Активність - загальна характеристика живих систем, що відрізняє §х від неживих: здатність до внутрішніх змін системи під впливом зміни зовнішніх чи внутрішніх умов, без §§ знищення.
Петровський виділяє 2 види активності : внутрішня та зовн.
Діяльність - специфічна людська активність, направлена на пізнання та перетворення оточуючого і внутрішнього світу, породжується потребами і регуюється свідомістю.
Поведінка - система усвідомлювано§ та неусвідомлювано§ активності, що спризводить до найкращого пристосцвання індивілду до навколишнього середовища.
Діяльність - це цілісний мотивований акт поведінки. Цілісний смисловий акт поведінки можна охарактеризув за допомогою.
N31. Психологічна структура діяльності
У психологічну структуру діяльності входять такі елементи:
Метана яку спрямовано діяльність є, як правило, більш, або менш віддаленою. Тому досягнення мети складається із послідовного вирішення людиною ряду конкретних завдань, які стоять перед нею, на шляху досягнення цілі.(Пр: Зварити борщ: купити, почистити, зварити певні продукти).
Діяльність:
-- Мотив - те побуджує людину до ді§
-- Дія - відносно закінчений елемент діяльності, направлений на досягнення проміжкових цілей, що входять до загально§ мети діяльності. Цілком усвідомлюваний.
-- Ціль - об'єкт діяльності
Діяльність->дія ->операція ->психофізична функція
N32 Поняття діяльності в працях Виготського і Рубінштейна
Выготский
Культурно-историческая теория развития психики: по Выготскому, необходимо различать низшие и высшие психические функции, и соответственно два плана поведения -- натуральный, природный (результат биологической эволюции животного мира) и культурный, общественно-исторический (результат исторического развития общества), слитые в развитии психики.
Гипотеза, выдвинутая Выготским, предлагала новое решение проблемы соотношения низших (элементарных) и высших психических функций. Главное различие между ними состоит в уровне произвольности, то есть натуральные психические процессы не поддаются регуляции со стороны человека, а высшими психическими функциями люди могут сознательно управлять. Выготский пришёл к выводу о том, что сознательная регуляция связана с опосредованным характером высших психических функций. Между воздействующим стимулом и реакцией человека (как поведенческой, так и мыслительной) возникает дополнительная связь через опосредующее звено -- стимул-средство, или знак.
Отличие знаков от орудий, также опосредующих высшие психические функции, культурное поведение, состоит в том, что орудия направлены "вовне", на преобразование действительности, а знаки "вовнутрь", сначала на преобразование других людей, затем -- на управление собственным поведением. Слово -- средство произвольного направления внимания, абстрагирования свойств и синтеза их в значение, произвольного контроля собственных психических операций.
Рубинштейн
Понимание деятельности не как замкнутой в себе сущности, но как проявления субъекта, позволяет Рубинштейну сформулировать тезис об объективной опосредствованности сознания. Диалектика объективирования и субъективирования - это не гегелевское саморазвертывание сущности субъекта, а объективно-деятельностное и субъективно-сознательное соотнесение данного субъекта с другими, с продуктами его деятельности и отношениями, которые эту деятельность детерминируют. Таким образом, связь сознания и деятельности не просто постулируется, а раскрывается.
Позднее Рубинштейн квалифицировал этот принцип следующим образом: "Утверждение единства сознания и деятельности означало, что надо понять сознание, психику не как нечто лишь пассивное, созерцательное, рецептивное, а как процесс, деятельность субъекта, реального индивида, и в самой человеческой деятельности, в поведении человека раскрыть его психологический состав и сделать таким образом самую деятельность человека предметом психологического исследования". Однако следует подчеркнуть, что реализация Рубинштейном деятельностного подхода к сознанию, который фактически совпадал в этом значении с принципом субъекта деятельности, не означала сведения специфики сознания и психики в целом к деятельности. Напротив, принцип единства сознания и деятельности базировался на их понимании как различных модальностей, а деятельностный подход служил цели объективного выявления специфики активности сознания.