Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Индивидуальные цели и групповые цели как ценности



В целевых группах общая цель является основной терминальной групповой ценностью. Каждая социальная группа поддерживает определенные личные цели как индивидуальные ценности; в то же время достижение общей цели рассматривается как общегрупповая ценность. Таким образом, ценности, как ицели, бывают обще­груп­повые и индивидуальные.

Индивидуальный характер ценности не означает, что она не долж­на быть признана группой. Если цели (индивидуальные или группо­вые) закрепляются в групповом сознании и воспринимаются как объективно существующие и определяющие поведение человека или группы, то они превращаются в терминальные ценности.

Если какой-либо член группы преследует свои цели, непонятные и не принятые в данной группе (или даже неизвестные ей), то такие цели не являются ценностями. Например, если в компании чисто прагматических «бизнесменов», заинтересованных только в том, как поделить дешевый кредит, появляется человек, желающий заняться благотворительной деятельностью и развитием культурной среды и пытающийся получить деньги под эти цели, такие цели не будут вы­ступать как ценности данной группы. И если привычной «инст­ру­ментальной ценностью» в такой группе является «стрелка», то вряд ли совместная молитва (которая, в принципе, также могла бы раз­ре­шить проблему) будет воспринята как инструментальная ценность, хотя наш меценат вполне может ее предложить.

 

Система ценностей

Ни одна группа не может существовать без выработки собствен­ной системы ценностей, определяющих как индивидуальное, так и общегрупповое поведение. И наоборот, в любой социальной группе, существующей достаточно длительное время, неизбежно выраба­ты­вается система ценностей как «узаконенных», конвенциальных целей и средств их достижения.

Группа никогда не принимает лишь одну ценность. Ценностей всег­да несколько, иногда даже очень много. Ценности, принимаемые той или иной группой, образуют систему ценностей.

Почти никогда не бывает так, чтобы отдельная группа выраба­ты­вала систему ценностей, изолированную от других групп данного об­щества. Подавляющую часть своих ценностей она воспринимает в обществе, к которому принадлежит.

Тот факт, что ценности образуют систему, не означает, что от­дель­ные ценности не могут противоречить друг другу.

Значение системы ценностей в обществе или отдельно взятой со­циальной группе нагляднее всего проявляется в случае разрушения этой системы.

Аномия – это утрата значительной частью общества илисо­циальной группы центральных для системы ценностных ориентаций.

Э.Дюркгейм считал, что причиной возникновения аномии может быть разрушение ценностной системы общества или отдельных составляющих его групп.

В то же время Р.Мертон подчеркнул, что в современном общес­тве ано­мия возникает не в результате разрушения существующей системы цен­ностей, а как естественное следствие несогласованности терми­наль­ных и инструментальных ценностей, то есть из-за невоз­мож­нос­ти до­биваться одобряемых целей с помощью допустимых средств (см. 4.3).

Консенсус

Объективным показателем формирования группы является уста­нов­ление консенсуса. Под консенсусом понимается существование в обществе, общине или группе фундаментального согласия по базисным ценностям.

Консенсус включает в себя три уровня:

Когнитивный консенсус предполагает, что все члены группы оди­на­ково понимают, какие ценности принимаются в данной группе, какие из них являются более, а какие – менее значимыми, наконец, ка­кие оцениваются положительно, а какие, наоборот, отрицательно. То же самое относится и к нормам.

Аффективный консенсус предполагает, что все или большинство членов данной группы одинаково относятся к этим нормам, то есть признают их в качестве значимых для себя.

Наконец, поведенческий аспект консенсуса означает, что все или большинство членов группы строят свое реальное поведение в соот­вет­ствии с данными нормами и ценностями.

Конечно, эти три аспекта консенсуса могут и совпадать, но это со­всем не обязательно. Человек может прекрасно понимать, что именно является ценным для данной группы, но в то же время стремиться к совсем иным ценностям или вести себя вопреки принятым ценнос­тям и нормам. В период формирования или, наоборот, распада груп­пы, на этапах ее коренной перестройки или появления в ней но­вых людей вполне может оказаться, что многие ее члены по-разному по­ни­мают, что должно быть ценным для всей группы (ослабление когни­тивного консенсуса).

Более того, можно утверждать, что в обществе почти не бывает групп, обладающих полным консенсусом по всем трем параметрам.

 

Нормы социальные

Взаимоотношения между ролями регулируются нормами пове­дения. Если ценности задают как бы общее направление деятельности групп и индивидов, цели, к которым принято стремиться, и средства, с помощью которых этих целей принято добиваться в данной кон­крет­ной общности, то нормы регулируют конкретные поведенческие акты.

Социальные нормы возникают в результате приспособления групп к окружающей среде. Они призваны обеспечивать устойчивость групп или достижение ими целей деятельности (для целевых групп).

Нормы тесно связаны с ролями.

Нормы – правила и стандарты поведения, регулирующие взаимо­дей­ствие между ролями в группе, а также между членами группы и их ролевыми функциями. Иными словами, роли относятся к поведению отдельных конкретных индивидов в группах, а нормы – к поведению всех членов группы либо определенной категории ее членов.

Можно сказать, что ролевые ожидания «складываются» из норма­тивных требований как из элементов. Например, нормативное требо­ва­ние, распространенное в учебной группе, может гласить: «Со сту­ден­тами следует быть достаточно строгим». Соответственно одно из ролевых требований по отношению к преподавателю будет состоять в том, что он должен проявлять разумную меру требовательности к ученикам. Помимо этого, в «комплект» ролевых ожиданий обяза­тель­но будут входить требования, определяемые другими социаль­ными нормами (вежливость, пунктуальность и т.д.).

Действие социальных норм не всегда заметно. Люди так привы­кают к ним, что считают нормативное поведение вполне естествен­ным и основывающимся на решениях, принимаемых ими самостоя­тель­но. Между тем сравнение различных обществ и социальных групп показывает, что даже самоочевидные, на первый взгляд, нор­мы, в других обществах могут отсутствовать вовсе или вместо них могут действовать прямо противоположные.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.