные фонды, предусмотренные действующим законодательством.

Правовой основой в этой сфере деятельности является Кон­ституция РФ и ФЗ от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»1. Настоящим законом регулируются отношения между субъектами научной и научно-технической деятельности, органами государствен­ной власти и потребителями научной и научно-технической продукции (работ, услуг).

Управление научной и научно-технической деятельностью осуществляетсяна основе сочетания принципов государствен­ного регулирования, самоуправления и самоокупаемости.

Органы государственной власти РФ, органы государствен­ной власти субъектов РФ, научные организации и организа­ции научного обслуживания и социальной сферы в пределах своих полномочий определяют соответствующие приоритетные направления развития науки и техники, обеспечивают форми­рование системы научных организаций, осуществление межот­раслевой координации научной и научно-технической деятель­ности, разработку и реализацию проектов, программ, разви­тие форм интеграции науки и производства, реализацию дос­тижений науки и техники.

Органы государственной власти, учреждающие государствен­ные научные организации полномочны:

• утверждать уставы государственных научных учрежде­ний;

1 СФКЗ и ФЗ. 1996, выпуск 15(33) 370

• осуществлять контроль за эффективным использовани­ем и сохранностью предоставленного им имущества;

• осуществлять другие функции в пределах своих полно­мочий.

Руководители государственных научных организаций и научных организаций академий наук, а также негосударствен­ных научных организаций назначаются (избираются) в соот­ветствии с законодательством и в порядке, предусмотренном их уставами.

Ученые советыгосударственных научных организаций раз­рабатывают и утверждают планы научных работ и развития научных организаций гласно исходя из государственных зада­ний, профиля, их научных и экономических интересов (ст. 7 Закона «О науке и государственной научно-технической поли­тике»).

Управление наукой и технической политикой осуществля­ется Министерством промышленности, науки и технологий РФ и другими федеральными органами исполнительной власти, Российской академией наук и отраслевыми академиями наук.

Вопросы организации управления и финансирования фун­даментальной наукой могут успешно осуществляться только государством, прикладную (отраслевую) и вузовскую науку в некоторых случаях и в зависимости от характера решаемых задач можно и нужно организовывать по принципу самооку­паемости.

Основной задачей фундаментальной наукиявляется раз­работка, выявление и открытие законов, закономерностей раз­вития природы и общества. Фундаментальная наука в нашей стране всегда финансировалась из бюджета, так как ее разра­ботки хотя и являются наиболее перспективными, но не обла­дают быстрой окупаемостью. К сожалению, в последние годы затраты на науку значительно сократились. Необходимо с по­мощью бюджетного финансирования поддержать надлежащий уровень исследования в фундаментальной науке, обеспечиваю­щей создание новых технологий и технических решений в прикладной сфере, а также оказывать государственную под­держку передовым отечественным научным школам.

Особую роль в поддержке российской науки имели приня­тые постановление Правительства РФ от 7 мая 1997 г. № 544 «О неотложных мерах по усилению государственной поддерж­ки науки в РФ»1 и постановление Правительства РФ от 5 но-

1 СЗ РФ. 1997, № 21, ст. 2292.

ября 1999 г. «Вопросы государственной поддержки научного потенциала России»1.

Федеральные органы исполнительной власти имеют следу­ющие функции в сфере образования:

• проводят анализ обеспеченности профессиональными про­изводственными и научными кадрами приоритетных на­правлений развития промышленности, науки и техники;

• осуществляют методическое руководство и координацию работ по формированию и реализации государственных научно-технических программ;

• разрабатывают меры по совершенствованию механизма экономического регулирования развития и эффективно­сти промышленности, научно-технической деятельнос­ти и производственному освоению научно-технических достижений в условиях рыночных отношений;

• способствуют развитию новых эффективных форм науч­но-технической деятельности; обобщают практику пра­вового регулирования отношений в научно-технической сфере, а также осуществляют другие мероприятия, пре­дусмотренные Положением о Министерстве.

В последние годы технический прогресс в России серьезно замедляется. Главная причина состоит в недостаточности фи­нансирования научных и образовательных учреждений.

Особый вклад в развитие науки ранее вносили высшие учеб­ные заведения, в настоящее время им приходится добиваться разрешения на открытие в институтах коммерческих (в основ­ном юридических) факультетов для поддержания своего нор­мального функционирования.

В законе «О науке и государственной научно-технической политике» в ст. 8 предусмотрены договоры (контракты) на со­здание, передачу и использование научной и научно-техничес­кой продукции, что создает возможность вузовским ученым использовать свой научный потенциал. Однако как показыва­ет практика, возможности эти весьма ограничены.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.