Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Система органов исполнительной власти и административно-правовые основы регулирования отношений в области трудовой занятости и социального развития населения



В соответствии с Конституцией РФ Россия провозглашена социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и сво-

1 Ведомости. 1991. № 20. Ст. 641.

2 Ведомости. 1992. № 33. Ст. 1913.

3 Российские вести. 1995 г. 22 февраля

4 С3.1994. № 2. Ст.104.

5 Ведомости. 1991. № 27. Ст. 920.

бедное развитие человека (ст. 7). Однако этого далеко не дос­таточно, чтобы практически возможно было бы осуществить эти правовые декларации в жизни. Самым сложным и важ­ным является организация комплекса экономических, финан­совых, правовых, организационных, воспитательных, психо­логических и других мер, медленно, но уверенно разрешаю­щих эту принципиально важную проблему удовлетворения жизненно необходимых потребностей населения страны. В настоящее время необходимо разработать методологически правильную основу разрешения этой проблемы. Она же в не­малой степени зависит и от совершенствования системы орга­нов государственного управления в области труда и социаль­ного развития населения.

Переход к рыночной экономике и массовое сокращение ра­ботников, особенно государственного управленческого аппара­та, продолжаемое сокращение и увольнение из Вооруженных Сил и из других так называемых силовых структур, вопросы управления в области труда, занятости и социальной защиты населения приобретают особое значение.

Зарубежный опыт показывает, что рынок труда — одна из важнейших составляющих общего рыночного механизма. Он позволяет эффективно использовать трудовой потенциал госу­дарства, создает конкурентную борьбу за рабочее место, спо­собствует росту квалификации кадров и снижению их текуче­сти. При этом он повышает мобильность рабочей силы и помо­гает распространению разнообразных форм занятости.

Многие считают, что наш современный российский рынок отягощен чрезмерно административными, правовыми, эконо­мическими и психологическими ограничениями, что это боль­ше всего препятствует свободной продаже рабочей силы по условиям, более всего выгодным для большинства работников. Это и прописка, и отсутствие открытого рынка жилья, нали­чие государственной собственности, и неразвитость механиз­мов государственного регулирования поддержки граждан в сфере занятости. Однако реальные процессы показывают, что это не так, да и ведущие зарубежные ученые придерживаются больше новой концепции понимания исполнительной власти, согласно которой сущность ее заключается не в методах, а в степени контроля над действиями граждан и каналами рас­пространения информации. То есть необходима разработка концепции государственного контроля отношений в сфере ад­министративного публичного права.

12-

Административно-правовое регулирование, его мера и сте­пень должны определятся исходя из конкретных управленчес­ких отношений, складывающихся в различных отраслях, сфе­рах и комплексах народного хозяйства. Регулирование не дол­жно замыкаться на оказании исключительно административ­ных услуг со стороны органов исполнительной власти, что чаще всего имеет место. Государственное управление в своей основе должно быть ориентировано прежде всего на решение повсед­невных задач социальной защиты большинства населения, которое в силу состояния здоровья, возраста, отсутствия ква­лификации или места работы по специальности не может себе обеспечить не только достойную жизнь, но и просто вы­живание.

Неприемлема также ситуация, когда государственная власть не может сформировать нормальный государственный бюджет, не урезая постоянно его расходную часть, и удовлетворитель­но решить задачи социальной защиты большинства населения. В такой ситуации государственная власть официально объяв­ляет себя политическим банкротом и не имеет права на суще­ствование.

Правовая основа отношений труда заложена в ст. 37 Консти­туции РФ, федеральных законах и иных нормативных актах.

Федеральными органами исполнительной власти в сфере труда и социального развития является Министерство труда и социального развития РФ (Минтруд России).

Минтруд России является федеральным органом исполни­тельной власти и осуществляет руководство обеспечением еди­ной государственной политики в области труда и социальных вопросов и координирует работу по этим направлениям.

Особое значение имеет принятый Президентом РФ Декрет № 29 1999 г. «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины»1. Хотя в обществе этот декрет воспринят неодно­значно, так, например, профсоюзы считают его дискриминаци­онным ущемляющим права наемных работников. Постановле­нием Правительства РФ утверждено Положение о Минтруде России от 29.12.2001 г. № 919 в ред. 06.09. 2001 г. № 633.

Основными задачами Минтруда России являются: • осуществление мер по реализации государственной по­литики в области труда и социальных вопросов и, соот­ветственно, забота о повышении уровня жизни и дохо-

Рос. Газета. 1999. 21 августа.

'З-Административное право

дов населения, а также обеспечение улучшения условий и охраны труда;

• осуществление мер по совершенствованию организации оплаты труда, дифференциации заработной платы по от­раслям и категориям работников;

• подготовка предложений по совершенствованию трудо­вого законодательства и содействие развитию коммер­ческих начал в трудовой и социальной сферах;

• участие в формировании системы социального партнер­ства в трудовых отношениях, осуществление контроля за ходом выполнения заключенных с работодателями договоров, включая контроль за соблюдением трудового законодательства и изучение причин возникновения кол­лективных трудовых споров и их устранение;

• разработка и реализация мер в области внешней трудо­вой миграции и др.

Решения, принимаемые Минтрудом России, а также разъяс­нения по применению нормативных актов в области труда и социальных вопросов обязательны для всех физических и юри­дических лиц.

Полномочия Правительства в РФ в сфере труда и социаль­ного развития.

В данной сфере большую роль играет Правительство РФ. Оно обеспечивает проведение в стране единой государственной политики в области социального обеспечения, поддержки наи­менее социально защищенных групп граждан, совершенству­ет систему социального обеспечения, принимает меры по ук­реплению системы адресных социальных пособий и компенса­ций семьям, имеющим детей, ветеранам войны, инвалидам, престарелым и малоимущим.

Разработана и утверждена система нормативных правовых актов, содержащих единые нормативные требования по охра­не труда. Перечень этих актов утвержден Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. Сюда относятся госу­дарственные и отраслевые стандарты безопасности труда, са­нитарные правила и нормы, строительные нормы и правила, межотраслевые организационно-методические документы. Актуальна также задача обеспечения реализации этих актов и в негосударственной сфере.

К числу важных нормативно-правовых актов в сфере труда и социального развития относится постановление Правитель­ства РФ от 1 декабря 1994 г., которым утверждено Положение о Российской трехсторонней комиссии по регулированию со­циально-трудовых отношений.

13-2

Большое значение в реализации задач социальной защиты имеет Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», который призван регулировать отношения в сфе­ре деятельности социальных служб по социальной поддержке, оказанию различного вида социальных услуг и материальной помощи гражданам. Федеральная миграционная служба (ФМС) России — как федеральный орган исполнительной вла­сти упразднен, а его подразделения и функции переданы в МВД РФ. Эти подразделения также обеспечивают формирование и реализацию политики в области миграции населения и коор­динируют эту работу. Эта служба в рамках МВД РФ функцио­нирует во взаимодействии со всеми другими органами испол­нительной власти и общественными объединениями. Подве­домственные структуры миграционной службы на уровне субъектов РФ также структурно входят в МВД республик, ГУВД, УВД других субъектов РФ.

Особое значение имеет Закон РФ «О беженцах», принятый 19 февраля 1993 г., в соответствии с Конституцией и нормами международного права, определяющий правовой статус бежен­цев, порядок признания лица беженцем и устанавливающий правовые, экономические и социальные гарантии защиты прав лиц, не являющихся российскими гражданами, вынужденных покинуть страну своего постоянного проживания, и прибыв­ших или желающих прибыть на территорию России.

Другим Законом РФ от 19 февраля 1993 г. «О вынужден­ных переселенцах» в соответствии с Конституцией и нормами международного права определяется правовой статус вынуж­денных переселенцев, закрепляются правовые, экономические и социальные гарантии защиты и реализации прав и закон­ных интересов российских граждан и других лиц, вынужден­ных покинуть место своего постоянного жительства.

Минтруд России обеспечивает единую государственную политику в области социальной защиты пенсионеров, инвали­дов, семей с несовершеннолетними детьми, женщин и детей, а также других групп населения, нуждающихся в государствен­ной поддержке. Система организаций и учреждений, а также органы социального развития субъектов РФ образуют единую государственную систему социального развития.

Основополагающим законом в этой сфере является Закон РСФСР «О государственных пенсиях в Российской Федерации», принятый от 20.11.1990 г. в текущей редакции от 16.04.2001 г. и 13.07.2001 г.; Федеральные законы РФ от 06.03.2001 г.

13'

№ 21-ФЗ «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на по­стоянное место жительства за пределы РФ»; «О государствен­ной социальной помощи» от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ; «О соци­альной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ в ред. 08.08.2001 г.; «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ в текущей ред. от 30.05.2001 г.; «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльс­кой АЭС» Закон РСФСР от 15.05.1991 г. в текущей ред.12.02.2001 г.; «О ветеранах» от 12.01.1995 г № 5-ФЗ в ред. 04.05.2000 г.; «О реабилитации жертв политических реп­рессий» от 18.10.1991 г. в текущей ред. 07.08.2000 г.; «О по­гребении и похоронном деле» от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ в теку­щей ред. 07.08.2000 г.; указ Президента РФ от 02.10.1992 г. № 1157 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов» 'от 02.10.1992 г. в текущей ред.09.09.1999 г.; «О минимальном размере оплаты труда» от 29. 04.02 г. № 42-ФЗ. С 01.05. 2002 г. 1 МРОТ составляет 450 руб.1 и иные правовые акты. Особо следует отметить постановление Минтруда России №3 и Минобразования России № 1 от 13.10.2000 г. в ред. 8.02.2001 г. «Об утверждении положения об организации про­фессиональной подготовки повышения квалификации безра­ботных граждан и незанятого населения».

Основными задачами системы органов, регулирующих отношения в сфере труда и социального развития, являются:

• разработка предложений по политике в области соци­альной защиты указанных категорий населения, фор­мирование проектов федеральных программ в этой обла­сти и координационно-методическое обеспечение их вы­полнения;

• подготовка предложений о совершенствовании законо­дательства по вопросам, относящимся к компетенции Ми­нистерства;

Ш организация государственного пенсионного обеспечения и социального обслуживания нетрудоспособных граждан, а также содействие созданию и деятельности негосудар­ственных организаций социальной защиты;

• оказание организационно-методической помощи органам социальной защиты населения по вопросам, связанным с применением действующего законодательства;

1 СЗ РФ. 2000. № 26, ст. 2729.

13-4

• разработка мероприятий по материально-бытовому об­служиванию пенсионеров, инвалидов, семей с несовер­шеннолетними детьми и других групп населения, нуж­дающихся в государственной поддержке;

• обеспечение взаимодействия с органами исполнительной власти, с благотворительными и другими общественны­ми объединениями с целью поддержки групп населения, нуждающихся в государственной поддержке и др.

9 января 1997 г. принят Федеральный закон «О предостав­лении социальных гарантий Героям Социалистического труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы», который всту­пил в действие с 1 января 1997 г. Этим законом им представ­ляется ряд льгот по медицинскому и санаторно-курортному обслуживанию, протезированию и лекарственному обеспече­нию, по предоставлению, строительству, оплате жилья и ком­мунально-бытовых услуг, при пользовании транспортными средствами и по оплате проезда, по коммунально-бытовому и торговому обслуживанию, при пользовании средствами связи, посещении культурно-зрелищных и спортивно-оздоровитель­ных организаций, по профессиональному обучению и переобу­чению, по представлению отпусков.

От 04.03.2002 г. № 21-ФЗ принят федеральный закон «О дополнительных ежемесячном материальном обеспечении граж­дан РФ за выдающиеся заслуги перед РФ», порядок этих вып­лат по обращению регламентирован правилами, которые опре­делены постановлением Правительства РФ от 07.06.2002 г. № 390.

Органы социального развития осуществляют управление по широкому кругу вопросов, касающихся пенсионного обеспече­ния граждан, заботы о ветеранах войны и труда, нетрудоспо­собных гражданах и семьях погибших, благоустройства домов-инвалидов для престарелых и инвалидов, руководства по на­значению и выплате пенсий и пособий.

В частности, в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 1996 г. № 162-ФЗ «О внесении изменения в ст. 17 ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим де­тей» размер ежемесячного пособия на ребенка увеличивается на 100% для одиноких матерей, на 50% — на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, либо в других слу­чаях согласно законодательству.

Вопросами пенсионного обеспечения военнослужащих, со­трудников органов внутренних дел, безопасности ведают соот­ветствующие органы исполнительной власти министерств обо-

роны, внутренних дел и федеральной службы безопасности, где законодательством предусмотрена военная служба. Напри­мер, положение о службе в органах внутренних дел, утверж­денное постановлением ВС РФ от 23.12.1992 г № 4202-1 в те­кущей ред. от 25.07.2002 г. № 116-ФЗ определяет правовые основы службы, порядок увольнения, пенсионное обеспечение, выплаты и льготы увольняемым сотрудникам органах внут­ренних дел.

1. 2. 3. 4. 5. 5.

6. 7.

8.

9. 10. 11.

Вопросы для самоподготовки и контроля

Понятие административно-правового регулирования отноше­ний в социально-культурной сфере.

Система органов исполнительной власти, государственного уп­равления в области образования.

Административно-правовые основы регулирования отношений в области образования.

Административно-правовые основы регулирования отношений в области высшего образования.

Система органов исполнительной власти в области науки и научной деятельности.

Административно-правовые основы регулирования отношений в области науки и научной деятельности. Система органов исполнительной власти в области культуры. Административно-правовые основы регулирования отношений в области культуры.

Система органов исполнительной власти в области здравоох­ранения.

Административно-правовые основы регулирования отношений в области здравоохранения.

Система органов исполнительной власти в области трудовой занятости и социального развития.

Административно-правовые основы регулирования отношений в области трудовой занятости и социального развития.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.