Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

N30. Співвідношення понять Активність, поведінка, діяльність



Активність - загальна характеристика живих систем, що відрізняє §х від неживих: здатність до внутрішніх змін системи під впливом зміни зовнішніх чи внутрішніх умов, без §§ знищення.

Петровський виділяє 2 види активності : внутрішня та зовн.

-Внутр - мотиваційний компонент, цільовий компонент, інструмент (знання, вміння, навички);

-Зовн - поведінка - пантоміміка.

Діяльність - специфічна людська активність, направлена на пізнання та перетворення оточуючого і внутрішнього світу, породжується потребами і регуюється свідомістю.

Поведінка - система усвідомлювано§ та неусвідомлювано§ активності, що спризводить до найкращого пристосцвання індивілду до навколишнього середовища.

Діяльність - це цілісний мотивований акт поведінки. Цілісний смисловий акт поведінки можна охарактеризув за допомогою.

 

N31. Психологічна структура діяльності

 

У психологічну структуру діяльності входять такі елементи:

Метана яку спрямовано діяльність є, як правило, більш, або менш віддаленою. Тому досягнення мети складається із послідовного вирішення людиною ряду конкретних завдань, які стоять перед нею, на шляху досягнення цілі.(Пр: Зварити борщ: купити, почистити, зварити певні продукти).

Діяльність:

-- Мотив - те побуджує людину до ді§

-- Дія - відносно закінчений елемент діяльності, направлений на досягнення проміжкових цілей, що входять до загально§ мети діяльності. Цілком усвідомлюваний.

-- Ціль - об'єкт діяльності

 

Діяльність->дія ->операція ->психофізична функція

 

N32 Поняття діяльності в працях Виготського і Рубінштейна

 

Выготский

Культурно-историческая теория развития психики: по Выготскому, необходимо различать низшие и высшие психические функции, и соответственно два плана поведения -- натуральный, природный (результат биологической эволюции животного мира) и культурный, общественно-исторический (результат исторического развития общества), слитые в развитии психики.

Гипотеза, выдвинутая Выготским, предлагала новое решение проблемы соотношения низших (элементарных) и высших психических функций. Главное различие между ними состоит в уровне произвольности, то есть натуральные психические процессы не поддаются регуляции со стороны человека, а высшими психическими функциями люди могут сознательно управлять. Выготский пришёл к выводу о том, что сознательная регуляция связана с опосредованным характером высших психических функций. Между воздействующим стимулом и реакцией человека (как поведенческой, так и мыслительной) возникает дополнительная связь через опосредующее звено -- стимул-средство, или знак.

Отличие знаков от орудий, также опосредующих высшие психические функции, культурное поведение, состоит в том, что орудия направлены "вовне", на преобразование действительности, а знаки "вовнутрь", сначала на преобразование других людей, затем -- на управление собственным поведением. Слово -- средство произвольного направления внимания, абстрагирования свойств и синтеза их в значение, произвольного контроля собственных психических операций.

Рубинштейн

Понимание деятельности не как замкнутой в себе сущности, но как проявления субъекта, позволяет Рубинштейну сформулировать тезис об объективной опосредствованности сознания. Диалектика объективирования и субъективирования - это не гегелевское саморазвертывание сущности субъекта, а объективно-деятельностное и субъективно-сознательное соотнесение данного субъекта с другими, с продуктами его деятельности и отношениями, которые эту деятельность детерминируют. Таким образом, связь сознания и деятельности не просто постулируется, а раскрывается.

Позднее Рубинштейн квалифицировал этот принцип следующим образом: "Утверждение единства сознания и деятельности означало, что надо понять сознание, психику не как нечто лишь пассивное, созерцательное, рецептивное, а как процесс, деятельность субъекта, реального индивида, и в самой человеческой деятельности, в поведении человека раскрыть его психологический состав и сделать таким образом самую деятельность человека предметом психологического исследования". Однако следует подчеркнуть, что реализация Рубинштейном деятельностного подхода к сознанию, который фактически совпадал в этом значении с принципом субъекта деятельности, не означала сведения специфики сознания и психики в целом к деятельности. Напротив, принцип единства сознания и деятельности базировался на их понимании как различных модальностей, а деятельностный подход служил цели объективного выявления специфики активности сознания.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.