Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Страты, классы, сословия



 

Люди, составляющие общество, группируются в зависимости от мес­та, занимаемого ими на ранговых статусных переменных. Такая груп­пировка может носить чисто субъективный характер, то есть пред­ставлять собой социальную категорию. В то же время люди, за­нимающие близкие позиции на статусных переменных, могут образо­вывать квазигруппу и даже группу.

В социологии наиболее часто рассматриваются три вида общ­нос­тей, составляющих «ранговую» социальную структуру общества: со­циаль­ные страты, классы и сословия. Наиболее общим понятием яв­ляется по­нятие «страта» (от латинского «stratum» – пласт, покрывало). Социаль­ными стратами называются категории населения, объеди­няе­мые об­щественным сознанием или внешним наблюдателем по их по­ложению на ранговых статусных переменных. Например, в обществе может быть признано, что доходы от 2 до 5 тыс. у.е. в месяц являют­ся средни­ми, и семьи с таким уровнем дохода будут относиться к средней стра­те по доходам. Отнесение тех или иных людей к одной стра­те еще не озна­чает, что они сами осознают свое единство, общие ин­тересы и готовы к их защите. Однако некоторые страты обладают об­щим со­знанием, куль­турой и организациями. Поэтому страта яв­ляется наи­более об­щим понятием, описывающим расположение лю­дей на ран­го­вых струк­тур­ных переменных. Такое расположение на­зывается стратификацией.

Страты в обществе могут выделяться как по одному отдельно взя­тому признаку, так и по нескольким. В обществах, находящихся и ста­бильном, устойчивом состоянии, многие статусные переменные тесно связаны друг с другом, что обуславливает так называемую кристал­ли­зацию статусов. Чрезмерная кристаллизация статусов – признак закостенения и стагнации общества, превращения страт в касты. В обществах в переходные моменты их развития, наоборот, разви­вается рассогласование, раскристаллизация статусов.

В современном постиндустриальном обществе принято выделять 4 основные стратификационные переменные:

– уровень дохода;

– отношение к власти;

– престиж профессии;

– уровень образования.

Во многих рыночных обществах наблюдается тенденция к крис­тал­лизации статусов по этим переменным – выходцы из более богатых семей получают лучшее образование и более престижные профессии, что, в свою очередь, позволяет им оказывать более сильное влияние на власть и вследствие этого получать более высокие доходы и т.д.

В период разложения феодализма высокий доход и знатность происхождения были двумя важными, но не всегда сочетавшимися структурными переменными. В качестве примера можно рассмотреть г-на Журдена из пьесы Мольера «Мещанин во дворянстве». Одного из маршалов Наполеона спросили, кто были его предки, на что он от­ве­тил: «Я сам – предок!».

Подобная раскристаллизация статусов наблюдалась и в СССР. Так, получение высшего, в том числе высококачественного прес­тиж­ного образования, в особенности на ранних ступенях карьеры, как пра­вило, не вело к повышению материального благосостояния че­лове­ка. В итоге были известны случаи, когда человек, имевший ин­же­нер­ное образование, в целях большего заработка скрывал свой дип­лом и шел работать простым рабочим. Точно также обладание боль­шой или даже огромной властью нередко, в особенности в ста­лин­­ский период, не сопровождалось наличием у него крупной соб­ственности. И наоборот, деятели теневой экономики, к концу со­вет­ской эпохи ско­лотившие колоссальные состояния, в силу неразви­тос­ти рыночных отношений, порой не имели доступа к благам, которые имел рядовой сотрудник рай­кома партии. С точки зрения ряда социо­логов, именно подобная раскристаллизация статусов была одним из объективных движущих факторов рыночных преобразований 90-х го­дов, завершив­шихся своеобразным объединением «собственности» и «власти» [см. 22, 287–302].

Разновидностью «многомерной» стратификации является классо­вая структура общества. Классическая теория классовой структуры общества принадлежит К.Марксу. Согласно марксистской традиции, классэто большая группа людей, объединяемых по своему положению в общественном разделении труда, отношению к собственности, характеру и размеру получаемого дохода.

По Марксу, само по себе наличие общих интересов и общих по­зи­ций у слоев общества еще не делает эти слои классами. Он выде­ляет две категории: «класс в себе» и «класс для себя». «Класс в себе – это совокупность лиц, объединяемых по трем признакам, пере­чис­лен­ным в определении. Но это всего лишь «зародыш» реального со­циального класса, социальная страта. Чтобы сформировался «класс для себя», необходимо осознание его членами общности своих эконо­ми­ческих и по­литических интересов, создание собственной идеологии и органи­за­ции. Это возможно только в ходе классовой борьбы – основной разновидности социального конфликта и движущей силы анта­го­нистических классовых обществ. Таким образом, полноценный класс, по Марксу, – это большая социальная группа или по крайней мере квазигруппа.

Идеи К.Маркса развил М.Вебер. Он считал, что социальные клас­сыв капиталистическом обществе выделяются не только по от­ношению к собственности, но и по уровню квалификации. Специа­лист высокой квалификации, будучи номинально таким же наемным работником, как и слесарь, нередко имеет более высокий доход и луч­шие условия труда, чем многие мелкие собственники, которые фор­мально должны быть отнесены к «буржуазии». Поэтому классов может быть не 2–3, как у Маркса, а гораздо больше. Этот подход по­лучил в дальнейшем развитие в концепции социально-профес­сио­наль­ной стратификации, основы которой восходят еще к А.Смиту. Кроме того, М.Вебер отметил, что, помимо социальных классов, различаю­щихся по уровню доходов, существуют группы, которые различаются по стилю жизни, которые он назвал статусными группами. Напри­мер, обедневшая аристократия может считать себя более высокой по стилю жизни, чем богатые нувориши. Идея стиля впоследствии была развита П.Бурдье (см. 24.3).

Классовая принадлежность играет большую роль в жизни об­щест­ва. Однако принадлежность к тому или иному классу не предполагает юридического закрепления особого статуса отдельных классов и при­надлежащих к ним людей.

Сословием называется социальная страта, отличающаяся набором определенных прав и обязанностей, закрепленных законодательно. В средневековых аграрных обществах принадлежность к опреде­лен­ному сословию определяла весь образ жизни человека, в частности, какие ви­ды деятельности разрешены, а какие – запрещены; она обо­знача­лась с помощью специальных символов (одежда, знаки отличия, формы и размеры строения, способы передвижения, оружие и т.д.). Такие раз­личия наблюдались в Европе, в России, в Китае, в Японии – во всех стра­нах, где существовало аграрное общество (см. 19.4). Край­ними фор­мами сословной стратификации являлась принадлежность к со­сло­вию свободных или рабов, а также к определенной касте (Еги­пет, Ин­дия). Су­ществует предположение, что изначально индийские касты скла­ды­вались на основе групп различного этнического проис­хожде­ния. В клас­сическом кастовом обществе (Индия до середины XX в.) че­ловек ни при каких условиях не мог изменить своей касто­вой принадлежности.

Ненаследуемые (достигаемые) социальные статусные позиции это такие, которыми человек в данном обществе не может обладать исключительно по праву рождения. В современном обществе к ним относятся:

– этакратическая стратификация (по отношению к власти);

– социально-профессиональная стратификация. В ее основе – род за­нятий и уровень квалификации. Основоположником этой кон­цеп­ции можно считать, наряду с М.Вебером, А.Смита, обосновавшего решающую роль труда как источника благосостояния общества и до­хода отдельного труженика;

– классовая структура общества.

 

 

8.6.Достигаемые и предписанные статусы

 

Существенное значение для классификации статусных пере­мен­ных имеет механизм приобретения статуса. С этой точки зрения вы­де­ляются биологические, достигаемые и предписанные статусы.

Важным фактором дифференциации населения по биологическим признакам во всех обществах являются демографические различия (по по­лу и возрасту); в некоторых обществах статусное значение имеет ра­совая принадлежность. В обществе эти различия закрепляются как со­циальные (институализируются).

Наследуемые (предписанные) социальные статусы – это такие ста­тусные позиции, приобретение которых в данном обществе опре­де­ляется преимущественно происхождением индивида и передается по наследству от родителей к детям.

Наследственный характер статуса не исключает возможности его из­­менения в течение жизни человека. Он предполагает лишь две вещи:

– человек рождается, уже принадлежа к определенной страте;

– вероятность покинуть эту страту в течение жизни для него не­зна­чительна – это скорее исключение, чем правило.

Предписанными являются: принадлежность к определенному ро­ду в племенном обществе, а также принадлежность к сословию в не­которых аграрных обществах. Например, принадлежность к крестья­нам, горожанам, дворянам в средневековой Европе и России была предписанным статусом. В то же время принадлежность к сословию чиновников (мандаринов) в Китае по наследству не передавалась и бы­ла статусной позицией, которой надо было достичь.

Деление статусов на предписанные и достигаемые носит от­но­си­тельный характер. Некоторые статусные переменные, возникшие как предписанные, впоследствии могут стать достигаемыми. На­пример, при­надлежность к сословию – предписанный статус, однако в период экстенсивного развития феодальной системы в дворянское сословие при­нимаются люди из других сословий. В российской истории отме­тим, по крайней мере, два таких периода: формирование нового слоя дворянства вовремена Ивана Грозного и служилого дворянства в пе­риод правления Петра Первого. Эти правители, чтобы обеспечить опо­ру власти, формировали новые слои дворянства из представителей других сословий. Так, например, Иван Грозный после взятия Казани в 1554 г. предоставил дворянские звания тем пред­ставителям казан­ской знати, которые согласились принять пра­во­славие.

Наоборот, обладание богатством, которое в рыночном обществе из­начально является достигаемым статусом, со временем становится преимущественно предписанным статусом.

Теоретики социологии середины XX в. (Т.Парсонс, Р.Мертон, П.А.Сорокин) считали, что основная тенденция развития всего че­ло­вечества состоит в переходе от обществ, где преобладают биологи­чес­кие и предписанные статусы, к обществам, основанным на достигае­мых статусах; этот процесс рассматривался как основа модернизации. Этот прогноз, однако, не подтвердился; развитие общества носит бо­лее сложный характер.

Закрепление достигаемых статусных позиций в качестве насле­дуе­мых происходит, в частности, через механизм подбора брачных парт­не­ров в соответствии со статусом самих супругов и их родителей. Брач­ный выбор играет также значительную роль в сохранении сис­те­мы предписанных статусов, в недопущении «посторонних» в сложив­шиеся страты. Аналогичную роль играет система образования.

 

 

8.7. Многообразие статусов. Статификационные системы. Основ­ной статус

 

Основной статус

Человек в любом обществе обладает многими статусными пози­циями. Среди всех статусных позиций, занимаемых человеком в об­ще­стве, выделяются основные и второстепенные.

Основной статус – положение индивида на одной из статусных по­­зиций, которое в значительной степени определяет собой осталь­ные его статусные и ролевые позиции (за исключением биологических). В раз­ных обществах основной статус связан с разными статусными пе­ре­­менными. В современном капиталистическом обществе в качестве основного статуса обычно выступает обладание собственностью и доход, а также социально-профессиональная принадлежность.

В любом обществе сосуществует несколько моделей страти­фи­кации; стратификационные факторы, признаваемые в одних слоях, мо­гут быть несущественны или малосущественны в других. Однако в стабильном обществе один из стратификационных факторов яв­ляется превалирующим и подчиняет себе все остальные. Например, в этакратическом обществе (основанном на вертикальной структуре власти) доминирующим является положение во властной структуре – от него зависит доход и возможности профессиональной карьеры. В аграр­ных обществах главным является отношение к земле; в родо­вом обществе – принадлежность к более или менее престижному роду. Основной статус может быть субъективным и объективным. Та ста­тусная позиция, которая определяет положение человека в об­ществе, по мнению большинства общества («конвенциальный ста­тус»), может быть названа объективной.

Те статусные позиции, которые сам индивид считает для себя глав­ными, называются субъективными.

Обычно в обществе объективные и субъективные статусные пози­ции совпадают, то есть большинство людей оценивает себя по тем же кри­териям, что и их социальное окружение. Однако в любом общест­ве всегда есть люди, считающие для себя наиболее важными те статусные позиции, которые для большинства окружающих их людей пред­ставляются второстепенными. Так, например, общество может рас­ценивать человека как специалиста-инженера, в то время как он сам свой статус определяет, прежде всего, в качестве коллекционера ра­ритетов (марок, автомобилей), что и приносит ему основной доход.

В современной науке нередко используется понятие стратифика­цион­ной системы, под которой подразумевают систему господствую­щих в обществе ранговых признаков (собственность, власть и т.д.), а так­же способов их достижения, закрепления и воспроизводства. Дол­гое время было принято отождествлять определенную стратифи­ка­цион­ную систему с определенным историческим типом обществен­но­го устройства. Так, говоря о рабовладельческом, кастовом, сословном обществах, мы, как правило, неявно предполагаем, что подобные ти­пы социального неравенства существовали в их рамках, после чего со­шли с исторической арены вместе с исчезновением соответствующих обществ. В ХХ веке была разработана иная концепция, получившая на­звание теории смешанных стратификационных систем, в соответ­ст­вии с которой «...любое конкретное общество состоит из комби­на­ций различных стратификационных систем и множества их переход­ных форм» [23, 50]. Так, например, в СССР, по мнению ряда социо­логов, присутствовали элементы практически всех известных систем. Гос­под­ствующей была этакратическая система, в рамках которой положение человека в обществе определяется отношением к власт­ным структурам (в случае с Советским Союзом – к коммунистической пар­тии). Однако од­новременно с ней существовала и классовая струк­тура (дельцы те­невой экономики и их наемные работники), и социаль­но-профес­сио­нальная, в рамках которой положение человека в об­ще­ст­ве опреде­ляется его профессиональной квалификацией (работники советских предприятий, интеллигенция разных рангов и т.д.). Совре­мен­ные авторы выделяют даже наличие элементов рабовладения, при­водя в ка­честве примера рабство, в которое фактически попадали по­хищенные люди, а также косвенное рабство работавших на различ­ных стройках по­литзаключенных в периоды сталинских репрессий и ли­шенные паспортов крестьяне в колхозах. Наконец, исследователи ука­зывают и на присутствие элементов сословных отношений. Напри­мер, в опре­де­ленный период времени конституционно закрепленная ру­ководящая роль рабочего класса и правящий статус комму­нисти­чес­кой партии ставят законодательством в определенное неравное поло­жение принад­ле­жащих к этим структурам граждан по сравнению со всем прочим населением. К сословным отношениям можно отнести наличие инсти­тута прописки, фактически прикрепляющего человека к опреде­лен­ному территориальному субъекту, а также заключенных, в судебном порядке лишенных целого ряда гражданских прав. Кон­цеп­ция сме­шан­ных стратификационных систем позволяет гораздо рельефнее подходить к анализу общества, фиксировать в его рамках, на первый взгляд, малозначимые факторы, которые при опреде­лен­ных обстоя­тель­ствах могут сыграть решающую роль.

 

Социальная структура общества, в зависимости от распределения членов общества по статусным позициям, может быть представлена в форме пирамиды, где наверху расположены наиболее престижные по­зиции, а внизу – наименее престижные. Общества различаются в за­висимости от формы статусных пирамид. Принято выделять сле­дую­щие основные виды структур:

классическую пирамиду, для которой характерно равномерное убывание численности слоев по мере роста их статуса;

«бочку» – структуру с численным преобладанием средних слоев (считается оптимальной структурой для современного общества);

«трубу» – структуру, где численность слоев всех уровней при­мер­но одинакова.

Кроме того, возможны (и встречались в истории) различные модификации пирамид (усеченные, перевернутые и т.д.).

В современном обществе, основанном на рыночных отношениях, в качестве основной статусной переменной обычно рассматривается уровень дохода. По мнению ряда социологов, устойчивое состояние общества обычно наблюдается тогда, когда значительную его долю со­ставляют люди, имеющие средний уровень доходов. Наоборот, обще­ство, в котором доходы поляризованы, то есть когда львиную долю материальных благ получает незначительная часть населения (1–5%), в то время как подавляющая часть населения имеет доходы в не­сколь­ко десятков, а то и сотен раз меньше, чем «элита», по мне­нию этих ис­­сле­дователей, чревато социальными катаклизмами.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.