Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Классификация групповых норм



Социальные нормы могут классифицироваться по самым разным признакам. Назовем наиболее важные из них.

Модальность нормы

Нормы могут быть предписывающими и за­прещающими.

Предписывающие нормы определяют, какой тип поведения (пове­ден­ческий образец – «behavioral pattern», англ.) считается желатель­ным или обязательным в той или иной ситуации.

Запрещающие нормы характеризуют виды поведения, считаю­щие­ся недопустимыми или нежелательными в данной социальной груп­пе.

Примером данной классификации социальных норм могут быть дорожные знаки.

Степень обязательности норм

С этой точки зрения можно выде­лить:

нормы-правила – основные («жесткие») нормы, обязательные для членов какой-либо группы;

нормы-ожидания – «мягкие» нормы, которые предписывают (или наоборот ограничивают) какие-либо формы поведения, но не оп­ределяют их как абсолютно недопустимые или наоборот строго обя­зательные. Примером норможиданий являются ограничивающие нормы, указывающие на то, какие способы поведения считаются до­пустимыми, но нежелательными в той или иной ситуации.

За нарушение норм-правил обычно полагаются более строгие санкции, чем за нарушение норм-ожиданий.

Степень формализации норм

Нормы бывают формальные и не­формальные.

К формальным нормам относятся нормы, которые четко за­фикси­ро­ваны в письменной форме, максимально однозначны и пред­писаны данной группе более широкими социальными общностя­ми, составной частью которых они являются или которые ими управ­ляют.

Неформальные нормы – правила повседневного общения, соблю­де­ние которых обеспечивается обычаями и привычкой.

Наконец, можно предложить еще одну классификацию социаль­ных норм, которая редко упоминается в учебной литературе, но кото­рая тем не менее имеет очень большое значение в повседневной жизни.

Все нормы можно поделить на количественные и качест­вен­ные. Дело в том, что нормы всегда определяют допустимое поведение че­ло­века по отношению к какому-нибудь социально значимому па­ра­метру. А каждый параметр является либо количественным, либо ка­че­ственным. Так, норма поведения может состоять в том, что мужчи­нам следует пропускать женщин перед собой, входя в какую-либо дверь. Здесь нормативный параметр качественный и имеет всего два значения – пропускать или не пропускать.

С другой стороны, социальная норма может состоять в том, что не­удобно опаздывать более чем на пять минут. В данном случае нор­мативный параметр – количественный (время). Различие между количественными и качественными нормами имеет большое зна­че­ние при определении отклоняющегося поведения.

В современном обществе все большее значение приобретают количественные нормы, так как устойчивость общества требует все более точного соблюдения правил.

Конформизм

Конформизм – стремление индивида (подгруппы) соответство­вать ценностям и нормам доминантной или референтной группы.

Если консенсус есть характеристика группы, то конформизм – характеристика поведения индивида или подгруппы по отношению к группе. Конформизм, так же как и консенсус, может проявляться на когнитивном, аффективном и поведенческом уровне. И так же как в случае с консенсусом, эти три формы совсем не обязательно разде­ляют­ся каждым членом группы.

Начало экспериментальному исследованию явления конформиз­ма положили американские исследователи. В 1930–40-х гг. XX в. С.Эш и М.Шериф провели ряд исследований влияния большинства группы на индивидуальное мнение испытуемых. Около трети ис­пытуе­мых, попадая в окружение «подставных» лиц, дающих заведомо не­верные ответы относительно восприятия какого-либо объекта, присоединяются к этим показаниям, несмотря на их очевидную ложность. Исследования американских психологов изначально были на­прав­лены на выявление того, как мнение большинства влияет на установ­ки меньшинства. Внимание европейских исследователей, наоборот, было сосредоточено на группе как целостном образовании, а также на проблеме лидерства. Было показано, что индивиды, входящие в груп­пы, обладают разным статусом. В зависимости от статуса, а также от особенностей своего поведения меньшинство может не только не подчиниться нормам большинства, но и заставить последнее изме­нить свои нормы.

В частности, английский исследователь Г.Таджфел показал в се­рии экспериментов, что: 1) стремление принадлежать к группе яв­ляет­ся фундаментальным свойством человеческой натуры; 2) люди стре­мятся поддерживать «своих», даже если это не сулит им явной лич­ной выгоды; 3) групповая идентичность сохраняется, даже когда прекратилась совместная групповая деятельность, ради которой эта группа возникла (была создана); 4) многие важные для человека со­циальные группы и квази­груп­пы не выбираются и не создаются им в процессе самостоятельной дея­тельности; они существуют независимо от воли отдельного конкрет­ного человека, и он оказывается их членом помимо собственного желания (родительская семья, класс в школе, дворовая компания, под­разделение в армии, этнос и т.д.); 5) актив­ное меньшинство зачастую значительно сильнее влияет на мнения отдель­ного рядового члена, чем пассивное большинство, и нередко имен­но его мнение утверждается в группе как общепринятое.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.