1. Дайте определение социального конфликта. Чем отличается социологическое понятие конфликта от обыденных представлений о конфликте? Чем отличается социальный конфликт как таковой от конфликта межгруппового? Дайте определение групповой динамике, назовите основные стратегии разрешения внутригрупповых конфликтов. Приведите примеры из собственного опыта и из художественной литературы, где были бы использованы те или иные стратегии разрешения внутригрупповых конфликтов.
2. Дайте определение стереотипов восприятия. В чем, с вашей точки зрения, состоят причины их формирования или устойчивости? Как вы думаете, какова была их роль в прежние эпохи, как изменятся их функции в эпохи будущие? Можно ли утверждать, что в условиях информационного общества роль стереотипов восприятия уменьшается? Приведите примеры гетеро- и автостереотипов восприятия, существующих в современной российской культуре.
3. Дайте определение маргинальности. Приведите примеры положительного и отрицательного влияния на развитие и функционирование общества его маргинализации. Как связана маргинализация с ролевыми и межролевыми конфликтами? Приведите примеры маргинальных героев в художественной литературы. Как вы думаете, почему именно эти персонажи привлекли внимание авторов?
Основные термины и понятия
Групповая динамика– процесс, посредством которого взаимодействие между конкретными индивидами уменьшает напряжение каждого из них в данной ситуации или приводит к их взаимному удовлетворению.
Конфликт социальный– открытая борьба между индивидами или группами в обществе или между государствами. Конфликт возникает из-за конкуренции за доступ (к) или контроль над недостаточными ресурсами или возможностями.
Маргинальность– состояние социальных категорий или индивидов, принадлежащих двум или более социальным группам, не принимающим до конца нормы ни одной из них, при условии, что нормы и/или ценности этих групп взаимно несовместимы.
Стереотип восприятия– существующее в определенной социальной группе упрощенное преставление о нормах, ценностях и правилах поведения представителей своей или внешней социальной группы.
Литература к теме
Основная:
1. [Боголюбов Л.Н. и др.] Обществознание. 10 класс: учебник. – М., 2009. С. 390–411.
Популярная:
2. Бауман З. Мыслить социологически: Учеб. пособие / Пер. с англ. под ред. А.Ф.Филиппова. – М., 1996. Гл. 2.
3. Монсон П. Лодка на аллеях парка / Пер. с англ. – М., 1998. Гл. 8.
Дополнительная:
4. Гидденс Э. Социология / Пер. с англ. – М., 1999. Гл. 11. С. 252–277.
РАЗДЕЛ II. Общество
Глава 7. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ОБЩЕСТВО»
В повседневной речи в понятие «общество» мы вкладываем множество смыслов и нюансов. В социологии это понятие используется в более точном значении.
В самом широком смысле говорят об обществе как обо всей совокупности человеческих отношений (например, природа и общество, общественное развитие и т.д.). В этом смысле употребляется также понятие «человечество».
В более узком и более точном смысле под обществом понимается большая социальная группа, постоянно базирующаяся на определенной территории, имеющая собственную культуру и органы управления и обеспечивающая собственное демографическое воспроизводство.
Длительность существования общества должна составлять как минимум несколько поколений. Общество – носитель целостной культуры; оно обеспечивает удовлетворение основных потребностей своих членов; в рамках общества сосредоточена основная часть их социальных контактов.
В господствующем в современной социологии определении общества можно выделить 5 основных компонентов:
1. Экономический. Общество обеспечивает жизнедеятельность своих членов, удовлетворение их основных биологических потребностей – в пище, одежде, жилье и т.д.
2. Демографический. Общество – это большая группа людей (не менее нескольких сотен человек), которая обеспечивает свое собственное естественное воспроизводство, то есть включает в себя как мужчин, так и женщин, вступающих в браки преимущественно в пределах данной общности (гомогамия), причем дети от этих браков также являются членами данного общества; длительность существования этой общности должна многократно превышать длительность человеческой жизни, то есть составлять не менее 150–200 лет.
3. Географический. Группа, составляющая общество, занимает определенную территорию, имеющую четкие географические границы (политические или естественные); представители данной группы должны составлять абсолютное большинство среди постоянного населения этой территории.
4. Нормативный. Группа должна обладать собственной системой управления и социальных норм, в значительной степени независимой по отношению к системам других обществ или более широких сообществ.
5. Социально-культурный. Общность должна обладать собственной культурой, осознаваемой ее членами как общая культура всего населения; у нее должен быть общий разговорный язык (что не исключает наличия локальных языков и диалектов); члены общества должны иметь самосознание своей групповой идентичности, неотъемлемой частью которой является исторический миф (в научном смысле слова), трактующий события, связанные с формированием и развитием данного общества, а также самоназвание.
В качестве обществ рассматривается население большинства государств, племенные и отдельные племена, союзы доаграрных формаций и т.д.
По мере роста населения Земли, усложнения и развития технологий численность обществ возрастала. Их размер зависел от двух факторов:
– от технологического уровня, поскольку от этого зависит численность людей, которые могут обеспечить свое существование на данной территории;
– от развития каналов и средств информации. (С этой точки зрения можно выделить три последовательные стадии: устная традиция; возникновение письменности; развитие системы средств массовой информации и телекоммуникаций (газеты, радио, телефон, телевидение).)
Формирование в последние годы всемирной информационной сети позволяет поставить вопрос о возникновении глобального общества, включающего в себя все население Земли.
Численность обществ охотников и собирателей составляла от 300–400 до нескольких тысяч человек. Численность аграрных обществ доходила до нескольких миллионов человек. Индустриальные и постиндустриальные общества насчитывают от нескольких десятков до нескольких сотен миллионов человек.
Несмотря на то что в социологии сложилось достаточно четкое определение понятия «общество», ученые признают, что далеко не всегда возможно однозначно определить, является ли данный объект обществом или нет. Так, население многих суверенных государств в принципе не может обеспечить удовлетворение всех основных потребностей своих граждан в силу ограниченности природных ресурсов и наличия международного разделения труда. С введением общеевропейской валюты и усилением роли общеевропейских организаций в качестве общества может рассматриваться все население европейских стран, входящих в Евросоюз и принявших евро в качестве валюты.
Наконец, в последние 15–20 лет по мере развития процесса глобализации значительно изменился круг общения значительной части жителей Земли. Реальные связи и контакты теперь не ограничены рамками локальных общностей или территорией отдельных государств. Все больше людей, чьи родственники, знакомые и просто деловые партнеры проживают в других государствах и на других континентах, исповедуют другую религию или не исповедуют никакой религии и говорят на другом языке. Человечество представляет собой уже не совокупность больших и достаточно изолированных друг от друга групп населения, составляющих отдельные общества, а сложную сеть межличностных взаимодействий, частью локализованных, а частью выходящих далеко за границы каждого отдельного государства иохватывающих весь мир. Взаимодействие между обществами часто становится более существенным фактором их развития, чем внутренние процессы. На этом основании некоторые социологи делают вывод, что необходимо либо вообще отказаться от представления об отдельных автономных обществах, либо в корне пересмотреть концепцию общества (Чарльз Тилли, Эммануэль Уоллерстайн). Со вторым предложением, безусловно, можно согласиться; вместе с тем понятие «общество» как отражение локальных групп населения еще долго (а может быть, ивсегда) будет необходимо в социологии, поскольку подавляющее число социальных связей большинства людей все равно сосредоточено в рамках национальных государств или наднациональных образований типа СНГ или Евросоюза.