Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Межгрупповое взаимодействие и межгрупповой конфликт



 

Межгрупповой конфликт является частным случаем межгруп­по­вого взаимодействия. В главах 2–4 мы рассматривали социальную груп­пу как самостоятельную единицу, не связанную с другими груп­па­ми, все процессы в которой ограничиваются самой этой группой. Однако ни одна социальная группа не может существовать сама по себе, вне взаимодействия с другими группами. Это вытекает из самого ее опре­деления. Два из трех признаков группы (идентичность и член­ство) предполагают, что существует, по крайней мере, еще одна группа, от которой члены данной группы могли бы себя отли­чать и пред­стави­тели которой, в свою очередь, могли бы их идентифи­­ци­ровать.

Этот факт в социологии и социальной психологии был осо­знан очень давно, и поэтому были предложены специальные термины «своя группа» («in-group») и «чужая (внешняя) группа» («out-group»).

Таким образом, межгрупповое взаимодействие – необходимый эле­мент социальной действительности, без которого нельзя понять не только общественные процессы в целом, но и многие явления в са­мих социальных группах. Взаимодействие между социальными груп­пами, как и внутригрупповые процессы, проявляются на когни­тив­ном, аффективном и поведенческом уровнях.

 

Стереотипы восприятия

 

В основе любого межгруппового общения лежит образ предста­ви­телей внешней группы, который формируется у людей, входящих и «свою» социальную группу.

Действительно, от человека, приехавшего в Москву, нередко мож­но услышать: «Ну, москвичи, они такие...», и дальше приводится на­бор определений, который меняется в зависимости от того, насколько успешным оказался визит человека. Если успешным – то опреде­ления будут скорее положительными, а если не очень – то наоборот.

Стереотипом восприятия называется формирующееся в опре­де­ленной социальной группе обобщенное и упрощенное представление о нормах, ценностях и правилах поведения представителей своей или внешней социальной группы.

Если это представление касается своей собственной группы, то та­кие стереотипы называются автостереотипами. Если же речь идет об образе внешней группы, то стереотип называется гетеростереотипом.

Почему же люди склонны к обобщению образа какой-либо груп­пы, почему они не могут реагировать на поведение каждого отдель­ного человека, вне зависимости от его групповой принадлежности? На это есть несколько причин.

Прежде всего, мир очень сложен, а информационные возмож­нос­ти каждого отдельного человека ограничены. Человек просто физи­чески не способен оценивать поступки каждого, с кем он встречается в жизни, с учетом всего многообразия его жизненных обстоятельств и психо­ло­гических особенностей. Поэтому мы обычно делим людей на катего­рии (иногда эти категории совпадают с реально сущест­вую­щи­ми социаль­ными группами) и на основании своего личного опы­та или опы­та дру­гих людей сами для себя выдвигаем предпо­ложения об об­щих нор­мах и ценностях, свойственных «этим» людям, принадле­жа­щим к какой-ли­бо категории, об их психологических ка­чествах и манере поведения.

Потребность в выработке стереотипов имеет и чисто практический смысл. Встречаясь и общаясь с людьми, входящими в различные социальные группы, человек должен прогнозировать их поведение. Естественно, что для этого он должен иметь хотя бы предварительное представление о том, как ведут себя «эти» люди в целом. Встречаясь с фанатом «Спартака», вы вряд ли будете заводить с ним разговор о Моцарте или о котировке акций, и уж наверняка не заикнетесь о дос­тоинствах ЦСКА. Хотя вполне может оказаться, что для данного кон­кретного представителя «спартачей» эти темы могут быть интерес­ны. Но, скорее всего, такой болельщик будет исключением из общей мас­сы. Наконец, стереотипы возникают из-за того, что люди склонны поддерживать и оправдывать цели деятельности, нормы и ценности своей группы и относиться к другим группам в зависимости от того, соот­ветствуют ли они этим целям, нормам, ценностям.

Все перечисленные факторы составляют индивидуальные пред­по­сылки формирования стереотипа. Однако собственно групповой стереотип возникает тогда, когда такое представление перестает быть моим личным представлением и будет разделяться всеми членами моей группы или по крайней мере их большинством.

Лишь очень редко стереотипы ограничиваются только представ­ле­нием о другой группе, чаще всего они включают и ее оценку. Стереотипы могут быть положительными и отрицательными. Ины­ми словами, стереотипы включают в себя не только когнитивный, но и аффективный, оценочный элемент.

Как правило, автостереотипы бывают положительными, а гете­ро­стереотипы нейтральными или более отрицательными, чем автостереотипы. Однако в ряде случаев бывает и наоборот. Например, когда значительная часть группы разочаровалась в ее ценностях, гетеростереотипы могут стать более положительными, чем авто­стереотипы.

 

Маргинальность

 

Очень важным элементом межгруппового взаимодействия яв­ля­ется маргинальность – состояние социальных категорий или лич­нос­тей, принадлежащих двум или более социальным группам, но не при­ни­мающих до конца нормы ни одной из них, при условии, что неко­то­рые базовые нормы и/или ценности этих групп взаимно несовме­сти­мы.

Маргинальные индивиды и группы появляются в самых разных со­циальных условиях; одним из наиболее важных факторов формиро­ва­ния маргинальности служат межрегиональные миграции. Марги­налы часто находятся в состоянии межролевого и внутриролевого напряжения, поскольку вынуждены играть плохо совместимые или даже взаимоисключающие роли в группах, на стыке которых они находятся; им приходится также подчиняться противоречащим друг другу социальным нормам и ценностям (см. 13.4).

Маргиналы играют неоднозначную роль как в жизни групп, в ко­торые они входят, так и в жизни всего общества. Именно среди мар­гиналов чаще всего наблюдается девиантное поведение, они могут выступать в качестве разрушительной силы; но одновременно именно маргиналы чаще всего оказываются движущей силой социального развития.

 

Групповой фаворитизм

 

Формированием стереотипов восприятия и маргинальности не ограничиваются виды межгруппового взаимодействия. Психологов и социологов, изучавших межгрупповые отношения, в первую очередь, интересовали два аспекта: межгрупповая дискриминация (ингруп­по­вой фаворитизм) и межгрупповая агрессия. Под межгрупповой дискри­минацией понимается явление, когда в ходе межличностного общения, при распределении различного рода ресурсов, предпочтение отдается представителям «своей» группы в ущерб «чужой». Под межгрупповой агрессией понимаются коллективные действия одной или обеих кон­так­тирующих групп, осуществляемые посредством прямого физи­ческого воздействия (избиение, убийство или угроза таковых), направ­ленные на то, чтобы лишить противоположную группу доступа к какому-либо ресурсу, подчинить эту группу своему влиянию или физи­чески уничтожить ее как целое.

То, что люди часто предпочитают своих чужим, известно безо вся­ких исследований.

Но почему возникает это явление, насколько оно устойчиво, от ка­ких факторов зависит? Это вопросы далеко не празд­ные, поскольку в по­вседневной жизни, в политике, в экономике люди постоянно стал­киваются с дискриминацией по признаку групповой принадлежности.

К объяснению этого явления ученые пытались подойти с двух сторон; различия здесь прослеживаются по тем же ли­ниям, что и при определении объективности существования группы. Представители североамериканской науки настаивали на том, что люди предпо­читают «своих» «чужим», когда это приносит им личную выгоду или позволяет добиться общегрупповых целей. Однако более правильной оказалась позиция европейских исследователей во главе с английским психологом Генри Таджфелом (см. 1.2.4). Они показа­ли, что стремле­ние к идентификации с определенной группой не всегда зависит от корыстных соображений, а часто даже осу­ществ­ляется вопреки по­след­ним. Таким образом, согласно результатам европейских исследо­вателей, стремление к групповой идентичности является внутренним свойством человека, а не объясняется только ситуативными сооб­ражениями личной выгоды. Так, в экспериментах было показано, что люди склонны поддерживать «своих», даже если им лично это не несет никакой выгоды. Более того, многие люди час­то испытывают гораздо более сильный стресс из-за неудачи «своих», чем из-за соб­ствен­ных проблем.

В экспериментах европейских исследователей было показано, что люди стремятся поддерживать представителей «своей» группы тем сильнее, чем больше она отличается по каким-либо явным признакам от другой группы (или других групп) – по внешности, одежде, симво­ли­ческим элементам культуры и т.д. На характер отношений влияет также опыт предыдущего общения между группами: если это опыт позитивного успешного сотрудничества, то и в последующем можно ожи­дать проявления дружественных или по крайней мере нейт­раль­ных отношений. Если же в прошлом группы конкурировали, если между ними были открытые конфликты, то это влияет на ха­рак­тер их взаимодействия даже в самой благоприятной для пози­тив­ного сотруд­ничества ситуации.

Лучше всего, если члены двух групп начинают воспринимать друг друга как представителей некоторой более широкой общности.

Все эти выводы имеют большое значение для понимания не только отдельных групп, но и общества в целом. Действительно, все про­цессы выглядят совершенно по-разному, если в них участвуют отдельные индивиды, каждый из которых действует в соответствии со своими эгоистическими интересами, и в том случае, если реальными «актерами» в театре жизни являются социальные группы.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.