Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Влияние особенностей групповой структуры современного общества на процессы социализации



Процессы социализации в современном обществе имеют свою специфику, связанную с особенностями социальной структуры и мо­бильности (разделение труда, проницаемость социальных границ). Здесь имеется два аспекта:

1. В традиционном обществе жизненный путь человека во многом предопределен тем, к какой социальной группе принадлежат его родители. От рождения до смерти человек последовательно проходит несколько возрастных ступеней и на каждом этапе подвергается «пред­ва­рительной социализации». В современном обществе социальная мо­бильность носит вероятностный характер – с каждой стартовой по­зиции человек может попасть на множество других. Поэтому заранее невозможно подготовить человека к деятельности во всех значимых груп­пах; в результате он сначала попадает в какую-либо группу, а затем начинает к ней адаптироваться (социализироваться);

2. Вторая особенность социализации в современном обществе, по сравнению с традиционным – множественность и взаимонезависи­мость агентов социализации. В традиционном обществе нормы, дей­ствующие в разных агентах социализации, более согласованны. Так, цех подчинялся городской общине; нормы сельской и городской об­щины согласовывались на уровне лендлорда. Для современного об­щества характерны ролевые конфликты как следствие «мозаичного» характера социализации.

 

Проблемы социализации в современном российском обществе свя­заны с тремя обстоятельствами:

1) изменением (разрушением) системы ценностей, в результате чего старшее поколение не всегда может подготовить молодежь к жизни в новых условиях;

2) коренным и очень быстрым изменением социальной структу­ры общества; неспособностью многих новых социальных групп обес­пе­чить воспроизводство своих рядов;

3) ослаблением системы формального и неформального социаль­ного контроля как фактора социализации.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ГЛАВЕ № 5

1. Дайте определение социализации. В чем состоит основное от­ли­чие личности от индивида, в чем вы видите смысл введения по­доб­ных различий? Укажите, из каких основных отделов состоит пси­хика человека в концепции Фрейда. Считал ли Фрейд, что наличие у чело­века психологических комплексов всегда является признаком анома­лии? Что означает понятие «обобщенного другого» в концепции Ми­да? Сравните концепции Фрейда и Мида, укажите, в чем они схожи, в чем – различны. Как связана концепция социализации Мида с ролевой теорией? Укажите основные принципы концепций Пиаже и Леонтьева–Рубинштейна.

2. Укажите, как взаимосвязаны социализация и социальный конт­роль? Согласитесь ли вы с утверждением, что в идеале социа­ли­зация иск­лючает девиацию? Почему?

Какова роль референтных групп в про­­цессе социализации? В чем состоит основное отличие социа­лиза­ции в традиционном и совре­мен­ном обществах? Чем отличаются со­циализирующие агенты в тради­ционном и современных об­щест­вах? Дайте определение первичной и вторичной социализации. Ка­ко­во их соотношение в традиционном и современном обществах?

Основные термины и понятия

Группа референтнаясоциальная группа, на нормы и ценности ко­торой ориентируется индивид в своем социальном поведении.

Социализация– совокупность способов формирования навыков и социальных установок индивидов, соответствующих их социальным ролям.

Социализация вторичнаясоциализация, происходящая во взрос­лом состоянии и выражающаяся главным образом в изменении внеш­него поведения человека.

Социализация первичная– социализация, происходящая в дет­стве и совпадающая с процессом формирования человеческого Я.

 

Литература к теме

Основная:

1. [Боголюбов Л.Н. и др.] Обществознание. 10 класс: учебник. – М., 2009. С. 67–78.

2. [Боголюбов Л.Н. и др.] Обществознание. 11 класс: учебник. – М., 2010. С. 360–379.

Популярная:

3. Бергер П. Приглашение в социологию / Пер. с англ. – М., 1996. С. 58–69.

4. Михайлов Ф.Т. Загадка человеческого Я. Изд. 3-е. – М., 2010.

Дополнительная:

5. Гидденс Э. Социология / Пер. с англ. – М., 1999. Гл. 5. С. 54–73.

6. Смелзер Н. Социология / Пер. с англ. – М., 1998. С. 94–130.

 

Глава 6. Межгрупповое взаимо­дей­ст­вие и межгрупповые конфликты

Понятие конфликта

 

«Конфликт – открытая борьба между индивидуумами или груп­па­ми в обществе или между государствами (нациями). Конфликт часто возникает из-за конкуренции за доступ (к) или контроль над недос­та­точными ресурсами или возможностями» [7,I, 128].

Если попытаться более строго определить конфликт, то можно вы­делить следующие его компоненты:

1) две или более сторон, каждая из которых стремится обладать каким-то ресурсом (или ресурсами) в возможно большем количестве;

2) определенный ограниченный ресурс, в обладании которым заин­тересована каждая из сторон;

3) правила взаимодействия, согласно которым увеличение коли­чества ресурса в распоряжении одной из сторон ведет к уменьшению его в ведении другой стороны (или других сторон);

4) наконец, возможности для каждой из сторон вести необходи­мые действия для достижения своих целей или защиты интересов.

Таким образом, конфликт – это открытые активные действия, ко­торые, как правило, вырастают на базе скрытого напряжения. Конфликты, рассматриваемые в социологии, делятся на внутри­груп­повые и межгрупповые. Причины внутригрупповых конфликтов могут лежать как внутри, так и вне группы.

Внутригрупповыми факторами вызываются:

личностный конфликт между индивидами или индивида с груп­пой;

конфликт принадлежности, когда внутри группы образуются подгруппы.

Внешними по отношению к группе факторами вызывается кон­фликт, когда некоторые члены группы яв­ляются одновременно чле­на­ми других групп, имеющих противоположные интересы.

Групповая динамика – это процесс, посредством которого взаимо­действие между индивидами уменьшает напряжение каждого из них в данной ситуации или приводит к их взаимному удовлетворению.

Групповая дина­мика находит выражение в разрешении конфлик­тов. Основные стратегии разрешения внутригрупповых конфлик­тов:

– образование нескольких подгрупп и принятие своеобразной кон­венции о взаимоотношениях между ними;

– удаление инакомыслящих членов группы;

– выбор «козла отпущения», то есть члена группы, которому при­пи­сывается вина за все ее неудачи, приведшие к конфликту;

– организационные изменения в группе (фиксация общей цели или изменение групповой цели; изменение в плане действий; выбор но­вых средств для достижения целей; реформа структуры – центра­ли­зация-децентрализация);

– появление или смена руководителя, изменение способа управ­ле­ния группой;

– распад группы.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.