Вооруженные Силы России состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил РФ, в Тыл Вооруженных Сил РФ и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил. Личный состав Вооруженных Сил включает военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил.
Комплектование Вооруженных Сил РФ осуществляется в соответствии с законодательством России:
1) военнослужащими - путем призыва граждан РФ на военную службу по экстерриториальному принципу и путем добровольного поступления граждан РФ на военную службу;
2) гражданским персоналом - путем добровольного поступления на работу.
Для мобилизационного развертывания Вооруженных Сил РФ создается запас обученных военному делу граждан России.
Руководство и управление Вооруженными Силами РФ.Руководство Вооруженными Силами РФ осуществляет Президент РФ - Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами России.
Управление Вооруженными Силами РФ осуществляет министр обороны РФ через Министерство обороны РФ и Генеральный штаб Вооруженных Сил РФ, являющийся основным органом оперативного управления Вооруженными Силами РФ.
Руководство и управление Вооруженными Силами РФ в военное время осуществляется в соответствии с федеральным законом.
Основные функции Министерства обороны России:
1) участвует в разработке предложений по вопросам военной политики и по военной доктрине РФ;
2) разрабатывает концепцию строительства Вооруженных Сил РФ, координирует в целях обороны разработку концепций строительства и развития Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов;
3) разрабатывает федеральную государственную программу вооружения и развития военной техники, а также предложения по государственному оборонному заказу;
4) разрабатывает предложения по расходам на оборону в проекте федерального бюджета, порядку расходования Министерством обороны РФ выделенных средств и представляет их в Правительство РФ;
5) координирует и финансирует работы, выполняемые в целях обороны;
6) организует научные исследования в целях обороны, заказывает и финансирует на договорной основе научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области обороны и осуществляет иные функции.
Основные функции Генерального штаба Вооруженных Сил России:
1) разрабатывает предложения по военной доктрине;
2) разрабатывает план строительства Вооруженных Сил и координирует разработку планов строительства и развития Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов;
3) координирует разработку предложений по численности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов;
4) разрабатывает с участием федеральных органов исполнительной власти, в составе которых или при которых имеются другие войска, воинские формирования и органы, План применения Вооруженных Сил РФ, Мобилизационный план Вооруженных Сил РФ и Федеральную государственную программу оперативного оборудования территории РФ в целях обороны;
5) готовит предложения по численности граждан РФ, призываемых на военную службу и военные сборы, с распределением их между Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами;
6) устанавливает количественные нормы призыва граждан РФ на военную службу, военные сборы и призывы по мобилизации от субъектов РФ;
7) организует планирование и осуществление мероприятий по обеспечению ядерной безопасности и предотвращению несанкционированного применения ядерного оружия и осуществляет иные предусмотренные законом функции.
В Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах запрещается ведение любой политической пропаганды и агитации, в том числе предвыборной.
Надзор за законностью и расследование дел о преступлениях в Вооруженных' Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах осуществляется генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами.
Финансирование расходов на оборону осуществляется из средств федерального бюджета путем ассигнования средств Министерству обороны РФ, другим федеральным органам исполнительной власти, обеспечивающим реализацию мероприятий в области обороны.
Контроль за исполнением федерального бюджета в части расходов на оборону осуществляется в соответствии с законодательством РФ. Должностные лица органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций независимо от форм собственности и граждане, виновные в невыполнении возложенных на них обязанностей по обороне или препятствующие выполнению задач обороны, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.
В настоящее время особо актуальными являются проблемы финансирования и социальной защиты военнослужащих. Предпринимаемые Правительством России попытки в разрешении этих проблем пока не дают положительных результатов.
Органы местного самоуправления обязаны выявлять во взаимодействии с органами внутренних дел граждан, постоянно или временно проживающих на их территории и подлежащих постановке на воинский учет, а также разъяснять им их обязанности по воинскому учету и контролировать их выполнение всеми гражданами.
Для первоначальной постановки граждан на воинский учет решением главы местной администрации утверждается комиссия по постановке граждан на воинский учет, а для организации и проведения призыва граждан на военную службу местные администрации создают призывные комиссии.
Для работы призывных комиссий органы местного самоуправления обязаны обеспечивать их помещениями, оборудованием, транспортом и иными материально-техническими средствами".