Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА 23 34 страница



Отвергая всякие уступки бурж. мировоззрению, Л. призывал использовать марксистскую теорию для подготовки умов к социалистич. революции. «Рево­люционерам социалистам,— писал Л.,— приходится начать такую же борьбу, какую вели философы и памфлетисты буржуазии; они должны взять штурмом социальные теории и мораль капитализма; они долж­ны уничтожить в головах класса, призванного к борь­бе, предрассудки, воспитываемые в нем господству­ющим классом» (Соч., т. 3, М.—Л., 1931, с. 325).

В 1895 Л. выступил против попыток Жореса при­мирить марксизм с идеализмом платоновского толка («Идеализм и материализм в объяснении истории», 1895). Так же решительно Л. выступал против отож­дествления марксистской философии с философией Гегеля. Л. отверг утверждение А. Раппопорта, будто для Маркса «существует тождество реальности». Идея, говорил Л., так же реальна, как объект, отражением к-рого в мозгу она является. Но Маркс никогда не утверждал тождества отражаемого и отражения, объ­ективной действительности и идеи. Марксизм исхо­дит из единства бытия и мышления, но не из их тож­дества .

В своем осн. филос. труде «Экономич. детерминизм Карла Маркса» (1909) Л. попытался с позиции исто-


154 ЛАФАРГ


рич. материализма объяснить возникновение и раз­витие идеологии, явлений, в частности этич., филос. и ре лиг. идей.

Считая диалектику Маркса науч. методом, имею­щим всеобщий характер, Л. писал: «... К изучению всех естественных или общественных явлений можно применять один и тот же научный метод, метод диа­лектический, „наивысшую форму мышления"» (там же, т. 1, М.—Л., 1925, с. 272). Однако Л. не су»кл в пол­ной мере понять и оценить материалистич. диалек­тику как революц. душу марксистской философии и иногда отступал на позиции метафизич. материа­лизма.

В области политики Л. боролся против реформи­стской идеи «мирного врастания» капитализма в со­циализм, отвергал абсолютизацию легальной парла­ментской борьбы, критиковал реформистские и нацио-налистич. ошибки Года. Однако борьба Л. с оппорту­низмом была не всегда последовательной. Л. но сумел распознать каутскианство и в ряде вопросов сам оказывался на позициях централизма. Во имя фор­мального единства Л. продолжал находиться в одной партии с людьми, к-рые еще задолго до первой миро­вой войны ничего общего с пролетариатом не имели. В нек-рых важнейших вопросах теории марксизма Л. также стоял на неверных позициях. Так, он оши­бочно полагал, что задача социалистич. революции заключается лишь в захвате политич. власти и в при­ведении ее в соответствие со сложившейся будто бы в недрах капиталистич. общества социалистич. эко­номикой (см. «Социализм во Франции», там же, с. 76). Л. допустил ошибки и по крест, вопросу, полагая, что в период социалистич. революции рабочий класс должен осуществлять союз не с трудящимся кресть­янством, а с крестьянством в целом.

Рассматривая вопросы эстетики и лит. критики, Л. с марксистских позиций подверг резкой критике ■отрыв лит-ры и иск-ва от породившей их социальной среды, показал их обратное влияние на эту среду. Убежденный противник теории «искусства для искус­ства», Л. резко выступал против писателей-форма-.листов. Он критиковал та. натурализм, к-рый, по Л., видит лишь поверхность жизни и не в состоянии уло­вить законы развития обществ, явлений. Л. высоко оценил реалистич. творчество Бальзака. Вместе с тем в работах Л. имелись несправедливые оценки Гюго .{«Легенда о Викторе Гюго», 1888) и Золя («О „День­гах" Золя», 1891, рус. пер. 1932).

Раскрывая закономерности развития языка, Л. признавал наличие и необходимость общенар. языка; богатство и развитость языка Л. объяснил уровнем развития мышления, к-рый, в свою очередь, опреде­ляется развитием производит, сил, богатством и раз­нообразием обществ, связей («Франц. язык до и после революции», 1894, рус. пер. 1930). Л. обратил внима­ние на то, что в революц. эпохи язык, ого грамматич. ч;трой и словарный запас подвергаются особо быст­рым изменениям. Л. придал большое значение изу­чению т. н. классовых жаргонов, желая доказать активное воздействие социальной среды на язык. Эти положения Л. были неправильно интерпретированы в сов. лит-ре 50-х гг. (в т. ч. и автором настоящей кугатьи). Выражение Л. «революция в языке» было' воспринято в буквальном смысле, т.е. как качеств, .переход от одного общенац. языка к другому. В дей­ствительности же Л. говорил о резких качеств, перо-ходах в границах единого общенац. языка, что не­оспоримо для революц. эпох. Точно так же из учения Л. о классовых жаргонах нельзя было выводить тео­рию о классовости языка, ибо Л. полагал, что клас­совые жаргоны существуют внутри единого общенац. языка. Ошибочные оценки лингвистич. взглядов Л. имели своим основанием неверную трактовку роли Л.


в развитии марксистского языкознания, данную Ста­линым.

С позиций пролет, атеизма Л. разоблачал в своих работах реакц. сущность религии. В памфлете «Рели­гия капитала»(1887) Л. вложил в уста буржуа Шнейде-ра след. слова, вскрывающие классовую сущность ре­лигии, христианства в частности: «Если мы хотим ос­таться привилегированным классом, если мы желаем продолжать жить за счет тех, кто трудится,— необ­ходимо развлекать воображение скотских народных масс легендами и сказками о потустороннем мире. Христианская религия великолепно исполняла эту роль» (Соч., т. 3, с. 354). Преодоление религ. миро­воззрения Л. связывал с уничтожением эксплуата­ции человека человеком, нищеты и культурной отста­лости масс.

Выступая в защиту марксистского понимания нрав­ственности, Л. на большом фактич. материале пока­зал классовый характер нравственности в классовом обществе. Он подверг беспощадной критике ханже­скую и человеконенавистнич. бурж. мораль, показал возвышенный характер нравственности революц. про­летариата.

Значит, интерес представляют работы Л. по кри­миналистике, этнографии, сравнит, мифологии. Опро­вергая теорию Ломброзо, Л. указывал, что корни преступности нужно искать не в области биологии, а в материальных условиях жизни людей, в наличии эксплуататорского строя, к-рый обрекает огромные массы на безработицу, на иолунищенскую жизнь, расширяет возможности преступности. Опираясь на труды Кетле, Л. доказывал, что.преступность в капи­талистич. обществе вытекает из самой его сущности, что кривая преступности в этом обществе подчиняется изменениям экономич. конъюнктуры. Как и в др. своих исследованиях, Л. в работах по этнографии стремился найти последние основания обычаев и нра­вов в особенностях экономич. жизни людей. О рабо­тах Л. по сравнит, мифологии Энгельс писал: «Пред­ложенное Лафаргом толкование библии очень мило; незрело, но оригинально; оно порывает, наконец, с устаревшим теперь немецко-рационалистическим, филологическим методом. Большего для начала нельзя требовать» (М а р к с К. и Энгельс Ф., Соч., т. 28, 1940, с. 323). Л. отказывался видеть в именах Адама, Евы, Авеля и даже в именах богов — Элоим, Ягве — обозначение отд. личностей, считая эти имена обозначением племен и родов, только впоследствии персонифицированным. Так, в мифе об убийстве Авеля Каином Л. усматривал фантастич. отражение противоречий между скотоводч. и земледельч. пле­менами. Не все в работах Л. выдержало испытание временем. Тем не менее в целом они являются показа­телем силы и плодотворности изучения социальных явлений с позиций историч. материализма.

Соч.: в рус. пер.—Соч., т. 1—3, М.—Л., 1925—31; Памфлеты, М.— Л., 1931; Литературно-критич. статьи, Вступ. ст. В. Гоффеншефера, М., 1936; Религия и капитал, М., 1937.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., [-Переписка и письма], Соч., т. 21—27 (см. Именной указатель); Ле­нин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд., т. 14, с. 189—91, 236; его же, Речь, произнесенная от имени РСДРП на похоронах Поля и Лауры Лафарг, 20 ноября (3 декабря) 1911 г., там же, т. 17; Русанов Н., Поль и Лаура Лафарги, «Рус. богатство», 1911, № 12; Стек-лов Ю. М., П. Л., боец революц. коммунизма. (1842 — 1911), 3 изд., П., 1924; Г о ф ф е н ш е ф е р В., П. Лафарг как практик марксистской критики, М., 1933; М о м -джян X. Н., Л. и нек-рые вопросы марксистской теории, Ер., 1954; Е р ы ш е в А. А., П. Л.— выдающийся теоре­тик марксизма, К., 1956; Гоффеншефер В., П. Л. и критика натурализма, «Вопр. лит.», 1957, № 5; Кова­лев И., Арест на брошюры П. Л., «Наука и религия», 1961, № 10; А р д а б ь е в А., Поль Лафарг, там же, 1962, К 1; Протасенво 3. М., Вопросы историч. материа­лизма в трудах П. Л., Л., 1962; Mehring Fr., Paul und Laura Lafargue, «Neue Zelt», 1911, 8. Dez., № 10.

X. Момджя-н. Москва.


ЛАФАТЕР — ЛЁБ 155


ЛАФА ТЕР(Lavater), Иоганн Каспар (15 нояб. 1741—2 янв. 1801) — швейц. религ.-филос. писатель, участник антифеод, движения нем. бюргерства «Буря и натиск». С 1768 до смерти — пастор в своем родном гор. Цюрихе. Широкий отклик у современников на­шло стремление Л. рассматривать человека вне зави­симости от сословной принадлежности, как самодо­влеющую ценность. Известен как автор «Физиогно­мики» («Physiognomische Fragmente zur Beforderung der Menschenkenntniss und Menschenliebe», Bd 1—4, 1775—78, нов. изд. 1948; неполи. рус. пер. 1817). Учение Л. о физиогномике исходит из ложного пред­ставления о тройственной природе человека — жи­вотной, интеллектуальной и моральной. Для выра­жения каждой из них якобы предназначены опре­деленные мышцы, особенно мышцы лица. Изучая черты лица, можно дать, по Л., разностороннюю характеристику человека. На почве физиогномич. интересов Л. в течение ряда лет (особенно в 1775—76) был связан с Гёте, к-рый считал, что в отдельных своих высказываниях Л. поднимался до «гениальной эмпирии». Однако в 1788 Гёте окончательно порвал с Л., от к-рого его отталкивали «расслабляющий мис­тицизм» и «жалкая апостольская капуцинская декла­мация». Действительно, несмотря на отдельные меткие эмпирич. наблюдения, физиогномика Л. ли­шена науч. значения: она строится на религ.-идеали-стич. принципах и полна совершенно произвольных толкований. К физиогномике Л. иронически относился Дарвин (см. в его кн.: «Выражение эмоций у человека л животных», Соч., т. 5, М., 1953,, с. 692—93).

Соч.: Ausgewahlte Werke,[Bd] 1—2, Z., [1943]; F u n.с k H., Briefwechsel zwischen Hamann und Lavater, Kbnigsberg, 1894; Goethe und Lavater, hrsg. v. H. Funck, Weimar, 1901.

Лит.: Переписка Карамзина с Л. Сообщена доктором
Ф. Вальдманом, в кн.: Сборник отд. рус. языка и словес­
ности АН, т. 54, N, 5,СПБ, 1893; Карамзин Н. М., Пись­
ма рус. путешестненника, 4 изд., М., 1900, с. 150—53, 157,
158—59, 161; Hellen E. von der, Goethe's Anteil
an Lavater's Physiognomischen Fragmenten, Fr./M., 1888;
Steinbrucker Ch., Lavaters physiognomische Fra­
gmente im Verhaltnis zur bildenden Kunst, В., 1915; H a s-
ler Th., J. C. Lavater, Z., 1942; Hup pert O., Hu-
manismus und Christentum. Goethe und L., die Tragik einer
Freundschaft, Stuttg., [1949]. С. Геллерштейн. Москва.

ЛАФИНУР(Lafinur), Хуан Крисостомо (1797 — 1824) — аргентинский философ-сенсуалист; учился в католич. ун-те, однако вскоре порвал с католицизмом и стал сторонником и пропагандистом учений Кон-дильяка и Кабаниса, противопоставляя их господ­ствовавшей в тот период в Аргентине схоластике.

С о ч.: Curso filosofico, В.-Aires, 1938.

Лит.: ingenieros J., La evoluci6n de las ideas argentinas, [t.j 1, B.-Aires, 1951.

ЛАЦАРУС(Lazarus), Мориц (15 сент. 1824—14 апр. 1903) — нем. философ-идеалист, один из основателей т. н. психологии народов. Проф. в Берне (1860), Бер­лине (1873—96). По филос. взглядам Л. последователь Гербарта. Вместе с Штейнталем основал в 1859 журнал «Zeitschrift fur Volkerpsychologie und Sprach-wissenschaft» («Журнал психологии народов и язы­кознания»). Отправляясь от психология, «атомизма» Гербарта, рассматривавшего различие психич. дея-тельностей индивидов как результат взаимоотноше­ний между их «душами», Л. трактовал индивида в качестве звена нек-рой психич. связи. Эта связь, объ­единяющая людей в общество, определяется истори­чески. Производным от психологии индивида высту­пает у Л. понятие «народного духа», объективным выражением к-рого являются язык, нравы, обществ, учреждения и т. п. Отсюда расширение индивидуаль­ной психологии до «социальной психологии», или «психологии народов», с привлечением данных и ме­тодов исследования этнографии, языкознания и дру­гих народоведческих дисциплин.

Идеалистич. концепция «психологии народов» была продолжена в иной трактовке В. Вундтом.


Соч.: Ober den Begriff und die Moglichkeit einer Vol­
kerpsychologie als Wissenschaft, «Deutsches Museum», 1851;
Das Leben der Seele in Monographien iiber seine Erscheinun-
gen und Gesetze, Bd 1—2, В., 1856—57, 3 Aufl. Bd 1—3
В., 1885 —1917; tjber die Ideen in der Geschichte, B. 1865'
2 Aufl., В., 1872; Ideale Fragen..., В., 1878, 3 Aufl. Lpz '
1885. ' ''

Лит.: L e i с h t A., L., der Begriinder der Volkerpsy­chologie, Lpz., 1904; S g a n z i n i C, Die Fortschritte der. Volkerpsychologie von Lazarus bis Wundt, Bern, 1913.

А. Мысливченко. Москва. ЛАШЕЛЬЁ(Lachellier), Жюль (27 мая 1832 — 16 янв. 1918) — франц. логик и философ, объективный идеалист, ближайший продолжатель Равессона. Проф. Канского лицея (1858—64) и Высшей нормальной шко­лы в Париже (1864—75), член Академии моральных и политич. наук. Л. считает, что многообразие суще­ствующего образует иерархию т. н. духовных реаль­ностей, идущую от высшей реальности (бога) к низшим «абстрактным» реальностям; последние являются предметом наук о природе, открывающих закономер­ности и присущий «абстрактной реальности» уни­версальный механизм. В духе кантианства, оказав­шего значительное влияние на Л., последний утвер­ждает, что закономерности, как и все категории есте­ствознания, носят априорный характер: их всеобщность и необходимость есть лишь внутренне присущий мыш­лению способ синтезирования чувственно-данного. Само же мышление, духовная деятельность восходят к божеству, в к-ром совпадают существование и сущ­ность, мышление (рефлексия) и воля.

Кроме абстрактной реальности, составляющей предмет естествознания, существует также «кон­кретная реальность», существование, к-рое сознает, переживает само себя, соотносит себя с высшей, абсолютной реальностью бога. Таким существова­нием является человеч. жизнь, к-рая характеризует­ся, в отличие от природы, не детерминизмом, а свобо­дой, не механизмом, а целевыми причинами, источни­ком к-рых является особая функция духа, проявляю­щаяся в интуиции, религ. вере и т. д.

«Метафизика» Л. носит ярко выраженный фидеист-ский характер. Ее характерной особенностью являет­ся попытка соединить знание с верой, рационализм с иррационализмом, однако иррационализм — пре­обладающий мотив в его философии. Попытка Л. пре­одолеть характерное для предшествующего спири­туализма противопоставление души и тела, сверхъ­естественного и естественного с целью создания «спи-ритуалистич. реализма» несостоятельна, поскольку Л. сохраняет основу спиритуализма — признание высшей, божественной реальности, противостоящей всему земному, небожественному. Л.— автор ряда исследований по логике, один из основоположников логики отношений.

Соч.: De natura syllogismi, P., 1S71; Oeuvres, t. 1—2, P., 1933.

Лит.: Войшвилло Е. К., Критика логики отно­
шений как релятивистского направление в логике. К вопро­
су о сущности суждений, в кн.: Филос. зап., т. 6. М., 1953;
Boutroux E., Etudes d'histoire de la philosophic
5 ed., P., 1925; S e a i 1 1 e s G., La philosophie de J. L., P.,
1935; В г ё h i e г Ё., Histoire de la philosophie, t. 2, fase.
4, [4 6d.], P., 1953; J о 1 i v e t R., De Rosmini h L., P..
[1953]; Millet L., Le symbolisme dans la philosophie
de L., P., 1959. Т. Ойзермаи. Москва.

ЛЁВ(Loeb), Жак (7 апр. 1859—11 февр.1924) — би­олог, основоположник физико-химич. методов в биоло­гии. Работал в ун-тах Берлина, Вюрцбурга, Страсбурга и на зоологич. станции в Неаполе. В 1891 переехал в США, где работал в Чикагском ун-те и Рокфеллеров­ском ин-те. Согласно взглядам Л., среда, в к-рой живет организм, представляет собой совокупность гетеро­генных силовых полей, образованных различными силовыми линиями — световыми лучами, диффуз­ными токами диссоциированных на ионы химич. ве­ществ и т. д. Вследствие влияния силовых полей на физико-химич. реакции в организме и благодаря


156 ЛЕБОН — ЛЕВ (ЛЕОН, ЛЕВОН) МАТЕМАТИК


симметричному строению тело животных принуди­тельно ориентируется по отношению к этим силовым линиям, в результате чего происходит движение жи­вотного, как инстинктивное, так и условно рефлектор­ное, по прямой линии к источнику раздражения. С т. зр. этих физико-химич. реакций, к-рые Л. назвал «животными тропизмами» (1890), он пытался объяс­нить биологич. поведение всех живых существ, от простейших до человека. В наст, время установлено, что даже у растений тропизмы есть реакции раздра­жимости живого вещества, к-рые не сводимы к физи­ко-химич. процессам. Л. просто отбрасывал качеств, особенности живых существ, отличающие их от физико-химич. систем: раздражимость, ощущение, приспособ­ляемость, целостность и лабильность.

С о ч.: The mechanistic conception of life, Chi., 1912; Regeneration from a physico - chemical view-point, N. Y., 1924; в рус. пер.—Динамика живого вещества, О., 1910; Зна­чение тропизмов для психологии, в кн.: Новые идеи в фило­софии, сб. 8, СПБ, 1913; Вынужденные движения, тропизмы и поведение животных, М., 1924; Организм как целое с физико-химич. точки зрения. Вступит, ст. Б. Завадовско-го, М.— Л., 1926; Белки и теория коллоидных явлений, М., 1933.

Лит.: Самойлов А. Ф., Механич. воззрение на
жизненные процессы, «Успехи экспериментальной биол.»,
1924, т. 3, вып. 1—2; Соболь С, Жак Лёб, «Народный
учитель», 1925, Ks 3, с. 66—72; Д о р ф м а н В., Загадки
жизни, там же, 1927, № 5—6; Остергаут В., Жак
Лёб, пер. с англ., М. — Л., 1930; Полная библиография
трудов Л., дается в англ. издании этой книги: О s t e г-
hout W. J. V., J. Loeb, [s. 1.], 1929, большинство их
опубл. в основанном Л. журнале «Journal of General Phy­
siology». M. Роговин. Москва.

ЛЕВОН(Le Bon), Гюстав (7 мая 1841—15 дек. 1931) — франц. ученый, философ-идеалист и реакц. социолог, д-р медицины. Л. принадлежит ряд экспе­римент, работ в области анатомии, физиологии, физи­ки и химии. Он создал натурфилос. гипотезу, близ­кую к энергетизму (см. «L'evolution de la matiere», P., 1909, p. 12).

Психологию Л. считал существ, основой познания истории (см. «Bases scientifiques d'une philosophie de Phistoire», P., 1931, p. 16), а движущей силой истории — иррациональные моменты — чувства и ве­рования, прежде всего религиозные (см. «Психоло-гич. законы эволюции народов» — «Les lois psycho-logiques de revolution des peuples», 1894, 18 ed., 1927; рус. пер. 1906). По Л., физиологич. и анатомич. расовые различия между народами дополняются не менее значит, психологич. различиями наследств. характера. Это ведет к различию воззрений народов и порождает между ними конфликты (см. там же, р. 190). Л. считал, что развитие цивилизаций происходит циклически. Толпа людей складывается в расу по мере приобретения ею общего идеала (являющегося большей частью иллюзорным верованием); затем под влиянием чуждых элементов этот идеал разлагается, вызывая распад общества и гибель цивилизации («Психология народов и масс» у «Psychologies des foules», 1895, рус. пер. 1896). В этой работе Л., враждебно относившийся к нар. массам, харак­теризует конец 19 и нач. 20 вв. как «эру толпы». Л. различал «гетерогенные толпы» (напр., толпы улицы) и «гомогенные толпы» (технич. и политич. сек­ты, военные и рабочие касты, бурж. и крест, классы). По мнению Л., человек в толпе теряет свою индивиду­альность, подчиняется ее примитивным импульсам, действует аффективно, обретает веру в чудо и потреб­ность подчиняться вождю.

Идеи равенства Л. считал противоречащими чело-веч, природе и утверждал, что «неизбежное следствие цивилизации состоит в дифференциации индивидов и рас» («Les lois psychologiques...», p. 189). Л. кле­ветнически изображал социализм врагом демократии и призывал к борьбе с ним (см. «Психология социа­лизма», СПБ, 1908, с. 75). Отрицательно относясь


ко всякой революции, Л. особенно враждебно встретил Окт. революцию 1917, поскольку она при­вела к уничтожению «элиты», якобы принесла Рос­сии только разруху и показала «полную неспособ­ность» рабочего класса (см. «Psychologie des temps nouveaux», P., 1920, p. 191). Реакц. идеи Л. ока­зали влияние на многих представителей бурж. соци­альной психологии.

С о ч.: L'homme et les societes, v. 1—2, P., 1881; La civi­lisation des arabes, P., 1884; Les civilisations de l'lnde, P., 1887; Les premieres civilisations de l'Orient, P., 1889; Les opinions et les croyances, P., 1911; La revolution fran­chise et la psychologie des revolutions, P., 1912; La vie des verites, P., 1914; L'evolution actuelle du monde, P., 1927; в рус. пер. — Эволюция материи, 2 изд., СПБ, 1909; Психология воспитания, СПБ, 1910; Зарождение и исче­зновение материи, 2 изд., СПБ, 1910.

Лит.: Бычковский Б. С, Совр. философия, ч. 1, Проблема материи и энергии, СПБ, 1911; Pi с а г d E., G. Le Bon et son oeuvre, P., [1909]. В. Кузнецов. Москва.

ЛЕВРЁ(Lebret), Луи Жозеф (р. 26 июня 1897) — франц. социолог, священник, представи­тель социального католицизма; один из инициаторов движения за «гуманную экономику», руководитель ассоциации «Экономика и гуманизм» (с 1940), директор журн. «Economie et humanisme» (с 1942). Л. осуждает капитализм как «жадную» экономику, занятую погоней за прибылью и игнорирующую по­требности человеч. личности, и выдвигает задачу создания новой цивилизации, принципом к-рой долж­но явиться удовлетворение потребностей всех людей в сочетании с участием трудящихся в руководстве экономикой. Предлагая нек-рые реформы в области экономики, эта программа не предусматривает унич­тожения частной собственности на средства произ-ва и направлена против социалистич. революции. Не указывая реальных путей для осуществления лозун­гов «гуманной экономики», Л. пропагандирует реакц. утопию об установлении «земного рая» на основе осу­ществления заповедей христианства; его учение — религ. разновидность реформизма. Взгляды Л. проник­нуты антикоммунизмом; марксизм он характеризует как «фальшивый гуманизм», якобы игнорирующий глубокие потребности человеч. личности, т. к. он не признает ее «божеств, природы». Создание «гуман­ной экономики», по мнению Л.,— наиболее эффектив­ный путь борьбы с коммунизмом.

Л. призывает зап. державы во имя их собств. спа­сения и борьбы с влиянием коммунизма к «бескорыст­ной» помощи слаборазвитым странам (см. «Le drame du siecle», P., 1960, p. 146—47). Отрицая за наро­дами бывших колоний способность самостоятельно преодолеть экономич. и культурную отсталость, Л., по сути дела, предлагает новые формы колониальной зависимости для этих стран.

По методологии исследований (гл. место занимают исследования потребностей и жизненного уровня) Л. примыкает к эмпирич. социологии. Л. имеет много сторонников во Франции и др. странах.

Соч.: Principes et perspectives d'une economie humaine, [2 ed.}, Ecully (Rhone), [1944]; Positions-cles, L'Arbresle (Rh6ne), [1946] (соавтор); Principes pour Paction, P., 1946; Decouverte du bien commun, P., [1947]; De l'efficacite poli­tique du Chretien, P., [1947]; Action, marche vers Dieu, P., 1949; Montee humaine, P., 1951; Guide pratique de l'en-quete sociale, v. 1—4, P., 1951—58; Civilisation, P., 1953; Connaitre une population, L'Arbresle (Rhone), 1953; Rajeunir I'examen de conscience, P., [1953]; Sociologie religieuse, sciences sociales, [P.], 1953; Appels au Seigneur, P., [1955]; Amenagement des territoires, P., [1955] (соавтор); Tensions du monde moderne, P., [1955 ] (соавтор); Au contact des forces vivantes, [P., 1955] (соавтор); Pour une economie des besoins, [P.,1955]; Economie et civilisation, v. 1—2, P., 1956—58 (соав­тор); La France en transition, P., [1957]; Dimensions de la charite, P., 1958; Suicide ou survie de 1'Occident?, P., 1958; Manifeste pour une civilisation solidaire, [Caluire — P., 1959]; Dynamique concrete du developpement, P., [1961].

В. Кузнецов. Москва.

ЛЕВ (ЛЁОН, ЛЕВОН) МАТЕМАТИК(КЫч 6 ЖаЦ-u.aziy.6i) (805—870)—визант. философ и ученый, армя-


ЛЕВЕНХЕЙМ — ЛЕВИН 157


нин по происхождению. Принадлежал к умеренному направлению иконоборчества. В 840—843 был митро­политом Фессалоники, но был смещен в 843 после восстановления иконопочитания. Л. М. был одним из основоположников светского направления в ви-зант. науке. Он особенно интересовался диалектикой, математикой и прикладной мехапикой, занимался исследованиями в области наблюдат. астрономии. После реорганизации Константинопольского ун-та в 863 Л. М. был назначен его ректором и проф. философии и математики. Среди его учеников бы­ли просветители славян Константин (Кирилл) и Мефо-дий, геометр Федор, астроном Феодигий, грамматик Комитас и, возможно, Фотий. Сочинения Л. М. до нас не дошли.

Лит.: Липшице. Э., Визант. ученый Л. М., «Визант.
временник», 1949, т. 2 (27); на арм. яз.—А дон цН.,
Историч. исследования, Париж, 1948; ПетросянГ. В.,
О жизни и деятельности выдающегося ученого математика
IX века Левона, веб.: Из истории естествознания и тех­
ники, вып.. 1, Ер., 1960. Б. Горянов. Ленинград.

ЛЕВЕНХЕЙМ(Lowenheim), Леопольд (1878—1940)— нем. логик и математик. Осн. работы Л. посвящены исследованию разрешения проблемы для узкого пре­дикатов исчисления. Он доказал, что решение этой проблемы в общем случае сводится к ее решению для случая, когда логич. выражения имеют лишь дву­местные и одноместные предикатные переменные. Л. показал, что существуют выражения (формулы) узкого исчисления предикатов, общезначимые в лю­бой конечной области, но не общезначимые в бес­конечной области предметов. Вместе с тем он ус­тановил, что если формула узкого исчисления пре­дикатов содержит лишь одноместные предикатные переменные и число их равно нек-рому натураль­ному п, то из общезначимости формулы в любой области, состоящей не более чем из 2П предметов, следует ее общезначимость во всякой области. Из этого утверждения следует разрешимость проблемы разрешения для узкого исчисления одноместных пре­дикатов. Л. доказал также, что из общезначимости формулы исчисления предикатов в нек-рой счетной области следует ее общезначимость в любой непу­стой области.

С о ч.: Moglichkeiten im Relativkalkul, «Math. Ann.», 1915, Bd 76; Einkleidung der Mathematik in Schroderschen Relativkalkul, «J. Symbolic Logic», 1940, v. 5, № 1.

В. Донченко. Москва.

«ЛЕВИАФАН»(1651)— сочинение Гоббса, вк-ром изложено его учение о гос-ве.

ЛЕВЙ-БРТОЛЬ(Levy-Bruhl), Люсьен (10 апр. 1857 — 13 марта 1939) — франц. философ-позити­вист, социолог и теоретик этнографии, руководитель Ин-та этнологии при Сорбонне. Автор ряда трудов по истории франц. и нем. философии. Широкую из­вестность приобрели труды Л .-Б. о первобытном мыш­лении, построенные на большом этнография, мате­риале народов Африки, Австралии и Океании. В них Л.-Б. выдвинул гипотезу о наличии качественно различных типов мышления и утверждал, что невоз­можно понять психику первобытных людей или же людей, стоящих на очень низкой ступени обществ.-историч. развития, если исходить из психология, данных, полученных на основании изучения взрослых или детей из совр. общества (как это делают, напр., последователи школы психологич. эволюционализма— Спенсер, анимизма Тайлор, Вундт, Боас и др.) или же на основании изучения психологии невротика (Фрейд). Л.-Б. утверждает, что мышление перво­бытного человека относится к «дологической» (рге-logique) фазе, в к-рой мысленное расчленение предме­тов и явлений и мысленное их объединение осущест­вляется по совершенно иным признакам, чем это делает человек из цивилизованного общества. Перво­бытное мышление, по Л.-В., характеризуется — с ло-


гич. точки зрения — отсутствием в нем законов фор­мальной логики и прежде всего закона противоречия, а с психологич. точки зрения — отсутствием свой­ственных цивилизов. человеку ассоциаций. Правда, по теории Л.-В., «дологический» характер носят лишь «коллективные представления» (термин заимство­ван у Дюркгейма), а мышление отд. индивидов в пер­вобытном обществе является вполне логичным. Гос­подствующим в первобытном мышлении является закон партиципации (сопричастия), согласно к-рому предметы и явления обладают свойством «единосущ-ности», наиболее ярким примером к-рой является тотем (см. Тотемизм). В результате сознание первобыт­ного человека, не отличаясь в чувственно-моторной сфере от сознания цивилизованного человека, воспри­нимает мир через призму «коллективных представ­лений» (языка, мифов, обрядов и т. п.). В посмертно изданных «Записных книжках» (1949) Л .-Б. в значит, мере отходит от этой концепции. Сов. исследователи проблемы происхождения сознания отвергли ошибоч­ные концепции Л.-Б. о дологич. характере первобыт­ного мышления (см. Сознание).

С о ч.: L'Allemagne depuis Leibniz. Essai sur le develop-pement de la conscience nationale en Allemagne. 1700—1848, P., 1890; La philosophie d'Auguste Comte, 3 ed., P., 1913; Jean Jaures; essai biographique, 6 ed., P., 1924; L'ame pri­mitive, P., 1927; La morale et la science de moeurs, 9 ed., P., 1927; Le surnaturel et la nature dans la mentalite primitive, P., 1931; La mythologie primitive, P., 1935; L'experience mystique et les symboles chez les primitifs, P., 1938; Les carnets..., P., 1949; Les fonction mentales dans les societes inferieures, 9 ed., P., 1951; в рус. пер.— Первобытное мыш­ление, М., 1930; Сверхъестественное в первобытном мышле­нии, М., 1937.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.