Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА 23 38 страница




тельство, богоискательство и др.), для развития науч. атеизма вообще исключит, значение имели статьи Ленина «Об отношении рабочей партии к религии» (май 1909) и «Классы и партии в их отношении к рели­гии и церкви» (июнь 1909). В борьбе с религией, под­черкивал Ленин, недостаточно «абстрактно-идеологи­ческой проповеди», ибо гл. основой ее в бурж. обще­стве являются социальные причины, к-рые можно устранить, лишь уничтожив само это общество. Идей­ная, теоретич. борьба должна быть подчинена решаю­щей форме классовой борьбы пролетариата — борьбе политической. «Отделять абсолютной, непроходимой гранью теоретическую пропаганду атеизма, т. е. разрушение религиозных верований у известных слоев пролетариата, и успех, ход, условия клас­совой борьбы этих слоев — значит рассуждать недиа­лектически, превращать в абсолютную грань то, что есть подвижная, относительная грань,— значит на­сильственно разрывать то, что неразрывно связано в живой действительности» (там же, т. 15, с. 375—76). В июне 1912 Ленин переезжает в Краков, откуда было удобнее осуществлять руководство работой пар­тии в России. В работах этого времени («Критичес­кие заметки по национальному вопросу», 1913; «О пра­ве наций на самоопределение», 1914; «О карика­туре на марксизм...», 1916, и др.) Ленин развивает данное Марксом и Энгельсом решение нац. вопроса применительно к эпохе империализма и назревавшего в Европе революц. кризиса. Одновременно Ленин пишет ряд произведений, в к-рых разрабатывает вопросы истории обществ, мысли в связи с развитием ' освободит, движения. В ст. «Памяти Герцена» (1912) он выдвигает марксистскую концепцию развития рус. освободит, движения, указывая на три осн. его этапа (дворянский, бурж.-демократия, и пролетарский). Подчеркивая «великое значение революционной тео­рии» (Соч., т. 18, с. 15), Ленин показывает, как прогрессивная обществ, мысль России развивалась по мере роста освободит, движения; в статье дана высокая оценка филос. взглядов Герцена, к-рый «...вплотную подошел к диалектическому материализму и остановился — перед историческим материализмом» (там же, с. 10). В ст. «Исторические судьбы учения Карла Маркса» (март 1913) Ленин дает периодиза­цию истории марксизма, а в ст. «Три источника и три составных части марксизма» (март 1913) анализирует историч. корни марксистской теории, к-рая возникла «... как прямое и непосредственное продолже­ние учения величайших представителей философии, политической экономии и социализма» (там же, т. 19, с. 3). В 1913 Ленин составляет подробный конспект изданной в 'четырех томах переписки Маркса и Эн­гельса, начинает писать статью о ней. В ленинском «Конспекте „Переписки" К. Маркса и Ф. Энгельса» выписан ряд мест о значении диалектики, об оценке различных философов.

В годы первой империалистич. войны Ленин ведет борьбу за объединение интернационалистов всех стран, за создание Коммунистич. Интернационала. В рабо­тах этого периода Ленин раскрыл причины политич.. и идейного краха 2-го Интернационала, показав не только социальную природу социал-шовинизма и каутскианства как политич. течений, проводивших бурж. влияние в рабочем движении, но и их гносеоло-гич. корни — догматизм и бурж. объективизм, под­мену диалектики вульгарным эволюционизмом, со­фистикой и эклектикой, непонимание изменившегося характера капитализма и т. л.

Политич. борьба Ленина была тесно связана с тео­ретич. работой. В ноябре 1914 он закончил дл» Энциклопедич. словаря Гранат ст. «Карл Маркс». «ГЗ связи списанием глав о философском материализме и диалектике Ильич стал опять усердно перечн-


170 ЛЕНИН


тывать Гегеля и других философов и не бросил эту работу и после того, как окончил работу о Марксе»,— писала Н. К. Крупская («Воспоминания о Ленине», 1957, с. 239). На первый план в теоретич. занятиях Ленина выдвигается диалектика, ее осн. категории, ее история и отношение к практике. Ленин конспек­тирует «Науку логики» и параллельно первую часть «Энциклопедии филос. наук» Гегеля, его «Лекции по истории философии» и «Лекции по философии исто­рии», сочинения Фейербаха («Изложение, анализ и критика философии Лейбница») и Ф. Лассаля («Фи­лософия Гераклита Темного из Эфеса»), «Метафизику» Аристотеля и ряд др. книг по философии и естество­знанию. Эти конспекты и заметки составили содержа­ние восьми тетрадей, озаглавленных Лениным «Тет­радки по философии (Гегель, Фейербах и разное)»; к этой серии относится и написанный ранее конспект «Лекций о сущности религии» Фейербаха. Ленинские филос. конспекты, фрагменты, заметки 1914—15 (их изучение позволяет предположить, что Ленин соби­рался написать спец. труд о диалектике) имеют огром­ное значение для развития марксистской философии, указывая пути «...диалектической обра­ботки истории человеческой мысли, науки и техники» (Соч., т. 38, с. 136). Идеалистич. диалектика Гегеля, диалектич. идеи Гераклита, Лейбница и др. филосо­фов служат Ленину исходным материалом для разра­ботки материалистич. диалектики как единственно правильной теории развития, к-рая «...дает ключ „самодвижению" всего сущего» (там же, с. 358), формулирует «общие законы движения мира и мышления» (там же, с. 165). Из них Ленин особо выделяет закон единства и борьбы противополож­ностей — «сущность», «ядро» диалектики, подчерки­вая относительность единства противоположностей и абсолютность их борьбы. В ленинских конспектах и фрагментах развито дальше учение об активности сознания, сформулировано важнейшее положение марксистской философии о единстве диалектики, ло­гики и теории познания, раскрывающее единство онтологич. и гносеологич. аспектов законов и категорий диалектики. Прослеживая сложный, «спиралеобраз­ный» путь познания, Ленин показывает, как мышление от отражаемых непосредственно в ощущениях и пред­ставлениях отд. вещей восходит к абстрактным поня­тиям, фиксирующим существенные стороны, связи, отношения предмета и опосредствованно отражающим его природу «глубже, вернее, полнее». Диалектич. познание, сущность к-рого — «развертывание всей совокупности моментов действительности», не ограни­чивается выработкой абстракций, а движется дальше по пути восхождения от абстрактного к конкретному, воспроизведения в мышлении конкретного как «един­ства многообразного» (Маркс). При этом, указывает Ленин, мышление не может охватить объективную исти­ну в отрыве от практики — основы, цели и критерия истинности знания. Большое внимание уделил Ленин взаимоотношению теории и истории познания, законов мышления и процесса их формирования, истории мысли с т. зр. развития и применения категорий совр. логики, к-рая есть «... итог, сумма, вывод и с т о-р и и познания мира» (там же, с. 81). Развивая осн. положения марксистской историко-филос. концепции, Ленин подчеркивает необходимость строгой историч­ности в оценке филос. учений прошлого, выдвигает важнейший принцип выявления как их гносеологич., так и социальных, классовых корней. Обобщающая характеристика процесса познания дана во фрагменте «К вопросу о диалектике». Конспекты, заметки и фраг­менты по вопросам философии за период 1914—15 являются осн. частью «Философских тетрадей».

Работа Ленина над проблемами философии имела большое значение для анализа империализма, для


дальнейшего развития теории социалистич. револю­ции; исследование осн. законов и категорий диалек­тики способствовало выработке политики партии в условиях войны и краха 2-го Интернационала, в условиях подготовки и проведения Октябрьской революции 1917. «Диалектика, — писал Ленин,— тре­бует всестороннего исследования данного общественно­го явления в его развитии и сведения внешнего, кажу­щегося к коренным движущим силам, к развитию производительных сил и к классовой борьбе» (Соч., т. 21, с. 193—94). Такое исследование монополистич. стадии капитализма было выполнено Лениным в ряде работ 1915—16 и прежде всего в кн. «Империализм, как высшая стадия капитализма». На основе анализа империализма как высшей и последней стадии разви­тия капитализма, кануна социалистич. революции, Ленин разработал учение о революционной ситуации, развил дальше марксистскую теорию революции. Еще раньше (ст. «Марксизм и ревизионизм») Ленин опро­верг одну из осн. догм 2-го Интернационала, показав, что для осуществления пролетарской революции вовсе не обязательна пролетаризация большинства населе­ния страны. В ст. «О лозунге Соединенных Штатов Европы» (август 1915) он выдвинул положение, к-рое блестяще подтвердилось развитием мировой революции: «Неравномерность экономического и по­литического развития есть безусловный закон капи­тализма. Отсюда следует, что возможна победа социа­лизма первоначально в немногих или даже в одной отдельно взятой, капиталистической стране» (там же, с. 311). В работе «О карикатуре на марксизм и об „империалистическом экономизме"» Ленин писал: «Все нации придут к социализму, это неизбежно, но все придут не совсем одинаково, каждая внесет своеобра­зие в ту или иную форму демократии, в ту или иную разновидность диктатуры пролетариата, в тот или иной темп социалистических преобразований разных сторон общественной жизни» (там же, т. 23, с. 58).

В конце 1916 в Цюрихе Ленин начинает работать над вопросом об отношении марксизма к гос-ву, к-рый выдвинулся на первый план развитием револю­ции в России и революц. кризисом в Зап. Европе.

Узнав о Февральской революции 1917, Ленин сразу принимает меры для возвращения на родину. Он пишет для «Правды» пять «Писемиздалека» (опублико­вано тогда было только первое), в к-рых говорит о неизбежности перерастания бурж.-демократич. революции в социалистическую и рассматривает во­просы пролетарского гос. устройства.

3(16) апреля 1917 Ленин приезжает в Петроград. В написанных на другой день «Апрельских тезисах» Ленин провозгласил курс на победу социалистич. революции, выдвинул идею республики Советов как гос. формы диктатуры пролетариата, наметил ряд политич. и экономич. преобразований, к-рые она должна осуществить. Перед партией Ленин поставил важнейшую политич. задачу: завоевание большин­ства в Советах. «Чтобы стать властью,— писал он,— сознательные рабочие должны завоевать большинство на свою сторону...» (Соч., т. 24, с. 21). Буржуазия не в состоянии вывести страну из катастрофич. положе­ния, сделать это может лишь «...союз беднейшего крестьянства, т. е. большинства крестьян, с пролета­риатом» (там же, т. 25, с. 339). Ленин намечает социально-экономич. мероприятия, к-рые гос-во рабо­чих и крестьян должно провести в жизнь в первую очередь, указывает на материальные предпосылки социализма, созданные развитием капитализма («Гро­зящая катастрофа и как с ней бороться», сент. 1917, «Удержат ли большевики государственную власть?», сент.—окт. 1917 , и др.). В борьбе против реформизма и анархизма Ленин защищает и развивает марксист­ское учение о революции, о диктатуре пролетариата,


ЛЕНИН 171


о путях построения бесклассового общества и фазах его развития, об отмирании гос-ва («Государство и ре­волюция», 1917). В ходе социалистич. революции про­летариат уничтожает диктатуру буржуазии, ломает старую гос. машину и создает гос-во диктатуры про­летариата, к-рое уже не есть гос-во в собств. смысле слова, во-первых, потому, что функции подавления (эксплуататоров) оно осуществляет при непосредств. поддержке трудящегося большинства народа, и, во-вторых, потому, что оно принимает на себя преж­де несвойственные гос-ву функции руководства эко­номикой и воспитания масс, к-рые по мере уничто­жения эксплуататорских классов начинают играть решающую роль. Диктатура пролетариата есть демо­кратия для большинства народа; дальнейшее разви­тие демократии, ликвидация всех классовых разли­чий и перевоспитание человека в процессе построе­ния коммунистич. общества делают ненужным как политическое, так и экономич. принуждение настолько, что государство как особый аппарат принуждения постепенно отмирает. В борьбе против оппортунистич. искажения марксистского учения о гос-ве Ленин указал на недопустимость подмены диалектики софи­стикой и эклектикой. «Такая замена, конечно, не новость,—писал он,— она наблюдалась даже в исто­рии классической греческой философии. При поддел­ке марксизма под оппортунизм подделка эклектицизма под диалектику легче всего обманывает массы, дает кажущееся удовлетворение, якобы учитывает все стороны процесса, все тенденции развития, все про­тиворечивые влияния и проч., а на деле не дает ника­кого цельного и революционного понимания процесса общественного развития» (там же, с. 372). К вопро­су о государстве Ленин неоднократно возвращался и после Октябрьской социалистической революции (в лекции. «О государстве», июль 1919, в плане брошюры «О диктатуре пролетариата», сент.—окт. 1919, и др.).

Ленин был вождем Октябрьской социалистич. революции, ознаменовавшей собой новую эру в исто­рии человечества — эру строительства бесклассового общества. По инициативе Ленина, возглавившего первое Сов. пр-во, были приняты первые декреты, созданы осн. органы Сов. гос-ва. Революция сломала старую гос. машину, поставила перед пролетариатом задачу научиться управлять страной. Решая важней­шие теоретич. проблемы социалистич. строительства, Ленин практически руководил созданием пролетар­ского гос-ва. Залог победы социализма Ленин видел в история, творчестве трудящихся масс.

В работах этого периода Ленин раскрыл творческий, созидат. характер социалистич. революции, определил ее осн. задачи — построение совр. экономики и ком­мунистич. воспитание масс. С победой революции ленинская политика партии большевиков, методоло-гич. основанием к-рой является материалистич. диалектика, стала политикой Сов. гос-ва. «... Насту­пил именно тот исторический момент,—писал Ленин,— когда теория превращается в практику, оживляет­ся практикой, исправляется практикой, проверяет­ся практикой...» (Соч., т. 26, с. 373—74). Ленин сфор­мулировал основы внешней политики социалистич. гос-ва в период, «... когда будут существовать рядом социалистические и капиталистические государства» (там же, т. 30, с. 21), и показал, что принцип мирного сосуществования является и будет являться основным в отношениях Сов. гос-ва с капиталистич. странами. Указывая на огромное революционизирующее влия­ние первого в мире социалистич. гос-ва, Ленин вместе с тем решительно отверг авантюристич. идею «под­талкивания», «экспорта» революции.

Разрабатывая основы экономич. политики дикта­туры пролетариата («Очередные задачи Советской вла­сти», март—апр. 1918; «О „левом" ребячестве и мелко-


буржуазности», май 1918, и др.), Ленин видел в осуществлении всенародного учета и контроля, в повы­шении производительности труда, организации сорев­нования необходимые условия перехода к планомер~ ному социалистич. строительству, то «особое звено» в цепи история, событий, ухватившись за к-рое можно «удержать всю цепь», осуществить социалистич. преоб­разование России. Этот переход,—писал Ленин,—■ и есть тот «скачок из царства необходимости в царство свободы», о котором говорил Энгельс (см. Соч., т. 27, с. 243). Развивая теорию науч. коммунизма, Ленин указал на принцип демократич. централизма как осно­ву хозяйств, строительства в условиях диктатуры пролетариата; анализируя пять общественно-эконо-мич. укладов, существовавших в России в начале переходного периода от капитализма к социализму, Ленин подчеркнул необходимость использовать раз­личные формы «государственного капитализма», имея в виду неизбежную победу социалистич. уклада. По инициативе Ленина в 1919 был основан Комму­нистич. Интернационал. Ленин явился вождем меж-дунар. коммунистич. движения, автором осн. поло­жений его стратегии и тактики. Обобщая опыт социа­листич. революции в России, Венгрии и др. странах, он развил тезис о разнообразии форм перехода к со­циализму, разработал тактику единого рабочего фрон­та в борьбе против капитализма.

Большое внимание уделил Ленин зародившимся уже в первые годы революции формам коммунисти­ческого труда, анализу к-рых посвящена его работа «Великий почин» (июнь 1919). «Коммунизм,—писал в ней Ленин,—есть высшая, против капиталистиче­ской, производительность труда добровольных, созна­тельных, объединенных, использующих передовую технику, рабочих» (Соч., т. 29, с. 394). Важнейшее значение имеет данное в этой работе определение классов.

Обобщая двухлетний опыт Сов. власти, анализируя и развивая понятие диктатуры пролетариата как со­циалистич. гос-ва переходного периода, рассматри­вая соотношение диктатуры и демократии и т. п., Ленин указывал на руководящую роль партии в си­стеме диктатуры пролетариата и' на необходимость укрепления союза пролетариата с крестьянством, в к-ром он видел осн. условие для победы социализма («О диктатуре пролетариата», «Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата», окт. 1919, и др.). Ленин выступил против возросшей в коммунистич. движении опасности «левого» оппортунизма, раскрыл его мелкобурж. природу и сектантский характер, догматизм и субъективизм, незнание диалектики или неумение применять ее в политике пролетарских пар­тий («Детская болезнь „левизны" в коммунизме», апр. — май 1920). Разрабатывая основы стратегии и так­тики межДунар. коммунистич. движения в новых условиях, Ленин указал на растущее значение рево-люц. теории, к-рая «... не является догмой, а окон­чательно складывается лишь в тесной связи с прак­тикой действительно массового и действительно рево­люционного движения» (там же, т. 31, с. 9). В опыте политич. борьбы большевистской партии Ленин видел «образец тактики для всех».

Когда Богданов и его сторонники возродили выдви­нутый ими еще в годы реакции лозунг «пролетарской культуры», Ленин раскрыл реакционность попыток отгородить культуру пролетариата от лучших тра­диций общечеловеч. культуры, развил теорию социа­листич. культуры. Определяя осн. задачи культур­ной революции, Ленин показал, что строители ком­мунистич. общества необходимо должны овладеть всеми богатствами культуры, выработанной челове­чеством в его историч. развитии («Задачи союзов мо­лодежи», окт. 1920).


172 ЛЕНИН


Осенью 1920Сов. республика победоносно закончила гражд. войну; на первый план выдвинулись задачи «.... переорганизации самых основ экономики России...» (там же, с. 467). Партии предстояло убедить широ­кие массы рабочих и крестьян в правильности социа-листич. методов преобразования экономики, привлечь их к активному участию в планомерном хозяйств, строительстве. Это требовало усиления руководящей роли пролетариата в его союзе с крестьянством, в связи с чем особое значение приобретали профес­сиональные союзы. В работах «О профессиональных союзах...» (дек. 1920), «Еще раз о профсоюзах...» (янв. 1921) и др. Ленин, критикуя разного рода оппозицио­неров, доказал, что профсоюзы «... есть организация воспитательная, организация вовлечения, обучения, это есть школа, школа управления, школа хозяйни­чания, школа коммунизма» (Соч., т. 32, с. 2). Софи­стике и эклектицизму фракционеров, «формальной, схоластической» логике, с позиций к-рой они подхо­дили к анализу действительности, Ленин противопо­ставил логику «диалектическую». «Чтобы действитель­но знать предмет,— писал Ленин,—надо охватить, из­учить все его стороны, все связи и „опосредствования". Мы никогда не достигнем этого полностью, но требо­вание всесторонности предостережет нас от ошибок и от омертвения. Это во-1-х. Во-2-х, диалектическая логика требует, чтобы брать предмет в его развитии, „самодвижении" (как говорит иногда Гегель), измене­нии... В-З-х, вся человеческая практика должна войти в полное „определение" предмета и как кри­терий истины и как практический определитель связи предмета с тем, что нужно человеку. В 4-х, диалекти­ческая логика учит, что „абстрактной истины нет, истина всегда конкретна"...» (там же, с. 72).

При переходе к мирному строительству Ленин разработал новую экономич. политику как единствен­но возможную в условиях преобладания мелкотовар­ного произ-ва форму строительства социализма [«О продовольственном налоге», апр. 1921; выступле­ния на X съезде, IX конференции РКП(б) и др.].

В марте 1922 Ленин написал для журн. «Под зна­менем марксизма» ст. «О значении воинствующего материализма», в к-рой дана программа деятельно­сти коммунистов на теоретич. фронте. Вниматель­ное изучение достижений естествознания, разоблаче­ние бурж. философии, сплошь и рядом спекули­рующей на этих достижениях, творч. изучение тео­ретич. наследия прошлого, всестороннее развитие диалектики, последоват. борьба с религией— вот важ­нейшие пункты этой программы. Ленин обосновал необходимость союза философов-марксистов с пред­ставителями совр. естествознания, так как «... без солидного философского обоснования никакие есте­ственные науки, никакой материализм не может выдержать борьбы против натиска буржуазных идей и восстановления буржуазного миросозерцания» (там же, т. 33, с. 207). В истории философии, изучение к-рой необходимо для овладения законами диалектич. мышления, Ленин особо выделил диалектику Гегеля, призывая изучать ее «с материалистич. точки зре­ния» и развивать дальше, применяя к совр. эконо­мич. и политич. отношениям, к новейшим открытиям естествознания.

Обобщая опыт нац. строительства, Ленин выдви­нул идею создания СССР, разработал принципы по­строения единого многонац. сопла листич. гос-ва как добровольного союза суверенных наций. Ленин внес новый элемент в теорию социалистич. революции, указав на значение нац.-освободит, борьбы народов Востока для освобождения всех трудящихся.

Вудучи уже больным, Ленин продиктовал ряд доку­ментов («Письмо к съезду», «О придании законода­тельных функций Госплану», «К вопросу о нацио-


нальностях...»), в к-рых рассмотрел важнейшие вопросы внутр. политики, предложил предпринять «ряд перемен в нашем политическом строе» (Соч., т. 36, с. 543), укрепить единство партии, усовершен­ствовать парт, и гос. аппарат. Особое значение Ле­нин придавал правильной нац. политике, указывая на ее значение не только для Союза советских респуб­лик, но и для колониальных и зависимых народов. Давая характеристику членам ЦК, Ленин указал на личные недостатки Сталина и предложил заменить его на посту генерального секретаря партии.

К январю—февралю 1923 относятся последние статьи Ленина: «О кооперации», «Как нам реорганизовать Рабкрин», «О нашей революции», «Лучше меньше, да лучше». В них Ленин вновь обратил внимание комму­нистов на вред догматического, педантского подхода к марксистской теории, призвал их глубже овладевать . революц. диалектикой. Подчеркивая общие и специ-фич. черты социалистич. революции в России, Ленин показал, что страна имеет все необходимые предпо­сылки для построения бесклассового общества, и раз­работал генеральный план социалистич. строительства, осн. моментами к-рого были: укрепление союза рабо­чего класса и крестьянства; индустриализация страны при условии преимуществ, развития тяжелой иром-сти; кооперирование с. х-ва; культурная рево­люция; проведение правильной нац. политики, укре­пление СССР — добровольного союза наций, объеди­нившихся для строительства бесклассового общества; совершенствование гос. аппарата, привлечение к упра­влению гос-вом непосредственно рабочих и кре-стьян; укрепление идейного и организац. единства Комму-нистич. партии.

Из филос вопросов в последних работах Ленина преимущественное внимание уделяется проблемам историч. материализма, в частности закономерностям переходного периода от капитализма к социализму.

Творч. развитие Лениным диалектич. и историч. материализма, дальнейшая разработка учения о ма­терии и ее свойствах, законов и категорий диалектики, проблем теории познания, закономерностей обществ, развития, филос. вопросов естествознания, проблем этики, эстетики, науч. атеизма составило новый, ле­нинский этап в истории марксистской философии.

После смерти Ленина его учение продолжает раз­
виваться КПСС и др. марксистскими партиями. Жиз­
ненность ленинизма подтверждается прогрессом ми­
ровой системы социализма, всего междунар. комму-
НИСТИЧ. движения. Я. Ноликов. Москва.

С о ч.: Соч.. 4 изд , т. 1—40, М., 1941—59; Полное собр. соч., т. 1—49, М., 1958 —1964 (изд. продолжается). Хроно-логич. указатель произв. В. И. Ленина, ч. 1 — 2, М., 1959—62. Вспомогательные указатели к хронологич, указателю про­изведений В. И. Ленина, М., 1963.

Лит.: О ленинском этапе в развитии марксистской фило­софии.

Б а с к и н М., Ленин как материалист и диалектик, М., 1924: Б ы с т р я н с к и и В., Ленин, как материалист-диалектик, Л., 1925; Н е в с к и й В. И., В. И. Ленин как материалист в своих первых работах, 2 изд., М.— Л., 1925; его же, Борьба В. И. Ленина на философском фронте в годы реакции, в сб.: Старый большевик, октябрь — де­кабрь, 5 (8), М., 1933; В а р ь я ш А., Диалектика у Ле­нина, М.—Л., 1928; Д е б о р и н А., Ленин как мысли­тель, 3 изд., М.— Л., 1929; Л у п п о л И., Ленин и фило­софия, 3 изд., М.— Л., 1930; Адоратский В. В., О занятиях Ленина философией, «Большевик», 1930, № 2, а также в кн.: Адоратский В. В., Избр. произв., М.,1961; его же, О значении работ Ленина для философии, «Про­летарская революция», 1930, № 10, а также в кн.: А д о-р а т с к и й В. В., Избр. произв., М., 1961; Горохов, Ленин и философия, «Партработник», 1931, JV» 2 (80); Широков И., Ранний период философского развития Ленина (90-е годы), «Проблемы марксизма», 1934, № 1; Вопросы марксистско-ленинской философии (из философ­ского наследия В. И. Ленина),в сб.: Уч. зап. кафедры истории философии Акад. обществ, наук при ЦК КПСС, вып. 21, М., 1956; ХачатурянА. Б., К вопросу о ленинском этапе в развитии материалистической диалектики, в кн.: Уч. зап. Моск. пед. ин-та, т. ИЗ, вып. 2, 1957; Вопросы


ЛЕНИН 173


марксистской философии в трудах В. И. Ленина, Сб. ст., Минск, 1958; Г о л о с о в В. Ф., Возникновение лени­низма — новый этап в развитии марксистской философии, Красноярск, 1958; Вопросы диалектич. материализма в тру­дах В.И.Ленина, веб.: Уч. зап. Челябинского пед. ин-та,т. 7, Кафедра философии, вып. 1, 1959; Борьба В. И. Ленина аа воинствующий материализм и революционную диалекти­ку. Сб. ст., М., 1960; ВартанянГ. М., О ленинском лапе в развитии философии марксизма, Ер., 1960; Иов-чукМ. Т., Великое теоретич. наследие В. И. Ленина 11 'совр. проблемы философии, «Философские науки» (Науч. докл. высшей школы), 1960, ."* 3; Константинов Ф. В., Ленин и современность, «Коммунист», 1960, №5; Митин М. Б., Разработка филос. наследства В. И. Ленина—важней­шая наша задача, в кн.: М и т и н М. Б., Философия и современность, М., 1960; Ч а г и н Б. А., Из истории борьбы В. И. Ленина за развитие марксистской философии, М., 1960; История философии, т. 5, М., 1961, с. 9—288; Владимир Ильич Ленин. Биография, М., 1963; Jerome V., Lenin's method — guide to the grasp of reality, «Political Affairs», 1946, v. 25, 1; Garaudy R., Lenine et la philosophie, «Cahiers du Communisme», 1949, JN» 4; С a v e i n g M., Lenine, philosophe et savant, там же, 1954, .Vj 11 — 12; Desanti J.-Т., Lenine et la philosophie, там же, special; KosingA., Fur die schopferische Aneignung des philosophischen Erbes Lenins, «Einheit», 1956, .V 7; Lenine philosophe et savant. P., 1957; Srovnal J., LeninsM epocha ve filozofii, «Nova Mysl», 1959, [N°] 4; No w i n s k i C, Filozolia zaangazowania, «Kultura i spo-leczeiistwo», 1960, 1—2; «Философска Мисъл», 1960, 2; PoniatowskiZ., Lenin a naukowoSc" filozofii, «Kwart. Historii Nauki i Techniki», 1961, Ni 1; Pas tore A., La filosofia di Lenin, Mil., 1946; PannekoekA., Lenin as philosopher. A critical examination of the philosophical basis of Leninism, N. Y., 1948; H u g h W. В., Soviet legal philosophy, by V. I. Lenin (and others), with an intro­duction by John N. Hazard, Oxf., 1951; Lefebvre H., La pensee de Lenine, P., [1957]; M e у е г A., Leninism, Camb. (Mass.), 1957; С h a s s i n L. M., De Nietzsche a Lenine, «Rev. Defense Nationale», 1962, annee 18, oc-tobre; Kautsky В., Lenins Erbschaft, «Zukunft», 1962, Mb 1— 4.

Проблема партийности философии. Основные этапы борь­бы Ленина против философского ревизионизмаи буржуазной философии.

Спиридович Е., Ленин и махисты, [Симферополь], 1924; Юдин П., Ленин и филос. дискуссия 1908—1910 гг., «Под знаменем марксизма», 1931, 9 — 10; Горн-штейн Т. Н., Ленин в борьбе с махизмом,М.— Л., 1935; ХасхачихФ., Борьба В. И. Ленина против махизма, «Сов. наука», 1939, № 1; его же, Учение Ленина о пар­тийности философии, «Вестн. ЛГУ», 1949, 7; Востри-к о в А., Борьба Ленина.против неокантианской ревизии марксизма в России, [М. ], 1949; Суворове. Г., Кри­тика В. И. Лениным махизма и борьба против совр. «физич.» идеализма, в сб. ст.: Филос. вопросы совр. физики, М., 1952; К у ли к о в Е. С, Борьба В. И. Ленина за диалек­тич. материализм против либерального народничества, в кн.: Уч. зап. пед. ин-та. Вып. 8. Кафедры историч. и филос. наук, [Волгоград], 1957; А х р е м ч и к М. Н.. Борьба

B. И.Ленина против реакц. социологии махизма, в кн.: Тр.
ин-та философии АН БССР, вып. 1, Минск, 1958; В а й с м а н
А. М., Обоснование и развитие В. И. Лениным марксист­
ского принципа партийности в освещении обществ, идей
и теорий. (Период борьбы В. И. Ленина против «легаль­
ного марксизма»), Таш., 1959; Кружков В. С, В. И.
Ленин о партийности философии, «Вопр. философии»,
1959, Кг 6; Окулов А. Ф., Борьба В. И. Ленина про­
тив философии реформизма и ревизионизма, М., 1959;
ШестаковМ.Г., Борьба В. И. Ленина против идеа-
листич. социологии народничества, 2 изд., М., 1959; Асе-
ев Ю- А., Методологич. основы ленинской критики соци-
ально-политич. содержания позитивизма, «Вестн. ЛГУ»,
М 11. Серия экономики, философии и права, вып. 2, 1960;
БочкаревН. И., Некоторые вопросы критики В. И.
Лениным идеологии буржуазного либерализма в России
(1907 —1914 гг.), в сб. ст.: Очерки по истории философии
в России, М., 1960; БутенкоА. А., Критика В. И. Ле­
ниным идеалистич. эмпиризма по осн. гносеологич. вопросу,
в кн.: Тр. учебн. ин-тов связи, вып. 2, Л., 1960; Попов

C. И., Борьба В. И. Ленина против неокантианской реви­
зии марксистской философии и значение этой борьбы для
современности, в сб. ст.: Очерки по истории философии
в России, [М.], 1960; П у н д а Г. В., Критика В. И. Лени­
ным филос. основ ревизионизма, в кн.: Сб. ст., посвящен­
ных 90-летню со дня рождения В. И. Ленина, Ростов-на-
Дону, 1960; РасуловТ. А., Критика В. И. Лениным
позитивистской социологии в 90-е годы XIX века, Баку,
I960; Черкасов И. И., В. И. Ленин о причинах воз­
никновения и классовой сущности ревизионизма, веб.: Уч.
зап. Моск. физико-технического ин-та. Труды кафедры марк­
сизма-ленинизма, 1960, № 6; В а с е ц к и й Г. С, Разви­
тие В. И. Лениным марксистской философии в борьбе
с ревизионизмом (1907 —1913 гг.), М., 1961; Дубров­
ский Д. И.. К вопросу о критике В. И. Лениным прагма­
тизма, «Вопр. философии», 1962, JY» 4; М и т и и М. Б.,


В. И. Ленин и борьба против совр. позитивизма, в сб. ст.: Философия марксизма и неопозитивизм. Вопросы критики совр. позитивизма, М., 1963; G h i о 1 d i R., Los partidos en filosofia, «Cuadernos de Cultura», 1957, 32; В о Ь о с А., Actualitatea luptei lui V. 1. Lenin impotriva pozitivismului, «Cercetari Filosofice», 1960, annul 7, Л'» 2; Бербатов Н., Ленинският принцип за партийноетта на философията и естествознанието, «Народна просвета», 1960, 4; Н е i n z e A., Lenins Kampf gegen den Revisionismus. Vortrag anlasslich des 90. Geburtstages von W. I. Lenin, Lpz., 1960; M о 1 s k a A., Lenin i problemy soejologii, в сб.: Filozofia i sociologia XX wieku (Seria Mysli i Ludzie. 2. Filozofia nowozytna wsp6rczesna, Warsz., 1962.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.