Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Группы первичные и вторичные



С понятием формальных и неформальных групп тесно связано по­нятия «первичных» и «вторичных» групп. Если деление на фор­маль­ные и неформальные характеризует объективную структуру групп, то первичные и вторичные группы определяются по отношению к входящим в них индивидам, составляющим эти группы.

Эти понятия ввел американский психолог Чарльз Кули в начале XX века. К первичным группам относятся такие, с членами которых че­ловек связан, прежде всего, эмоциональными связями (семья, дру­жеские компании). Вторичные группы – это такие, в которых человек вступает в обезличенные, формальные отношения (организации, по­литические партии и т.д.). Согласно мнению Ч.Кули, именно пер­вич­ные группы оказывают наиболее сильное влияние на человека. Что­бы понять отношение человека к различным политическим пар­тиям, товарам, законодательным актам и другим явлениям общест­вен­ной жизни, необходимо, прежде всего, изучить, как складывается это отношение в его первичных группах.

Деление групп на первичные и вторичные тесно связано с деле­нием на формальные и неформальные. Неформальная группа всегда явля­ет­ся первичной, а формальная – вторичной.

Среди признаков, отли­чаю­щих первичную группу от вторичной, обычно называются следующие:

 

Первичные Вторичные

 

Численность только малые любые

Целеполагание нецелевые целевые

Кол-во ролей у каждого члена много мало

Ролевые ожидания нечеткие четко определенные

Формализация низкая высокая

 

Социологи давно заметили, что в реальной жизни практически не встречается групп, которые были бы исключительно первичными и неформальными или, наоборот, полностью соответствовали бы тре­бованиям вторичной формальной группы.

Безусловно, семья является преимущественно неформальной группой; однако в значительной степени права и обязанности членов семей регулируются соответствующими юридическими нормами, а сам факт создания семьи в современном обществе фиксируется актом учета гражданского состояния. Наоборот, частная фирма или государ­ст­венное учреждение – это, прежде всего, формальные группы, одна­ко и в них нередко складываются межличностные отношения, далеко выходящие за рамки чисто формальных. Поэтому каждая реальная социальная группа находится как бы на шкале, на континууме, в зави­симости от того, какие отношения – формальные или неформаль­ные – превалируют в повседневной деятельности данной группы. Семья, с этой точки зрения, будет ближе к «неформальному» полюсу, а штат организации, наоборот – к «формальному».

Формальные вторичные группы, как правило, бывают целевыми, в то время неформальные первичные – нецелевыми. Однако это соот­ветствие совсем не жесткое, не обязательное. Например, группа само­деятельных туристов-путешественников является целевой по преиму­ществу неформальной группой. В то же время участники описанного выше шахматного (или покерного) турнира в Интернете являются нецелевой формальной (вторичной) группой.

 

2.3.5. Референтные группы

Это группы, на нормы и ценности которых ориентируется инди­вид. Каждый индивид может иметь множество ре­ферентных групп; од­нако он не обязательно является их членом. На­пример, для хрис­тиан Христос и его апостолы являются референтной группой; для час­ти мо­лодежи референтными являются актерские круги Голливуда, мир из­ве­стных спортсменов или предпринимателей. В то же время рефе­рент­ными могут быть такие группы, как собст­вен­ная роди­тель­ская се­мья или компания сверстников. Референтная группа может быть даже вооб­ражаемой (Средиземье Толкиена) или су­щество­вав­шей в прошлом.

Референтные группы имеют большое значение в процессе социа­ли­зации (воспитания) человека (см. 5).

 

 

Организация как социальная группа

 

Изучению организаций, ввиду их чрезвычайной важности в совре­мен­ном мире, посвящена специальная отрасль знаний – теория орга­ни­заций. Ее разделом является социология организаций, рассмат­ри­вающих организацию как целевую формальную группу.

 

Понятие организации

Организация – социальная группа, ориентированная на дости­же­ние взаимосвязанных специфических целей и основанная на высокофор­ма­лизованных структурах.

Организация – это целеориентированная социальная система. Система – совокупность взаимосвязанных частей, образующих неко­то­рое целое, взаимодействующая с окружающей средой. Целое обла­дает свойствами, не сводимыми к сумме свойств отдельных частей. Таким образом, помимо трех основных элементов группы, органи­за­ция предполагает:

– наличие общей, признаваемой в качестве официальной цели
ор­ганизации, не сводимой к индивидуальным целям ее членов;

– набор ресурсов и определенный способ их защиты, начиная с
за­боров и служб охраны и заканчивая способом оправдания право­моч­нос­ти своего существования;

– систему официально утвержденных норм поведения и форм контроля за их соблюдением;

– структуру устойчиво воспроизводимых статусов – относительно постоянное формальное руководство или, по крайней мере, устой­чи­вую лидерскую группу;

– иерархичность (демократический централизм – единоначалие, наличие этажей власти, обязательность вертикального исполнения, обратная связь);

– определенную систему формального и неформального разде­ле­ния труда между своими членами;

– определенный порядок положительных и отрицательных санк­ций за участие (или неучастие) в деятельности организации;

– формализованное определение членства в организации.

Изучение организаций важно не только само по себе, но и потому, что многие механизмы, действующие внутри организации, имеют ана­логи и в обществе в целом.

 

Цели организации

По мнению А.И.Пригожина, существуют три вида организацион­ных целей: цели-задания, цели-ориентации и цели-системы.

Цели-задания – это оформленные как программы общих действий поручения, выдаваемые извне организацией более высокого уровня или официально сформулированные в качестве главных целей дея­тель­ности данной организацией.

Цели-ориентации – это совокупность целей участников орга­низации, реализуемых через механизмы функционирования орга­низации.

Цели-системы – это стремление сохранить организацию как це­лое, то есть сохранить равновесие, стабильность и целостность орга­низации.

Важным фактором развития организации является согласование, сочетание и как минимум взаимная непротиворечивость этих целей.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.