Слово «М.» начали употреблять в 17 в. не столько в смысле гносеология, учения, сколько в смысле фи-зич. представлений о материи (напр., Бойль), Позднее им пользуются в более филос. смысле (напр., Лейбниц) для противопоставления М. идеализму. Выяснение науч. смысла М. и точное определение М. было впервые осуществлено Марксом и Энгельсом. «Философы разделились на два больших лагеря,— писал Энгельс,— сообразно тому, как отвечали они на этот вопрос (об отношении мышления к бытию.— Ред.). Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы...составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма.
Ничего другого первоначально и не означают выражения идеализм и материализм... Ниже мы увидим, какая путаница возникает в тех случаях, когда им придают какое-либо другое значение» (М а р к с К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 283). Такого понимания М. придерживался и Ленин: «Это коренное различие „двух больших лагерей", на которые делятся философы „различных школ" идеализма и материализма, Энгельс ставит во главу угла, прямо обвиняя в „путанице" тех, кто в ином смысле употребляет выражения идеализм и материализм» (Соч., т. 14, с. 87).
Однако, несмотря на то, что наука выяснила этот вопрос, противники М. употребляют неправильную терминологию для обозначения М. 1) Те, кто отрицают или ставят под сомнение существование чего-либо вне ощущений, называют М. «метафизикой» (поскольку М. признает существование внешнего мира). «Метафизиками, надо сказать, обзывают материалистов многие идеалисты и все агностики (кантианцы и юмисты в том числе), потому что им кажется, будто признание существования внешнего мира, независимого от сознания человека, есть выход за пределы опыта» (там же, с. 51). Но на этом же основании «метафизикой» именуются объективный идеализм и фидеизм, к-рые признают существование абсолютного духа или бога вне опыта отдельных идей; т. о. здесь М. смешивается с идеализмом. 2) М. называют «реализмом», поскольку М. признает реальность внешнего мира. Отмечая, что термин «реализм» употребляется иногда в смысле противоположности идеализму, Ленин писал: «Я вслед за Энгельсом употребляю в этом смысле только слово: материализм, и считаю эту терминологию единственно правильной, особенно ввиду того, что слово „реализм" захватано позитивистами и прочими путаниками, колеблющимися между материализмом и идеализмом» (там же, с. 48). Позитивисты называют себя «реалистами», поскольку они признают реальность нашего «Я» и наших ощущений. Тогда реалистами можно назвать сторонников имманентной школы и фидеизма, поскольку они признают реальность духа и бога, в итоге чего М. и здесь смешивается с прямо противоположными ему направлениями. 3) Пытаясь принизить М. до уровня обыденного, философски неоформленного убеждения людей в реальности внешнего мира и его вещей, враги М. именуют его «наивным реализмом». 4) Смешивая М. как направление с механистич. М., нек-рые критики М. называют его «механицизмом». Энгельс отмечал, что ошибочное приравнивание «материалистического» и «механического» идет от Гегеля, к-рый хотел унизить М. эпитетом «механический». 5) Нередко слово «М.» употребляется произвольно, в низменном смысле. «Под материализмом филистер понимает обжорство, пьянство, похоть и плотские наслаждения и тщесла-
344 МАТЕРИАЛИЗМ
вие, корыстолюбие, скупость, алчность, погоню за барышом и биржевые плутни, короче — все те грязные пороки, которым он сам предается втайне» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 290).
Линия М., как противоположная линии идеализма, проводится во всех областях науч. познания, применительно к любым проблемам и категориям философии и частных наук. Напр., по вопросу о причинности и закономерности М. и идеализм различаются не тем, признается или отрицается наличие закономерностей, причинной связи явлений и не том, какой именно тип этой связи признается или отрицается, а тем, что принимается здесь за исходное — природа или дух: либо признается объективно существующая вне и независимо от субъекта причинная связь явлений (позиция М.), либо она отрицается вообще или же отрицается ее объективный характер, ее первичность по отношению к воле и сознанию человека (позиции идеализма). Отсюда «... два философских направления в вопросе о причинности» (Лени и В. И., Соч., т. 14, с. 19). Хотя для М. существенно признание причинности, но и среди идеалистов имеются мыслители, к-рые ее не отрицают. С гносеологич. т. зр. материалистическое решение вопроса о причинности состоит, по Ленину, в признании того, что «... необходимость природы есть первичное, а воля и сознание человека — вторичное» (там же, с. 176). Отсюда осн. точка зрения по данному вопросу есть «... признание объективной реальности внешнего мира и законов внешней природы...» (там же, с. 177).
Вопрос о познаваемости мира, составляющий др. сторону осн. вопроса философии, также имеет большое значение для характеристики тех или иных фи-лос. школ и течений. Однако положительное или отрицательное его решение дает основание к разделению философов не на два осн. лагеря — идеалистов и материалистов, а на тех, кто признают, что мир познаваем, и агностиков, к-рые это отрицают. Ленин подчеркивал, что к философам, утвердительно решавшим вопрос о познаваемости мира, Энгельс относил «... не только всех материалистов, но и самых последовательных идеалистов...» (там же, с. 88), противопоставляя им агностиков.