тельство, богоискательство и др.), для развития науч. атеизма вообще исключит, значение имели статьи Ленина «Об отношении рабочей партии к религии» (май 1909) и «Классы и партии в их отношении к религии и церкви» (июнь 1909). В борьбе с религией, подчеркивал Ленин, недостаточно «абстрактно-идеологической проповеди», ибо гл. основой ее в бурж. обществе являются социальные причины, к-рые можно устранить, лишь уничтожив само это общество. Идейная, теоретич. борьба должна быть подчинена решающей форме классовой борьбы пролетариата — борьбе политической. «Отделять абсолютной, непроходимой гранью теоретическую пропаганду атеизма, т. е. разрушение религиозных верований у известных слоев пролетариата, и успех, ход, условия классовой борьбы этих слоев — значит рассуждать недиалектически, превращать в абсолютную грань то, что есть подвижная, относительная грань,— значит насильственно разрывать то, что неразрывно связано в живой действительности» (там же, т. 15, с. 375—76). В июне 1912 Ленин переезжает в Краков, откуда было удобнее осуществлять руководство работой партии в России. В работах этого времени («Критические заметки по национальному вопросу», 1913; «О праве наций на самоопределение», 1914; «О карикатуре на марксизм...», 1916, и др.) Ленин развивает данное Марксом и Энгельсом решение нац. вопроса применительно к эпохе империализма и назревавшего в Европе революц. кризиса. Одновременно Ленин пишет ряд произведений, в к-рых разрабатывает вопросы истории обществ, мысли в связи с развитием ' освободит, движения. В ст. «Памяти Герцена» (1912) он выдвигает марксистскую концепцию развития рус. освободит, движения, указывая на три осн. его этапа (дворянский, бурж.-демократия, и пролетарский). Подчеркивая «великое значение революционной теории» (Соч., т. 18, с. 15), Ленин показывает, как прогрессивная обществ, мысль России развивалась по мере роста освободит, движения; в статье дана высокая оценка филос. взглядов Герцена, к-рый «...вплотную подошел к диалектическому материализму и остановился — перед историческим материализмом» (там же, с. 10). В ст. «Исторические судьбы учения Карла Маркса» (март 1913) Ленин дает периодизацию истории марксизма, а в ст. «Три источника и три составных части марксизма» (март 1913) анализирует историч. корни марксистской теории, к-рая возникла «... как прямое и непосредственное продолжение учения величайших представителей философии, политической экономии и социализма» (там же, т. 19, с. 3). В 1913 Ленин составляет подробный конспект изданной в 'четырех томах переписки Маркса и Энгельса, начинает писать статью о ней. В ленинском «Конспекте „Переписки" К. Маркса и Ф. Энгельса» выписан ряд мест о значении диалектики, об оценке различных философов.
В годы первой империалистич. войны Ленин ведет борьбу за объединение интернационалистов всех стран, за создание Коммунистич. Интернационала. В работах этого периода Ленин раскрыл причины политич.. и идейного краха 2-го Интернационала, показав не только социальную природу социал-шовинизма и каутскианства как политич. течений, проводивших бурж. влияние в рабочем движении, но и их гносеоло-гич. корни — догматизм и бурж. объективизм, подмену диалектики вульгарным эволюционизмом, софистикой и эклектикой, непонимание изменившегося характера капитализма и т. л.
Политич. борьба Ленина была тесно связана с теоретич. работой. В ноябре 1914 он закончил дл» Энциклопедич. словаря Гранат ст. «Карл Маркс». «ГЗ связи списанием глав о философском материализме и диалектике Ильич стал опять усердно перечн-
170 ЛЕНИН
тывать Гегеля и других философов и не бросил эту работу и после того, как окончил работу о Марксе»,— писала Н. К. Крупская («Воспоминания о Ленине», 1957, с. 239). На первый план в теоретич. занятиях Ленина выдвигается диалектика, ее осн. категории, ее история и отношение к практике. Ленин конспектирует «Науку логики» и параллельно первую часть «Энциклопедии филос. наук» Гегеля, его «Лекции по истории философии» и «Лекции по философии истории», сочинения Фейербаха («Изложение, анализ и критика философии Лейбница») и Ф. Лассаля («Философия Гераклита Темного из Эфеса»), «Метафизику» Аристотеля и ряд др. книг по философии и естествознанию. Эти конспекты и заметки составили содержание восьми тетрадей, озаглавленных Лениным «Тетрадки по философии (Гегель, Фейербах и разное)»; к этой серии относится и написанный ранее конспект «Лекций о сущности религии» Фейербаха. Ленинские филос. конспекты, фрагменты, заметки 1914—15 (их изучение позволяет предположить, что Ленин собирался написать спец. труд о диалектике) имеют огромное значение для развития марксистской философии, указывая пути «...диалектической обработки истории человеческой мысли, науки и техники» (Соч., т. 38, с. 136). Идеалистич. диалектика Гегеля, диалектич. идеи Гераклита, Лейбница и др. философов служат Ленину исходным материалом для разработки материалистич. диалектики как единственно правильной теории развития, к-рая «...дает ключ ~к „самодвижению" всего сущего» (там же, с. 358), формулирует «общие законы движения мира и мышления» (там же, с. 165). Из них Ленин особо выделяет закон единства и борьбы противоположностей — «сущность», «ядро» диалектики, подчеркивая относительность единства противоположностей и абсолютность их борьбы. В ленинских конспектах и фрагментах развито дальше учение об активности сознания, сформулировано важнейшее положение марксистской философии о единстве диалектики, логики и теории познания, раскрывающее единство онтологич. и гносеологич. аспектов законов и категорий диалектики. Прослеживая сложный, «спиралеобразный» путь познания, Ленин показывает, как мышление от отражаемых непосредственно в ощущениях и представлениях отд. вещей восходит к абстрактным понятиям, фиксирующим существенные стороны, связи, отношения предмета и опосредствованно отражающим его природу «глубже, вернее, полнее». Диалектич. познание, сущность к-рого — «развертывание всей совокупности моментов действительности», не ограничивается выработкой абстракций, а движется дальше по пути восхождения от абстрактного к конкретному, воспроизведения в мышлении конкретного как «единства многообразного» (Маркс). При этом, указывает Ленин, мышление не может охватить объективную истину в отрыве от практики — основы, цели и критерия истинности знания. Большое внимание уделил Ленин взаимоотношению теории и истории познания, законов мышления и процесса их формирования, истории мысли с т. зр. развития и применения категорий совр. логики, к-рая есть «... итог, сумма, вывод и с т о-р и и познания мира» (там же, с. 81). Развивая осн. положения марксистской историко-филос. концепции, Ленин подчеркивает необходимость строгой историчности в оценке филос. учений прошлого, выдвигает важнейший принцип выявления как их гносеологич., так и социальных, классовых корней. Обобщающая характеристика процесса познания дана во фрагменте «К вопросу о диалектике». Конспекты, заметки и фрагменты по вопросам философии за период 1914—15 являются осн. частью «Философских тетрадей».
Работа Ленина над проблемами философии имела большое значение для анализа империализма, для
дальнейшего развития теории социалистич. революции; исследование осн. законов и категорий диалектики способствовало выработке политики партии в условиях войны и краха 2-го Интернационала, в условиях подготовки и проведения Октябрьской революции 1917. «Диалектика, — писал Ленин,— требует всестороннего исследования данного общественного явления в его развитии и сведения внешнего, кажущегося к коренным движущим силам, к развитию производительных сил и к классовой борьбе» (Соч., т. 21, с. 193—94). Такое исследование монополистич. стадии капитализма было выполнено Лениным в ряде работ 1915—16 и прежде всего в кн. «Империализм, как высшая стадия капитализма». На основе анализа империализма как высшей и последней стадии развития капитализма, кануна социалистич. революции, Ленин разработал учение о революционной ситуации, развил дальше марксистскую теорию революции. Еще раньше (ст. «Марксизм и ревизионизм») Ленин опроверг одну из осн. догм 2-го Интернационала, показав, что для осуществления пролетарской революции вовсе не обязательна пролетаризация большинства населения страны. В ст. «О лозунге Соединенных Штатов Европы» (август 1915) он выдвинул положение, к-рое блестяще подтвердилось развитием мировой революции: «Неравномерность экономического и политического развития есть безусловный закон капитализма. Отсюда следует, что возможна победа социализма первоначально в немногих или даже в одной отдельно взятой, капиталистической стране» (там же, с. 311). В работе «О карикатуре на марксизм и об „империалистическом экономизме"» Ленин писал: «Все нации придут к социализму, это неизбежно, но все придут не совсем одинаково, каждая внесет своеобразие в ту или иную форму демократии, в ту или иную разновидность диктатуры пролетариата, в тот или иной темп социалистических преобразований разных сторон общественной жизни» (там же, т. 23, с. 58).
В конце 1916 в Цюрихе Ленин начинает работать над вопросом об отношении марксизма к гос-ву, к-рый выдвинулся на первый план развитием революции в России и революц. кризисом в Зап. Европе.
Узнав о Февральской революции 1917, Ленин сразу принимает меры для возвращения на родину. Он пишет для «Правды» пять «Писемиздалека» (опубликовано тогда было только первое), в к-рых говорит о неизбежности перерастания бурж.-демократич. революции в социалистическую и рассматривает вопросы пролетарского гос. устройства.
3(16) апреля 1917 Ленин приезжает в Петроград. В написанных на другой день «Апрельских тезисах» Ленин провозгласил курс на победу социалистич. революции, выдвинул идею республики Советов как гос. формы диктатуры пролетариата, наметил ряд политич. и экономич. преобразований, к-рые она должна осуществить. Перед партией Ленин поставил важнейшую политич. задачу: завоевание большинства в Советах. «Чтобы стать властью,— писал он,— сознательные рабочие должны завоевать большинство на свою сторону...» (Соч., т. 24, с. 21). Буржуазия не в состоянии вывести страну из катастрофич. положения, сделать это может лишь «...союз беднейшего крестьянства, т. е. большинства крестьян, с пролетариатом» (там же, т. 25, с. 339). Ленин намечает социально-экономич. мероприятия, к-рые гос-во рабочих и крестьян должно провести в жизнь в первую очередь, указывает на материальные предпосылки социализма, созданные развитием капитализма («Грозящая катастрофа и как с ней бороться», сент. 1917, «Удержат ли большевики государственную власть?», сент.—окт. 1917 , и др.). В борьбе против реформизма и анархизма Ленин защищает и развивает марксистское учение о революции, о диктатуре пролетариата,
ЛЕНИН 171
о путях построения бесклассового общества и фазах его развития, об отмирании гос-ва («Государство и революция», 1917). В ходе социалистич. революции пролетариат уничтожает диктатуру буржуазии, ломает старую гос. машину и создает гос-во диктатуры пролетариата, к-рое уже не есть гос-во в собств. смысле слова, во-первых, потому, что функции подавления (эксплуататоров) оно осуществляет при непосредств. поддержке трудящегося большинства народа, и, во-вторых, потому, что оно принимает на себя прежде несвойственные гос-ву функции руководства экономикой и воспитания масс, к-рые по мере уничтожения эксплуататорских классов начинают играть решающую роль. Диктатура пролетариата есть демократия для большинства народа; дальнейшее развитие демократии, ликвидация всех классовых различий и перевоспитание человека в процессе построения коммунистич. общества делают ненужным как политическое, так и экономич. принуждение настолько, что государство как особый аппарат принуждения постепенно отмирает. В борьбе против оппортунистич. искажения марксистского учения о гос-ве Ленин указал на недопустимость подмены диалектики софистикой и эклектикой. «Такая замена, конечно, не новость,—писал он,— она наблюдалась даже в истории классической греческой философии. При подделке марксизма под оппортунизм подделка эклектицизма под диалектику легче всего обманывает массы, дает кажущееся удовлетворение, якобы учитывает все стороны процесса, все тенденции развития, все противоречивые влияния и проч., а на деле не дает никакого цельного и революционного понимания процесса общественного развития» (там же, с. 372). К вопросу о государстве Ленин неоднократно возвращался и после Октябрьской социалистической революции (в лекции. «О государстве», июль 1919, в плане брошюры «О диктатуре пролетариата», сент.—окт. 1919, и др.).
Ленин был вождем Октябрьской социалистич. революции, ознаменовавшей собой новую эру в истории человечества — эру строительства бесклассового общества. По инициативе Ленина, возглавившего первое Сов. пр-во, были приняты первые декреты, созданы осн. органы Сов. гос-ва. Революция сломала старую гос. машину, поставила перед пролетариатом задачу научиться управлять страной. Решая важнейшие теоретич. проблемы социалистич. строительства, Ленин практически руководил созданием пролетарского гос-ва. Залог победы социализма Ленин видел в история, творчестве трудящихся масс.
В работах этого периода Ленин раскрыл творческий, созидат. характер социалистич. революции, определил ее осн. задачи — построение совр. экономики и коммунистич. воспитание масс. С победой революции ленинская политика партии большевиков, методоло-гич. основанием к-рой является материалистич. диалектика, стала политикой Сов. гос-ва. «... Наступил именно тот исторический момент,—писал Ленин,— когда теория превращается в практику, оживляется практикой, исправляется практикой, проверяется практикой...» (Соч., т. 26, с. 373—74). Ленин сформулировал основы внешней политики социалистич. гос-ва в период, «... когда будут существовать рядом социалистические и капиталистические государства» (там же, т. 30, с. 21), и показал, что принцип мирного сосуществования является и будет являться основным в отношениях Сов. гос-ва с капиталистич. странами. Указывая на огромное революционизирующее влияние первого в мире социалистич. гос-ва, Ленин вместе с тем решительно отверг авантюристич. идею «подталкивания», «экспорта» революции.
Разрабатывая основы экономич. политики диктатуры пролетариата («Очередные задачи Советской власти», март—апр. 1918; «О „левом" ребячестве и мелко-
буржуазности», май 1918, и др.), Ленин видел в осуществлении всенародного учета и контроля, в повышении производительности труда, организации соревнования необходимые условия перехода к планомер~ ному социалистич. строительству, то «особое звено» в цепи история, событий, ухватившись за к-рое можно «удержать всю цепь», осуществить социалистич. преобразование России. Этот переход,—писал Ленин,—■ и есть тот «скачок из царства необходимости в царство свободы», о котором говорил Энгельс (см. Соч., т. 27, с. 243). Развивая теорию науч. коммунизма, Ленин указал на принцип демократич. централизма как основу хозяйств, строительства в условиях диктатуры пролетариата; анализируя пять общественно-эконо-мич. укладов, существовавших в России в начале переходного периода от капитализма к социализму, Ленин подчеркнул необходимость использовать различные формы «государственного капитализма», имея в виду неизбежную победу социалистич. уклада. По инициативе Ленина в 1919 был основан Коммунистич. Интернационал. Ленин явился вождем меж-дунар. коммунистич. движения, автором осн. положений его стратегии и тактики. Обобщая опыт социалистич. революции в России, Венгрии и др. странах, он развил тезис о разнообразии форм перехода к социализму, разработал тактику единого рабочего фронта в борьбе против капитализма.
Большое внимание уделил Ленин зародившимся уже в первые годы революции формам коммунистического труда, анализу к-рых посвящена его работа «Великий почин» (июнь 1919). «Коммунизм,—писал в ней Ленин,—есть высшая, против капиталистической, производительность труда добровольных, сознательных, объединенных, использующих передовую технику, рабочих» (Соч., т. 29, с. 394). Важнейшее значение имеет данное в этой работе определение классов.
Обобщая двухлетний опыт Сов. власти, анализируя и развивая понятие диктатуры пролетариата как социалистич. гос-ва переходного периода, рассматривая соотношение диктатуры и демократии и т. п., Ленин указывал на руководящую роль партии в системе диктатуры пролетариата и' на необходимость укрепления союза пролетариата с крестьянством, в к-ром он видел осн. условие для победы социализма («О диктатуре пролетариата», «Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата», окт. 1919, и др.). Ленин выступил против возросшей в коммунистич. движении опасности «левого» оппортунизма, раскрыл его мелкобурж. природу и сектантский характер, догматизм и субъективизм, незнание диалектики или неумение применять ее в политике пролетарских партий («Детская болезнь „левизны" в коммунизме», апр. — май 1920). Разрабатывая основы стратегии и тактики межДунар. коммунистич. движения в новых условиях, Ленин указал на растущее значение рево-люц. теории, к-рая «... не является догмой, а окончательно складывается лишь в тесной связи с практикой действительно массового и действительно революционного движения» (там же, т. 31, с. 9). В опыте политич. борьбы большевистской партии Ленин видел «образец тактики для всех».
Когда Богданов и его сторонники возродили выдвинутый ими еще в годы реакции лозунг «пролетарской культуры», Ленин раскрыл реакционность попыток отгородить культуру пролетариата от лучших традиций общечеловеч. культуры, развил теорию социалистич. культуры. Определяя осн. задачи культурной революции, Ленин показал, что строители коммунистич. общества необходимо должны овладеть всеми богатствами культуры, выработанной человечеством в его историч. развитии («Задачи союзов молодежи», окт. 1920).
172 ЛЕНИН
Осенью 1920Сов. республика победоносно закончила гражд. войну; на первый план выдвинулись задачи «.... переорганизации самых основ экономики России...» (там же, с. 467). Партии предстояло убедить широкие массы рабочих и крестьян в правильности социа-листич. методов преобразования экономики, привлечь их к активному участию в планомерном хозяйств, строительстве. Это требовало усиления руководящей роли пролетариата в его союзе с крестьянством, в связи с чем особое значение приобретали профессиональные союзы. В работах «О профессиональных союзах...» (дек. 1920), «Еще раз о профсоюзах...» (янв. 1921) и др. Ленин, критикуя разного рода оппозиционеров, доказал, что профсоюзы «... есть организация воспитательная, организация вовлечения, обучения, это есть школа, школа управления, школа хозяйничания, школа коммунизма» (Соч., т. 32, с. 2). Софистике и эклектицизму фракционеров, «формальной, схоластической» логике, с позиций к-рой они подходили к анализу действительности, Ленин противопоставил логику «диалектическую». «Чтобы действительно знать предмет,— писал Ленин,—надо охватить, изучить все его стороны, все связи и „опосредствования". Мы никогда не достигнем этого полностью, но требование всесторонности предостережет нас от ошибок и от омертвения. Это во-1-х. Во-2-х, диалектическая логика требует, чтобы брать предмет в его развитии, „самодвижении" (как говорит иногда Гегель), изменении... В-З-х, вся человеческая практика должна войти в полное „определение" предмета и как критерий истины и как практический определитель связи предмета с тем, что нужно человеку. В 4-х, диалектическая логика учит, что „абстрактной истины нет, истина всегда конкретна"...» (там же, с. 72).
При переходе к мирному строительству Ленин разработал новую экономич. политику как единственно возможную в условиях преобладания мелкотоварного произ-ва форму строительства социализма [«О продовольственном налоге», апр. 1921; выступления на X съезде, IX конференции РКП(б) и др.].
В марте 1922 Ленин написал для журн. «Под знаменем марксизма» ст. «О значении воинствующего материализма», в к-рой дана программа деятельности коммунистов на теоретич. фронте. Внимательное изучение достижений естествознания, разоблачение бурж. философии, сплошь и рядом спекулирующей на этих достижениях, творч. изучение теоретич. наследия прошлого, всестороннее развитие диалектики, последоват. борьба с религией— вот важнейшие пункты этой программы. Ленин обосновал необходимость союза философов-марксистов с представителями совр. естествознания, так как «... без солидного философского обоснования никакие естественные науки, никакой материализм не может выдержать борьбы против натиска буржуазных идей и восстановления буржуазного миросозерцания» (там же, т. 33, с. 207). В истории философии, изучение к-рой необходимо для овладения законами диалектич. мышления, Ленин особо выделил диалектику Гегеля, призывая изучать ее «с материалистич. точки зрения» и развивать дальше, применяя к совр. экономич. и политич. отношениям, к новейшим открытиям естествознания.
Обобщая опыт нац. строительства, Ленин выдвинул идею создания СССР, разработал принципы построения единого многонац. сопла листич. гос-ва как добровольного союза суверенных наций. Ленин внес новый элемент в теорию социалистич. революции, указав на значение нац.-освободит, борьбы народов Востока для освобождения всех трудящихся.
Вудучи уже больным, Ленин продиктовал ряд документов («Письмо к съезду», «О придании законодательных функций Госплану», «К вопросу о нацио-
нальностях...»), в к-рых рассмотрел важнейшие вопросы внутр. политики, предложил предпринять «ряд перемен в нашем политическом строе» (Соч., т. 36, с. 543), укрепить единство партии, усовершенствовать парт, и гос. аппарат. Особое значение Ленин придавал правильной нац. политике, указывая на ее значение не только для Союза советских республик, но и для колониальных и зависимых народов. Давая характеристику членам ЦК, Ленин указал на личные недостатки Сталина и предложил заменить его на посту генерального секретаря партии.
К январю—февралю 1923 относятся последние статьи Ленина: «О кооперации», «Как нам реорганизовать Рабкрин», «О нашей революции», «Лучше меньше, да лучше». В них Ленин вновь обратил внимание коммунистов на вред догматического, педантского подхода к марксистской теории, призвал их глубже овладевать . революц. диалектикой. Подчеркивая общие и специ-фич. черты социалистич. революции в России, Ленин показал, что страна имеет все необходимые предпосылки для построения бесклассового общества, и разработал генеральный план социалистич. строительства, осн. моментами к-рого были: укрепление союза рабочего класса и крестьянства; индустриализация страны при условии преимуществ, развития тяжелой иром-сти; кооперирование с. х-ва; культурная революция; проведение правильной нац. политики, укрепление СССР — добровольного союза наций, объединившихся для строительства бесклассового общества; совершенствование гос. аппарата, привлечение к управлению гос-вом непосредственно рабочих и кре-стьян; укрепление идейного и организац. единства Комму-нистич. партии.
Из филос вопросов в последних работах Ленина преимущественное внимание уделяется проблемам историч. материализма, в частности закономерностям переходного периода от капитализма к социализму.
Творч. развитие Лениным диалектич. и историч. материализма, дальнейшая разработка учения о материи и ее свойствах, законов и категорий диалектики, проблем теории познания, закономерностей обществ, развития, филос. вопросов естествознания, проблем этики, эстетики, науч. атеизма составило новый, ленинский этап в истории марксистской философии.
После смерти Ленина его учение продолжает раз виваться КПСС и др. марксистскими партиями. Жиз ненность ленинизма подтверждается прогрессом ми ровой системы социализма, всего междунар. комму- НИСТИЧ. движения. Я. Ноликов. Москва.
С о ч.: Соч.. 4 изд , т. 1—40, М., 1941—59; Полное собр. соч., т. 1—49, М., 1958 —1964 (изд. продолжается). Хроно-логич. указатель произв. В. И. Ленина, ч. 1 — 2, М., 1959—62. Вспомогательные указатели к хронологич, указателю произведений В. И. Ленина, М., 1963.
Лит.: О ленинском этапе в развитии марксистской философии.
Б а с к и н М., Ленин как материалист и диалектик, М., 1924: Б ы с т р я н с к и и В., Ленин, как материалист-диалектик, Л., 1925; Н е в с к и й В. И., В. И. Ленин как материалист в своих первых работах, 2 изд., М.— Л., 1925; его же, Борьба В. И. Ленина на философском фронте в годы реакции, в сб.: Старый большевик, октябрь — декабрь, 5 (8), М., 1933; В а р ь я ш А., Диалектика у Ленина, М.—Л., 1928; Д е б о р и н А., Ленин как мыслитель, 3 изд., М.— Л., 1929; Л у п п о л И., Ленин и философия, 3 изд., М.— Л., 1930; Адоратский В. В., О занятиях Ленина философией, «Большевик», 1930, № 2, а также в кн.: Адоратский В. В., Избр. произв., М.,1961; его же, О значении работ Ленина для философии, «Пролетарская революция», 1930, № 10, а также в кн.: А д о-р а т с к и й В. В., Избр. произв., М., 1961; Горохов, Ленин и философия, «Партработник», 1931, JV» 2 (80); Широков И., Ранний период философского развития Ленина (90-е годы), «Проблемы марксизма», 1934, № 1; Вопросы марксистско-ленинской философии (из философского наследия В. И. Ленина),в сб.: Уч. зап. кафедры истории философии Акад. обществ, наук при ЦК КПСС, вып. 21, М., 1956; ХачатурянА. Б., К вопросу о ленинском этапе в развитии материалистической диалектики, в кн.: Уч. зап. Моск. пед. ин-та, т. ИЗ, вып. 2, 1957; Вопросы
ЛЕНИН 173
марксистской философии в трудах В. И. Ленина, Сб. ст., Минск, 1958; Г о л о с о в В. Ф., Возникновение ленинизма — новый этап в развитии марксистской философии, Красноярск, 1958; Вопросы диалектич. материализма в трудах В.И.Ленина, веб.: Уч. зап. Челябинского пед. ин-та,т. 7, Кафедра философии, вып. 1, 1959; Борьба В. И. Ленина аа воинствующий материализм и революционную диалектику. Сб. ст., М., 1960; ВартанянГ. М., О ленинском лапе в развитии философии марксизма, Ер., 1960; Иов-чукМ. Т., Великое теоретич. наследие В. И. Ленина 11 'совр. проблемы философии, «Философские науки» (Науч. докл. высшей школы), 1960, ."* 3; Константинов Ф. В., Ленин и современность, «Коммунист», 1960, №5; Митин М. Б., Разработка филос. наследства В. И. Ленина—важнейшая наша задача, в кн.: М и т и н М. Б., Философия и современность, М., 1960; Ч а г и н Б. А., Из истории борьбы В. И. Ленина за развитие марксистской философии, М., 1960; История философии, т. 5, М., 1961, с. 9—288; Владимир Ильич Ленин. Биография, М., 1963; Jerome V., Lenin's method — guide to the grasp of reality, «Political Affairs», 1946, v. 25, N° 1; Garaudy R., Lenine et la philosophie, «Cahiers du Communisme», 1949, JN» 4; С a v e i n g M., Lenine, philosophe et savant, там же, 1954, .Vj 11 — 12; Desanti J.-Т., Lenine et la philosophie, там же, N° special; KosingA., Fur die schopferische Aneignung des philosophischen Erbes Lenins, «Einheit», 1956, .V 7; Lenine philosophe et savant. P., 1957; Srovnal J., LeninsM epocha ve filozofii, «Nova Mysl», 1959, [N°] 4; No w i n s k i C, Filozolia zaangazowania, «Kultura i spo-leczeiistwo», 1960, N° 1—2; «Философска Мисъл», 1960, N° 2; PoniatowskiZ., Lenin a naukowoSc" filozofii, «Kwart. Historii Nauki i Techniki», 1961, Ni 1; Pas tore A., La filosofia di Lenin, Mil., 1946; PannekoekA., Lenin as philosopher. A critical examination of the philosophical basis of Leninism, N. Y., 1948; H u g h W. В., Soviet legal philosophy, by V. I. Lenin (and others), with an introduction by John N. Hazard, Oxf., 1951; Lefebvre H., La pensee de Lenine, P., [1957]; M e у е г A., Leninism, Camb. (Mass.), 1957; С h a s s i n L. M., De Nietzsche a Lenine, «Rev. Defense Nationale», 1962, annee 18, oc-tobre; Kautsky В., Lenins Erbschaft, «Zukunft», 1962, Mb 1— 4.
Проблема партийности философии. Основные этапы борьбы Ленина против философского ревизионизмаи буржуазной философии.
Спиридович Е., Ленин и махисты, [Симферополь], 1924; Юдин П., Ленин и филос. дискуссия 1908—1910 гг., «Под знаменем марксизма», 1931, N° 9 — 10; Горн-штейн Т. Н., Ленин в борьбе с махизмом,М.— Л., 1935; ХасхачихФ., Борьба В. И. Ленина против махизма, «Сов. наука», 1939, № 1; его же, Учение Ленина о партийности философии, «Вестн. ЛГУ», 1949, N° 7; Востри-к о в А., Борьба Ленина.против неокантианской ревизии марксизма в России, [М. ], 1949; Суворове. Г., Критика В. И. Лениным махизма и борьба против совр. «физич.» идеализма, в сб. ст.: Филос. вопросы совр. физики, М., 1952; К у ли к о в Е. С, Борьба В. И. Ленина за диалектич. материализм против либерального народничества, в кн.: Уч. зап. пед. ин-та. Вып. 8. Кафедры историч. и филос. наук, [Волгоград], 1957; А х р е м ч и к М. Н.. Борьба
B. И.Ленина против реакц. социологии махизма, в кн.: Тр. ин-та философии АН БССР, вып. 1, Минск, 1958; В а й с м а н А. М., Обоснование и развитие В. И. Лениным марксист ского принципа партийности в освещении обществ, идей и теорий. (Период борьбы В. И. Ленина против «легаль ного марксизма»), Таш., 1959; Кружков В. С, В. И. Ленин о партийности философии, «Вопр. философии», 1959, Кг 6; Окулов А. Ф., Борьба В. И. Ленина про тив философии реформизма и ревизионизма, М., 1959; ШестаковМ.Г., Борьба В. И. Ленина против идеа- листич. социологии народничества, 2 изд., М., 1959; Асе- ев Ю- А., Методологич. основы ленинской критики соци- ально-политич. содержания позитивизма, «Вестн. ЛГУ», М 11. Серия экономики, философии и права, вып. 2, 1960; БочкаревН. И., Некоторые вопросы критики В. И. Лениным идеологии буржуазного либерализма в России (1907 —1914 гг.), в сб. ст.: Очерки по истории философии в России, М., 1960; БутенкоА. А., Критика В. И. Ле ниным идеалистич. эмпиризма по осн. гносеологич. вопросу, в кн.: Тр. учебн. ин-тов связи, вып. 2, Л., 1960; Попов
C. И., Борьба В. И. Ленина против неокантианской реви зии марксистской философии и значение этой борьбы для современности, в сб. ст.: Очерки по истории философии в России, [М.], 1960; П у н д а Г. В., Критика В. И. Лени ным филос. основ ревизионизма, в кн.: Сб. ст., посвящен ных 90-летню со дня рождения В. И. Ленина, Ростов-на- Дону, 1960; РасуловТ. А., Критика В. И. Лениным позитивистской социологии в 90-е годы XIX века, Баку, I960; Черкасов И. И., В. И. Ленин о причинах воз никновения и классовой сущности ревизионизма, веб.: Уч. зап. Моск. физико-технического ин-та. Труды кафедры марк сизма-ленинизма, 1960, № 6; В а с е ц к и й Г. С, Разви тие В. И. Лениным марксистской философии в борьбе с ревизионизмом (1907 —1913 гг.), М., 1961; Дубров ский Д. И.. К вопросу о критике В. И. Лениным прагма тизма, «Вопр. философии», 1962, JY» 4; М и т и и М. Б.,
В. И. Ленин и борьба против совр. позитивизма, в сб. ст.: Философия марксизма и неопозитивизм. Вопросы критики совр. позитивизма, М., 1963; G h i о 1 d i R., Los partidos en filosofia, «Cuadernos de Cultura», 1957, N° 32; В о Ь о с А., Actualitatea luptei lui V. 1. Lenin impotriva pozitivismului, «Cercetari Filosofice», 1960, annul 7, Л'» 2; Бербатов Н., Ленинският принцип за партийноетта на философията и естествознанието, «Народна просвета», 1960, N° 4; Н е i n z e A., Lenins Kampf gegen den Revisionismus. Vortrag anlasslich des 90. Geburtstages von W. I. Lenin, Lpz., 1960; M о 1 s k a A., Lenin i problemy soejologii, в сб.: Filozofia i sociologia XX wieku (Seria Mysli i Ludzie. 2. Filozofia nowozytna wsp6rczesna, Warsz., 1962.