2. Требование инвариантности нового уравнения по отношению к системе преобразований, считающихся обязательными для всякой физич. теории вообще, и дополнит, преобразований, специфичных для данной области явлений. Важнейшее из таких общих требований — требование релятивистской инвариантности: неизменность по отношению к преобразованиям Лоренца.
/ 3. Соблюдение оиредел. системы законов сохранения. Фундаментальными законами сохранения, с к-рыми должны согласовываться М. г. всех без исключения типов и конкретных форм, являются законы сохранения энергии, импульса, момента количества движения, массы,электрич.заряда.В онредел. областях явлений должны выполняться и другие, более частные законы сохранения, напр. законы сохранения странности, четности, барионного заряда. Возможно, однако, выдвижение М. г., вступающих в противоречие с этими частными законами сохранения. Но, как показывает опыт, в таких случаях появляется новый закон сохранения, специфичный именно для данной области явлений. Требование соблюдения системы законов сохранения связано с требованием инвариантности уравнений по отношению к соответств. типам преобразований.
4. Принцип причинности. Практически он в большинстве случаев выступает в форме положения о том, что причинами данного явления могут быть только явления, предшествующие ему во времени. Условие причинности широко применяется в совр. физике и имеет большое эвристич. значение.
5. Требование простоты и стройности математич. уравнений. При построении М. г. предпочитаются уравнения, не содержащие производных больших порядков, больших степеней искомых функций, более симметричные но отношению к входящим в них элементам и т. п. Это требование, часто применяющееся явно или неявно в творч. работе ученых, ничего общего не имеет с махистским «принципом экономии мышления» (см. Махизм).
Позитивисты пытались выдвинуть в качестве регулятивного принципа построения М. г. т. н. «начало принципиальной наблюдаемости». Согласно ему, физич. теория, а том самым и М. г., лежащая в ее основе, должна принципиально исключать всякого рода величины, не являющиеся «наблюдаемыми», т. е. непосредственно не проявляющимися в чувств, опыте и не фигурирующими в существующих теориях. Это «начало» служит помехой в развитии науч. познания, и даже те из ученых, к-рые принимали его, фактически отбрасывают его в реальной творч. работе, когда возникает необходимость сделать существ, шаг вперед в познании, связанный с выходом за рамки наличного эмпирич. материала и за пределы круга прежних представлений.
Указанные регулятивные принципы очерчивают границы и намечают общие линии поисков рациональных М. г. и тем самым значительно суживают круг возможных конкретных форм М. г., могущих конкурировать друг с другом в ходе поисков законов новых областей явлений. Но они однозначно не определяют к.-л. одну из форм в качестве единственно правильной. Решающее слово здесь также принадлежит опыту.
Метод М. г.— исключительно плодотворный метод совр. теоретич. физики. Но он с успехом может быть применен и в др. науках, в к-рых законы выражаются в виде точных количеств, соотношений.
Лит.: Вавилов С. И., Ленин и совр. физика, Собр. соч., т. 3, М., 1956; Б о р н М., Эксперимент и теория в физике, «Успехи физ. наук», 1958, т. 66, вып. 3; Кузнецов И. В., ОМ. г., «Вопр. философии», 1962, № 10.
И. Кузнецов. Москва.
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ИНДУКЦИЯ,полная математическая индукция (паз. в математике часто просто полной индукцией; в этом случае это понятие следует отличать от рассматриваемого в нематематич. формальной логике понятия полной индукции), — прием доказательства общих предложений в математике и др. дедуктивных науках; особое значение имеет в связи с рассмотрением бесконечных дискретных процессов. Известно много различных форм М. и., но чаще всего этот термин применяют к следующему приему: доказывается, что (1) число 0 обладает нек-рым свойством Р [(1) наз. базой индукции] и что (2), если произвольное натуральное число п обладает свойством Р (т.н. индуктивное предположение), то и непосредственно следующее за ним (в ряду 0, 1, 2, ...) число п также обладает этим свойством [(2) наз. индукционным шагом); отсюда делается вывод, что всякое натуральное число т обладает свойством Р (свойстио Р наз. и н д у к-ц и о н н ы м). Символически этот метод часто выражается следующей схемой аксиом:
P(0)&Vn (p (n)ZD Р (г?/)) zd VmP(m). (I)
Обоснование М. и. обычно усматривается в том что из V n(P(n)ZDP(n')) по правилам логики сразу может быть выведено каждое из предложений
Р(0)=>Р(1), Р(1)гэР(2), Р(2)=)Р(3), ...
и далее Р(0) вместе с P(0)Z)P(1) позволяет получить Р(1), Р(1) вместе с P(1)Z)P(2) позволяет получить Р(2) и далее таким же образом может быть получено каждое из предложений />(3), Р(4), ..., т. е. может быть доказано каждое предложение Р(п), где п — любая из цифр 0, 1, 2, ..., а истинность каждого из этих предложений означает истинность общего предложения VmP(m).
Имеются нек-рые др. формы М. и., сводящиеся к рассмотренной. Напр., можно начать рассмотрение натурального ряда не с 0, а с 1, и вообще с любого натурального числа к. Соответствующей формой М. и. будет:
P(k) & V), (п > h =э (Р (п) zd P («'))) =i Vm(m^hZDP (?»)).
Если в дополнение к тому, что доказаны предложения Р(к) и Vn(n>to(P(n)DP((i')), доказаны еще все предложения Р(0), P(i), ..., Р(к—1), то тем самым считается доказанными предложение V тР(т). Последнюю форму М. и. наз. часто усеченной М. и. с базисом к (или Р(к)). Ее частным случаем при к=0 служит рассмотренная выше «основная» форма М. и. Когда в качестве индукционного предположения берется Р (к), где к<^п, М. и. называют возвратной индукцией, или индукцией пробега. Символически ее можно выразить след. образом:
Vn (Vft (ft < п id P (ft)) => Р (п)) иэ VmP («!)• (II)
В формализованной арифметике форма (II) М. и. выводится из формы (I) (с помощью нек-рых др. аксиом арифметики). Отсутствие члена Р(0) в формулировке возвратной индукции объясняется тем, что этот член выводится из Vn(Vk(k<^nZDP(k))ZDP(n)). Действительно, освобождаясь, по правилам логики, от Vre и выбирая 0 в качестве значения п, получаем Vk(k<0ZDP(k))ZJP(0). Формулу Vk(k<0SjP(k)) выводим [при этом используется логич. закон^\AZD(AZ3B) («из противоречия следует все, что угодно»)] из формулы
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ИНДУКЦИЯ 339
' ~|&<0 (где <Г|»—знак отрицания), к-рая доказывается с помощью М. и.
Возвратная индукция является разновидностью «принципа наименьшего числа», гласящего, что во всяком непустом классе натуральных чисел имеется наименьшее число; она слабее М. и., т. к. М. и. не может быть выведена из возвратной индукции (это можно усмотреть из того, что принцип наименьшего числа верен для порядковых чисел теории множеств, для к-рых верны также те аксиомы арифметики, с помощью к-рых возвратная индукция выводится из М. и.; однако принцип М. и. неверен для порядковых чисел).
Для возвратной индукции также существуют разновидности, аналогичные усеченной форме М. и. В одной из таких форм принцип М. и. впервые появился в работе Паскаля «Об арифметич. треугольнике» (В. Pascal, Traite du triangle arithmetique, 1665).
По существу, доказательство всякого общего утверждения о натуральных числах основано на М. и., если только это утверждение не является следствием общелогич. законов [напр., \/т(щ=га)] или не требует для своего доказательства более сильных форм индукции. В частности, осн. свойства сложения и умножения, выражаемые коммутативным, ассоциативным и дистрибутивным законами, доказываются в совр. аксиоматич. арифметике посредством М. и.
К М. и. примыкают метод определения функций посредством т.н. (примитивной) р е к у р-с и и, состоящий в том, что значение определяемой функции для натурального числа п' выражается этим определением через ее значение для п и ранее определенные функции. Под этот вид определений можно подвести и определения предикатов посредством рекурсии (ибо предикат можно рассматривать как функцию, принимающую два значения — «истина» и «ложь»). Имеются виды рекурсий и более общие, чем эти «примитивные».
К М. и. также примыкают т. н. индуктивные (или рекуррентные) определения [примером такого определения может служить определение формулы исчисления высказываний (см. Логика высказываний)], на к-рых основан спец. вид доказательства, родственный М. и.,— т. н. индукция по построению формулы (подробнее см. Определение, Рекурсивные функции и предикаты).
М. и. играет серьезную роль в совр. исследованиях по логич. основаниям математики. Обычно при рассмотрении формализованной системы арифметики схема М. и. является одним из постулатов. Помимо этого, схема М. и. неформально используется в мета-теоретич. рассуждениях (см. Метатеория).
Следует заметить, что коль скоро для записи М. и. не используются предикатные переменные, постулат М. и. является не аксиомой, а с х е-м о й аксиом (I). В этой схеме содержится бесконечный класс аксиом, соответствующих всевозможным формулам Р(п). Польский математик Ч. Рылль-Нардзевский («Роль аксиомы математич. индукции в элементарной арифметике»— С. Ryll-Nardzewski, The role of the axiom of induction in elementary arithmetic, «Fundamenta Mathem.», 1952, t. 39) доказал, что схему аксиом (I) нельзя заменить никаким конечным числом аксиом, получающихся по этой схеме (именно, он показал, что такая замена непременно повлечет ослабление всей формальной арифметики).
В нек-рых системах формализованной арифметики схема аксдом (I) заменяется постулатами, по внешнему виду далекими от нее.
Арифметику иногда рассматривают как часть теории множеств. В этом случае схема аксиом М. и. может быть доказана с помощью аксиом этой теории, а среди последних нет М. и.
М. и. является разновидностью индукции в том смысле, что обоснование общего предложения \/тР (т) посредством М. и. предполагает возможность доказательства каждого из «частных случаев» Р(0), Р(1), Р(2),... Т. о., в основе М. и. лежит принцип бесконечной индукции по натуральному ряду. В математике встречается и др., отличные от М. и., виды индукции, посредством к-рых доказываются предложения вида УтР(т), где т — любое натуральное число; их обоснование также использует бесконечную индукцию. Примером могут быть всевозможные виды индукции по «конструктивным трансфинитным числам». Последний термин можно понимать как означающий всякий конструктивный способ полного упорядочения натурального ряда,не обязательно в порядке возрастания натуральных чисел. Формулировка каждого из этих видов индукции отличается от схемы (II) возвратной индукции лишь тем, что отношение «<» заменяется отношением порядка, соответствующего тому или иному способу полного упорядочения натурального ряда. Хотя идея этого метода пр существу заимствована из теории множеств (в к-рой важную роль играет принцип «трансфинитной индукции», доказываемый на основе ее аксиом), сама формулировка индукции по конструктивным транс-финитам может быть отнесена к арифметике.
В дедуктивных науках встречаются и др. виды индукций, родственные М. и., но относящиеся не к натуральному ряду, а к др. дискретным процессам (в к-рых может быть несколько «нулей» и «ведущих операций» типа ге' — не обязательно одноместных). Напр., дискретным процессом можно считать процесс развития аксиоматич. теории, состоящий в выведении все новых и новых следствий из ее аксиом. К этому процессу применим следующий принцип индукции («индукция по длине логич. вывода»): если все аксиомы теории (они играют роль «нулей») обладают свойством Р и, коль скоро посылки нек-рого применения к.-л. из имеющихся в данной теории правил вывода («ведущей операции») обладают свойством Р и заключение тоже обладает этим свойством, то каждая теорема этой теории обладает свойством Р. Обоснование этого принципа можно свести к М.и. Др. примеры — т. н. индукция по длине (логич.) формулы (длиной формулы наз. число входящих в нее логич. операции), к-рая может иметь, напр., вид следующей возвратной индукции: доказывается, что из принадлежности нек-рого свойства формуле (данного вида) длины п следует его принадлежность формуле длины ге', откуда следует его принадлежность всем формулам (данного вида); само доказательство при этом состоит в рассмотрении всех случаев, соответствующих различным «ведущим операциям» (т. е. случаям, когда последней, ге-й операцией в формуле является конъюнкция, дизъюнкция и т. д., пока не будут рассмотрены все случаи, соответствующие всем возможным в формулах данного вида операциям логики).
Отличие М. и. (равно как и других, только что упомянутых видов индукции в математике) от т. н. неполной индукции, характерной для экспериментальных и описат. наук, состоит в том, что в дедуктив^ ных науках каждое применение индукции основывается на умозрит. доказательстве возможности доказательства каждого частного случая исследуемого общего предложения, в то время как в др. науках обоснование этих частных случаев носит опытный характер. Значение таких умозрит. доказательств для М. и. не следует переоценивать, т. к. они основаны на ряде допущений о натуральном ряде, характерных для интуиционистской и тем более для классической арифметики (см. Интуиционизм). К их числу относится, в частности, допущение об однознач-
ной, с точностью до изоморфизма, определенности натурального ряда, ибо без этого допущения нельзя было бы утверждать, что в ряду доказываемых предложений Р(0), Р(\), Р(2), ... [к-рый можно считать натуральным рядом, т. к. в нем есть 1-й элемент: Р(0), и за всяким элементом Р (п) ожидается наступление Р (п')] имеется предложение Р (т) для всякого натурального числа то, и потому нельзя было бы применить бесконечную индукцию, а значит, и обосновать М. и. Но само допущение об однозначности натурального ряда обосновывается посредством М. и. Тут налицо связь с антич. парадоксом «кучи»: одно зерно не образует кучи; если п зерен не могут образовать кучи, то и ге+1 зерно не может образовать кучи; следовательно, никакое число зерен не может образовать кучи, а потому куч не существует, что противоречит опыту. Т. о., идея М. и. была известна, фактически, уже в древности. Широко известный др. формы того же парадокса (напр., «лысый»). В математике на протяжении ее истории парадоксы этого вида не возникали, и это связывается обычно с тем, что в ней не рассматриваются такие «расплывчатые», т. е. объемно-неопределенные, понятия, как «куча», и т. п. Не выяснено, однако, действительно ли ограничение круга наших понятий теми, к-рые встречаются в дедуктивных науках, исключает возможность возникновения парадоксов этого типа; с др. стороны, даже такое привычное понятие, как «натуральный ряд чисел», связано с достаточно серьезными логич. трудностями. Изучение этого вопроса обнаружило, что он тесно связан с исследованием др. допущений, принятых в интуиционистской математике. В частности, в случае отказа от однозначной определенности натурального ряда и при одновременном изучении неск. неизоморфных натуральных рядов (или дискретных процессов, естественно сводящихся к таким рядам) невозможно безоговорочно пользоваться принципом М. и. и поэтому приходится отказываться от принятия М. и. в качестве одного из постулатов (см. «Infinitistic methods. Proceedings of the Symposium on foundations of mathematics», Warsz., 1961, с 201—23).
Неоднократно предпринимались попытки ввести более общие (в к.-л. смысле) и более сильные, чем М. и., методы доказательства (и оиределения). Примером может служить т. н. индукция по континууму (числовому или линейному): 1) если к.-л. действит. число х обладает свойством Р и 2) если для всякого числа у, обладающего свойством Р, найдется число г, большее у и обладающее свойством Р, то каждое действит. число, большее х, обладает свойством Р (аналогичная формулировка для линейного континуума получается заменой слов «действит. число» на «точка прямой» и «больше» на «лежащая правее»). Аналогия такого метода доказательства обычной возвратной индукции очевидна. Однако роль таких «более общих» видов индукции неизмеримо скромнее роли М. и. для арифметики и трансфинитной индукции. В отличие от этих методов, исходящих из генетич. процесса построения натурального ряда (или класса трансфинитных чисел) в виде вполне упорядоченного множества (см. Порядка отношение), индукция по континууму не связана ни с каким эффективным способом «построения» континуума (причем перспектива эффективного вполне-упорядочения континуума представляется безнадежной).
Лит.: Марков А. А., Теория алгорифмов, Тр. Матем. ин-та им. В. А. Стеклова, т. 42, М., 1954; Клин и С. К., Введение в метаматематику, М., 1957, гл. 2 (§ 7), 6, 8 (имеется большая библиография); Логич. исследования. Сб. ст., М., 1959, с. 218—62; Н о в и к о в П. С, Элементы матем. ло-тики, М., 1959, гл. 5; С о м и н с к и й И. С., Метод М. и., 6 изд., М., 1961; Г е н к и н Л., О М. и., пер. с англ.. М., 1962; Н i 1 b с г t D. und В е г п а у s P., Grundlagen der Mathe-znalils., Bd 2, В., 1939.
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА— логика, развившаяся в точную науку, применяющую математич. методы, или, согласно П. С. Порецкому, логика по предмету, математика по методам. Идея построения М. л. высказывалась впервые Лейбницем. Но лишь в 19 в. в соч. Буля «Математический анализ логики» (G. Boole, «The mathematical analysis of logic», 1847) была начата систематич. разработка этой науки. Дальнейшее развитие М. л. в значит, мере стимулировалось потребностями математики, ставившей логич. проблемы, для решения к-рых старые средства классич. формальной логики были непригодны. Одной из этих проблем явилась проблема недоказуемости 5-го постулата Эвклида в геометрии. Эта проблема связана с аксиоматическим методом, являющимся наиболее распространенным способом логич. систематизации математики. Он требует точной формулировки основных, принимаемых без доказательства положений развертываемой теории — т. н. аксиом, из к-рых все дальнейшее ее содержание логически выводится. Математич. теории, развиваемые т. о., наз. аксиоматическими. Классич. прототипом такого построения математич. теории является эвклидово построение геометрии.
В связи со всякой аксиоматич. теорией естественно возникает ряд логич. проблем. В частности, возникает проблема логической независимости аксиом данной теории, состоящая в установлении того, что ни одна из аксиом теории не может быть чисто логически выведена из остальных аксиом. Для эвклидовой геометрии в течение двух тысячелетий оставался открытым вопрос о логич. независимости 5-го постулата Эвклида. Было предпринято много тщетных попыток вывести его из остальных аксиом эвклидовой геометрии, пока, наконец, в работах Н. И. Лобачевского не было впервые в явной форме высказано убеждение в невозможности осуществить такой вывод. Это убеждение было подкреплено Лобачевским построением новой геометрии, в корне отличной от эвклидовой. В геометрии Лобачевского, тщательно разработанной ее творцом, не обнаруживалось противоречий; это вселяло уверенность в том, что противоречия и вообще не могут возникнуть, как бы далеко ни было продвинуто выведение следствий из аксиом новой геометрии. Впоследствии нем. математиком Ф. Клейном было доказано, что противоречия не могут возникнуть в геометрииЛобачевского, если они не могут возникнуть в эвклидовой геометрии (см. Метод аксиоматический). Так возникли и были частично решены исторически первые проблемы «недоказуемости» и непротиворечивости в аксиоматич. теориях.
Точная постановка таких проблем, их рассмотрение как проблем математических требуют уточнения понятия доказательства. Всякое математич. доказательство состоит в последовательном применении тех или иных логич. средств к исходным положениям. Но логич. средства не представляют собой чего-то абсолютного, раз навсегда установленного. Они вырабатывались многовековой человеческой практикой; «... практическая деятельность человека миллиарды раз должна была приводить сознание человека к повторению разных логических фигур, дабы эти фигуры могли получить значение аксиом» (Ленин В. И., Соч., т. 38, с. 181—82). Человеческая практика является, однако, на каждом историч. этапе ограниченной, а объем ее все время растет. Логич. средства, удовлетворительно отражавшие человеческое мышление на данном этапе или в данной области, могут ужо оказаться неподходящими на след. этапе или в др. области. Тогда в зависимости от изменения содержания рассматриваемого предмета