Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Система органов исполнительной власти и административно-правовые основы регулирования отношений в сфере культуры



Культура— сложная социальная категория, чаще относи­мая к сфере духовной жизни людей, их эстетического, нрав-

1 СЗ РФ. 1999. № 45. Ст. 5437. 372

ственного воспитания и религиозного самосознания. Важна роль религиозного самосознания, как главного фактора силы и кре­пости существования народа как этноса. Уместно вспомнить слова одного из замечательных православных пастырей пер­вой половины XX века протоирея Сергея Четверикова: «Каж­дый народ черпает силу и крепость своего существования преж­де всего из своего религиозного самосознания»1.

К системе федеральных органов исполнительной власти в сфере культуры относятся:Министерство культуры РФ; Ми­нистерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций; Федеральная архивная служба.

Министерство культуры РФкак федеральный орган ис­полнительной власти, согласно Положению о нем от 6 июня 1997 г. № 6792 в ред. от 02.12.2000 г. № 913 осуществляет возложенные на него задачи административно-правового регу­лирования отношений в сфере культуры во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, творческими союзами, другими общественными орга­низациями, деятелями культуры как непосредственно, так и через соответствующие органы управления культурой субъек­тов Федерации.

Основными субъектами административно-правовых от­ношений являются различные учреждения культуры:биб­лиотеки, дома и дворцы культуры, клубы, кинотеатры, цир­ки, музеи, театры, различные предприятия обслуживающие учреждения культуры. Следует указать на особую роль в фор­мировании культуры среди широких масс библиотек, кото­рые способствуют не только восприятию культуры посред­ством чтения книг, но и культурно-массовыми мероприяти­ями. В этом плане, например, заслуживает внимание работа библиотеки № 105 района «Гольяново» Восточного админи­стративного округа г. Москвы, где с 1995 г. проводится боль­шая культурно-просветительная работа под девизом «Эколо­гия души».

Основными задачами Минкультуры России как федераль­ного органа исполнительной власти являются:

• разработка и реализация государственной политики в сфере культуры;

• эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая деятельность в этой области;

1 Газета «Наш дом Россия» 1996 г. 19 апреля.

2 СЗ РФ. 1997. № 24. Ст. 2762.

• научные исследования в области культуры;

• создание условий для сохранения и развития культуры всех народов, проживающих на территории России;

• содействие в реализации гражданами прав на свободу творчества, культурную деятельность, удовлетворение ду­ховных потребностей и приобщение к ценностям отече­ственной и мировой культуры;

• содействие развитию сферы досуга; обеспечение государ­ственной поддержки и создание условий для профессио­нального искусства;

• осуществление государственной политики в области ох­раны и популяризации историко-культурного наследия;

Ш разработка и реализация федеральных программ сохра­нения и развития культуры;

• формирование и обеспечение функционирования феде­ральной системы специального профессионального об­разования в сфере культуры;

• участие в разработке и реализации государственной фи­нансовой, инвестиционной и инновационной политики в сфере культуры;

• развитие и координация международных культурных связей и другие задачи.

В настоящее время Минкультуры России является коорди­натором действий и организует отношения различных органи­зационных структур по поддержке театров, музеев, библиотек, учебных заведений культуры.

Федеральным исполнительным органом власти в сфере культуры являетсятакже Министерство по делам печати, те­лерадиовещания и средств массовых коммуникаций.

В Положении, принятом от 10 сентября 1999 г. «Вопросы Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций» в ред. 14.02.2002 г. № 101 отмеча­ется, что оно осуществляет государственное регулирование, ме­жотраслевую координацию деятельности по вопросам разра­ботки и осуществления государственной политики в области кинематографии1. Функционирует оно во взаимодействии с заинтересованными органами исполнительной власти, союзом кинематографистов и другими творческими союзами и общественными организациями страны.

Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций решает следующие задачи:

СЗ РФ. 1999. № 37. Ст. 4508.

• разрабатывает и осуществляет государственную культур­ную и техническую политику;

• разрабатывает и реализует федеральные программы в области кинематографии;

• анализирует проблемы отрасли, определяет концепцию и стратегию развития кинематографии;

• содействует развитию международных связей и др. Основными задачами министерства в области печати явля­ются:

• разработка мероприятий, направленных на реализацию государственной политики в области периодической пе­чати, книгоиздания, полиграфии и распространение книг;

• защита свободы слова и независимости прессы;

• взаимодействие с органами государственной власти в под­готовке проектов законодательных и иных нормативных актов в области печати;

• разработка и участие в реализации федеральных издатель­ских программ по выпуску литературы;

• создание условий организации и функционирования феде­ральных, межрегиональных, региональных, местных из­дательств, газет и журналов.

Основными функциямиминистерства с возложенными на него задачами в области печати являются:

• координация деятельности федеральных органов испол­нительной власти по вопросам периодической печати, книгоиздания, полиграфии и распространения книг;

• заключение договоров с предприятиями вне зависимос­ти от их форм собственности на размещение госу­дарственных заказов;

• регистрация и перерегистрация периодических изданий, лицензирование издательской и полиграфической дея­тельности;

• содействие укреплению материально-технической базы государственных издательств, предприятий полиграфии и книжной торговли.

Соответствующие подразделения министерства организуют телерадиовещание и работу средств массовых коммуника­цийименуемых, как средства массовой информации (СМИ), которые иногда называют четвертой властью наряду с законо­дательной, исполнительной и судебной, подчеркивая тем са­мым реальную возможность их влияния через умы граждан на Жизнь общества и государства в целом.

Однако, это власть над умами и душами граждан, значит, как и любая власть в государстве, она должна быть подконт­рольна обществу. Если какой-то канал решил называть себя общественным, например, ОРТ, то при нем должна быть со­здана квалифицированная общественная комиссия, отвечаю­щая публичным интересам большинства народа. Если в госу­дарстве нет официальной идеологии, то, как говорят, «свято место пусто не бывает», его заполнит идеология конкурирую­щих государств, имеющих свою национальную идеологию. Ус­транение разрухи в социально-экономической жизни страны надо начинать с устранения разрухи в умах. Это, на первый взгляд, простая, но чрезвычайно актуальная проблема нынеш­ней России.

Правовые основы регулирования отношенийв сфере куль­туры заложены в Конституции РФ и Законе от 9 октября 1992 г. «Основы законодательства Российской Федерации о культу­ре»1. Это закон регулирует отношения в области сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей; обеспечение и защиту конституционного права граждан на эту деятельность; правовое ее обеспечение; принципы государствен­ной политики в области культуры и др.

Большое значение для управления в области культуры имеет Закон «О средствах массовой информации» от 1 декабря 1995 г.2. В соответствии с Конституцией РФ ст. 71 в ведении Федерации относится установление основ федеральной поли­тики и федеральных программ в области культурного разви­тия. Федеральные органы исполнительной власти осуществля­ют прямое финансирование организации культуры, находящих­ся в ведении РФ. Конституция РФ закрепляет основные права и свободы граждан в области культуры, способствует их гар­моничному развитию.

Правовые основы регулирования отношений в сфере куль­туры также регламентированы законом от 9 октября 1992 г. «Основы законодательства РФ о культуре». В нем определены следующие важнейшие области культурной деятельности:

• художественная литература, кинематография, сценичес­кое, пластическое, музыкальное искусство, архитектура и дизайн, фотоискусство, другие виды и жанры искусства;

• выявление, изучение, охрана, реставрация и использо­вание памятников истории и культуры;

1 Ведомости РСФСР.1992.№ 46,ст. 2615.

2 СЗ РФ. 1995. № 49, ст. 4698.

• эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая деятельность в этой области; научные ис­следования культуры;

• художественные народные промыслы и ремесла, народ­ная культура в таких ее проявлениях, как языки, диа­лекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, историчес­кие топонимы; самодеятельное (любительское) художе­ственное творчество;

• музейное дело и коллекционирование; книгоиздание и библиотечное дело; архивное дело;

• телевидение, радио как средства создания и распростра­нения культурных ценностей и др.

Правовое регулирование отношений в сфере культуры осу­ществляется следующими основными нормативными актами:

Закон от 15 апреля 1993 г. «О вывозе и ввозе культурных ценностей»1; Закон от 23 ноября 1994 г. «О библиотечном деле»2; закон от 26 мая 1996 г. «О Музейном фонде РФ и музе­ях в Российской Федерации»3; закон «О государственной под­держке кинематографии РФ»4; Положение о Российской госу­дарственной библиотеке»5; Положение о Государственном ака­демическом Малом театре России» 6 Положение о Государствен­ном историко-культурном Музее-заповеднике «Московский Кремль»7, утвержденное Правительством РФ; «О культурных ценностях, перемещенных в СССР в результате Второй миро­вой войны и находящихся на территории Российской Федера­ции» от 15 апреля 1998 г.8 и другие правовые акты.

Правовые основы деятельности СМИ регламентируются: вКонституции (ст. 29) гарантируется свобода массовой ин­формации — это одно из условий становления и развития Рос­сии как правового государства. Поэтому информационная от­крытость должна стать сердцевиной государственной полити­ки в области СМИ. В то же время государственная информаци­онная политика должна работать на созидание, способствовать реализации позитивного потенциала общества. Законом от

1 Ведомости РСФСР. 1993. № 20, ст. 718.

2 СЗ РФ. 1995. № 1, ст. 2.

3 СФКЗ и ФЗ. 1996, выпуск 7(25).

4 СФКЗ и Ф3.1996, выпуск 14(32).

5 САПП. 1993. № 32, ст. 3021.

6 САПП.1993. № 2, ст.103.

7 СЗ РФ.1994. № 12, ст.1394.

8 СЗ РФ. 1998. № 16, ст.1799.

27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации»1; Федеральным законом от 29 ноября 1994 г. «О библиотечном деле»2; законом от 20 февраля 1995 г. «Об информации, ин­форматизации и защите информации»3; закон от 24 ноября 1995г. «О поддержке районных (городских) газет».4; законом от 1 декабря 1995 г. № 191 «О государственной поддержке СМИ и книгоиздания РФ» и другими нормативными актами. Основными задачами телевидения и радиовещания явля­ются:

• разработка мероприятий, направленных на реализацию государственной политики в области телевидения и ра­диовещания;

• разработка и осуществление мероприятий в области развития, реконструкции, эксплуатации, стандартизации и сертификации технической базы телевизионных и ра­диовещательных организаций;

• координация деятельности общероссийских и региональ­ных государственных телерадиоорганизаций, руководство подведомственными организациями;

• регистрация и лицензирование всех телерадиовещатель­ных организаций;

Ш анализ состояния дел на телевидении и радиовещании и выработка предложений по их решению;

• участие в международном сотрудничестве в области те­левидения и радио и др.

В целях реализации этих задач министерством осуществ­ляются следующие функции:

• разрабатывает совместно с министерствами и ведомства­ми долгосрочные прогнозы и планы развития телеради­овещания, а также предложения по совершенствованию соответствующей нормативной базы;

• осуществляет контроль за выполнением телерадиовеща­тельными организациями обязательств, предусмотрен­ных лицензиями;

• организует работу по обеспечению кадрами подведом­ственных организаций.

Ш организует материально-техническое обеспечение дея­тельности подведомственных организаций и содейству­ет предпринимательству в области телерадиовещания и ДР-

1 Ведомости. 1952. № 7. Ст. 300. 2СЗ. 1995. № 1. Ст. 2.

3 СФКЗ и ФЗ. 1995, выпуск 8.

4 СФКЗ и ФЗ, выпуск!6.

Соответствующие подразделения министерства культуры решает следующие задачи по кинематографии:

• разрабатывает и осуществляет государственную культур­ную и техническую политику;

• разрабатывает и реализует федеральные программы в области кинематографии;

• анализирует проблемы отрасли, определяет концепцию и стратегию развития кинематографии;

• содействует развитию международных связей и др.

22 августа 1996 г. был принят Закон № 126-ФЗ «О государ­ственной поддержке кинематографии РФ»1, где прямо было отмечено, что кинематограф - часть культуры и искусства и должна сохраняться и развиваться при финансовой поддерж­ке государства.

Федеральная архивная служба России (Росархив)2 явля­ется также федеральным органом исполнительной власти в сфере культуры. Росархив обеспечивает государственное регу­лирование развития архивного дела, осуществляет межотрас­левую координацию деятельности государственных и ведом­ственных архивов, контролирует соблюдение законодательства в области архивного дела.

В систему входят федеральные государственные архивы и центры хранения документации, научные учреждения и дру­гие организации, подчиненные непосредственно Росархиву, а также органы управления архивным делом субъектов Федера­ции и подведомственные им архивы.

Все эти вышеназванные федеральные органы исполнитель­ной власти осуществляют административно-правовое регули­рование отношений между субъектами права в сфере культу­ры на основе Конституции РФ, Федеральных законов и других нормативных актов.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.