Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Система органов исполнительной власти и административно-правовые основы регулирования отношений- в области здравоохранения



Охрана здоровья населения - важнейшая обязанность госу­дарства. В ст. 7 ч. 2 Конституции РФ здоровье граждан охра­няется государством. В «Основах законодательстве РФ об ох-

1 СФКЗ и ФЗ. 1996, выпуск 14(32).

2 САПП. 1994. № 12. Ст. 878.

ране здоровья», принятых 22 июля 1993 г.1, большое значение для организации деятельности органов управления здравоох­ранения и медицинских учреждений имела принятая поста­новлением Правительства РФ «Концепция развития здравоох­ранения и медицинской науки в РФ»2. Постановлением Пра­вительства РФ от 13.01.1996 г. были утверждены «Правила предоставления платных медицинских услуг населению меди­цинскими учреждениями»3, а также приказ Минздрава Рос­сии от 20.12. 2000 г. 3445/77 «О порядке приема больных учреждениями здравоохранения федерального подчинения».

Под охраной здоровья людей понимается совокупность государственных и общественных мер политического, эконо­мического, правового, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохра­нение и укрепление физического и психического здоровья людей, поддержание их долголетней активной жизни, предоставление им необходимой медицинской помощи как в случае утраты здоровья, так и в профилактических целях для укрепления здоровья. К сожалению, с 1991 г. проблема охра­ны здоровья людей является наиболее острой, так как, напри­мер, по данным Министерства образования РФ ежегодно со­кращается примерно на один миллион численность детей, ко­торые могли бы жить и учиться в школе.

На уровне субъектов РФ управление здравоохранением осу­ществляют соответствующие органы исполнительной власти.

Объектами управления являются поликлиники, диспансеры, больницы, родильные дома, аптеки, консультации, санитар­но-эпидемиологические станции, специализированные санато­рии и другие учреждения.

К муниципальной системе относятся муниципальные орга­ны управления здравоохранением и находящиеся в муници­пальной собственности вышеназванные объекты управления.

К частной системе здравоохранения относятся лечебно-про­филактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимаю­щиеся частной медицинской и фармацевтической деятельнос­тью.

Граждане России имеют право на бесплатную медицинс­кую помощь в государственной и муниципальной системе здра-

1 ВВС РФ. 1993. № 33, ст. 1318.

2 СЗ РФ. 1997. № 46, ст. 5312.

3 СЗ РФ. 1996. № 3, ст. 194.

воохранения в соответствии с действующими правовыми акта­ми.

В РФ введено обязательное и добровольное медицинское страхование, порядок и условия которого установлены зако­ном РФ «О медицинском страховании граждан в РФ». Гаран­тированный объем бесплатной медицинской помощи гражда­нам обеспечивается в соответствии с программами обязатель­ного медицинского страхования. Первичная медико-санитар­ная помощь оказываете^ по месту жительства граждан, уч­реждениями муниципальной системы здравоохранения и са­нитарно-эпидемиологической службы.

Правовые основы обеспечения охраны здоровья населения заложены в ст. 41 Конституции РФ.

В других статьях Конституции РФ содержатся положения о запрещении принудительного труда, о защите семьи, мате­ринства и детства, о защите достоинства личности и др.

Общее руководство системой здравоохранения осуществ­ляет Президент РФ и Правительство РФ. Президент РФ как гарант защиты основных прав и свобод граждан. Правитель­ство РФ же утверждает и финансирует федеральные програм­мы по развитию здравоохранения; в соответствии с законода­тельством координирует деятельность органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в области охраны здоровья населения, а также деятельность предприятий, уч­реждений и организаций независимо от форм собственности.

В принятом 22 июля 1993 г.1 законе «Основы законода­тельства РФ об охране здоровья граждан», определены орга­низационные начала государственного, муниципального и ча­стного здравоохранения и вопросы его финансирования.

Особое значение регулирования отношений в области обес­печения радиационной безопасности населения в целях охра­ны его здоровья имеет закон от 9 января 1996 г. «О радиаци­онной безопасности населения»2. Не мене актуальной являет­ся проблема безопасности пищевых продуктов в условиях не­регулируемых рыночных отношений. Постановлением Правительства РФ от 22.11.2000 г. № 883 принят правовой акт «Об организации и проведении мониторинга качества бе­зопасности пищевых продуктов и здоровья населения». На уровне субъектов РФ управление здравоохранением осуществ­ляют соответствующие органы исполнительной власти.

1 Ведомости. 1993. № 33. Ст. 1318.

2 СФКЗ и Ф3.1996, выпуск 3(21).

Объектами управления являются поликлиники, диспансеры, больницы, родильные дома, аптеки, консультации, санитар­но-эпидемиологические станции, специализированные санато­рии и другие учреждения.

К муниципальной системе относятся муниципальные орга­ны управления здравоохранением и находящиеся в муниципаль­ной собственности перечисленные выше объекты управления.

К частной системе здравоохранения относятся лечебно-про­филактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающи­еся частной медицинской и фармацевтической деятельностью.

Обеспечению безопасности здоровья россиян служит закон от 9 января 1997 г. № 8-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызыва­емого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)»1.

Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора функционирует в системе Минздрава России, переда­на ему и система органов, предприятий и учреждений, дей­ствующая в целях обеспечения санитарно-эпидемиологическо­го благополучия населения - профилактики заболеваний, вы­явления и ликвидации опасного и вредного влияния среды обитания человека на его здоровье. Эта деятельность согласу­ется с законом от 19 апреля 1991 г. «О санитарно-эпидемиоло­гическом благополучии населения»2. Большое значение имеет постановление, принятое Правительством РФ от 24 июля 2000 г. № 554 «Об утверждении положения о государственной сани­тарно-эпидемиологической службе РФ и положении о государ­ственном санитарно-эпидемиологическом нормировании».

Многие задачи по профилактике заболеваний и укрепле­нию здоровья призван решать Государственный комитет РФ по физической культуре, спорту и туризму3. Положение о нем принято постановлением Правительства РФ от 25 января 2001 г. № 58.

Комитет, являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляет не только функции государственного управления, межотраслевой и межрегиональной координации в сфере физической культуры и туризма, но и реализует государ­ственную политику в области сохранения и развития курорт­ного комплекса страны. Он имеет свои зарубежные представи-

1 Ведомости ФС РФ. № 4, ст. 118.

2 Ведомости РСФСР. 1991. № 20, ст. 641.

3 СЗ. 1994. № 15. Ст. 1711; № 27, ст. 2895.

тельства. Однако вследствие известных причин, а главное, ро­ста цен курорты в России стали недоступны для большинства.

Существенную помощь в защите населения от чрезвычай­ных происшествий, создающих угрозу безопасности граждан оказывает Министерство РФ по делам гражданской оборо­ны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), которое непосредственно подчиняется Президенту РФ.

Основополагающее значение имеют такие акты, как Зако­ны от 19 апреля 1991 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»1, от 2 июля 1992 г. «О психиатри­ческой помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»2, указ Президента от 17 февраля 1995 г. «О гарантиях прав граж­дан на охрану здоровья при распространении рекламы»3, По­ложение о порядке установления ВТЭК степени утраты трудо-спбсобности от 23 апреля 1994 г.»4 и другие.

Отдельным направлением в области здравоохранения явля­ется оказание медицинской помощи на основании медицинс­кого страхования граждан, осуществляемое в соответствии с Законом от 28 июня 1991 г. «О медицинском страховании граж­дан в РСФСР»5,. Основная цель медицинского страхования — сохранение и укрепление здоровья населения, создание эконо­мической ответственности и заинтересованности в этом граж­дан, а также предприятий, учреждений, организаций, гаран­тирование гражданам квалифицированной помощи за счет на­копленных средств и финансирования профилактических ме­роприятий.




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.