Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Система органов исполнительной власти и административно-правовые основы регулирования отношений в области образования



Под образованиемпонимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, госу­дарства. Он сопровождается констатацией достижения граж­данином (обучающимся) определенных государством образо­вательных уровней (образовательных цензов).

Концепция и основные начала образования в РФ определе­ны Конституцией. Его общие вопросы отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ. Право на об­разование является наиболее распространенным и реализуе­мым в России. Под основным общим образованием понимает­ся девятиклассное обучение.

В ст. 43 Конституции РФ и федеральных законах определе­на правовая основа различных форм образования и самообра­зования.

13 января 1996 г. принята новая редакция Федерального закона «Об образовании»1, в котором центральной мыслью яв­ляется государственный приоритет заботы органов власти и общества об образовании как будущем страны. По различным вопросам образования Правительством РФ принимается доста­точно большое количество подзаконных актов, то есть, по су­ществу, продолжается перманентная реформа образования. На­пример, только было принято постановлением Правительства РФ от 24.03.2000 г. № 258 Положение о Министерстве образо­вания РФ, как сразу были внесены 3 редакции от 12.10.2000 г. № 774, 30.01.2002 г. № 73 и 28.05.2002 г. № 358. Практичес-

1 СЗ РФ. 1996. № 3, ст. 150.

ки одновременно были приняты следующие правовые акты: «Об утверждении типового положения об общеобразователь­ном учреждении» от 19.03.2001 г. № 196; «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднего специального учеб­ного заведения» от 03.03.2001 г.; и 2 декабря 1999 г. «Об ут­верждении Положения о государственной аккредитации выс­ших учебных заведений», то есть правовая реформа образова­ния продолжается, что в большей мере способствует дезорга­низации отношений в этой жизненно важной сфере.

Под системой образования понимаетсясовокупность эле­ментов преемственных образовательных программ и госу­дарственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, включающих в себя:

• систему органов управления образованием и подведом­ственных им учреждений и предприятий;

• сеть образовательных учреждений различных организа­ционно-правовых форм, типов и видов.

Образование можно получить в различной форме:в обра­зовательном учреждении с отрывом и без отрыва от произ­водства; в форме самообразования или экстерната, семейного образования. Для всех форм получения образования действует единый государственный образовательный стандарт.

Организационно-правовые формы образовательных уч­реждениймогут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, общественными и рели­гиозными организациями). Существуют несколько типов обра­зования: дошкольные; общеобразовательные (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование); началь­ное профессиональное, среднее профессиональное и высшее профессиональное образование; специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; учреждения дополнительного образования; учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс. Правовой статус образовательных учрежденийрегламен­тируется типовыми положениями и разработанными на их ос­нове уставами. Государственной аттестационной службой на основе итоговых аттестаций обеспечивается объективный кон­троль качества подготовки выпускников, по завершении каж­дого уровня образования окончившим учебу выдается соответ­ствующий документ государственного образца. Постановлени­ями Правительства РФ утверждены и действуют следующие

государственные образовательные стандарты: «Об утверждении государственного образовательного стандарта среднего профес­сионального образования» от 18.08.1995г. № 821; «Об утверж­дении государственного стандарта высшего профессионально­го образования» от 12.08.1994 г. № 940. В последнее время проходит реформа в системе образования. Минобразованием России от 26.06.2000 г. № 1908 принят приказ «Об утвержде­нии положения о порядке аттестации педагогических и муни­ципальных работников государственных и муниципальных об­разовательных учреждениях», а 9.04.2002 г. № 1306, принят приказ Минобразования России «Об утверждении положения о проведении единого государственного экзамена». Постанов­лением Правительства РФ от 30.08.2002 г. № 646 принят пра­вовой акт «О создании правительственной комиссии по образо­ванию». Серьезным изменениям подвержена также система под­готовки высших профессиональных кадров.

Государственное управление образованием осуществляется соответствующими органами исполнительной власти РФ, ее субъектов и органами местного самоуправления.

Министерство образования РФявляется федеральным ор­ганом исполнительной власти, обеспечивающим осуществле­ние государственной политики в области дошкольного, началь­ного общего, основного общего и среднего (полного) общего, начального профессионального, дополнительного образования. Министерство является также федеральным органом отрасле­вого управления педагогическим средним, высшим и послеву­зовским образованием.

Основными задачами Министерства образования РФ явля­ются:

• формирование и реализация концепции среднего (пол­ного) образования молодежи как базового для получе­ния профессионального образования и подготовки к са­мостоятельной жизни и деятельности;

• разработка и реализация государственной политики в сфере образования;

• организация профессионального образования работников квалифицированного труда в учреждениях начального профессионального образования, подготовка специалис­тов педагогического среднего, высшего и послевузовско­го образования;

• разработка и контроль исполнения федеральных ком­понентов государственных образовательных стандартов в сфере образования, содействие развитию национально-

региональных компонентов государственных образова­тельных стандартов;

• разработка совместно с Министерством труда и социаль­ного развития РФ перечня профессий, направлений и специальностей, по которым осуществляются професси­ональное образование и профессиональная подготовка;

• государственная оценка качества учебно-воспитательно­го процесса в государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждениях; госу­дарственная аккредитация образовательных учреждений;

• участие в разработке и осуществление совместно с соответ­ствующими федеральными органами исполнительной власти комплекса мер по социально-правовой защите и охране здоровья детей, обучающихся и воспитанников;

• реализация кадровой политики в сфере образования, со­вершенствование подготовки и использования научно-педагогических кадров;

• повышение социального статуса работника образования и других учебных заведений.

Начальное профессиональное образование может быть по­лучено в государственном, муниципальном или негосударствен­ном образовательном учреждении. Целью такого образование является подготовка работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) согласно Перечню профессий (специ­альностей), утверждаемому Правительством РФ.

Основной задачей учреждения, дающего начальное про­фессиональное образованиесогласно Типовому положению о нем являетсясоздание необходимых условий для удовле-тво-рения потребности личности в получении начального профессио­нального образования, конкретной профессии (специальности) соответствующего уровня квалификации с возможностью повы­шения общеобразовательного уровня обучающихся, не имею­щих среднего (полного) общего образования, а также ускорен­ного приобретения трудовых навыков для выполнения опреде­ленной работы.

К числу учреждений начального профессионального об­разования относят:профессиональные училища, профессио­нальные лицеи-центры непрерывного профессионального об­разования, учебно-курсовые комбинаты, пункты, учебно-про­изводственные центры, технические школы и другие, вклю­чая вечерние (сменные).

Основой реализации государственной политики РФ в обла­сти образования является согласно Закону об образовании Фе­деральная программа развития образования.

Государственные образовательные стандарты являются ос­новой объективной оценки уровня образования и квалифика­ции выпускников независимо от форм получения образования. Государственные образовательные стандарты включают фе­деральный и национально-региональный компоненты. Феде­ральные компоненты государственных образовательных стан­дартов определяют обязательный минимум содержания основ­ных обязательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки вы­пускников и определены постановлением Правительства РФ от 28.02.1994 г. № 174 «Об утверждении порядка разработки, утверждения и ввода в действие федеральных компонентов государственных образовательных стандартов начального, об­щего, основного общего, среднего (специального) общего и на­чального профессионального образования».

Порядок разработки, утверждения и введения государствен­ных образовательных стандартов утверждается Правительством РФ за исключением случаев, предусмотренных законом.

Образовательные программы определяют содержание обра­зования определенного уровня и направленности. Они подраз­деляются: на общеобразовательные и профессиональные, ко­торые в свою очередь делятся на основные и дополнительные. Профессиональные образовательные программынаправ­лены на решение задач последовательного повышения профес­сионального и общеобразовательного уровней, подготовку спе­циалистов соответствующей квалификации.

К ним относятся программы:начального, среднего, выс­шего, послевузовского профессионального образования.

Обязательный минимум каждой из этих программ устанав­ливается государственным образовательным стандартом.

Общее руководствогосударственным или муниципальным учреждением начального профессионального образования осу­ществляет Совет, который принимает участие в комплектова­нии обучающимися и инженерно-педагогическими кадрами, в работе аттестационных и ревизионных комиссий, в рассмотре­нии расходования средств на содержание образовательного учреждения, рассматривает все случаи отчисления или пере­вода обучающихся в другие образовательные учреждения, осу­ществляет другие полномочия, предусмотренные уставом уч­реждения.

Непосредственное управлениеосуществляет прошедший соответствующую аттестацию директор.

В реализации единой государственной политики важная роль отводится государственным образовательным стандартам, об­разовательным программам; лицензированию; аккредитации и аттестации образовательных учреждений независимо от форм собственности

Лицензирование на ведение образовательной деятельности выдается государственным органом управления образования или уполномоченным органом местного самоуправления по месту нахождения образовательного учреждения на основе за­ключения экспертной комиссии. Лицензия может быть вы­данапри наличии соответствия условий осуществления обще­образовательного процесса, предлагаемых образовательным уч­реждением, отвечающим установленным государственным и местным требованиям. Это прежде всего наличие материаль­но-технической базы, санитарно-гигиенических норм, укомп­лектованности профессиональными кадрами и др. Предметом экспертизы не являются содержание, организация и методика образовательного процесса. В лицензии фиксируются конт­рольные нормативы, предельная численность обучающихся, воспитанников, срок действия лицензии.

Аккредитация— это юридическое признание прав и спо­собности образовательного учреждения осуществлять свою де­ятельность на уровне не ниже официально признанной нормы (стандарта). С момента государственной аккредитации, подтвер­ждаемой свидетельством о государственной аккредитации, об­разовательное учреждение приобретает определенные права, в том числе на выдачу своим выпускникам документа об образо­вании государственного образца.

Государственная аккредитация проводится специально упол­номоченными органами государственного управления на осно­вании заявления образовательного учреждения и заключения по его аттестации.

Аттестация образовательных учреждений имеет целью ус­тановление соответствия содержания, уровня и качества под­готовки выпускников требованиям государственных образова­тельных стандартов. Условием аттестации образовательного учреждения являются положительные результаты итоговой аттестации не менее чем половины его выпускников в течение трех последних лет.

По общему правилу аттестация проводится один раз в пять лет государственной аттестационной службой или по ее пору­чению другими органами.

По результатам аттестации образовательное учреждение может быть лишено государственной аккредитации.

Новым явлением в сфере образования является получение образования в форме экстерната. Однако существует перечень специальностей, по которым получение высшего профессио­нального образования не допускается в форме экстерната. Эти ограничения установлены постановлением Правительства РФ от 22 ноября 1997 г.1

Федеральным органом исполнительной власти, осуществ­ляющим государственное управление в сфере высшего образо­вания является также Министерство образования РФ.Соот­ветственно образованы министерства образования в республи­ках в составе России и министерства и управления образова­ния в других субъектах РФ.

В настоящее время в результате недостаточного государ­ственного финансирования вузам предоставлена значительная административная и хозяйственная самостоятельность. Выс­шая школа постепенно переходит на многоуровневую структу­ру подготовки специалистов. Она предусматривает получение неполного высшего, базового высшего и полного высшего об­разования. Ядром высшего образования будет базовый уровень, на который отводится не менее четырех лет; если есть жела­ние и способности, можно продолжить освоение профессиональ­ных программ исследовательского или прикладного характера и получить диплом магистра наук.

Постановлением Правительства от 12 августа 1994 г. утвер­жден Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования2, определяющий основное со­держание образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки, а также требования к уровню подготовки специалистов.

На основании типового положения об образовательном уч­реждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) РФ от 26 июня 1993 г.3 определено, что по своим организационно-правовым формам могут быть созданы государственные, муниципальные и негосударственные (част­ные, общественные и религиозные организации) высшие учеб­ные заведения. С учетом потребностей и возможностей лич­ности образовательные программы могут осваиваться в различ­ных формах, отличающихся объемом обязательных занятий

1 СЗ РФ.1997. № 48.Ст. 5556.

2 С3.1994. № 18. Ст. 2085.

3 САПП. 1993. № 28. Ст. 2594.

преподавателя со студентом: очная форма, очно-заочная фор­ма, заочная форма, экстернат. В этом же направлении принят также другой федеральный закон «О высшем и послевузов­ском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. Ш25-Ф31.

Функции учредителя высшего учебного заведения выпол­няет орган исполнительной власти, государственного управле­ния, в ведении которого оно находится.

Основными задачами Минобразования России в сфере выс­шего образования являются:

• формирование и реализация стратегии развития средне­го, высшего, послевузовского профессионального и соот­ветствующего дополнительного образования;

• создание единой системы оценки деятельности всех выс­ших профессиональных образовательных учреждений не­зависимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности;

• разработка и реализация системы управления научной деятельностью в высшей школе, координация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в учреждениях образования;

• определение содержания высшего, послевузовского про­фессионального и соответствующего дополнительного об­разования, расширение доступа граждан к профессио­нальному образованию различного уровня;

• совершенствование экономического механизма функци­онирования системы высшего образования, участие со­вместно с заинтересованными министерствами и ведом­ствами в формировании бюджетной политики в этой об­ласти, создание условий для развития высших учебных заведений различных форм собственности;

• развитие материально-технической и экспериментально-производственной базы учебного процесса и научных ис­следований и др.

Правовой статус вуза определяетсяв соответствии с зако­нодательством и его уставом. Устав вуза утверждается общим собранием (конференцией) преподавателей, научных сотруд­ников и представителей других категорий работников и обуча­ющихся.

Ученый советкак выборный орган управления осуще­ствляет общее руководство вузом. Порядок выборов, состав

СФКЗ и ФЗ. 1996, выпуск 14(32)

и полномочия органов управления ВУЗа определяется его уставом.

Оперативное управлениедеятельностью государственного вуза осуществляет ректор,прошедший соответствующую ат­тестацию. Разграничение полномочий между Ученым советом и ректором определяется уставом вуза. В пределах своих полномочий ректор издаетприказы и распоряжения, обяза­тельные для всех работников и обучающихся.

Ученым советомиз числа наиболее квалифицированных и авторитетных специалистов соответствующего профиля изби­рается декан факультета.

Приказом Минобразования России от 9.04. № 1305 приня­ты правовые акты: «Об утверждении положения о ВАК Ми­нобразования России» от 11.04.2002 г. № 1356 и «Об утверж­дении положения о диссертационном совете, инструкциях и формах документов» от 9.04.2002 г.

Основным рабочим звеном вуза является кафедраво главе с заведующим. Кафедра ведет учебную, методическую и науч­ную работу, проводит воспитательную работу среди студентов, осуществляет подготовку научно-педагогических кадров.

Высший аттестационный комитет (ВАК) является струк­турным подразделением Министерства образования РФ. Заме­ститель Министра образования одновременно является Глав­ным ученым секретарем президиума ВАК. В настоящее время принято постановление Правительства РФ в целях повышения уровня подготовки высококвалифицированных научных кадров приняты постановления Правительства РФ от 30.01.2002 г. № 74 «Об утверждении единого Реестра ученых степеней и ученых званий и Положения о порядке присуждения ученых степеней» и от 29.03.2002 г. № 194 «Об утверждении Положе­ния о порядке присвоения ученых званий». По мнению разра­ботчиков, последние нормативные акты отличаются опреде­ленностью, так как практически в положениях нет слов «как правило», только в двух пунктах так говорится, если речь идет о звании профессора по кафедре и специальности доктора наук. Введено понятие «научно-педагогического стажа», причем об­щий стаж увеличен в два раза для всех категорий, претендую­щих на звания доцента или профессора. Еще одно новшество, — это присвоение ученого звания доцента или профессора только один раз в виде исключения. Меньше неопределенностей в присвоении ученых званий доцента и профессора, при этом в 2003 году предполагалось увеличение денежных надбавок за ученые звания. Этими постановлениями Правительства РФ в

решении вопросов подготовки кадров высшей квалификации будут руководствоваться соответствующие подразделения ВАК Министерства образования РФ.




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.