Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Общий определяющий признак материализма



Слово «М.» начали употреблять в 17 в. не столько в смысле гносеология, учения, сколько в смысле фи-зич. представлений о материи (напр., Бойль), Позднее им пользуются в более филос. смысле (напр., Лейбниц) для противопоставления М. идеа­лизму. Выяснение науч. смысла М. и точное опреде­ление М. было впервые осуществлено Марксом и Энгельсом. «Философы разделились на два больших лагеря,— писал Энгельс,— сообразно тому, как отве­чали они на этот вопрос (об отношении мышления к бытию.— Ред.). Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы...составили идеали­стический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма.

Ничего другого первоначально и не означают выра­жения идеализм и материализм... Ниже мы увидим, какая путаница возникает в тех случаях, когда им придают какое-либо другое значение» (М а р к с К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 283). Такого понимания М. придерживался и Ленин: «Это корен­ное различие „двух больших лагерей", на которые делятся философы „различных школ" идеализма и материализма, Энгельс ставит во главу угла, прямо обвиняя в „путанице" тех, кто в ином смысле употреб­ляет выражения идеализм и материализм» (Соч., т. 14, с. 87).

Однако, несмотря на то, что наука выяснила этот вопрос, противники М. употребляют неправильную терминологию для обозначения М. 1) Те, кто отри­цают или ставят под сомнение существование чего-либо вне ощущений, называют М. «метафизикой» (поскольку М. признает существование внешнего мира). «Метафизиками, надо сказать, обзывают мате­риалистов многие идеалисты и все агностики (кан­тианцы и юмисты в том числе), потому что им ка­жется, будто признание существования внешнего мира, независимого от сознания человека, есть вы­ход за пределы опыта» (там же, с. 51). Но на этом же основании «метафизикой» именуются объектив­ный идеализм и фидеизм, к-рые признают сущест­вование абсолютного духа или бога вне опыта от­дельных идей; т. о. здесь М. смешивается с идеа­лизмом. 2) М. называют «реализмом», поскольку М. признает реальность внешнего мира. Отмечая, что термин «реализм» употребляется иногда в смысле противоположности идеализму, Ленин писал: «Я вслед за Энгельсом употребляю в этом смысле только слово: материализм, и считаю эту терминологию единственно правильной, особенно ввиду того, что слово „реализм" захватано позитивистами и прочими путаниками, колеблющимися между материализмом и идеализмом» (там же, с. 48). Позитивисты называют себя «реалистами», поскольку они признают реаль­ность нашего «Я» и наших ощущений. Тогда реали­стами можно назвать сторонников имманентной шко­лы и фидеизма, поскольку они признают реальность духа и бога, в итоге чего М. и здесь смешивается с прямо противоположными ему направлениями. 3) Пытаясь принизить М. до уровня обыденного, философски неоформленного убеждения людей в реальности внешнего мира и его вещей, враги М. именуют его «наивным реализмом». 4) Смешивая М. как направление с механистич. М., нек-рые критики М. называют его «механицизмом». Энгельс отмечал, что ошибочное приравнивание «материалистического» и «механического» идет от Гегеля, к-рый хотел уни­зить М. эпитетом «механический». 5) Нередко слово «М.» употребляется произвольно, в низменном смысле. «Под материализмом филистер понимает обжорство, пьянство, похоть и плотские наслаждения и тщесла-


344 МАТЕРИАЛИЗМ


вие, корыстолюбие, скупость, алчность, погоню за барышом и биржевые плутни, короче — все те гряз­ные пороки, которым он сам предается втайне» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 290).

Линия М., как противоположная линии идеализма, проводится во всех областях науч. познания, приме­нительно к любым проблемам и категориям фило­софии и частных наук. Напр., по вопросу о причин­ности и закономерности М. и идеализм различаются не тем, признается или отрицается наличие законо­мерностей, причинной связи явлений и не том, какой именно тип этой связи признается или отрицается, а тем, что принимается здесь за исходное — природа или дух: либо признается объективно существующая вне и независимо от субъекта причинная связь явле­ний (позиция М.), либо она отрицается вообще или же отрицается ее объективный характер, ее первич­ность по отношению к воле и сознанию человека (позиции идеализма). Отсюда «... два философских направления в вопросе о причинности» (Лени и В. И., Соч., т. 14, с. 19). Хотя для М. существенно признание причинности, но и среди идеалистов име­ются мыслители, к-рые ее не отрицают. С гносеологич. т. зр. материалистическое решение вопроса о причин­ности состоит, по Ленину, в признании того, что «... необходимость природы есть первичное, а воля и сознание человека — вторичное» (там же, с. 176). Отсюда осн. точка зрения по данному вопросу есть «... признание объективной реальности внеш­него мира и законов внешней природы...» (там же, с. 177).

Вопрос о познаваемости мира, составляющий др. сторону осн. вопроса философии, также имеет боль­шое значение для характеристики тех или иных фи-лос. школ и течений. Однако положительное или отрицательное его решение дает основание к разде­лению философов не на два осн. лагеря — идеали­стов и материалистов, а на тех, кто признают, что мир познаваем, и агностиков, к-рые это отрицают. Ленин подчеркивал, что к философам, утвердительно решав­шим вопрос о познаваемости мира, Энгельс отно­сил «... не только всех материалистов, но и самых последовательных идеалистов...» (там же, с. 88), противопоставляя им агностиков.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.