Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Социальные структуры организации



Согласно современным социологическим теориям, любая орга­ни­зация имеет структуры двух типов – формальные и неформальные.

Формальные структуры включают в себя нормы, ценности и ро­ле­вые ожидания, официально утвержденные и принятые в организа­ции. Они четко специализированы и определяются вне зависимости от личностных качеств членов организации.

Неформальные структуры состоят из позиций, норм и правил по­ведения, обусловленных личностными характеристиками членов и основанных на престиже и доверии.

Одна из главных проблем эффективной организации – согласо­ва­ние формальной и неформальной структур.

Эффективная организа­ция предполагает удовлетворение не толь­ко требований организации по отношению к индивиду, но и индивида по отношению к органи­за­ции.

Развитие теории организации началось с разработки принципов фор­мальных структур. Теоретическую основу заложил М.Вебер своей теорией бюрократии. Бюрократия, согласно М.Веберу, – «идеальный тип» организации. Новейшее время (с XVII в.) характеризуется воз­растанием рационализма в общественной жизни и поведении людей в Европе и СевернойАмерике. Бюрократия, по мнению М.Вебера, – наиболее разумный и эффективный тип организации их деятельности. Основные черты идеальной бюрократии:

– рациональность цели;

– рационализация структуры и статусов;

– рационализация прав и обязанностей всех членов организации;

– рационализация способов достижения цели организации.

М.Вебер был теоретиком, изучавшим законы формальной орга­ни­зации (бюрократии) в целом. Практически одновременно с ним шларазработка принципов управления промышленным пред­прия­тием, основанным на конвейерном производстве и разделении труда. Основателем этого направления принято считать американского ин­же­нера Ф.Тейлора, работы которого в начале 90-х годов XIX века лег­ли в основу организации труда на автомобильных предприятиях Фор­да. Его концепция базировалась на следующих принципах:

– каж­дый работник – существо разумное и эгоистичное;

– все производственные процессы могут быть разбиты на элемен­тарные операции и организованы по принципу оптимальной их по­сле­довательности;

– для повышения эффективности труда необходимо разработать инструкции, в которых обобщается опыт лучшей работы;

– оплата труда должна осуществляться строго пропорционально количеству выполненных операций.

Тейлоризм положил начало научной организации труда (НОТ).

В 20-е годы XX века возникло направление научного управления ор­ганизацией (А.Файоль – Франция). Организация рассматривается как безличный механизм, в котором преобладают формально-рацио­наль­ные отношения. Были выделены 11 принципов идеальной орга­ни­зации: специализация подразделений, иерархичность, дисциплина, ответственность и т.д. Направление не учитывало человеческих от­ношений в коллективе. Эти два направления в целом опирались на идеи, близкие к идеям М.Вебера.

В конце 20-х годов XX в. специалисты по управлению, в первую оче­редь в США, обнаружили, что учет одних только формальных аспектов организации не дает необходимого эффекта. Было установ­ле­но, что оптимизация межличностных отношений в формальных ор­ганизациях, приведение в соответствие формальной и неформальной структуры трудового коллектива, повышение сплоченности групп мо­гут стать существенным фактором роста производительности труда. Большинство социальных групп современного общества обладает фор­мальной и неформальной структурой, то есть в группах сущест­вует как бы двойная система социальных ролей. Соотношение фор­маль­ных и неформальных структур оказывает решающее воздействие на эффективность функционирования группы.

Впервые этот эффект был обнаружен в 1924 г. в ходе иссле­до­ваний на предприятии «Вестерн электрик компани», расположенном в пригороде Чикаго Хоуторне (или Хотторне). Первоначально задачи ис­следования состояли в том, чтобы выявить влияние психофи­зио­логических факторов (освещенности, окраски стен, ритма работы) на производительность труда бригады работниц сборочного цеха. Однако в ходе эксперимента выяснилось, что производительность труда у экспериментальной группы возрастает независимо от изучавшихся характеристик; причина – повысившаяся сплоченность и самооценка группы, явившаяся следствием самого факта проведения экспери­мен­та. Этот эффект был описан Элтоном Мэйо.

Согласно социотехнической концепции организации (50–60-е гг. XX века, Лондон, Тевисток, Райе и Миллер), социальная организация имеет две подсистемы: техническую и социальную, составляющие вмес­те социотехническую структуру организации.

Характер взаимоотношений внутри организации определяется дву­мя переменными: типом иерархии и характером отношений между членами организации.

 

Основные способы организации внутрифирменных отношений

 

Характер отношений Тип иерархии

 

Сглаженный Выраженный

Формальные Партнерство Бюрократизм

Неформальные Фратернализм Патернализм

 

Каждый тип организации имеет свои достоинства и недостатки.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.