Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Понятие социальной группы



 

Центральным в социологии является понятие социальной группы. Для того чтобы определить это понятие, необходимо ввести ряд тер­ми­нов: социальная категория, социальная общность, квазигруппа (агрегат).

Индивид – единичное человеческое существо. Нет необходимости вво­дить более содержательное определение – каждый человек являет­ся индивидом, взаимодействует с другими индивидами и имеет доста­точно определенное интуитивное представление об индиви­дуаль­нос­ти.

Любое общество состоит из множества индивидов. Совокупность ин­дивидов, объединяемых по какому-либо признаку, называется со­циаль­ной категорией. Социальная категория – самое бедное по содер­жа­нию из социологических понятий. Отнесение к какой-либо кате­го­рии не предполагает, что индивиды, входящие в нее, ведут совмест­ную деятельность, общаются друг с другом либо даже вообще знают о том, что кто-то объединяет их в подобную категорию. Таким об­ра­зом, хотя представители некоторых категорий вполне могут осозна­вать свою общность (например, больные СПИДом или иммигранты), существуют категории, объединяющие людей только в голове иссле­до­вателя (например, совокупность всех людей, фамилия которых на­чинается на букву А).

Если индивиды, принадлежащие к какой-либо категории, осоз­нают свое единство, взаимодействуют друг с другом, то они состав­ляют социальную общность. Наиболее важной формой социальной общ­ности является социальная группа.

Группа социальная – категория индивидов, которые определенным об­разом взаимодействуют друг с другом, ощущают свою принадлеж­ность к группе и воспринимаются другими как члены данной группы. Оп­ределение социальной группы включает в себя три основных элемента:

взаимодействие, то есть информационные контакты, осуществ­ляе­мые с помощью знаковых систем («языков»);

членство, то есть наличие групповой культуры, проявляющейся в системе знаков (символов), с помощью которых члены данной груп­пы отличают друг друга от представителей других групп;

идентичность, то есть совокупность признаков, по которым ин­ди­виды, не входящие в какую-либо группу, отличают членов этой груп­пы (или в принципе могут это сделать).

Знаки, по которым определяется членство в группе и которые ле­жат в основе идентификации, могут совпадать, а могут и не совпадать друг с другом. Например, члены организации отличают друг друга по удос­товерению, а не-члены идентифицируют их по форме одежды.

Почему же социологи отмечают именно эти признаки, определяя понятие «социальная группа»?

Прежде всего, потому, что поведение социальных общностей, об­ла­дающих тремя указанными качествами, подчиняется некоторым общим закономерностям, которые не присущи общностям других ти­пов и которые действуют независимо от конкретной природы той или иной группы. Другими словами, криминальная банда и группа уче­ных, составляющих научную школу, футбольная команда и компания де­тей, строящих снежную крепость, в сходных ситуациях, как прави­ло, принимают примерно одинаковые решения и в каждой из этих групп протекают сходные процессы.

 

Люди, образующие какую-либо социальную группу, постоянно об­мениваются сообщениями и как-то реагируют на эти сообщения (см. 1.2). В ответ на каждое «сообщение», которое может выражаться через разговорный язык или любую другую знаковую систему, ис­поль­зуе­мую в данном обществе, получатель отвечает встречным сооб­щением. Отсутствие какой-либо реакции также является сообщением. Таким образом, осуществляется механизм обратной связи, который формирует культуру (см. 10).

Представим себе, что на ваше приглашение сходить в кино ваша подруга один раз согласится, в другой раз бросит трубку, третий раз со­гласится, но не явится на встречу, а в четвертый – явится на нее, но со своим новым другом, а затем позвонит вам и устроит сцену, по­тому что вы ее совсем забыли. Вряд ли вы захотите долго встречаться с такой девушкой, и ваша маленькая группа распадется. Любая со­циальная группа, как и общество в целом, может существовать лишь тогда, когда реакция на каждое «сообщение» находится в каких-то оп­ределенных рамках, то есть когда отправитель сообщения при­мер­но ожидает, какие могут быть реакции и что именно означает каждая из них. Именно ожидаемые реакции на сообщение, посылаемое одним членом группы другому, и образуют основу культуры.

Три указанных формальных признака лишь в самом общем виде ха­рактеризуют социальную группу. Для формирования социальной груп­пы необходимо определенное время и определенные условия. Несколько незнакомых друг с другом человек, получившие какой-нибудь знак отличия и собранные пять минут назад в общем по­ме­ще­нии, еще не образуют группу. Для этого они должны достаточно долго (хотя бы не­сколько часов) взаимодействовать друг с другом и вы­ра­бо­тать об­щие ролевые ожидания, нормы и ценности (то есть эле­мен­ты культуры).

Помимо социальных групп, в обществе действуют так называе­мые «квазигруппы» (или агрегаты) – социальные общности, обладаю­щие не­которыми, но не всеми, признаками социальной группы или в кото­рых отдельные признаки группы выражены не в полной мере. Меж­ду аг­регатами и группами (особенно большими) существует до­статочно тон­кая грань; нередко квазигруппы превращаются в груп­пы, и наоборот. К квазигруппам относятся: аудитория, толпа, круги об­щения и т.д.

Рассматривая понятие «социальная группа», важно учитывать не только то, какие признаки обязательны для группы, но и то, какие не обя­зательны.

Не обязательно, например, чтобы группа имела общую цель дея­тель­ности, чтобы ее члены находились в одном помещении или во­об­ще в ограниченном пространстве и чтобы они были лично зна­комы друг с другом. Например, группа шахматистов-любителей, про­водя­щих турнир в интернете и выступающих под псевдонимами («ни­ка­ми», так это называется в интернете), безус­лов­но, яв­ляется социаль­ной группой, однако участники такого турни­ра могут быть предста­­вите­лями разных стран и социальных слоев, они могут ни­когда не встре­чаться друг с другом в реальном мире. Тем не ме­нее они имеют чет­кий принцип идентификации (появление на оп­ре­де­лен­ном сайте и учас­тие в турнире); у них существует канал взаи­мо­дейст­вия, в ко­то­ром они общаются посредством известного каждо­му из них языка (прави­ла шахматной игры); наконец, каждый посе­титель сайта лег­ко отли­чит тех, кто участвует в данном турнире, от «слу­чай­ных гостей».

 

 

Группы и подгруппы

 

Границы любой группы должны быть четко определены, то есть относительно каждого индивида должно быть известно, является ли он членом данной группы; однако это не значит, что у исследователей и самих участников ситуации не возникает с этим проблем.

Главная из них – соотношение групп и подгрупп. В современном об­ществе почти всякая группа является подгруппой, то есть частью ка­кой-либо более широкой группы; и наоборот, многие группы, особенно средние и большие, состоят из множества подгрупп.

В качестве примера можно привести игроков двух команд, участ­вую­щих в футбольном матче.

Является ли группой каждая из играю­щих команд? Безусловно, да, поскольку она отвечает требованиям, предъяв­ляемым к группе: меж­ду игроками есть определенное взаи­мо­дей­ствие, игроки каждой команды отличают друг друга от игроков дру­­гой команды, судей и зрителей.

Правомерно, однако, задать такой воп­рос: а игроки двух команд, рас­сматриваемые вместе, являются ли груп­пой? Согласно опре­делению группы, конечно – да! А каждая из иг­раю­щих команд яв­ляет­ся подгруппой данной более широкой груп­пы.

Наконец, мы можем включить в это множество и судей. Судьи вмес­те с игроками обеих команд также составляют социальную группу и сами по себе составляют ее подгруппу.

В каждой из этих групп дей­ствуют свои нормы, ценности, вырабо­таны свои ролевые ожидания. Они, безусловно, пересекаются, однако полностью не совпадают и мо­гут даже противоречить друг другу. Например, ролевое ожидание по отношению к защитнику какой-либо команды состоит в том, что он должен опекать какого-либо опреде­лен­ного форварда; однако это мо­жет не совпадать с ожиданиями игро­ков противоположной коман­ды, а судей вообще не интересует, кто кого опекает. Согласно роле­вым ожиданиям своих игроков, защитник может пойти на незна­чи­тель­ное нарушение правил, чтобы остановить атаку соперника, гро­зящую неминуемым голом. Судья же ожидает от защитника четкого соблюдения правил.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.