Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Система органов исполнительной власти и административно-правовые основы государственного управления в сфере налогов и сборов



Система органов Министерства РФ по налогам и сборам представляет собой единую федеральную систему контроля за соблюдением налогового законодательства в стране. Система органов построена в соответствии с федеральным принципом России.

Система органов министерства по налогам и сборам вклю­чает в себяМинистерство РФ по налогам и сборам и одно­именные органы в субъектах Российской Федерации, соответ­ствующие структурные подразделения в районах и городах (за исключением городов районного подчинения), а также Глав­ное управление налоговых расследований при Министерстве РФ по налогам и сборам, управления (отделы) налоговых рас­следований при государственных налоговых органах в субъек­тах РФ, районах и городах.

Вся эта система построена на централизованных началах и подчиняется только Президенту РФ и Правительству РФ. На­значение руководителей налоговых подразделений производит­ся по вертикали, согласно подчиненности.

Налоги в любом государстве — основной источник формиро­вания доходной части бюджета, поэтому организации налого­вого дела уделяется большое внимание.

Правовые основы налогового дела составляют:Конститу­ция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ и другие нормативные акты, принятые уполномоченными органами и их должностными лицами. К ним относятся: Закон РСФСР от 21.03.1991 г. № 943-1 «О налоговых органах РФ», в текущей ред. 05.07.2001 г.1; Федеральный закон «Налоговый кодекс». Часть-1, в текущей ред. от 24.03.2001 г.; ФЗ «Налого­вый кодекс». Часть-2, в текущей ред. от 06.08.2001 г.2

Налоговые органы РФ поэтапно сформировались как еди­ная самостоятельная система и были в правовом отношении закреплены Федеральным законом от 23 июня 1999 г. «О вне­сении изменений и дополнений в закон РСФСР «О Государ-

1 БНА. 1992. № 1; СЗ РФ. 2001. № 34, ст. 3512.

2 СЗ РФ. 2001. № 33 (ч. 1), ст. 3413.

ственной налоговой службе РСФСР»1; с развитием рыночных отношений 31 июля 1998 г. был принят закон «О налоге на игорный бизнес»; 31 июля 1998 г. принята I часть Налогового кодекса и закон «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности»; 25 сентября 1999 г. На определенном этапе существенное значение в совершенствова­нии налоговых отношениях имело принятое положение о на­логовой полиции, утвержденное указом Президента РФ «Воп­росы Федеральной службы налоговой полиции РФ2, а также принятые изменения и дополнения № 8 Инструкция Госна­логслужбы РФ от 29 июня 1995 г. № 35 «По применению за­кона РФ «О подоходном налоге с физических лиц»3 и ряд дру­гих нормативных актов. Таковы в целом административно-пра­вовые основы регулирования налоговых отношений.

Система органов Министерства РФ по налогам и сборампостроена централизованно и подчиняется непосредственно Президенту РФ и Правительству РФ и обеспечивает контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью их внесения в соответствующие государственные бюджеты, а также осуще­ствление других платежей, установленных законодательством и местными органами власти в пределах их ведения и компе­тенции.

Правовой статус органов Министерства РФ по налогам и сборам, регламентирован постановлением Правительства РФот 16.10 2000 г. № 783 в ред. 30.08.2002 г. «Об утверждении Положения о Министерстве по налогам и сборам».

Министерство РФ по налогам и сборам (МНС России) явля­ется федеральным органом исполнительной власти, осуществ­ляющим контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевремен­ностью уплаты налогов, сборов и других обязательных плате­жей налогоплательщиками, участвующим в выработке нало­говой политики и осуществляющим ее с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и госу­дарственные внебюджетные фонды в полном объеме налогов, сборов и других обязательных платежей, обеспечивающим межотраслевую координацию, государственный контроль и регулирование в области производства и оборота этилового спир-

1 СЗ РФ. 1999. № 28, ст. 3484.

2 СЗ РФ. 1999. № 39, ст. 4590.

3 РГ. 1999. 27 июля.

та и алкогольной продукции, а также осуществляющим в ус­тановленном порядке валютный контроль.

Министерство РФ по налогам и сборам осуществляет возло­женные на него функции и полномочия непосредственно и че­рез свои территориальные органы.

Министерство РФ по налогам и сборам и его территориаль­ные органы - управления Министерства РФ по налогам и сбо­рам по субъектам РФ, межрегиональные инспекции Министер­ства РФ по налогам и сборам, инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Министерства РФ по налогам и сборам межрайонного уровня (далее именуются — налоговые органы) образуют единую централизованную систему нало­говых органов.

Министерство РФ по налогам и сборам осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, обществен­ными объединениями и иными организациями.

Министерство РФ по налогам и сборам руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными консти­туционными законами, Налоговым кодексом РФ, другими фе­деральными законами, указами и распоряжениями Президен­та РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, и Положением о МНС России.

Основными задачами Министерства РФ по налогам и сбо­рам являются:

1) контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления-, полнотой и своевременно­стью уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей в соответствующий бюджет и государственные внебюджетные фонды в соответствии с законодательством РФ;

2) участие в разработке и осуществлении налоговой поли­тики с целью обеспечения своевременного, поступления в соот­ветствующий бюджет и государственные внебюджетные фон­ды налогов, сборов и других обязательных платежей в полном объеме;

3) осуществление валютного контроля в соответствии с за­конодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле в пределах компетенции налоговых органов;

4) осуществление государственного контроля производства и оборота этилового спирта, изготовленного из всех видов сы­рья (далее именуется — этиловый спирт), спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции.

Министерство РФ по налогам и сборамв соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:

1) проводит работу по взиманию законно установленных налогов, сборов и других обязательных платежей, в том числе в пределах своей компетенции разрабатывает и утверждает обязательные для налогоплательщика формы заявлений о по­становке на учет в налоговых органах, расчетов по налогам, налоговых деклараций и иных документов, связанных с ис­числением и уплатой налогов и сборов, а также устанавливает порядок их заполнения;

2) осуществляет в пределах своей компетенции контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а так­же принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременно­стью уплаты налогов, сборов и других обязательных плате­жей в соответствующий бюджет и государственные внебюд­жетные фонды;

3) ведет в установленном порядке учет налогоплательщи­ков;

4) проводит разъяснительную работу в отношении приме­нения законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, бесплатно информирует налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, предоставляет налогоплательщикам формы установлен­ной отчетности, разъясняет порядок их заполнения, порядок исчисления и уплаты налогов и сборов и обеспечивает налого­плательщиков иной необходимой информацией;

5) обеспечивает в установленном порядке возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов;

6) подготавливает в пределах своей компетенции предло­жения по совершенствованию налоговой политики, планиро­ванию налоговых поступлений, развитию налогового законо­дательства в РФ, а также валютного законодательства и зако­нодательства в области производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции;

7) обобщает практику применения законодательства о на­логах и сборах, анализирует отчетные и статистические дан­ные, результаты налоговых проверок и разрабатывает на их основе в пределах своей компетенции приказы, инструкции, методические указания и другие документы по применению законодательства РФ о налогах и сборах;

8) применяет установленные законодательством РФ санк­ции в случае нарушения законодательства о налогах и сборах;

9) проводит совместно с правоохранительными и контроли­рующими органами мероприятия по контролю за соблюдени­ем законодательства о налогах и сборах и осуществляет иные функции, предусмотренные федеральными законами и други­ми нормативными правовыми актами.

Министерство РФ по налогам и сборам правомочно:

1) требовать от налогоплательщика или налогового агента документы (по установленным формам), являющиеся основа­нием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов и сборов, а также пояснения и документы, подтверж­дающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов и сборов;

2) проводить в установленном порядке налоговые провер­ки;

3) производить при проведении налоговых проверок у нало­гоплательщика или налогового агента выемку документов, сви­детельствующих о совершении налоговых правонарушений, если есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

4) вызывать на основании письменного уведомления в на­логовые органы налогоплательщика, плательщика сборов или налогового агента для дачи пояснений в связи с уплатой (удер­жанием и перечислением) им налогов либо в связи с налоговой проверкой;

5) приостанавливать в установленном порядке операции по счетам в банках налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и налагать арест'на их имущество;

6) обследовать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объек­тов налогообложения независимо от места их нахождения про­изводственные, складские, торговые и иные помещения и тер­ритории, проводить инвентаризацию принадлежащего налого­плательщику имущества;

7) определять суммы налогов, сборов и других обязательных платежей, подлежащие внесению налогоплательщиком в бюд­жет и государственные внебюджетные фонды, расчетным пу­тем на основании имеющейся информации о налогоплательщи­ке, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случае отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к обследованию производственных, складс­ких, торговых и иных помещений и территорий, используемых

налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, а также в случае не­представления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов;

8) требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений зако­нодательства о налогах и сборах и контролировать выполне­ние указанных требований;

9) взыскивать в установленном порядке недоимки по начо-гам, сборам и пени;

10) контролировать соответствие крупных расходов физи­ческих лиц их доходам;

11) требовать от банков документы, подтверждающие ис­полнение платежных поручений налогоплательщиков, платель­щиков сборов и налоговых агентов и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов нало­гоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сумм налогов и пеней и осуществлять иные предусмотренные законом полномочия.

Министерство РФ по налогам и сборам возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правитель­ства РФ.

Министр осуществляет руководство Министерством на ос­нове единоначалия, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач и функций.

Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации.

Министр РФ по налогам и сборам имеет следующие пол­номочия:

1) распределяет обязанности между заместителями Мини­стра;

2) утверждает структуру и штатное расписание централь­ного аппарата Министерства в пределах установленных Пра­вительством РФ численности и фонда оплаты труда работни­ков, смету расходов на его содержание в пределах предусмот­ренных в федеральном бюджете на соответствующий период ассигнований на государственное управление;

3) утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата Министерства;

4) утверждает уставы, находящихся в ведении Министер­ства организаций, заключает, изменяет и расторгает трудовые договоры (контракты) с руководителями этих организаций;

5) назначает на должность и освобождает от должности в установленном порядке работников центрального аппарата Министерства;

6) представляет в установленном порядке в Правительство РФ проекты нормативных правовых актов по вопросам, вхо­дящим в компетенцию Министерства;

7) издает в пределах своей компетенции приказы, распоря­жения, дает указания, обязательные для исполнения работни­ками центрального аппарата Министерства и его территори­альных органов и осуществляет иные, предусмотренные пра­вовым актом полномочия.

Министерство РФ по налогам и сборам в пределах своей компетенции издает самостоятельно и совместно с другими федеральными органами исполнительной власти нормативные правовые акты.

В Министерстве РФ по налогам и сборам образуется колле­гия в составе Министра (председатель коллегии), заместите­лей Министра, входящих в нее по должности, а также руково­дителей структурных подразделений центрального аппарата Министерства и иных лиц.

Должностные лица налоговых органовв объеме своей ком­петенции и в порядке, установленном законодательством, пра­вомочны:

• проверять все документы, связанные с исчислением и уплатой налогов, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе проверки;

• приостанавливать операции налогоплательщиков по сче­там в банках и кредитных учреждениях, если они не предоставляют документы, связанные с исчислением и уплатой налогов;

• обследовать любые помещения налогоплательщиков, ис­пользуемые для извлечения доходов (прибыли) либо свя­занные с содержанием объектов налогообложения;

• налагать на руководителей банков, кредитных учрежде­ний, а также финансовых органов административные штрафы в случае невыполнения указаний и предписа­ний налоговых органов;

• изымать у налогоплательщиков документы, свидетель­ствующие о сокрытии или занижении дохода (прибыли) или о сокрытии иных объектов от налогообложения, с одновременным производством осмотра документов и фиксацией их содержания;

• получать без оплаты от всех юридических лиц данные, необходимые для исчисления налоговых платежей пла­тельщиков.

При отказе физического лица допустить должностных лиц налогового органа к обследованию помещений или непредо­ставлении им необходимых для расчета налогов документов облагаемый доход определяется налоговыми органами исходя из дохода по аналогичным видам предпринимательской дея­тельности.

Должностные лица Министерства Российской Федерации по налогам и сборам при выявлении нарушений, за которые виновные подлежат привлечению к административной ответ­ственности, помимо отражения этих фактов в актах проверки составляют протоколы об административном правонаруше­нии.

Руководители налоговых инспекций рассматривают эти дела и принимают постановления о наложении административного штрафа на должностных лиц и граждан, виновных в наруше­нии налогового законодательства.

По закону гражданам, имеющим доходы по нескольким источникам, надо заполнять налоговую декларацию. Сокры­тие доходов наказывается, в основном, материально: с винов­ного взыскивается сам налог, сумма, сокрытая от налога, и штраф в размере этой суммы. Если такое нарушение было со­вершено неоднократно, то штраф может достигать двух сумм, а если суд установит, что речь идет об умышленном правона­рушении, - то пяти сокрытых сумм.




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.